Излагаются результаты исследования, нацеленного на установление видов и результативности поведенческих стратегий адаптации у 358 студентов-психологов, обучающихся в бакалавриате, специалитете, магистратуре. Предмет исследования: поведенческая стратегия адаптации студентов вуза рассмотрена как устойчивая форма организации конкретных поведенческих установок и действий, обеспечивающая активное овладение содержанием осваиваемых ролей и профессиональных задач с помощью учебного процесса. Стратегии адаптации развертываются на этапе вузовской профессиональной подготовки, способствующей профессиональной дифференциации и специализации студентов, формированию у них на этой стадии профессиональной идентичности и достижению главной цели образовательного процесса любого вуза - подготовка высококвалифицированных кадров в данной профессиональной области. С учетом этого рассматриваются актуальная (выраженность показателей адаптированности к группе и к учебе) и потенциальная (показатели профессиональной идентичности и самооценка готовности работать по специальности) результативность стратегий. Методы: анкетирование; тестирование («Адаптированность студентов в вузе» (Т. Д. Дубовицкая, А. В. Крылова); методика исследования профессиональной идентичности - МИПИ (Л. Шнейдер); самооценка готовности работать по специальности, получаемой в вузе. В результате эмпирически установлены следующие стратегии: поиск социально-информационной поддержки; академический обман; обладание статусной позицией; академическая прилежность; использование административного ресурса; презентация академической включенности; академическая самостоятельность. Показана зависимость динамики выбора студентами тех или иных стратегий от курса и уровня получаемого в вузе образования. Установлено, что выбранная студентами та или иная стратегия адаптации избирательна в отношении ее актуальной и потенциальной результативности в зависимости от уровня получаемого образования. Научную новизну представляют изученные поведенческие стратегии адаптации, предложенные показатели их результативности, установленные связи между выраженностью стратегии и ее актуальной и потенциальной результативностью в зависимости от курса и уровня получаемого образования. Результаты могут быть полезны для преподавателей, студентов, специалистов психологической службы вуза и работодателей.
Идентификаторы и классификаторы
Развернувшееся в Р Ф за последнее десятилетие реформирование высшего образования касается содержания и структуры учебных программ, уровней, форм, организации и траекторий обучения, воспитательной работы, общественной активности на фоне избыточных образовательных и социальных ресурсов. Это не только порождает общественный запрос на мониторинг результатов реформирования, но и усиливает значение психологического сопровождения в вузе, нацеленного среди прочего на установление и оценку результативности студенческих стратегий адаптации. С учетом закономерностей профессионального становления специалиста стратегии адаптации студентов в вузе развертываются на этапе профессиональной подготовки, способствующей освоению профессиональных знаний, умений и навыков, основных ценностей, формированию профессионально важных свойств, профессиональной пригодности, профессионального самосознания, профессиональной идентичности [1-4]. В свою очередь, успешность этих стратегий влияет на эффективность профессиональной подготовки, социального и профессионального становления личности, на собственно профессиональную адаптацию и возможность построения карьеры в соответствующей профессиональной области [5-7].
Список литературы
1. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
2. Маркова, А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд “Знание”, 1996. 308 с.
3. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: уч. пособие для студ. высших учебных заведений. М.: Издательский центр “Академия”, 2009. 240 с.
4. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2007. 128 с.
5. Ysmailova, R., Kalmatov, R., Dzhumaeva, L. Socio-psychological aspects of adaptation of foreign students // BIO Web Conferences. 2024. Vol. 120. art. 01041. DOI: 10.1051/bioconf/202412001041
6. Ranran, H., Peiyu, H., Rongrong, G., Yajun, Z. The relationship between self-control and social adaptation in university students: chain-mediated effects of positive core schema and stress perception // Transactions on Social Science, Education and Humanities Research. 2024. V. 11. P. 815-824. DOI: 10.62051/kab1nf52
7. Eryilmaz, A., Engin Deniz, M., Uzun, G., Yildirim Kurtuluş, H. Examination of university students’ experiences regarding the university adaptation process // Yıldız Journal of Educational Research. 2023. № 1(8). P. 11-27. DOI: 10.14744/yjer.2023.017
8. Попинако, Е.А. Проблема профессиональной адаптации в современных научных исследованиях: контент-анализ // Вестник ТвГУ. Серия “Педагогика и психология”. 2019. Выпуск 3(48). С. 240-247.
