Размышление о природе Слова, о движущей им силе, о воплощении Слова в мировой художественной практике дарит возможность уловить богатство его интонаций в разных видах и жанрах искусства. Концепция отображения семантического значения слова в скульптуре, выявление художественного образа выдающихся поэтов А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина, Мустая Карима — одно из направлений творчества известного скульптора современности, народного художника РФ, академика Российской академии художеств, лауреата государственных премий РФ А. Н. Ковальчука.
Идентификаторы и классификаторы
Исследование работ признанного в России и за рубежом скульптора Андрея Ковальчука, посвященных творчеству таких великих российских поэтов, как А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев, И. А. Бунин, Мустай Карим (М. С. Каримов), выходит за рамки искусствоведческого анализа, ибо обращается к одному из самых сложных аспектов скульптуры — возможности отображать семантическое значение слова. Эта концепция представляет собой непростой процесс перевода языкового значения в трехмерную форму.
Список литературы
1. Блок А.А. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Проза. М.: Правда, 1971. 558 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рецензия на книгу: Ставрева В. Антропоморфна пластика от късния енеолит – възможности за интерпретация (Култури Варна, Коджадермен-Гумелница-Караново VI, Криводол-Сълкуца-Бубани) / Archaeologia Bulgarica supplements, Vol. 8.1. Text; Vol. 8.2. Figures. София: NOUS Publishers LTD, 2024. 301 p.; 283 p.
Рецензия на книгу: Ася Гимборг. Главное в истории исламского искусства. Ключевые произведения, эпохи, династии, техники. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2024. 224 с.
Рецензия на книгу: Боровский А. Д. От монумента до граффити. Городская среда в мозаиках, росписях, рельефах и инсталляциях… Историко-художественный путеводитель. Петербург XX-XXI вв. М.: Центрполиграф, 2023. 415 с.
Статья посвящена характеристике творческого метода петербургского архитектора Ивана Князева, его проектам и осуществленным постройкам, исполненным на основе современного прочтения национального и европейского архитектурного наследия. Рассмотрены проблемы архитектурного заказа, синтеза архитектуры и декоративного убранства, своеобразия художественного решения архитектурного сооружения в зависимости от его типа и назначения.
В статье на примере творчества объединения «ФоРУС» (церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Сестрорецке) проводится анализ специфики включения монументально-декоративного искусства в современную церковную архитектуру в аспекте традиционных и новационных художественных решений и подходов. Осуществляется стилистический, иконографический и сравнительно-исторический анализ сюжетов двух основных мозаичных панно (Рождество Пресвятой Богородицы, Благовестие Иоакиму и Анне) и надвратной композиции (Ангелы с иконой Рождество Пресвятой Богородицы), размещенных на фасадах храма.
В статье рассматриваются история создания и особенности организации выставки финского искусства в Петрограде в Художественном бюро Н. Е. Добычиной весной 1917 г. Цель статьи — оценить вклад Бюро в развитие финско-русских художественных взаимосвязей в период Первой мировой войны и революции. Ключевые задачи статьи — выявление и анализ проблем исторической реконструкции в организации и проведении выставки; характеристика особенностей рецепции произведений финских художников российской публикой. Выставка финского искусства анализируется автором в контексте развития финско-русских художественных взаимосвязей 1880–1910-х гг. Статья основана как на источниках личного происхождения (мемуары, дневники, переписка современников выставки), так и на материалах русской и финской периодической печати конца XIX – начала XX вв.
В статье анализируются выставки двух ведущих художников Китая — Цай Гоцяна («Октябрь», 2017) и Чжан Хуаня («В пепле истории», 2020), проходившие в ведущих музеях России — ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственном Эрмитаже. Одной из главных сюжетных линий этих выставок стало обращение иностранных художников к истории России. Воплощая сюжеты этой тематики, китайские художники предпочитают создавать большеформатные произведения, вступать в своеобразный диалог с живописцами и графиками советской эпохи, выказывать уважение к русской школе живописи, применять в своих произведениях «неживописные» материалы. Каждый из художников при этом сохраняет свою индивидуальность как в выборе сюжетов из русской истории, так и в методах и приемах их воплощения.
Цель настоящей статьи заключается в выявлении творческого метода Дун Шубина, основанного на соединении древнекитайских традиций и современного искусства скульптуры. В статье анализируются особенности пластического языка мастера, истоки его масштабных монументальных проектов, неразрывно связанных с пространством пустыни Гоби (провинция Ганьсу, Китай).
В работе рассматриваются закономерности развития портретного жанра, начиная с истоков его зарождения до конца XX в., анализируются факторы, оказавшие влияние на формирование иконографии китайского современного портрета. Целью исследования является изучение культурно-исторической типологии портрета и его художественно-стилистических особенностей, осмысление роли личности художника в портретной живописи в диахроническом аспекте. Автором подробно анализируются традиции и концепции китайского портрета (в основе теории создания портрета были учение о космогонических силах «инь-ян», теория о пяти первоэлементах, теория физиогномики), прослеживаются эстетические и духовные аспекты портретной живописи, начиная от древних ритуальных форм к средневековому историческому и парадному портрету, а также их трансформация в современных портретных образах. В отличие от большинства отечественных исследователей, рассматривавших теорию портрета древнего и классического периодов, в статье автор фокусируется на истории развития портрета XX в., выявляя его роль и значение в современной художественной культуре Китая.
