Рассматривается проблема практико-ориентированной подготовки бакалавров туризма, направленная на подготовку специалистов на основе требований не только стандартов, но и с опорой на требования спортивно-туристической сферы труда, рынка труда в туриндустрии.
Идентификаторы и классификаторы
Проблема подготовки высококвалифицированных кадров, которые отвечали бы запросам спортивно-туристического профессионального сообщества, остро стоит не только в индустрии спорта и туризма РФ, но и является важным объектом изучения крупными исследовательскими группами и организациями во всём мире [12]. Подготовка высокопрофессиональных кадров для индустрии спорта и туризма является сложным процессом, который требует использования инновационных технологий, активного взаимодействия с профессиональным спортивно-туристским сообществом и с будущими работодателями [7; 10; 11]. Важнейшей проблемой остаётся быстрая адаптация учебных образовательных программ и стандартов к требованиям рынка, содействие трудоустройству выпускников [2; 4; 6].
Список литературы
1. Айтхожаева, Е. Ж. Профессиональные стандарты и образовательные программы / Е. Ж. Айтхожаева // Современное образование: проблемы взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов: материалы междунар. науч.-метод. конф., Томск, 28-29 янв. 2016 г. - Томск, 2016. -С. 4-15. EDN: VJNFND
2. Белецкая, И. А. Этапы формирования готовности будущих специалистов сферы туризма как педагогический процесс / И. А. Белецкая // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7, № 4 (25). - С. 215-217. EDN: YTHOMH
3. Белоцерковский, А. В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов / А. В. Белоцерковский // Высшее образование в России. - 2015. - № 6. - С. 26-31. EDN: UDQZVJ
4. Власова, Т. И. Проблемы подготовки кадров с высшим образованием для индустрии туризма в условиях модернизации российского образования / Т. И. Власова // Вестник Национальной академии туризма. - 2013. - № 3 (27). - С. 10-15. EDN: RCKMRL
5. Головченко, Т. П. Практико-ориентированная модель подготовки сотрудника для индустрии туризма в вузе / Т. П. Головченко, И. Ю. Калинина, Н. В. Рубцова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9, № 3 (32). - С. 82-85. EDN: NAHCMW
6. Гусев, В. А. Формирование адаптационной компетентности у студентов специальностей сервиса и туризма / В. А. Гусев, В. А. Зацепин, М. Ю. Зацепина, В. Н. Лисачкина // Самарский научный вестник. - 2018. - Т. 7, № 4 (25). - С. 312-315. EDN: YPPGPR
7. Зимина, Е. В. Проблемы и стратегические приоритеты развития системы образования в контексте повышения качества жизни населения (на примере г. Иркутска) / Е. В. Зимина, У. В. Трохирова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2013. - № 4. - С. 18. EDN: RFKWMX
8. Зуев, А. Н. К вопросу устранения разрыва между профессиональными и образовательными стандартами / А. Н. Зуев, Н. В. Крючкова // Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении: материалы 7-й Всерос. науч.-практ. конф. - Череповец, 2016. - С. 71-73. EDN: WGTROL
9. Кострюкова, О. Н. Вызовы индустрии гостеприимства для профессионально-ориентированных программ подготовки кадров / О. Н. Кострюкова, Н. Б. Кущева // Вестник индустрии гостеприимства международный научный сборник. - СПб., 2016. - С. 7-12. EDN: VOVWTH
10. Мишнина, Е. И. Оценка качества и профессиональной готовности будущих работников индустрии туризма в контексте запросов работодателей / Е. И. Мишнина // Организация производственных практик, стажировок и трудоустройства в высшей школе: материалы V Международной научно-практической конференции и круглого стола, Владимир, 18-20 апреля 2018 года. - Владимир, 2018. - С. 173-179. EDN: YSOTFB
11. Морозов, В. Ю. Особенности подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства в России: традиционный и современный подходы / В. Ю. Морозов, А. А. Поправкина // Сервис в России и за рубежом. - 2015. - № 2 (58). - С. 88-99. EDN: UAFWTX
12. Полевая, М. В. Особенности подготовки кадров для индустрии туризма: отечественный и зарубежный опыт / М. В. Полевая. - М.: ООО “Технологии стратегического менеджмента”, 2012. - 124 с.