9. Wong, M.L.L., Liu, S. The role of online social networking sites in facilitating friendships and adaptation among international students in Malaysia // International Journal of Intercultural Relations. 2024. Vol. 99. art. 101942. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2024.101942
10. Alasmari, Ab. Ah. Challenges and social adaptation of international students in Saudi Arabia // Heliyon. 2023. Vol. 9, Iss. 5. e16283. DOI: 10.1016/j.heliyon.2023.e16283
11. Смирнов, А.А., Живаев, Н.Г. Психология вузовской адаптации: учеб. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 115 с.
12. Шамионов, Р.М., Григорьева, М.В., Гринина, Е.С., Созонник, А.В. Академическая адаптация студентов: разработка и валидизация новой методики // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 2. С. 53-68. DOI: 10.17759/pse.2022270205
13. Shamionov R.M., Grigoryeva M.V., Grigoryev A.V. Influence of beliefs and motivation on social-psychological adaptation among university students // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 112. P. 323-332. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.1171
14. Амбарова, П.А., Зборовский, Г.Е. Профессиональная адаптация вузовских студентов в меняющемся мире профессий // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 2. С. 191-223. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-2-191-223
15. Silva, G.O., Aredes, N.A., Galdino-Júnior, H. Academic performance, adaptation and mental health of nursing students: A cross-sectional study // Nurse Education in Practice. 2021. Vol. 55. art. 103145. DOI: 10.1016/j.nepr.2021.103145
16. Clinciu, A.I. Adaptation and Stress for the First Year University Students // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 78. P. 718-722. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.04.382
17. Xiaoying, H., Baharom, S., Sunjing, L. A systematic literature review of the relationship between cultural intelligence and academic adaptation of international students // Social Sciences & Humanities Open. 2023. Vol. 8, Is. 1. Art. 100622. DOI: 10.1016/j.ssaho.2023.100622
18. Nuralieva, N., Wei, Zh., AL-Qadri, A.H., Saraa, N., Chang M. Students’ beliefs, basic psychological needs, classroom participation, foreign language anxiety, and academic adjustment: a correlation study in Tashkent, Uzbekistan // Heliyon. 2024. Vol. 10, Is. 18. e37127. DOI: 10.1016/j.heliyon.2024.e37127
19. Akhras, Ch. Students’ adaptation: a determinant of the effectiveness of active classrooms in Lebanese Private Universities // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 83. P. 403-407. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.06.079
20. Карпов, А.В., Орел, В.Е., Тернопол, В.Я. Психология профессиональной адаптации: монография. Ярославль: Институт “Открытое общество”, РПО, 2003. 161 с.
21. Kubikova, K., Bohacova, A., Slowik, J., Pavelkova, I. Student adaptation to distance learning: an analysis of the effectiveness, benefits and risks of distance education from the perspective of university students // Social Sciences & Humanities Open. 2024. Vol. 9. 100875. DOI: 10.1016/j.ssaho.2024.100875
22. Мо Цзимань. Факторы психологической адаптации китайских студентов в российском вузе: автореферат дис.... кандидата психологических наук: 19.00.05 - Социальная психология; 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии. Казань, 2022. 23 с.
23. Дикая, Л.Г. Субъектная регуляция в деятельности профессионала как основа формирования адаптационных стратегий // Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. М.: Институт психологии РАН, 2008. С. 222-246.
24. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
25. Джанерьян, С.Т., Берлова, Т.Н. Личностные детерминанты стратегий учебно-профессиональной карьеры работающих студентов вузов // Казанская наука. 2014. № 5. С. 174-177.
