Аргументировано предложение в пользу наземной радионавигационной системы e-Loran в качестве альтернативы глобальным навигационным спутниковым системам. Мотивация поиска дублирующего варианта вызвана необходимостью обеспечения надежности позиционирования как предмета противодействия спуфинговым и джамминговым рискам при реализации концепции кибернетической осведомленности на водном транспорте.
Гипотетически рассмотрена возможность использования e-Loran на трассе Северного морского пути в качестве резервной навигационной системы.
Проанализирован опыт эксплуатации пилотных проектов усовершенствованного Loran в вопросе прогнозируемого потенциала точности позиционирования.
Исследован оптимальный способ компенсации системной погрешности геолокации на основе использования дополнительных вторичных факторов. C учетом принципа функционала d-Loran, основанного на сравнении измеренных значений задержки прохождения радиосигнала с опубликованными аналогами для передачи уточнений морским потребителям, определена необходимость применения целостности как критерия доверительной оценки надежности обработки навигационной информации.
Выполнен критический анализ результативности попыток применения метода линейной интерполяции для вычисления промежуточных репрезентативных значений задержки прохождения радиосигнала с целью имитационного моделирования карты дополнительных вторичных факторов.
Выдвинута гипотеза перспективности синтеза изоповерхности поправок на основе В-сплайновой аппроксимации. Реализован повтор на корректном алгоритмическом уровне южнокорейского эксперимента синтезирования карты дополнительных вторичных факторов с измеренными показателями хронометражной задержки распространения радиосигнала в наносекундах от передающей станции Пхохан.
С целью демонстрации практической реализуемости сплайнового алгоритма выполнена компьютерная визуализация картографического фрагмента дополнительных вторичных факторов залива Йонгиль.
Выдвинуто предположение о целесообразности трехмерного представления дополнительного вторичного фактора для ситуационного восприятия вахтенным помощником навигации с коррекцией по карте как процесса в альтернативном позиционировании с целью повышения надежности контроля местоположения за счет визуального оценивания правильности использования поправок дифференциального варианта е-Loran.
Отмечается перспектива применения разработанного пакета прикладных паскаль-программ с реализациями на мониторах дисплейного типа в качестве интеллектуальной поддержки принятия решений судоводителем при апостериорной оценке точности обсервации за счет наглядности визуального представления поля поправок.
Идентификаторы и классификаторы
Несмотря на высокую точность глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС) в конце первой четверти XXI в. не считаются достаточно надежным средством для использования без резервного копирования в качестве единственного варианта позиционирования и хронометража для критически важных навигационных применений [1]. Проект e- Loran представляется наилучшим техническим решением, позволяющим обеспечить оптимальное дублирование ГНСС. Усовершенствованный Loran является новейшей разработкой в серии низкочастотных навигационных систем дальнего действия.
Список литературы
1. Pelgrum W. J. New potential of low-frequency radionavigation in the 21st century: PhD dissertation / W. J. Pelgrum. - Netherlands: Delft University of Technology, 2006. - 295 p.
2. Czaplewski K. The Identification of Possible Applications of the E-Loran System / K. Czaplewski, A. Weintrit // Annual of Navigation. - 2018. - No. 25. - Pp. 165-186. DOI: 10.1515/aon-2018-0012
3. Peshekhonov V. G. High-Precision Navigation Independently of Global Navigation Satellite Systems Data / V. G. Peshekhonov // Gyroscopy and Navigation. - 2022. - Vol. 13. - Is. 1. - Pp. 1-6. DOI: 10.1134/S2075108722010059 EDN: MKXNSI
4. Offermans G. eLoran Initial Operational Capability in the United Kingdom - First Results / G. Offermans, E. Johannessen, S. Bartlett, C. Schue, A. Grebnev, M. Bransby, P. Williams, C. Hargreaves // Proceedings of the 2015 International Technical Meeting of The Institute of Navigation. - ION, 2015. - Pp. 27-39.
