Актуальность исследования обусловлена важностью разработки и внедрения проактивных систем налогового администрирования, способных предсказывать и снижать налоговые риски для государства на основе реальных данных. Предмет исследования - система налогового администрирования НДС в Российской Федерации в условиях цифровизации и риски, связанные с ее функционированием. Целью работы является обоснование путей совершенствования налогового администрирования НДС в условиях цифровизации посредством формирования проактивной системы управления налоговыми рисками государства, основанной на применении сценарного подхода к прогнозированию налоговых поступлений с учетом влияния релевантных факторов. В статье обоснованы предложения по созданию более эффективного механизма управления налоговыми рисками по НДС, основанного на прогнозных моделях и сценариях. Для их построения были использованы специальные экономико-математические методы: регрессионный анализ, построение авторегрессионной модели с временными лагами и модели коррекции ошибок. Для реализации проактивной системы управления налоговыми рисками по НДС предложен программный модуль АСК НДС-2, который интегрирует стратегические и оперативные решения. Его использование позволит налоговым органам улучшить автоматизацию процессов администрирования, снизить затраты на проверки и сосредоточиться на предприятиях с высоким уровнем налоговых рисков. Отличительная особенность предлагаемого подхода состоит в том, что разработанная на его основе система способна предсказывать налоговые риски по НДС и принимать соответствующие профилактические меры. Внедрение этой системы будет способствовать улучшению управления налоговыми рисками государства, повышению эффективности работы налоговых органов и обеспечению более стабильных налоговых поступлений в бюджет. Направления дальнейших исследований - построение моделей дифференцированных групп схожих предприятий и отдельных крупных налогоплательщиков с использованием возможностей больших данных и искусственного интеллекта.
Идентификаторы и классификаторы
Проактивное налоговое администрирование является важным элементом кооперативного комплаенса (cooperative compliance) – современного подхода, который делает акцент на сотрудничестве и взаимном доверии между налоговыми органами и налогоплательщиками. Проактивное налоговое администрирование направлено на предвидение и решение потенциальных проблем еще до того, как они повлекут за собою значительные негативные последствия. Вместо того, чтобы реагировать только на уже свершившиеся события (оценивание рисков по отклонениям от достигнутых средних показателей отрасли и др.) налоговые органы, действующие проактивно, принимают также профилактические меры, основанные на предвидении событий, которые способствуют более эффективному соблюдению налогового законодательства и добровольному выполнение обязательств налогоплательщиками.
Список литературы
1. Allingham M.G., Sandmo A. Income tax evasion: A theoretical analysis. Journal of Public Economics. 1972; 1(3-4): 323-338.
2. Battiston P., Gamba S., Santoro A. Machine learning and the optimization of prediction-based policies. Technological Forecasting & Social Change. 2024; 199: 123080. DOI: 10.1016/j.techfore.2023.123080
3. Daly S. The OMC, intelligent accountability and the monitoring of national tax authorities. Modern Law Review. 2022; 85(5): 1109-1135.
4. Fjeldstad O.-H., Schulz-Herzenberg C., Sjursen I.H. People’s views of taxation in Africa: A review of research on determinants of tax compliance. Afrobarometer Working Paper. 2012;(143).
5. Guseva T.A., Smetanina E.E., Izotov A.V. Features of the development of tax legal relations in the context of digitalization. Advances in Economics, Business and Management Research. 2020; 156: 569-573.
6. Lugarić T.R. The Cooperative Compliance Model in Taxation: What is the Future? Intertax. 2019; 47(6/7): 570-580.
7. Nembe J.K., Atadoga J.O., Mhlongo N.Z., Falaiye T., Olubusola O., Daraojimba A.I., Oguejiofor B.B. The Role of Artificial Intelligence in Enhancing Tax Compliance and Financial Regulation. Finance & Accounting Research Journal. 2024; 6(2): 241-251.
8. Potka-Soininen T. Co-operative Compliance in Taxation of Large Corporations in Finland: Process and Outcomes. Jyväskylä: Jyväskylä University School of Business and Economics, University of Jyväskylä; 2022.
