Эффективность социокультурной деятельности библиотек во многом зависит от профессионализма сотрудников, их коммуникабельности, креативности, навыков применения цифровых технологий. Актуальность статьи определена возрастающей популярностью нейросетей, их внедрением в различные сферы деятельности человека. Цель статьи – исследовать возможности формирования компетенций по использованию нейросетей в социокультурной деятельности у студентов библиотечно-информационной специальности, а также определить готовность студентов воспринимать все аспекты использования нейросетевых алгоритмов. В статье на основе анализа публикаций и проведенного экспресс-опроса среди студентов третьего и четвертого курсов Белорусского государственного университета культуры и искусств, обучающихся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», сделана попытка диверсифицировать потенциал нейросетей для подготовки компетентного специалиста в социокультурной деятельности библиотек. Результаты исследования показывают, что в процессе подготовки библиотечно-информационных кадров к применению нейросетей в социокультурной деятельности ключевыми условиями выступают: изучение и анализ опыта работы библиотек по использованию нейросетей в социокультурной деятельности; внедрение в образовательную программу теоретических и практических блоков по использованию нейросетей в социокультурной деятельности библиотек; учет и управление рисками использования нейросетей. Реализуя указанное, следует уделять повышенное внимание ответственному подходу, эмоциональным, творческим проявлениям деятельности в образовательном и производственном процессах.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20913/1815-3186-2024-3-5-14
Данные показывают, что студенты обоих курсов в целом лояльно относятся к делегированию задач нейросетям. Студенты III курса, еще не успевшие освоить учебные дисциплины, связанные с социокультурной деятельностью библиотек, готовы в большей мере самостоятельно браться за выполнение поставленных задач.
Список литературы
1. Барышев Р. А., Касянчук Е. Н., Рзянкин И. С. Технологии искусственного интеллекта в библиотеке // Информационный бюллетень РБА. 2023. № 101. С. 54-58
2. Бричковский В. И., Канашевич Е. Д., Ковалевский А. В. Перспективы и проблемы использования систем искусственного интеллекта на основе нейросетей в библиотечной сфере // Бібліятэчны веснік. 2023. Вып. 15. С. 27-41
3. Булатова А. В. Нейронные сети и культурные практики // Культура и экология - основы устойчивого развития России. Инновации в образовании как ключевой аспект социально-экономического развития общества : материалы Междунар. форума, Екатеринбург, 13-15 апр. 2023 г. Екатеринбург, 2023. С. 80-89
4. Былевский П. Г. Культурологическая деконструкция социально-культурных угроз ChatGPT информационной безопасности российских граждан // Философия и культура. 2023. № 8. С. 46-56 https://doi.org/10.7256/2454-0757.2023.8.43909.
5. Везетиу Е. В., Ромаева Н. Б. Искусственный интеллект как инновационный инструмент внедрения современных средств обучения в образовательный процесс высших учебных заведений // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-2. С. 73-77
6. Гаврилова Ю. В., Моторина И. Е., Павлова Т. Е. Социальные ожидания внедрения технологий искусственного интеллекта в образовании (на материалах анкетного опроса студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана) // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2022. № 1. С. 20-25
7. Елина И. И., Матвеева Г. В. Влияние нейросетей на писательскую деятельность // Документ в социокультурном пространстве: теории и цифровые трансформации : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., Казань, 18 мая 2023 г. Казань, 2023. С. 400-408
8. Земсков А. И., Телицына А. Ю. Демонстрация возможностей чата GPT в библиотечной деятельности // Научные и технические библиотеки. 2024. № 4. С. 131-145 https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-4-131-145.
9. Каптерев А. И. Когнитивный менеджмент и искусственный интеллект в библиотеках: возможности и особенности // Научные и технические библиотеки. 2023. № 6. С. 113-137 https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-6-113-137.
10. Капустина Л. В., Ермакова Ю. Д., Калюжная Т. В. ChatGPT и образование: вечное противостояние или возможное сотрудничество? // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2023. № 10. С. 119-132 https://doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11099.
11. Колантаевская Е. А. Использование искусственного интеллекта в работе учреждений социальнокультурной деятельности // Актуальные исследования. 2023. № 44-1. С. 101-106
12. Маслова Ю. В. Перспективы использования искусственного интеллекта для формирования интеллектуальных систем в библиотечной деятельности // Многогранный мир традиционной культуры и народного художественного творчества: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. c междунар. участием, Казань, 29 марта 2022 г. Казань, 2022. С. 220-225
13. Матвеев В. В., Анненкова А. А., Грибков Д. Н. Использование средств технологии дополненной реальности в обучении специалистов библиотечно-информационной сферы // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2022. № 7. С. 15-29 https://doi.org/10.24412/2304-120X-2022-11051.