5. Schmidt G. T. GPS Based Navigation Systems in Difficult Environments / G. T. Schmidt // Gyroscopy and Navigation. - 2019. - Vol. 10. - Is. 2. - Pp. 41-53. DOI: 10.1134/S207510871902007X EDN: ILBEPB
6. Ююкин И. В. Оппортунистическая навигация в аспекте интеграции альтернативного позиционирования и электронного картографирования на основе сплайновой технологии / И. В. Ююкин // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2023. - Т. 15. - № 4. - С. 617-632. DOI: 10.21821/2309-5180-2023-15-4-617-632 EDN: NVSBUH
7. Williams P. e-Navigation and the Case for eLoran / P. Williams, S. Basker, N. Ward // The Journal of Navigation. - 2008. - Vol. 61. - Is. 3. - Pp. 473-484. DOI: 10.1017/S0373463308004748
8. Offermans G. Providing a resilient timing and UTC service using eLoran in the United States / G. Offermans, S. Bartlett, C. Schue // Navigation: Journal of The Institute of Navigation. - 2017. - Vol. 64. - Is. 3. - Pp. 339-349. DOI: 10.1002/navi.197
9. Clements Z. Dual-Satellite Geolocation of Terrestrial GNSS Jammers from Low Earth Orbit / Z. Clements, T. E. Humphreys, P. Ellis // 2023 IEEE/ION Position, Location and Navigation Symposium (PLANS). - IEEE, 2023. - Pp. 458-469. DOI: 10.1109/PLANS53410.2023.10140058
10. Ююкин И. В. Сплайновый эталон картографированной информативности корреляционно-экстремальной навигации как потенциал кибернетической ситуационной осведомленности / И. В. Ююкин // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2023. - Т. 15. - № 3. - С. 374-392. DOI: 10.21821/2309-5180-2023-15-3-374-392 EDN: GVGGDW
11. Son P. W. eLoran: Resilient positioning, navigation, and timing infrastructure in maritime areas / P. W. Son, S. G. Park, Y. Han, K. Seo // IEEE Access. - 2020. - Vol. 8. - Pp.193708-193716. DOI: 10.1109/ACCESS.2020.3033215 EDN: NZBAFH
12. Fang T. H. Integrated GPS, INS, and eLoran for Maritime Tasks Using ASF Correction by Kalman Filter / T. H. Fang, Y. Kim, D. Kim, S. Lee, K. Seo, S. H. Park // Journal of Institute of Control, Robotics and Systems. - 2018. - Vol. 24. - No. 8. - Pp. 742-749. DOI: 10.5302/J.ICROS.2018.18.0079
13. Kim W. First Demonstration of the Korean eLoran Accuracy in a Narrow Waterway Using Improved ASF Maps / W. Kim, P. W. Son, S. G. Park, S. H. Park, J. Seo // IEEE Transactions on Aerospace and Electronic Systems. - 2022. - Vol. 58. - Is. 2. - Pp. 1492-1496. DOI: 10.1109/TAES.2021.3114272 EDN: KHCNOR
14. Rhee J. H. Enhanced Accuracy Simulator for a Future Korean Nationwide eLoran System / J. H. Rhee, S. Kim, P. W. Son, J. Seo // IEEE Access. - 2021. - Vol. 9. - Pp. 115042-115052. DOI: 10.1109/ACCESS.2021.3105063 EDN: SQBCZY
15. Son P. W. Demonstration of the Feasibility of the Korean eLoran System as a Resilient PNT in a Testbed / P. W. Son, S. G. Park, Y. Han, K. Seo, T. H. Fang // Remote Sensing. - 2023. - Vol. 15. - Is. 14. - Pp. 3586. DOI: 10.3390/rs15143586 EDN: XDAAUG
16. Yan B. High-Accuracy Positioning Based on Pseudo-Ranges: Integrated Difference and Performance Analysis of the Loran System / B. Yan, Y. Li, W. Guo, Y. Hua // Sensors. - 2020. - Vol. 20. - Is. 16. - Pp. 4436. DOI: 10.3390/s20164436 EDN: VIBXEY
17. Yuyukin I. V. Correlation-extreme method based on spline functions as an alternative to satellite navigation / I. V. Yuyukin // AIP Conference Proceedings. - AIP Publishing, 2023. - Vol. 2476. - No. 1. - Pp. 030030. DOI: 10.1063/5.0102916
18. Son P. W. Universal Kriging for Loran ASF Map Generation / P. W. Son, J. H. Rhee, J. Hwang, J. Seo // IEEE Transactions on Aerospace and Electronic Systems. - 2018. - Vol. 55. - Is. 4. - Pp. 1828-1842. DOI: 10.1109/TAES.2018.2876587