9. Slemrod J. Tax Compliance and Enforcement. Journal of Economic Literature. 2019; 57(4): 904-954.
10. Soled J., DeLaney Th.K. Predictive Analytics and the Tax Code. Florida State University Law Review. Forthcoming. 2023. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=4441446.
11. Анисимова А.А. Методы совершенствования цифровых налоговых сервисов в современной практике налогового администрирования // Налоги и налогообложение. 2021. № 1. С. 71-80. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35283. DOI: 10.7256/2454-065X.2021.1.35283
12. Колчин С.П., Анисимова А.А. Вовлечение налогоплательщиков в цифровую налоговую среду: инструменты поведенческой экономики // Налоги и налогообложение. 2020. № 5. С. 76-87. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33652. DOI: 10.7256/2454-065X.2020.5.33652
13. Колчин С.П., Анисимова А.А. Развитие цифровых налоговых сервисов в России на фоне общемировых трендов // Налоги и налогообложение. 2020. № 2. С. 40-51. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32374. DOI: 10.7256/2454-065X.2020.2.32374
14. Гончаренко Л.И., Богачев С.В. Налоговое администрирование как важный фактор обеспечения улучшения собираемости налогов. Экономика. Налоги. Право. 2024; 17(6): 140-151. DOI: 10.26794/1999-849X-2024-17-6-140-151
15. Гончаренко М.А., Хацько А.Д. Налоговые инструменты влияния на развитие рынка финансовых услуг. Экономика. Налоги. Право. 2024; 17(5): 115-128. DOI: 10.26794/1999-849x-2024-17-5-115-128
16. Гурнак А.В., Назарова Н.А. Налоговое стимулирование экономического роста в России: проблемы и перспективы // Налоги и налогообложение. 2023. № 1. С. 1-16. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39483. DOI: 10.7256/2454-065X.2023.1.39483
17. Евсикова Е.В., Коловайло С.А., Кравченко Н.А., Семухин И.Ю. Актуальные вопросы налогового администрирования. Юридический вестник ДГУ. 2022; 42(2): 74-83. DOI: 10.21779/2224-0241-2022-42-2-74-83
18. Мадых А.А., Охтень А.А., Дасив А.Ф., Турлакова С.С. Экономико-математические модели и информационно-коммуникационные технологии развития смарт-промышленности: монография (электронное издание). НАН Украины: Ин-т экономики пром-сти. Киев; 2019. 188 с.
19. Цепилова Е.С., Будкина Е.С. Эволюция налоговой политики государства в условиях развития клиентоцентричности налоговых органов (на примере НДС). Экономика. Налоги. Право. 2023; 16(2): 119-127.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Предметом исследования во второй части статьи выступают концептуальные идеи Адама Смита о неопределенности. Исследование предпринято с целью выявить и систематизировать элементы концепции неопределенности в работах Адама Смита, показав их связь с философией Дэвида Юма и современными экономическими теориями. Анализируется связь идей Смита с теорией вероятности Юма и предлагается альтернатива трактовкам, предполагающим сходство позиций Смита и Кейнса. Показывается, что Смит разработал классификацию уровней неопределённости, имеющую точки пересечения с современной институциональной теорией (Д. Норт). Обосновывается, что Смит рассматривает эвристики как инструмент снижения неопределённости, что сближает его идеи с современной поведенческой экономикой (Г. Гигеренцер). Ставятся под вопрос интерпретации, акцентирующие роль интервальной вероятности в его работах (М. Э. Брэди). Исследование демонстрирует, что концепция Смита, основанная на философии Юма, содержит элементы, предвосхищающие современные теории принятия решений. Методология исследования основана на сочетании антикваристского и презентистского подходов. Применялись: текстуальный анализ трудов Смита и Юма, сравнительно-исторический метод, концептуальная реконструкция и критический анализ интерпретаций. Междисциплинарный синтез позволил связать классические идеи с современными экономическими теориями. Исследование предлагает новую интерпретацию концепции неопределённости в работах Адама Смита, внося четыре существенных вклада в историю экономической мысли. Во-первых, проведен системный анализ связи его идей с теорией вероятности Юма, что позволило предложить альтернативу распространённым трактовкам, акцентирующим сходство взглядов Смита и Кейнса (М. Э. Брэди). Во-вторых, выявлена оригинальная классификация уровней неопределенности Смита по способам ее снижения (информация, знание, институты, иррациональные средства), предвосхищающая современные институциональные подходы. В-третьих, обоснована интерпретация “твёрдых правил” Смита как прототипа современных эвристик снижения неопределенности (Г. Гигеренцер) в поведенческой экономике. В-четвертых, расширен корпус анализируемых текстов за счёт малоизученных работ Смита (Лекции по юриспруденции, История астрономии) применительно к проблеме неопределенности. Полученные результаты пересматривают предложенные в литературе кейнсианские интерпретации идей Смита о неопределенности, обозначают новые исторические параллели с теорией ограниченной рациональности, связывая классическую политическую экономию с современными экономико-философскими дискуссиями.