14. Матвеев В. В., Грибков Д. Н., Ефименко И. С. Возможности применения генеративных нейросетей в обучении библиотекарей для повышения качества их подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2024. № 4. С. 65-85 https://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11044.
15. Нещерет М. Ю. Нейросети в библиотеке: новое в библиографическом обслуживании // Научные и технические библиотеки. 2024. № 1. С. 105-128 https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-1-105-128.
16. Нуждова Д. А. Нейросети в библиотечном деле: опыт проекта «Новые библиотекари» // Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации (КорФор-2023) : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 19-23 июня 2023 г. Санкт-Петербург, 2023. С. 59-65
17. Олешкевич К. И., Авдеева Т. М. Современное состояние и перспективы развития технологий ИИ в сфере культуры // Актуальные исследования. 2021. № 8. С. 22-25
18. Ракитов А. И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 6. С. 41-49
19. Сакомская Г. С. Подходы в правовом регулировании технологий с искусственным интеллектом // Pravo. by : сайт. URL: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pravo-sovremennoy-belarusi-istoki-uroki-dostizheniya-i-perspektivy/2021/podkhody-v-pravovom-regulirovanii-tekhnologiy-s-iskusstvennym-intellektom (дата обращения = accessed 12.03.2024). Дата публикации = published 22.09.2021.
20. Саликов А. Э. Искусственный интеллект как фактор активизации молодежного культуротворчества // Культура. Наука. Творчество : XVII Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 11 мая 2023 г.) : сб. науч. ст. Минск, 2023. С. 269-273
21. Степанов В. К. Искусственный интеллект и возможности его применения в библиотеках // Интеллигенция и культура: история, современность, перспективы : материалы Межвузов. науч. конф., Казань, 14-15 февр. 1996 г. Казань, 1996. С. 110111
22. Степанов В. К., Маджумдер М. Ш., Бегунова Д. Д. Методика применения большой языковой модели ChatGPT в библиотечно-библиографической деятельности // Научные и технические библиотеки. 2024. № 4. С. 86-108 https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-4-86-108.
23. Шрайберг Я. Л. Особенные компоненты цифровой трансформации общества, активно влияющие на технологические и поведенческие модели деятельности современных библиотек (Ежегодный доклад Седьмого Международного профессионального форума «СОЧИ-2023») // Научные и технические библиотеки. 2023. № 8. С. 13-84 https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-8-13-84.
24. Ядрышникова Л. Г. Культурные практики повседневности: к вопросу о методологических принципах изучения // Известия Уральского государственного университета. Серия 2, Гуманитарные науки. 2007. № 53, вып. 14. С. 194-202
25. Barsha S and Munshi SA (2024) Implementing artificial intelligence in library services: a review of current prospects and challenges of developing countries. Library Hi Tech News 41 (1): 7-10. https://doi.org/10.1108/LHTN-07-2023-0126.
26. Bates T, Cobo C, Marino O and Wheeler S (2020) Can artificial intelligence transform higher education? International Journal of Educational Technology in Higher Education 17: 42. https://doi.org/10.1186/s41239-020-00218-x.
27. Gao CA, Howard FM, Markov NS, Dyer EC, Ramesh S, Luo Y and Pearson AT (2023) Comparing scientific abstracts generated by ChatGPT to real abstracts with detectors and blinded human reviewers. Digital Medicine 6: 75. https://doi.org/10.1038/s41746-023-00819-6.
28. Cox AM (2021) Exploring the impact of Artificial Intelligence and robots on higher education through literature-based design fictions. International Journal of Educational Technology in Higher Education 18: 3. https://doi.org/10.1186/s41239-020-00237-8.
29. Fernandez P (2016) «Through the looking glass: envisioning new library technologies» understanding artificial intelligence. Library Hi Tech News 33 (3): 20-23. https://doi.org/10.1108/LHTN-03-2016-0013.
30. Hussain A (2023) Use of artificial intelligence in the library services: prospects and challenges. Library Hi Tech News 40 (2): 15-17. https://doi.org/10.1108/LHTN-11-2022-0125.
31. Ivanchenko IS (2023) Assessing the prospects for using artificial intelligence in higher education system. Science for Education Today 13 (4): 170-194. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2304.08.
32. Lynch J. How AI will destroy education. URL: https://medium.com/buzzrobot/how-ai-will-destroy-education-20053b7b88a6 (дата обращения = accessed 20.03.2024).