19. Choi Y. S. A Study on the ASF Correction Age and Error for Effective eLORAN Data Channel Utilization in Korea / Y. S. Choi, S. W. Hwang, S. R. Yeo, C. Park, S. H. Yang, S. J. Lee // Journal of Positioning, Navigation, and Timing. - 2013. - Vol. 2. - Is. 2. - Pp. 109-114. DOI: 10.11003/JKGS.2013.2.2.109
20. Ююкин И. В. Модификация метода наименьших квадратов для сплайн-аппроксимации навигационной изоповерхности/ И. В. Ююкин // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2019. - Т. 11. - № 4. - С. 631-639. DOI: 10.21821/2309-5180-2019-11-4-631-639 EDN: KSECWZ
21. Hwang S. W. A generation method of ASF mapping by the predicted ASF with the measured one in the Yeongil Bay / S. W. Hwang, M. Y. Shin, Y. S. Choi, D. Yu, C. Park, S. H. Yang, C. B. Lee, S. J. Lee // Journal of Navigation and Port Research. - 2013. - Vol. 37. - Is. 4. - Pp. 375-381. DOI: 10.5394/KINPR.2013.37.4.375
22. Ююкин И. В. Применение метода сплайн-функций при компьютерной визуализации подводного рельефа / И. В. Ююкин // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2021. - Т. 13. - № 1. - С. 64-79. DOI: 10.21821/2309-5180-2021-13-1-64-79 EDN: PQTBSM
23. Lee C. B. dLoran Measurement in Yeongil Bay using the Pohang Loran-C (9930M) / C. B. Lee, J. K. Lee, Y. K. Lee, S. W. Hwang, S. J. Lee, S. H. Yang // Journal of Navigation and Port Research. - 2014. - Vol. 38. - Is. 3. - Pp. 227-232. DOI: 10.5394/KINPR.2014.38.3.227
24. Park J. Effect of Outlier Removal from Temporal ASF Corrections on Multichain Loran Positioning Accuracy / J. Park, P. W. Son, W. Kim, J. H. Rhee, J. Seo // 2020 20th International Conference on Control, Automation and Systems (ICCAS). - IEEE, 2020. - Pp. 824-826. DOI: 10.23919/ICCAS50221.2020.9268214
25. Ююкин И. В. Навигационное использование e-Loran в модификации с методом сплайн-функций / И. В. Ююкин // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2020. - Т. 12. - № 4. - С. 703-715. DOI: 10.21821/2309-5180-2020-12-4-703-715 EDN: PNZYJI
26. Hwang J. TDOA-based ASF Map Generation to Increase Loran Positioning Accuracy in Korea / J. Hwang, P. W. Son, J. Seo // 2018 IEEE International Conference on Consumer Electronics-Asia (ICCE-Asia). - IEEE, 2018. - Pp. 206-212. DOI: 10.1109/ICCE-ASIA.2018.8552129
27. Cao Y. Review of navigability changes in trans-Arctic routes / Y. Cao, M. Yu, F. Hui, J. Zhang, X. Cheng // Chinese Science Bulletin. - 2021. - Vol. 66. - Is. 1. - Pp. 21-33. DOI: 10.1360/TB-2020-0596 EDN: QJOPDL
28. Цмай В. В. Актуальные вопросы правового регулирования международных коммерческих морских перевозок / В. В. Цмай // Океанский менеджмент. - 2022. - № 1 (15). - С. 56-59. EDN: EIXTLE
29. Guy E. Commercial shipping in the Arctic: new perspectives, challenges and regulations / E. Guy, F. Lasserre // Polar Record. - 2016. - Vol. 52. - Is. 3. - Pp. 294-304. DOI: 10.1017/S0032247415001011
Выпуск
Другие статьи выпуска
Выполнен сравнительный анализ результатов измерений гидроабразивного износа форсунок струйных насосов, используемых на гидроперегружателях, задействованных на перекачке суспензии воды с песком, и результатов моделирования потока в камере всасывания насоса в районе форсунок.
Моделирование осуществлялось с использованием программного комплекса Fluent в составе программного продукта Ansys. При этом вместо пульпы во всасывающем патрубке смоделирована чистая вода с учетом того, что концентрация песка в суспензии составляет примерно 10 % по объему, поэтому траектории движения частиц песка совпадают с линиями тока воды.