13. Плотникова Е. Б. Особенности подготовки к профессии будущих менеджеров туристских предприятий / Е. Б. Плотникова // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2016. - Т 2. - С. 246-249. EDN: WNCLDX
14. Рубцова, Н. В. Современные тенденции и проблемы кадрового обеспечения в индустрии гостеприимства (на примере регионов Сибирского федерального округа) / Н. В. Рубцова, И. Ю. Калинина, Е. А. Евдокимова // Экономика труда. - 2019. - Т. 6, № 2. - С. 9911-000. EDN: XKBGAC
15. Семенова, Л. В. Профессиональная подготовка специалистов: теоретические вопросы рамки квалификаций / Л. В. Семенова // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. - 2022. - № 14. - С. 42-49. EDN: PIZOEJ
16. Стародубцев, В. А. Практико-центрирован-ное обучение в высшей школе / В. А. Стародубцев // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30, № 5. - С. 75-87. EDN: BTHXXA
17. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки Бакалавриат по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, утверждённый приказом Минобрнауки России от 19 сентября 2017 г., № 943.
18. Федулин, А. Подготовка кадров для туризма: проблемы и задачи / А. Федулин // Bujet.ru. URL: https://bujet.ru/article/55618.php?ysclid=ltv4e9jtp8848727419.
19. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 01.02.2022 № 89 “Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки” (Зарегистрирован 03.03.2022 № 67610).
20. Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 “Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение”.
21. Приказ Минпросвещения России от 26.08.2020 № 438 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения”.
22. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам”.
23. Профессиональный стандарт Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта: утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 апреля 2023 № 363н (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.05.2023 № 73527).
24. Профессиональный стандарт Тренер: утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 апреля 2023 г. № 362н (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.05.2023 № 73442).
25. Профессиональный стандарт Экскурсовод (гид): утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 декабря 2021 № 913н (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01 февраля 2022 № 67083).
26. Профессиональный стандарт Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта: утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 апреля 2022 № 237н (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2022 года, № 68615).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена социальной ответственности профессионального спортсмена на примере семикратного чемпиона мира в классе «Формула 1» Льюиса Хэмилтона. Авторами исследована деятельность спортсмена за пределами автодромов, приведены конкретные факты биографии, свидетельствующие о том, что, добившись большого успеха в спорте, человек не забывает об окружающих его актуальных проблемах и дорожит своей профессиональной репутацией.
The article considers extreme tourism, its definition, history of origin, species, directions, classifications. The issue of its development, popularity in Russia and all its aspects. All work is carried out on the basis of official scientific articles. According to the results of analysis of the information, conclusions are made about the course of extreme tourism in the future, its prospects in our country. To sum up the results, we can say that in Russia there are many prerequisites for the development of extreme tourism. The weather and climate allow, the state increasingly supports this kind of recreation, scientific infrastructures are increasingly paying more attention to such tourism. And the main factor of development is people: The more people want to be in the tone and spend a breath of time, the more extreme tourism will develop. Here, too, everything depends on us.
This article considers tourism from the point of view of the means of cognition of the world, as well as the concept of tourism, its features, relevance in modern society, new directions and types.
Автор рассматривает методологию определения норм физической нагрузки занимающихся оздоровительной физической культурой на основе рангового анализа. Для определения персонифицированных норм физической нагрузки предлагается применять инструментарий рангового анализа, так как суточные данные пульса, полученные с помощью носимых устройств, являются негауссовыми. Полученные персонифицированные нормы позволяют нормировать физическую нагрузку занимающихся оздоровительной физической культурой и тем самым повышают эффективность занятий.
Проанализирована проблема неоднозначного влияния киберспорта на здоровье игроков. Определены риски негативных последствий киберспорта на физическое и психическое здоровье и положительное воздействие на развитие игроков. Представлены результаты опроса о влиянии киберспорта на здоровье игроков. Выявлена возможность оптимального сочетания здорового образа жизни и успешных выступлений игроков в киберспорте.
Авторы анализируют современные тенденции в фитнес-индустрии. Описывают перспективные направления развития фитнес-технологий. Представлены популярные направления в области фитнеса.
Спортивно-массовые мероприятия и проекты по продвижению ценностей здорового образа жизни являются значимыми для любого современного государства, заботящегося о своих гражданах. Статья посвящена комплексному исследованию спортивно-массовых мероприятий в четырёх странах: России, США, Китае и ОАЭ. Источниками для сбора и анализа информации послужили официальные сайты министерств, средства массовой информации и социальные сети проектов в заявленных странах. Определены значимые спортивно-массовые мероприятия и приведена сравнительная характеристика о количестве участников с начала реализации проекта и по итогам 2023 г. Материалы исследования подтверждают, что проведение спортивно-массовых мероприятий по продвижению ценностей здорового образа жизни имеет важное значение для поколений Y, Z, так как поддержка единомышленников имеет огромное влияние. Люди мотивируются на занятия спортом, увлекаются бегом, правильным питанием и в целом активным образом жизни. Приведённые в исследовании российские и международные практики возможно адаптировать в любом государстве мира.