33. Tait E and Pierson CM (2022) Artificial intelligence and robots in libraries: opportunities in LIS curriculum for preparing the librarians of tomorrow. Journal of the Australian Library and Information Association 71 (3): 256-274. https://doi.org/10.1080/24750158.2022.2081111.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена анализу дискуссии между исследователями Вадимом Константиновичем Степановым и Евгением Александровичем Плешкевичем по вопросу сокращения числа библиотек в Московской области Российской Федерации. Авторы используют различные подходы к изучению этой темы: В. К. Степанов фокусируется на практических аспектах управления и финансирования библиотек в Московской области, в то время как Е. А. Плешкевич рассматривает проблему в более широком социокультурном контексте, акцентируя внимание на сохранении традиционных функций библиотек. Проведенный анализ позволяет выявить точки сближения и расхождения в позициях исследователей. В. К. Степанов подчеркивает необходимость адаптации библиотек к цифровым технологиям и трансформации их в многофункциональные коммуникационно-интеллектуальные центры, а Е. А. Плешкевич отстаивает приоритет культурно-просветительской миссии библиотек.
В статье также представлен опыт Республики Беларусь, где наблюдается аналогичная тенденция снижения числа библиотек, обусловленная технологическими, социально-демографическими, экономическими и управленческими факторами. Автор предлагает ряд практических мер, направленных на предотвращение дальнейшего сокращения библиотечной сети, включающий проведение комплексного анализа, разработку долгосрочной стратегии развития, внедрение инновационных форм обслуживания, повышение эффективности управления и обеспечение стабильного финансирования библиотек.
Цель статьи – проанализировать функциональные возможности доступных источников информации для решения библиометрических задач научных организаций и исследователей на основании критериев «Методики оценки развития междисциплинарных исследований и деятельности научных организаций», применяемой в Центральной научной библиотеке Уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН). Рассмотрены системы поиска научной информации как альтернативные источники наукометрических данных в условиях отсутствия доступа к Web of Science и Scopus. Анализ систем проведен в соответствии с критериями Методики. Изучены их функциональные возможности, имеющиеся библиометрические показатели, аналитические инструменты и средства визуализации информации для оценки деятельности научных организаций и исследователей. Для информационных систем, обладающих функцией научного профиля, проведен сравнительный анализ количественных характеристик на примере конкретной научной организации и автора (Институт машиноведения УрО РАН и Ю. Ф. Майданик). Сделаны выводы о перспективах использования проанализированных ресурсов, в частности системы CoLab, для оценки публикационной активности научных организаций УрО РАН.
Цель статьи – проанализировать функциональные возможности доступных источников информации для решения библиометрических задач научных организаций и исследователей на основании критериев «Методики оценки развития междисциплинарных исследований и деятельности научных организаций», применяемой в Центральной научной библиотеке Уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН). Рассмотрены системы поиска научной информации как альтернативные источники наукометрических данных в условиях отсутствия доступа к Web of Science и Scopus. Анализ систем проведен в соответствии с критериями Методики. Изучены их функциональные возможности, имеющиеся библиометрические показатели, аналитические инструменты и средства визуализации информации для оценки деятельности научных организаций и исследователей. Для информационных систем, обладающих функцией научного профиля, проведен сравнительный анализ количественных характеристик на примере конкретной научной организации и автора (Институт машиноведения УрО РАН и Ю. Ф. Майданик). Сделаны выводы о перспективах использования проанализированных ресурсов, в частности системы CoLab, для оценки публикационной активности научных организаций УрО РАН.
Впервые восстанавливается история издания произведений А. С. Пушкина в Русском Зарубежье. Реконструируется хронология периодов изданий поэта в эмиграции, где произведения А. С. Пушкина выходили во всех типах и видах изданий, в академических, собраниями сочинений, избранном, для взрослых читателей, для учебных целей и для детей. Основное внимание уделяется издательствам, печатавшим книги великого русского поэта в столицах и в основных центрах книжного дела русской эмиграции. В Берлине более всего великого русского поэта печатали издательства «И. П. Ладыжникова», «Петрополис», «Слово», «Нева», «Литература». В Париже надо выделить издательства Е. Сияльской, «Иллюстрированная Россия», «С. Лифаря». В Праге поэта печатали «Наша речь», «Кремль», «Славянское издательство» и «Хутор». Празднование столетнего юбилея со дня трагической гибели великого поэта возобновило публикацию его произведений. Автор статьи выделяет деятельность «Центрального Пушкинского комитета в Париже». В работе также объясняются особенности изданий А. С. Пушкина в Эстонии и Латвии для эмигрантов и местного русского населения. Показаны основные центры «провинциального» книжного дела русской эмиграции в Харбине, Шанхае, Буэнос-Айресе. Появление второй волны русской эмиграции способствовала новому периоду издания книги А. С. Пушкина. Исследуется издательская деятельность русских эмигрантов в лагерях для перемещенных лиц. Дается краткий очерк истории «дипийских» издательств.