Результаты моделирования показали, что углы атаки на ближнюю к пульпопроводу поверхность форсунки, примыкающую к ее выходному отверстию, близки к нулю, тогда как углы атаки на поверхность форсунки, дальнюю от пульпопровода, существенно отличаются от нуля и составляют 20-50о - значения, при которых гидроабразивный износ возрастает в несколько раз по сравнению с углами атаки, близкими к нулю.
Результаты моделирования подтверждены также обследованием изношенных форсунок: их носовая часть изнашивается по окружности неравномерно - с большей скоростью изнашивается сторона, дальняя от пульпопровода, что приводит к появлению скоса плоскости носового отверстия форсунок, при этом угол скоса достигает 20-25о. Значения микротвердости носовой части изношенной форсунки также соответствуют результатам моделирования.
Измерения показали, что микротвердость носовой части форсунок неравномерна по окружности и наиболее изнашиваемая сторона носика форсунки имеет наименьшую микротвердость. Данный факт свидетельствует о том, что разные районы поверхности носовой части форсунок отличаются друг от друга жесткостью схемы напряженного состояния при гидроабразивном воздействии, что может быть в дальнейшем использовано при выборе режимов лабораторных испытаний на гидроабразивный износ.
Рассмотрено причальное оборудование двух причалов АО «Троица»: «Причал перегрузки нефтепродуктов» и «Железобетонный причал с подкрановыми путями» порта Чайка (г. Северодвинск), которые были введены в эксплуатацию более пятидесяти лет назад.
В связи с частичным отсутствием проектной и полным отсутствием исполнительной документации, а также установкой на причалах нестандартных причальных устройств было принято решение о проведении валидации (проверки в целях доказательства того, что оборудованием можно пользоваться по назначению) швартовных тумб путем выполнения натурных экспериментальных исследований.
В связи с истечением нормативного срока службы ООО Научно-исследовательское объединение «Плеяда» (г. Новороссийск) в 2021 г. был выполнен теоретический расчет для определения несущей способности швартовных тумб.
Целью исследования являлась проверка безопасности функционирования имеющихся в наличии швартовных устройств в существующих условиях работы причальных сооружений. Объектом исследований являлись нестандартные швартовные тумбы, на которые отсутствовала документация об операционном контроле в период строительства, и акты ввода в эксплуатацию.
В качестве предмета исследований рассматривались процессы изменения технического состояния и определения несущей способности тумб. Было установлено, что швартовные тумбы исследованных причалов пригодны к эксплуатации для обеспечения швартовки судов, не превышающих по своим параметрам расчетное значение, и соответствуют требованиям пп. а п. 191 «Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта» от 12 августа 2010 г. № 620 (с изм. на 7 октября 2019 г.).
Приведены результаты органолептического и инструментального обследований с применением электронного динамометра АЦД/1Р-250/7И-2. Сделан вывод о том, что корректная оценка технического состояния причального оборудования достигается при должной организации экспертной службы в сочетании с непрерывным деформационным мониторингом.
В статье представлена методика планирования перевозки и выгрузки контейнеризованных грузов во внепортовых условиях, направленная на достижение наиболее эффективного по трудозатратам результата.
Отмечается, что эффективность использования средств морского транспорта для обеспечения перевозок в значительной степени зависит от наличия и технического состояния портов и портовых сооружений.
Исследование способов подготовки необорудованного морского побережья для организации временных перегрузочных пунктов имеет актуальное значение в связи с постоянной необходимостью осуществления снабженческих перевоок в арктические пункты назначения. В специфических условиях Арктической зоны Российской Федерации особую специальную подсистему перевозок формирует регулярный северный (экспедиционный) завоз.
Подчеркивается, что несмотря на значительный объем научных исследований в области транспортного обеспечения частные задачи научного обоснования транспортно-технологических систем перевозок во внепортовых условиях в настоящее время исследованы недостаточно.
Обоснована необходимость разработки новых технических решений для выполнения рассматриваемой задачи с учетом того, что современные условия реализации перевозок грузов предполагают в общем случае применение двух технологических схем транспортировки контейнеризованных грузовых единиц из трюма судна в прибрежную зону в каждом из пунктов назначения перемещением каждой отдельной единицы с использованием плашкоута или вертолета. Для повышения эффективности функционирования транспортно-технологической системы перевозок во внепортовых условиях в дополнение к существующим предлагается альтернативная схема, основанная на использовании саморазборных понтонов (лихтеров) при выгрузке грузов на необорудованное побережье.