В экономической теории факторы потребительского спроса представляли интерес для исследования и дискуссии на протяжении всего исторического горизонта, учитывая значимость социально-экономического явления. Объектом исследования, отраженным в данной статье, является сложившиеся в экономической науке подходы к изучению потребительского спроса и факторов, влияющих на его динамику. В качестве предмета исследования выступает детерминанты потребления домашних хозяйств. Цель работы - описать и проанализировать факторы потребительского спроса в российской экономике и предложить их системную классификацию. Методологической базой работы послужили научные исследования в области экономики, менеджмента, государственного управления, социологии и психологии. В работе использовались общенаучные методы: анализ, синтез, научная абстракция, дедукция, а также сравнение и сопоставление. С помощью данных методов проведено структурированное литературное исследование, основанное на систематическом обзоре отечественных и зарубежных научных трудов для всесторонней оценки парадигмы и эволюции научных подходов факторов потребительского спроса. Результаты показывают, что в настоящее время потребление домохозяйств определяется тремя группами факторов: факторы доходов, ценовые и неценовые факторы. При этом в отдельные периоды времени значимость некоторых из них может возрастать или снижаться. Особое внимание в исследовании уделяется изменению поведения потребителя, вопросам потребительских выбора и ожиданий, а также трансформации потребительского спроса в условиях цифровизации экономики. Новизна исследования заключается разработке авторской классификации факторов, влияющих на структуру и динамику потребительского спроса в современных условиях, на основе которой могу принимать микроэкономические и макроэкономические решения. Результаты работы вносят вклад в экономическую теорию систематизируя и актуализируя научные подходы к детерминантам, определяющим потребление домохозяйств. Практическая значимость исследования заключается в том, что четкая классификации факторов имеет приоритетное значение для теоретического анализа проблемных аспектов и прогнозирования потребительского спроса, поскольку его детерминанты декомпозируются в виде системы показателей (индикатив). При этом направления будущих исследований могут быть связаны с разработкой практических мер по нивелированию дисбаланса между спросом и предложением в экономике.
Объектом исследования являются региональные бюджеты. Предметом исследования - расходы и доходы региональных бюджетов в Российской Федерации. Авторы осуществили исследование вопросов, связанных с управлением расходами и доходами региональных бюджетов в начале 2025 года. При этом в рамках раскрытия заявленной темы осуществляется акцентирование на региональных диспропорциям в темпах их роста. Особое внимание сконцентрировано на вопросах, связанных с потенциальными направлениями повышения прозрачности управления региональными бюджетами в современных социально-экономических условиях, отличающихся и позитивным, и негативным воздействием на динамику изменения показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Это дополнительно актуализирует значимость и актуальность исследования вопросов данной темы, в т. ч. с учётом складывающихся современных тенденций и действующего законодательства, а также национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. Статья базируется на использовании комплекса методов: анализ и синтез данных, индукция и дедукция. В целях обеспечения наглядности полученных результатов применён графический инструментарий. Авторы базируют своё исследование на официальных данных единого портала бюджетной системы Российской Федерации за январь-май 2025 года. Научная новизна сопряжена с недостаточной изученностью в отечественной и зарубежной научной литературе вопросов, связанных с управлением доходами и расходами региональных бюджетов в 2025 году. В процессе проведенного исследования авторы предложили активнее применять как давно зарекомендовавшие себя инструменты (например, обзор бюджетных расходов и инициативное бюджетирование), так и новые (связанные, прежде всего, с проникновением искусственного интеллекта в обыденную жизнедеятельность и автоматизацией осуществляемых процессов). Реализация авторских предложений представляется крайне важной в контексте обеспечения достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. Полученные результаты будут полезны к практическому использованию в деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства России, Минфина России и Минэкономразвития России, а также региональными органами государственной власти Российской Федерации в целях обоснования потенциальных направлений модернизации проводимой в регионе бюджетной политики.
