2025 г. - год 80-летия Великой Победы Советского Союза над фашистской Германией. Объективное исследование героических страниц борьбы советского народа против гитлеровских орд до сих пор остается одной из наиболее актуальных задач отечественной историографии. Все народы многонационального Союза ССР, в том числе и чеченский, внесли достойный вклад в сокрушительный разгром германского фашизма. В данной статье, на основе архивных материалов одного района, мы анализируем участие жителей Ачхой-Мартановского района Чечено-Ингушской АССР в оказании помощи Красной Армии, показываем их вклад в победу СССР.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 93/94. История
В первые же дни после начала Великой Отечественной войны по инициативе общественных деятелей, трудовых коллективов, инициативных групп по месту жительства в стране развернулось массовое движение по оказанию помощи Красной Армии.
Список литературы
1. Копачев И.П. Развитие школьного образования в Кабардино-Балкарии в XVIII - 30-х годах XX века. Нальчик, 1964.
2. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. СПб., 1869.
3. Краснов М. Просветители Кавказа. Ставрополь, 1913.
4. РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 376.
5. АКАК. Тифлис. 1868. Т. II. Ст. 1943.
6. Айларова С.А. Об одном урбанистическом проекте Ф.А. Бековича-Черкасского // Известия Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. 2009. № 3.
7. АКАК. Тифлис, 1878. Т. VII. Ст. 843.
8. Народное образование в Кабарде и Балкарии в XIX - начале XX в. Сборник архивных документов / Сост. М.З. Саблиров. Нальчик, 2001.
9. Пылков О.С. Российская армия в трансформационных процессах на Северном Кавказе (конец XVIII - первая половина XIX в.). Армавир, 2011.
10. Бесс Ж.Ш. Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и Константинополь в 1829 и 1830 гг. // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. / Сост., ред. пер., введ. и вступ. ст. к текстам В.К. Гарданова. Нальчик: Эльбрус, 1974.
11. Тютюнина Е.С. Аманатская школа в Нальчике // Горянка. 2003. № 20.
12. УЦГА АС КБР. Ф. Р-1209. Оп. 13. Д. 23, 24, 25, 26.
13. Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX - начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1996. EDN: JPACRK
14. РГВИА. Ф. 405. Оп. 6. Д. 2176.
15. Петин С. Собственный его императорского величества конвой. СПб., 1899.
16. Дьяков В.А. Записки о Черкесии, сочиненные Хан-Гиреем // История СССР. 1958. № 5.
17. РГИА. Ф 1268. Оп. 2. Д. 201.
18. Урушадзе А.Т. Нальчикская школа: трудный путь к открытию // Лавровский сборник: материалы XXXVIII и XXXIX Среднеазиатско-Кавказских чтений 2014-2015 гг. Этнология, история, археология, культурология. СПб.: МАЭ РАН, 2015.
19. Кумыков Т.Х. Общественная мысль и просвещение адыгов и балкаро-карачаевцев в XIX - начале XX в. Нальчик: Эльбрус, 2002. EDN: YBJTOS
20. ПСЗРИ. Собр. II. 1848. Т. XXIII. Отд. 2-е. № 22838. СПб., 1849.
21. ПСЗРИ. Собр. II. 1849. Т. XXIV. Отд. 1-е. № 23307. СПб., 1849.
22. Историческая записка о Ставропольской гимназии / Сост. Краснов. Ставрополь-Казанский, 1887.
23. УЦГА АС КБР. Ф.И-16. Оп. 1. Д. 523.
24. УЦГА АС КБР. Ф. И-31. Оп. 1. Д. 3.
25. РГАСПИ. Ф. 628. Оп. 1. Д. 1. Л. 59.
26. РГАСПИ. Ф. 628. Оп. 1. Д. 2. Л. 131.
27. РГАСПИ. Ф. 628. Оп. 1. Д. 185. Л. 21.
28. РГАСПИ. Ф. 628. Оп. 1. Д. 168. Л. 2.