Отмечается, что методика планирования перевозки и выгрузки контейнеризованных грузов во внепортовых условиях базируется на том, что частным объектом исследования являются технологические схемы транспортировки определенных объемов партий контейнеризованных грузовых единиц различных категорий, реализуемые в рамках заданного пункта назначения.
В статье представлены исходные данные и расчетные характеристики, используемые в процессе реализации методики, а также структура разработанной методики, описанной в виде блок-схемы. В предложенной методике выполнено вычисление комплексного показателя предпочтительности для каждой рассматриваемой технологической схемы. Рассматриваемая методика позволяет определить наиболее предпочтительную технологическую схему из набора альтернативных схем.
В статье рассмотрена задача проектирования контейнерной линии, являющаяся особенно актуальной в современных мировых политических и экономических условиях, когда поиск оптимальных решений для бизнеса жизненно необходимым. Обсуждаются современные подходы к формулировке задачи проектирования контейнерной линии и методы ее решения, рассматриваемые в отечественной и иностранной литературе.
Описываются четыре вида линейных сервисов, встречающихся в рамках проектирования контейнерной линии: простой сервис, «бабочка», «маятник» и сложный сервис. Основное внимание в работе уделено простому сервису, который может быть сведен к задаче коммивояжера.
Предложена новая формулировка задачи и на ее основе рассмотрен пример описания проектируемой линии: контейнерная линия, базирующаяся на один отечественный морской порт (Владивосток) и четыре морских порта КНР.
Отмечается, что задача может включать другие оптимизационные подзадачи, в том числе задачу распределения множества грузопотоков, решение которых является важным для нахождения рациональных вариантов проектируемой контейнерной линии, но в данной работе не рассматривается, поскольку выходит за пределы настоящего исследования.
Описана генерация вариантов линейных сервисов в виде последовательности обхода портов, проанализированы некоторые ее результаты. Среди сгенерированных вариантов выбран оптимальный, который в виде частного случая одновременно имеет как наименьшие затраты на введение контейнерной линии в эксплуатацию, так и наибольшее количество обслуживаемых контейнеропотоков.
Отмечается, что этот вариант является оптимальным лишь в сгенерированной области решений и может не являться оптимальным для рассмотренного примера задачи.
Темой работы является исследование отрицательного воздействия на окружающую среду угольных терминалов морских и речных портов в результате их деятельности. Отмечается, что работа технологического оборудования терминалов приводит к высоким концентрациям запыленности воздуха и пылевыбросам сыпучего груза. Основными источниками пылевыбросов и пылеуноса являются открытые склады хранения угля. В течение последних 8-10 лет для борьбы с пылением на открытых угольных складах и портовых терминалах получили применение пылезащитные экраны, однако процессы взаимодействия ветровых потоков со штабелями портовых открытых сладов и сетчатыми экранами изучены недостаточно. В связи с указанными обстоятельствами целью настоящей работы является оценка в лабораторных условиях работоспособности сетчатых экранов по снижению запыленности воздуха и пылевыброса сыпучего груза при его хранении на портовых открытых складах. В процессе проведенного лабораторного исследования модели штабелей открытых складов выполнялись в определенном масштабе, что позволило использовать натурный сыпучий груз и реальные сетчатые экраны. В работе представлены результаты исследований работоспособности мягких сетчатых экранов по снижению пылевыбросов с открытых портовых складов при хранении сыпучих грузов с учетом направлений и скорости ветровых потоков на штабели этих складов с различными формами поперечных сечений штабелей. В ходе проведения исследований были получены результаты, свидетельствующие о том, что сетчатые экраны являются эффективными устройствами, снижающими скорость ветрового потока внутри периметра экрана. При этом форма поперечного сечения штабеля не оказывает влияние на их работоспособность, а уровень работоспособности сетчатых экранов по уменьшению запыленности воздуха и размера выброса со штабелей складов с различной формой поперечного сечения зависит от направления и скорости ветрового потока. Применение мягких сетчатых экранов, расположенных по периметру штабеля открытого склада с углем, позволяет значительно уменьшить запыленность воздуха и пылевыброс при воздействии ветра.
Рассмотрены вопросы современного состояния и стандартизации батиметрической съемки, регламентируемые Международной гидрографической организацией.