26. Мельникова, Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: учебное пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 2004. 57 с.
27. Артемьева, Г.Н. Адаптация студентов вуза как условие подготовки к профессиональной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 6. https://mir-nauki.com/PDF/125PDMN619.pdf.
28. Вишневский, Ю.Р., Нархов, Д.Ю., Дидковская, Я.В. Тренды высшего профессионального образования: профессионализация или депрофессионализация // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 1. С. 152-170. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-1-152-170
29. Tannous, C., Chien, H., Kenny, B., Lin, K., Everett, B., Yeh, J., Wang, J., Heaton, L., Salamonson, Y. Factors influencing career choice, study experiences and professional identity in undergraduate health students: a mixed methods study across two universities // Teaching and Learning in Nursing. 2024. Vol. 19, Is. 3. P. 249-259. DOI: 10.1016/j.teln.2024.03.014
30. Краснощеченко, И.П. Профессиональная субъектность студентов-психологов регионального вуза: стадии, траектории, условия и тенденции становления и развития // Личность профессионала в современном мире / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013. С. 430-447.
31. Лабынцева, И.С. Особенности динамики учебной деятельности студентов с разным отношением к профессии: автореф. дисс…. канд. психол. наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2013. 22 с.
32. Круглов, А.М. Адаптация студентов к современной образовательной среде вуза // Журнал педагогических исследований. 2023. Т. 8. № 6. С. 141-149. DOI: 10.12737/2500-3305-2024-8-6-141-149
33. Krasilnikov, A., Smirnova, A. Online social adaptation of first-year students and their academic performance // Computers & Education. 2017. Vol. 113. P. 327-338. DOI: 10.1016/j.compedu.2017.05.012
34. Landa-Blancoa, M., Reyes, Y., Landa-Blancoa, A.L., Cortés-Ramosb, A., Paz-Maldonado, E. Social media addiction relationship with academic engagement in university students: the mediator role of self-esteem, depression and anxiety // Heliyon. 2024. Vol. 10, Is. 2. e24384. DOI: 10.1016/j.heliyon.2024.e24384
35. David, L.T. Academic cheating in college students: relations among personal values, self-esteem and mastery // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 187. P. 88-92. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.03.017
36. Сагитов, Е.Б., Шмелева, Е.Д. Как педагогические практики связаны со списыванием среди студентов российских вузов // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 138-159. а. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-1-138-159
37. Siddiqui, N., Nahar, N., Hossain, M.S., Tazmeen, A., Ali, K.S. Context-specific adaptation of a student engagement measure: a case study of a private university in Bangladesh // Cogent Education. 2024. Vol. 11. №. 1. DOI: 10.1080/2331186X.2024.2380638 EDN: PLUUER
38. Ivashova, V., Gulyak, I., Nazarenko, A., Zhukova, V., Rodionova, V., Mogilevskaya, G. Transformation of mechanisms of the university first-year students’ social adaptation: mathematical analysis tools // BIO Web of Conferences. 2024. DOI: 10.1051/bioconf/20248404006
39. Говорова, Е.А. Исследование взаимосвязи социальной и вузовской адаптации и делинквентности // Научный поиск: сборник научных работ студентов, аспирантов и преподавателей / под ред. А.А. Карпова. Ярославль: Филигрань, 2023. С. 64-70.