В статье рассматриваются малоизученные вопросы, связанные с формированием и бытованием русских личных библиотек на территории Туркестанского края в последней трети XIX – начале XX в. Цель работы – выявить характерные особенности этих библиотек на примере личной библиотеки военного губернатора Самаркандской области Н. С. Лыкошина (1860–1922). Основными методами исследования стали историко-книговедческий анализ и моделирование. Актуальность обусловлена необходимостью восполнения историографического пробела в изучении русских личных библиотек Туркестанского края в рассматриваемый период. В статье представлена биография Н. С. Лыкошина, а также история формирования, тематическое содержание и степень изученности его книжного собрания. Этот аспект отечественной книжной культуры рассматривается в биографическом контексте, чтобы определить, как круг интересов владельца влиял на основные мотивы книгособирательства и тематический состав его книжной коллекции. В работе сделаны выводы о значимости личной библиотеки Н. С. Лыкошина как ценного историко-культурного источника для изучения русской книжной культуры в регионе. Исследование позволило доказать, что это собрание обладало определенными характеристиками, свойственными «русским личным библиотекам» Туркестанского края: типологией, тематическим и видовым составом документов, особенностями оформления изданий и др.
В статье рассматриваются малоизученные вопросы, связанные с формированием и бытованием русских личных библиотек на территории Туркестанского края в последней трети XIX – начале XX в. Цель работы – выявить характерные особенности этих библиотек на примере личной библиотеки военного губернатора Самаркандской области Н. С. Лыкошина (1860–1922). Основными методами исследования стали историко-книговедческий анализ и моделирование. Актуальность обусловлена необходимостью восполнения историографического пробела в изучении русских личных библиотек Туркестанского края в рассматриваемый период. В статье представлена биография Н. С. Лыкошина, а также история формирования, тематическое содержание и степень изученности его книжного собрания. Этот аспект отечественной книжной культуры рассматривается в биографическом контексте, чтобы определить, как круг интересов владельца влиял на основные мотивы книгособирательства и тематический состав его книжной коллекции. В работе сделаны выводы о значимости личной библиотеки Н. С. Лыкошина как ценного историко-культурного источника для изучения русской книжной культуры в регионе. Исследование позволило доказать, что это собрание обладало определенными характеристиками, свойственными «русским личным библиотекам» Туркестанского края: типологией, тематическим и видовым составом документов, особенностями оформления изданий и др.
Актуальность темы обусловлена большими возможностями использования библиотечных фондов не только для образования и воспитания личности, но и для организации и проведения досуга, в том числе путем предоставления пьес для устройства любительских спектаклей и соответствующей литературы в помощь для их постановки. В некоторых библиотеках для облегчения поиска таких изданий формировали специальные «театральные отделы». Их изучение является одним из направлений исследования трансформации книжной культуры в социальных коммуникациях XIX– XXI вв. Цель статьи – представить результаты анализа выявленных в дореволюционных библиотеках Сибири «театральных отделов». Исследование базируется на просмотре более 200 каталогов сибирских библиотек XIX – начала XX в. Шесть из этих библиотек имели в указанный период такие отделы, четыре являлись городскими общественными библиотеками. Впервые подсчитаны количественные показатели театральных отделов: количество наименований книг и томов в них, и по этим критериям определено их место среди других отделов. Самые крупные по количественным показателям театральные отделы сформировались в Барнаульской и Нерчинской общественных библиотеках, наименьший – в Курганской. Фонды театральных отделов комплектовались преимущественно драматическими произведениями российских и зарубежных авторов, при этом сочинений отечественных драматургов значилось намного больше, чем пьес иностранных писателей. Наиболее широко было представлено творчество А. Н. Островского. Перечислены выписываемые сибирскими библиотеками театральные периодические издания, среди которых чаще остальных встречались журналы «Артист» и «Театр и искусство». Установлены основные направления взаимодействия библиотек и устроителей любительских спектаклей, которые могут быть взаимовыгодны и современным учреждениям культуры.