Рассматриваются вопросы внедрения современных фитнес-направлений в программы по физической культуре в вузе. Разработан методический комплект для составления рабочей программы с комплексным применением боевого фитнеса тай-бо и восточных оздоровительных практик и проведено исследование по применению данной методики в рамках изучения элективной дисциплины по ФКиС «Оздоровительные виды гимнастики».
Экспериментальная группа студентов с жалобами на боль в поясничном отделе позвоночника применяет на занятиях по физической культуре в отделении специальной медицинской группы методику лечебной физической культуры в сочетании с миофасциальным массажем на авторском роликовом тренажёре для снижения болевого синдрома, улучшения показателей мобильности и нормализации мышечного тонуса паравертебрального отдела позвоночника, пояснично-крестцового отдела позвоночника, нормализации работы опорно-двигательного аппарата.
Обосновывается необходимость эффективного развития координационных и кондиционных физических способностей девочек среднего школьного возраста 12-14 лет. Представлена краткая характеристика экспериментальной программы по степ-аэробике, способствующая оптимальному развитию координационных и кондиционных способностей занимающихся. В качестве примера приведён примерный комплекс специальных упражнений с использованием степ-платформы, направленный на развитие координационных способностей девочек 12-14 лет.
Рассматривается применение личностно-ориентированного подхода в процессе формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом в вузах. Предлагаются алгоритмы формирования такой программы на основе оценки удовлетворённости студентов, их типа личности и уровня физической подготовки.
Представлены результаты экспериментальной работы по развитию на уроке физической культуры коммуникативных умений школьников средствами речевых действий. Определены методические приёмы формирования коммуникативных универсальных учебных действий, включающие использование речевых действий в качестве средств регуляции коллективной игровой деятельности обучающихся.
Обозначены проблемные аспекты организации комплексного туристского обслуживания спортсменок женской сборной Министерства чрезвычайных ситуаций России по пожарно-спасательному спорту в период проведения тренировочных мероприятий (учебно-тренировочных сборов). Раскрыты главные составляющие туристского обслуживания тренировочных мероприятий. Предложено место проведения и разработано туристское обслуживание тренировочного мероприятия к IX Чемпионату мира среди женщин по пожарно-спасательному спорту.
Для развития того или иного вида спорта внутри страны, совершенствования методики тренировочного процесса, оптимизации подготовки спортивного резерва, прогнозирования успешности выступления отечественных спортсменов на международной арене важно понимать тенденции развития данного спорта в мире, опираясь в том числе и на результаты ведущих атлетов. Лёгкая атлетика, исторически один из наиболее массовых и успешных отечественных видов спорта, в котором за последние полвека наши соотечественники чаше всего доминировали в прыжковых дисциплинах, в данном аспекте представляет интерес для исследования.
Авторами выявлена проблематика профессиональных коммуникаций в фитнесе и их роль в формировании профессиональной компетентности специалиста фитнес-индустрии. В ходе исследования рассмотрены аспекты клиентоориентированной межличностной коммуникации в условиях фитнес-клуба. Представлено обоснование и конкретизация основных подходов по развитию профессионально-коммуникативных навыков в контексте программ корпоративного обучения. Даны практические рекомендации по развитию профессионально-коммуникативных навыков тренеров, которые могут быть использованы в рамках корпоративного обучения.
Рассказывается о великом русском поэте Сергее Есенине - ярком выразителе незаурядной физической подготовки. Он не тренировался специально, а окреп естественным путём: много ходил, бегал и играл в подвижные игры, плавал, ловил рыбу, любил грести в лодке, лазить по деревьям, пасти лошадей в ночном, участвовать в кулачных боях и работать на сенокосе, живя в лугах. Природа и деревенские народные традиции, являясь целебным и незаменимым источником здоровья, приняли непосредственное участие в развитии его физических сил. Пример яркой личности вносит вклад в формирование потребности совершенствования физической культуры подрастающего поколения.
Издательство
- Издательство
- ЧЕЛГУ
- Регион
- Россия, Челябинск
- Почтовый адрес
- 454001, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д.129
- Юр. адрес
- 454001, Челябинская обл, г Челябинск, Калининский р-н, ул Братьев Кашириных, д 129
- ФИО
- Таскаев Сергей Валерьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@csu.ru
- Контактный телефон
- +7 (351) 7419767
- Сайт
- https://www.csu.ru/