В статье, на основе архивных документов, рассмотрена 150-летняя история, на протяжении которой был предпринят целый ряд попыток создания памятного знака, связанного с обозначением места, где по изысканиям исследователей XIX – начала XX вв., скончался император Петр Великий. Особое внимание уделено зданию Эрмитажного театра, на месте которого в начале XVIII в. располагался Зимний Дворец Петра I, на фасаде которого предполагалась установка мемориальной доски.
Научный и художественный анализ садов и парков Петербурга XVIII – начала XIX в. был впервые дан только в первой четверти XX в. в работах историков искусства, художников и архитекторов, объединившихся вокруг Общества «Старый Петербург» (а ранее музея с одноименным названием). К сожалению, за прошедшее столетие не появилось ни одной монографии, посвященной этому объединению, сыгравшему столь выдающуюся роль в истории общественного движения в защиту культурного наследия России. Изучение его вклада в отечественную науку и культуру является важной исследовательской задачей.
В статье рассматриваются идеи русской религиозной философии как важнейшее проявление национальной специфики в области мысли и ее влияние на процесс зарождения и развития экспрессионизма как стиля в живописи русского авангардного движения. Обращение к этой проблеме дает возможность понять причины появления, антропоцентрическую проблематику и национальное своеобразие русского экспрессионизма и объяснить его доминирующую роль в стилевом многообразии отечественного искусства начала ХХ в.
Классическое искусствознание второй половины ХХ в. и начала нынешнего не всегда бывает гибко в интерпретации ряда современных феноменов искусства. Весьма непосредственно стала ощущаться потребность в уточнении наших мыслей о художественном процессе в его временной целостности, потребность сформировать убеждающие «основополагания» для живой методологии современной художественной критики. В связи с этим возникают одновременно две задачи. Первая — распознать крупные художественные достижения прошлого, не ограничиваясь аспектом социальных и политических установок. Вторая зовет к рассмотрению самой природы критического видения. Здесь обретают значение особые исследовательские приоритеты возможного ансамбля личностных качеств исследователя, его «свободной воли». Соответственно, возникает необходимость уточнить исходные причины смещений и изменений, присущих самой образной ассоциативности, верифицировать на этой основе художественную оценку заявивших о себе стилевых и иных тенденций.
Предметом исследования стала взаимосвязь произведений, относящихся к парижскому периоду творчества М. В. Фармаковского, с поэзией Н. С. Гумилева. Благодаря изучению воспоминаний о Гумилеве, его африканских экспедициях, а также литературной деятельности удалось выявить новые параллели искусства Фармаковского и поэтов «Cеребряного века». В частности, удалось сопоставить рисунок М. В. Фармаковского «Обожаемая женщина» (1907, ГРМ) и творчество поэтессы и переводчика В. Е. Аренс, а также изучить некоторые материалы из наследия семьи Аренс-Пуниных.
На основе большого количества вновь вводимых в научный оборот архивных документов описана история попытки создания австрийским мастером Антонием Цвенгофом скульптуры императрицы Анны Иоанновны. Подробно рассмотрен процесс закупки и доставки в Санкт-Петербург двух больших кусков мрамора для нее.
В октябре 2024 г. в Античном и Готическом залах Музея прикладного искусства Академии Штиглица была проведена восьмая выставка «Из цвета соткано», исследующая тему цвета и его разнообразные проявления. Она объединила работы, выполненные преподавателями Академии (кафедры художественного текстиля, живописи, рисунка). Представленные на выставке произведения (живопись, графика, декоративное и прикладное искусства) продемонстрировали разнообразные подходы художников и дизайнеров в работе с цветом.
В статье предпринимается искусствоведческий анализ ежегодной выставки работ педагогов Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. В связи с этим затрагиваются проблемы развития основных жанров изобразительного искусства реалистического направления, таких как религиозный, исторический, пейзаж и портрет. В экспозиции особое место заняли типизированные образы отдельных людей и портретный жанр, в котором решаются многие острые проблемы изображения современного человека, в первую очередь — творческой личности. Обращает на себя внимание широкая география путешествий художников — это и просторы России, и зарубежные поездки. В академической школе сохраняются традиции в первую очередь реалистического искусства, но при этом они обогащаются и новыми технико-технологическими экспериментами, и образными поисками новых выразительных приемов. В обзоре выставки использованы методы сравнительного искусствоведческого анализа, включенного наблюдения, интервьюирования художников.
Издательство
- Издательство
- СПГХПА ИМ. А.Л. ШТИГЛИЦА
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191028, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, Соляной пер, д 13
- Юр. адрес
- 191028, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, Соляной пер, д 13
- ФИО
- Кислицына Анна Николаевна (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.ghpa.ru/