Отмечается, что четвертая редакция Стандартов S-44 явилась «революционной», ознаменовав собой начало эры современной электронной гидрографии, основанной на понятии «категорий съемки рельефа», обусловленной новыми возможностями глобальных навигационных спутниковых систем и электронных гидрографических информационных систем.
Дана характеристика изменений, внесенных в Стандарт S-44, с 4-й (1998 г.) по 6-ю (2022 г.) редакции.
Проанализированы основные отличия 5-й редакции (2008 г.) и уточненной 6-й версии редакции (2022 г.). Особое внимание уделено вопросу эволюции понятий «батиметрическая модель» и «обнаружение объектов».
Указано, что основой новой парадигмы Стандартов S-44 является требование «батиметрического покрытия» и отказ от понятия «полное обследование морского дна», впервые введенного в 5-й редакции S-44. В результате введения понятий «батиметрическое покрытие» и «обнаружение объектов» в 6-й редакции S-44 впервые оказалось возможным отказаться от такого важного гидрографического параметра, как подробность промера («междугалсовое расстояние»).
Подчеркивается, что совместное применение понятий «батиметрическое покрытие», «обнаружение объектов» и «поиск объектов» привело к необходимости использования в 6-й редакции S-44 такого нового инструмента для проектирования и формирования краткой характеристики съемки, как «матрица спецификаций». Отмечается, что в 6-й редакции S-44 впервые введено понятие «батиметрическая модель», связанное с гридом (регулярной сеткой глубин).
Даны критические комментарии к сведениям об использовании сеточных батиметрических моделей, приведенных в приложениях, не являющихся частью S-44(6.1).
Проанализированы предложения по формированию апостериорной модели неопределенностей результатов съемки рельефа дна, актуальной для площадной съемки с использованием многолучевых сонаров, необходимые для подтверждения выполнения заданной категории S-44.
Указано, что в трех последних редакциях S-44 для оценки планового положения использован термин «стандартное отклонение» без конкретного указания связанной с ним доверительной вероятности. Это требует дополнительных пояснений и уточнений в части рекомендации, касающейся применения коэффициента 2,45 для расчета величины суммарной горизонтальной неопределенности. Обращается внимание на недостаточную проработку в 6-й редакции S-44 вопросов, связанных с альтернативным способом определения поправок уровня на основе высокоточного определения высот нулей глубин в геоцентрической системе координат.
Обоснована необходимость включения в последующую редакцию S-44 спецификаций по контролю качества результатов площадной батиметрической съемки.
Отмечается отсутствие новых российских спецификаций выполнения гидрографических съемок, основанных на Стандартах S-44 Международной гидрографической организации, и необходимость их разработки, согласования и утверждения
Предложен метод определения места судна по глубинам на основе нейронной сети, которая принимает на вход последовательность глубин, измеренных при помощи эхолота, а прогнозирует широту и долготу судна на момент измерения последней глубины. Нейронная сеть имеет архитектуру сети прямого распространения с несколькими скрытыми слоями и полными связями, удовлетворяющую условиям универсальной аппроксимации в соответствии с теоремой Стоуна - Вейерштрасса. Для обучения используется алгоритм Adamax при условии контроля наибольшего значения модуля невязки на каждой итерации. Моделирование выполнялось с использованием языка программирования Python и библиотеки Tensorflow. Модельная поверхность рельефа дна была представлена в виде многочлена второго порядка. Образцы получены на основе виртуальных измерений глубин в узлах координатной сетки с пространственным разрешением не хуже, чем один кабельтов. После сбора образцов выполнялось обучение нейронной сети, в ходе которого не использовалась контрольная выборка. В обучении участвовало несколько нейронных сетей, отличающихся количеством скрытых слоев, а также количеством нейронов в них. После обучения было проведено тестирование, которое предполагало движение судна вдоль меридианов, в точности не совпадающих с используемыми для формирования обучающей выборки. При этом наряду с вариантом средних по долготе меридианов рассмотрен вариант выбора меридианов с использованием датчика случайных чисел равномерного распределения. В результате тестирования все рассмотренные сети показали примерно одинаковую приемлемую навигационную точность, близкую к точности, полученной на обучающей выборке.
Издательство
- Издательство
- ГУМРФ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 198035, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7
- Юр. адрес
- 198035, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7
- ФИО
- Барышников Сергей Олегович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- otd_o@gumrf.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 7489692
- Сайт
- https://gumrf.ru/