40. Двойникова, Е.А. Психологические особенности адаптации студентов с разной стратегией решения учебно-профессиональных задач: автореф. дисс… канд. психол. наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2016. 25 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Технологический прогресс порождает новые возможности для развития когнитивных навыков пользователей. Вместе с тем возрастает количество вопросов и проблем для большинства исследователей в области когнитивной психологии. Инновации, в том числе передовые достижения в области нейронных сетей и искусственного интеллекта, и их воздействие на психологические аспекты личности с каждым годом привлекают многих ученых и становятся одними из главных предметов изучения. В рамках данной работы был сделан акцент на сгенерированные моделью искусственного интеллекта ChatGPT тексты, являющиеся предметом исследования. Учитывая быстрорастущий темп развития технологических инноваций, способствующий активному взаимодействию пользователей с виртуальными ассистентами, важно понимать то, как это отражается на когнитивных процессах. Так, данная статья ставит цель раскрыть взаимосвязь использования модели ChatGPT и развития критического мышления у индивида. В качестве метода исследования были выбраны метод эксперимента и контент-анализа, при котором искусственному интеллекту задавались вопросы, а полученные ответы были изучены для нахождения корреляции между сообщениями и их потенциальным воздействием на развитие критического мышления. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении нового подхода к искусственному интеллекту как к инструменту, способствующему развитию навыка у индивида мыслить критически. В ходе исследования было выявлено, что совершенствование навыка мыслить критически возможно при групповом обсуждении или самостоятельных практических занятиях, однако, в обоих случаях присутствуют недостатки, затрудняющие достижение этой цели и замедляющие данный процесс: отсутствие мотивации, времени, достаточного количества и качества примеров и аргументов, информационная перегрузка, некомпетентность или стереотипность мышления. В этом отношении, будучи созданным на основе больших корпусов текстов, а также способным генерировать множество вариаций ответов, ChatGPT является средством, стимулирующим совершенствование аналитических и мыслительных способностей. Возможности виртуального ассистента включают в себя составление ответов таким образом, чтобы сподвигнуть пользователя к оценке полученных данных, формулировке и постановке уточняющих вопросов, а также анализу различных точек зрения на предложенные подходы, развивая тем самым навык мыслить критически.
Предмет исследования заключается в изучении особенностей взаимосвязи между уровнем жизнестойкости и личностными характеристиками у сотрудников организации. Объектом исследования является жизнестойкость личности и личностные характеристики сотрудников компании. В статье рассмотрены такие вопросы, как жизнестойкость личности, насколько он актуален сейчас и какие личностные особенности, по мнению авторов, наиболее взаимосвязаны с уровнем жизнестойкости личности. В статье указано, как правильно подобрать психодиагностические методики, какие сложности могут возникнуть в процессе проведения исследования и как правильно проводить интерпретацию результатов. Данное исследование было проведено на базе частной компании в течение 1 года среди сотрудников. Общая численность выборки составила 200 человек. Данные были интерпретированы, систематизированы и даны общие выводы после проведения исследования. В данной статье использовались методы анализа, синтеза и классификации. Авторы статьи использовали психодиагностический инструментарий работающих сотрудников организации. Далее была проведена статистическая обработка данных и сделаны выводы. Исследование было проведено в частной компании с численностью персонала 200 человек в течение 1 года. В данной статье была рассмотрена практика применения теста жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева), Оксфордского опросника счастья (Oxford Happiness Iinventory), Опросника волевого самоконтроля (ВСК) А. Г. Зверькова и Е. В. Эйдмана, Опросника толерантности к неопределенности Т. В. Корниловой, Теста на религиозность Ю. В. Щербатых и авторской анкеты в контексте изучения жизнестойкости и личностных особенностей сотрудников, которые взаимосвязаны с жизнестойкостью. Авторами был предложен комплекс подобранных психодиагностических методик и авторская новая анкета для диагностики жизнестойкости и личностных особенностей, связанных с жизнестойкостью. Данные корреляционного анализа были представлены в Таблице 4. Данная статья расширяет базу знаний по вопросам изучения жизнестойкости. Перспектива дальнейшего исследования состоит в разработке вопросов взаимосвязи религии и жизнестойкости на более разнообразной и многочисленной выборке.