Предметом исследования данной статьи являются социально-экономические отношения субъектов процесса движения основного капитала промышленных предприятий. Особое внимание автор уделяет роли государственных интересов в процессе движения основного капитала промышленных предприятий. Объектом исследования выступает основной капитал промышленных предприятий. Цель данного исследования - выявление ключевых принципов согласования экономических интересов участников процесса движения основного капитала промышленных предприятий как элемента государственной экономической политики его развития. В рамках этой цели предполагается решение следующих задач: - уточнить определения понятий «основной капитал промышленных предприятий» и «движение основного капитала промышленных предприятий»; - определить субъектов интересов, участвующих в движении основного капитала промышленных предприятий; - провести анализ интересов участников процесса движения основного капитала промышленных предприятий. Методология исследования базируется на обобщении сведений по рассматриваемой теме из отечественных источников, показателей статистики. Сравнительноописательным методом исследования были проанализированы категории «основной капитал» и «движение основного капитала». Метод формализации позволил определить роль государства в согласовании интересов участников процесса движения основного капитала промышленных предприятий. Графическое представление данных иллюстрировало способы согласования интересов субъектов. Научная новизна заключается в том, что согласование интересов в рамках движения основного капитала промышленных предприятий происходит на вертикальном и горизонтальном уровнях, что усложняет взаимосвязи субъектов. Баланс интересов может быть достигнут благодаря контракту инициатором, которого выступает государства, как наиболее сильный субъект взаимодействия. В процессе согласования интересов субъектов движения основного капитала промышленных предприятий формируются вертикальные связи между государством, промышленными предприятиями, образовательными и научными организациями, и горизонтальные связи между предприятиями разных отраслей производства. В отсутствии данных связей, не представляется возможным достижение устойчивого экономического роста и накопления национального богатства. Для формирования самодостаточной национальной экономики необходимо сформировать условия, в которых основной капитал промышленных предприятий обновляется с большей скоростью, нежели скорость выбытия и износа.
Совершенствование управления государственными и муниципальными финансами в области обеспечения функционирования системы социальной защиты является актуальной задачей в условиях сохраняющихся проблем бедности и экономического неравенства как в России, так и в мире. Одним из основных компонентов современной системы социальной защиты является социальная помощь, направляемая населению с невысоким уровнем дохода. В статье автором рассматриваются вопросы управления бюджетными расходами на социальную помощь населению, осуществляемую в рамках трех основных видов инструментов: категориальных, адресных и условных социальных трансфертов. Особое внимание уделяется специфике применения основных методов управления бюджетными расходами к указанным видам инструментов социальной помощи в целях теоретического обоснования выбора метода управления бюджетными расходами на социальную помощь. На основе обзора литературы определено наличие исследовательского пробела в области соотношения положений теории управления бюджетными расходами и существующих классификаций инструментов социальной помощи. Автором проведён синтез указанных положений и выявлены особенности, возможности и ограничения применения методов управления бюджетными расходами (затратного, программно-целевого и проектного) к различным видам инструментов социальной помощи. Это позволило научно обосновать выбор метода управления расходами в зависимости от целевого содержания заданного вида инструмента социальной помощи. Так, обоснованно применение проектного метода управления к инструментам социальной помощи, содержащим встречные обязательства получателя. Сделан вывод о приоритетности программно-целевого метода управления для адресных бюджетных расходов, тогда как для категориальной социальной помощи вышеуказанные методы избыточны. Полученные теоретические результаты позволили предложить направления модернизации программно-целевых и проектных инструментов управления бюджетными расходами на социальную помощь в Российской Федерации. Сформулированные положения могут стать основой дальнейших, в том числе эмпирических, исследований, необходимых для развития научно-практической дискуссии о проблемах управления бюджетными расходами в контексте достижения национальных целей развития Российской Федерации.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______