Библиоживопись рассматривается как сегмент библиосферы и как одно из направлений мирового изобразительного искусства. Выделены жанры, в которых книга выступает художественным образом, несущим важную смысловую нагрузку, а также используется в качестве значимого элемента композиции. К таким жанрам относятся религиозная, мифологическая, аллегорическая, бытовая живопись, произведения на литературные сюжеты, портреты и библионатюрморты. Цель статьи – представить историю интерпретации художественного образа книги в произведениях религиозной (христианской), мифологической, аллегорической живописи и в станковых картинах, выполненных по мотивам литературных произведений. Сделан вывод, что развитие библиоживописи коррелирует с особенностями трансформации самой книжной культуры, поскольку интерпретация художественного образа книги в живописных жанрах подчеркивает их интегрированность в библиосферу в целом.
Цель статьи – представить аналитический обзор работы XXVI Международной научно-практической конференции «Скворцовские чтения – 2024. Библиотека в новых геополитических реалиях», прошедшей на базе Московского государственного института культуры 16–17 апреля 2024 г. Ключевые темы конференции: библиотечное дело в стремительно меняющихся геополитических условиях, перспективы развития цифровых технологий и их применение в работе библиотек.
Освещены мероприятия конференции: пленарного заседания; круглых столов «Совершенствование нормативно-правовой базы как ключевая задача стратегической повестки развития библиотечного дела в Российской Федерации», «Информационная культура цифрового поколения в контексте задач профессиональной подготовки кадров культуры»; секции аспирантов и соискателей «Актуальные проблемы библиотечно-информационных исследований», а также «Сессии коротких докладов небезразличных студентов “Молодое видение актуального в библиотечной профессии”».
Идея веб-архивирования, реализованная впервые в 1996 г. как способ сохранения веб-контента для будущих исследователей, не утратила своего значения в XXI веке, что подтверждается значительным количеством созданных веб-архивов, разработкой программного обеспечения и инструментов веб-архивирования, повышением осведомленности об инициативах по сохранению интернета, внесением изменений в законодательство некоторых стран по обеспечению доступа к целостности исторических данных в цифровом виде. Целью исследования стало определение технологий веб-архивирования, способствующих сохранению веб-контента на глобальном, национальном и локальном уровнях, а также в рамках формирования широкого спектра тематических коллекций. В результате исследования определены тренды развития веб-архивов, подходы к структурированию системы веб-архивов для более эффективной организации работы с ними, а также этапы и способы реализации веб-архивирования, позволяющие выполнить полный цикл сохранения: сбор, сохранение, предоставление доступа, распространение и оценка полученных результатов. Сделан вывод о перспективах развития веб-архивов с учетом стандартов, рекомендованных Международным консорциумом по сохранению интернета (IIPC), а также современных инструментов веб-архивирования, в том числе с открытым исходным кодом, позволяющих расширять возможности и функциональность веб-архивов как источников поиска открытой информации, получения новых знаний, восстановления утраченной информации, часто имеющей большое культурное, научное, образовательное, художественное и социальное значение, а также проверки ранее опубликованных данных.
Исходные данные, накопленные в процессе научно-исследовательской деятельности, – ценный ресурс, который может стать базой для дальнейшего изучения, новой интерпретации, пересмотра результатов, объединения или сравнения с другими наборами сопоставимых данных в конкретной области знания, проведения метаанализа и др. Предоставление этих данных в открытый научный доступ позволяет повысить видимость результатов исследований. В статье акцентируется внимание на форме организации исходных исследовательских данных: онлайн-репозитории. Цель статьи – представить репозиторий научной библиотеки как информационную систему, обеспечивающую открытый доступ к исходным исследовательским данным для их продвижения в научном информационном пространстве. Проведенный анализ отечественных и зарубежных публикаций по теме «Репозиторий исследовательских данных» (РИД) показал, что отечественных работ, посвященных данному вопросу, пока недостаточно, хотя круг рассматриваемых специалистами проблем достаточно широк: от теоретического осмысления различных аспектов изучения РИД до описания практического опыта. Зарубежные публикации отмечаются более высоким уровнем обобщения и теоретизации практического опыта. Присутствие ряда российских репозиториев исследовательских данных на просторах интернета и их малое количество, зарегистрированное в реестре re3data. org, говорит о том, что для России это достаточно новое явление или оно распространено не широко. Создание репозитория исходных исследовательских данных в ГПНТБ СО РАН является одним из примеров движения к открытости наборов данных: он позволит специалистам, экспертам и рецензентам размещать, хранить и обеспечивать доступ к исходным массивам данных для верификации полученных выводов.
Издательство
- Издательство
- Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии наук
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- Юр. адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- ФИО
- Лизунова Ирина Владимировна (Руководитель)
- E-mail адрес
- office@spsl.nsc.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2662585