Проблема исследования психологических характеристик зрелости личности волонтера заключается в том, что существуют противоречия между зрелостью, как ценностью глобального значения, ориентированной на общечеловеческие воззрения и определяющей направление человеческой деятельности, и недостаточной информацией о социальном поведении групп, занимающихся волонтерской деятельностью. Предмет исследования: психологические характеристики зрелости личности волонтера: социальная ответственность, самоактуализация, альтруизм и эмпатия. Гипотезы исследования: 1) Существуют различия в психологических характеристиках зрелости личности волонтеров и лиц, не вовлеченных в волонтерскую деятельность, которые выражаются в более высоких значениях у волонтеров: - показателя социальной ответственности; - общего показателя самоактуализации, с преобладанием шкал ориентации во времени, ценности, потребности в познании, стремлении к творчеству; - уровня альтруизма; - суммарного показателя эмпатии, с выраженным эмоциональным каналом эмпатии. 2) Структура взаимосвязей социальной ответственности, альтруизма, самоактуализации и эмпатии различается у волонтеров и лиц, не вовлеченных в волонтерскую деятельность. В исследовании применялись следующие методики: «Шкала социальной ответственности» Л. Берковица и К. Луттермана (по К. Муздыбаеву). Диагностика самоактуализации личности методика А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина. Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм» Фетискина Н. П., Козлова В. В. и Мануйлова Г. М. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко. В статье проведен сравнительный анализ психологических характеристик зрелости личности волонтеров и лиц, не участвующих в волонтерской деятельности. Среди психологических характеристик выделены: социальная ответственность, самоактуализация, альтруизм и эмпатия. В результате проведенного исследования было выявлено, что участники волонтерской деятельности проявляют высокий уровень альтруизма и самоактуализации по сравнению с людьми, не занимающимися волонтерством. Также были обнаружены различия в структуре взаимосвязей между этими показателями. По результатам исследования был сделан вывод о том, что участие в волонтёрской деятельности способствует развитию альтруизма и самоактуализации, и были сделаны выводы об уровне зрелости личности волонтеров. Также можно сделать вывод, что одно из условий психологического развития зрелости как ценности - организация волонтерских практик в образовательном процессе.
Современные исследования трансцендентного опыта показывают его потенциальное влияние на личностное развитие, однако эмпирическая база изменений в системе личностных характеристик остаётся недостаточно изученной. Предметом исследования являются личностные черты людей, испытавших трансцендентный опыт, а также личностные черты людей, не испытавших трансцендентный опыт. Исследование направлено на выявление специфики личностных черт, которые могут быть связаны с наличием или отсутствием трансцендентного опыта, а так же на анализ возможных закономерностей в их проявлении. В статье представлены результаты исследования личностных особенностей людей, переживших трансцендентный опыт. Выборку составили 600 человек, из которых 300 имели опыт трансцендентных переживаний и 300 не имели такового, в возрасте от 18 до 78 лет (средний возраст - 37 лет). Методы исследования: Шкала общей самоэффективности; Шкала удовлетворенности жизнью; Опросник большой пятерки; Опросник уровень субъективного контроля (УСК); Опросник личностных ценностей, KVS-2. Полученные результаты свидетельствуют о том, что люди, пережившие трансцендентный опыт, характеризуются такими личностными чертами, как ответственность, открытость новому, стремлением к самоактуализации, преимущественно интернальным локусом контроля, высоким уровнем самоэффективности и гармоничным развитием личностных свойств. Также проведенная работа подтверждает гипотезу о значительном влиянии трансцендентного опыта на личностное развитие, способствуя позитивным изменениям в самооценке и системе жизненных ценностей. Комплексный подход и значительный размер выборки позволяют считать данное исследование важным вкладом в изучение механизмов адаптации и самоактуализации в условиях переживания трансцендентного опыта. Полученные результаты вносят значительный вклад в понимание взаимосвязи между трансцендентным опытом и изменениями личностных особенностей. Выявленные тенденции позволяют предположить, что трансцендентный опыт может выступать в роли фактора, способствующего адаптивной перестройке личности, изменяя как когнитивные и эмоциональные аспекты, так и систему жизненных ценностей. Это открывает перспективы для дальнейшего изучения роли таких переживаний в процессах саморегуляции и личностного роста.
Когнитивный контроль играет ключевую роль в регуляции поведения и подавлении автоматизированных реакций, особенно в условиях когнитивного конфликта. Его механизмы позволяют подавлять стереотипные реакции и направлять внимание на достижение поставленных целей. Особенно важную роль когнитивный контроль играет в ситуациях, когда необходимо преодолеть интерференцию между конкурирующими стимулами. В данном исследовании предметом изучения стали нейрофизиологические маркеры обработки конфликтной информации. Для достижения исследовательских целей был использован метод электроэнцефалографии (ЭЭГ). В качестве экспериментальной парадигмы применялась классическая задача Струпа, которая позволяет моделировать ситуации когнитивного конфликта. В результате в настоящем исследовании был проведен анализ вызванных потенциалов (ВП) в задаче Струпа с целью изучения нейрофизиологических механизмов обработки конфликтной информации. В эксперименте приняли участие 36 человек, чьи ВП были проанализированы с целью поиска следующих компонентов: N2 (мониторинг конфликта), N400 (подавление интерференции) и поздний положительный компонент (LPC), связанный с разрешением конфликта. Результаты показали, что компонент N2 продемонстрировал значительное усиление амплитуды в условиях конфликтных стимулов, подтверждая его связь с активацией передней поясной коры (ППК) при обнаружении конфликта. Компонент N400 проявился как выраженная отрицательная волна в центро-париетальных областях, что свидетельствует о его вовлечении в механизмы подавления интерференции. LPC, в свою очередь, продемонстрировал более высокую амплитуду при разрешении конфликта, указывая на мобилизацию когнитивных ресурсов для контроля над выполнением задания. Таким образом, полученные данные подтверждают теорию двухфазного когнитивного контроля, согласно которой ранний этап (N2) отвечает за обнаружение конфликта, средний этап (N400) связан с подавлением интерференции, а поздний этап (LPC) отражает осознанную переработку информации и адаптацию. Настоящее исследование дополняет существующие данные о нейрофизиологических основах когнитивного контроля и открывает перспективы для дальнейшего изучения индивидуальных различий, а также влияния внешних факторов на эффективность обработки конфликтной информации.
Предметом исследования данной статьи являются представления студентов-журналистов о лидерских качествах в зависимости от уровня их академической успеваемости. Актуальность темы обусловлена необходимостью понимания того, как студенты воспринимают качества, важные для эффективного лидерства, и как это восприятие связано с их успеваемостью в учебной деятельности. Важность данной темы связана с тем, что в студенческой среде формируются первичные социальные роли и происходит развитие личностных качеств, непосредственно влияющих на профессиональную адаптацию. Цель исследования заключалась в выявлении различий во взглядах студентов с высоким и низким уровнями академической успеваемости на значимость отдельных лидерских качеств и их представлений о том, каким должен быть лидер. Исследование ориентировано на уточнение стратегий развития лидерского потенциала студентов в рамках образовательных программ и студенческого самоуправления. В исследовании применялся комплексный подход, включавший количественные (анкетирование, критерий Манна-Уитни) и качественные (глубинные интервью по модели STAR) методы анализа. Научная новизна исследования состоит в эмпирическом подтверждении взаимосвязи между академической успеваемостью студентов-журналистов и их представлениями о лидерских качествах. В исследовании был выявлен перечень наиболее значимых лидерских качеств, таких как организационное мышление, общительность, нацеленность на результат, убедительность, креативность, самоконтроль и эмпатия, воспринимаемых студентами в качестве важнейших для успешного лидера. Было установлено, что студенты с низкой академической успеваемостью чаще высоко оценивают прагматичные качества лидера, направленные на достижение конкретных результатов. Напротив, студенты с высокой успеваемостью придают большее значение социальным и моральным аспектам лидерства, включая эмпатию и патриотизм. Результаты исследования открывают перспективы для целенаправленной разработки адаптивных образовательных стратегий, способствующих формированию лидерских качеств у студентов с учетом их индивидуальных особенностей и академических достижений.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______