29. АУП ЧР. Ф. Р-1214. Оп. 2 эл. (продолжение - 1). Д. 14. Газ. “Колхозни Правда” (Колхозная правда), с. Ачхой-Мартан. №11 от 29 июля 1941 г. С. 1-2.
30. Там же. №12 от 2 августа 1941 г. С. 1-2.
31. АУП ЧР. Ф. Р-1214. Оп. 2 эл. (продолжение - 1). Д. 15. Газ. “Колхозни Правда” (Колхозная правда), с. Ачхой-Мартан. №83 (138) от 25 октября 1942 г. С. 1-2.
32. АУП ЧР. Ф. Р-1214. Оп. 2 эл. (продолжение - 1). Д. 16. Газ. “Колхозни Правда” (Колхозная правда), с. Ачхой-Мартан. №14 (159) от 17 июня 1943 г. С. 1-2.
33. АУП ЧР. Ф. Р-1214. Оп. 2 эл. (продолжение - 1). Д. 14. Газ. “Колхозни Правда” (Колхозная правда), с. Ачхой-Мартан. №5 от 8 июля 1941 г. С. 1-2.
34. Там же. №9 от 22 июля 1941 г. С. 1-2.
35. Там же. №14 от 9 августа 1941 г. С. 1-2.
36. Там же. №16 от 16 августа 1941 г. С. 1-2.
37. Там же. №17 от 19 августа 1941 г. С. 1-2.
38. Там же. №25 от 16 сентября 1941 г. С. 1-2.
39. Там же. №26 от 20 сентября 1941 г. С. 1-2.
40. Там же. №27 от 23 сентября 1941 г. С. 1-2.
41. Там же. №32 от 11 октября 1941 г. С. 1-2.
42. Там же. №34 от 18 октября 1941 г. С. 1-2.
43. Там же. №35 от 21 октября 1941 г. С. 1-2.
44. Там же. №38 от 1 ноября 1941 г. С. 1-2.
45. Там же. №40 от 8 ноября 1941 г. С. 1-2.
46. Там же. №43 от 18 ноября 1941 г. С. 1-2.
47. Там же. №45 от 25 ноября 1941 г. С. 1-2.
48. Там же. №55 от 30 декабря 1941 г. С. 1-2.
49. Ахмадов Я.З., Хасмагомадов Э.Х. История Чечни в XIX-XX веках. М.: Пульс, 2005. 996 с. EDN: QPJBZN
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья нацелена на анализ системы профессиональной подготовки специалистов для нефтяной отрасли Прикаспийской нефтегазоносной провинции на начальном этапе индустриализации в конце 1920-х - начале 1930-х гг. В качестве источников привлекался комплекс опубликованных и неопубликованных материалов законодательного и делопроизводственного характера: документы Российского государственного архива экономики, часть из которых впервые вводится в научный оборот, а также материалы тематических сборников документов, посвященных истории нефтяной промышленности. В конце 1920-х - начале 1930-х гг. на предприятиях Прикаспийской нефтегазоносной провинции остро ощущалась нехватка специалистов в области нефтяного дела как среди рабочих, так и среди инженерно-технического персонала. Основной формой подготовки квалифицированных рабочих из числа молодежи стали школа ФЗУ, рабочие факультеты, а также профильные техникумы на территории КазАССР и других регионов страны. В рамках реализации государственной политики коренизации особое внимание уделялось подготовке национальных кадров, их последующему трудоустройству, повышению квалификации и продвижению по карьерной лестнице. Пропагандировались меры по привлечению казахов на работу в промышленность, уходу от традиционного уклада жизни, основанного на сезонных перекочевках и животноводстве, что способствовало ликвидации неграмотности, повышению образовательного и культурного уровня коренного населения.
В статье рассматривается становление и развитие светского образования у народов Центрального Кавказа, а также какие методы использовались российскими властями при создании системы образования в регионе. Анализируются законодательные акты, проекты, мнения и предложения, которые разрабатывались в течение первой половины XIX в. и стали законодательной базой образовательной системы, ориентированной на воспитание детей горской аристократии в духе общероссийской гражданственности. Обращение к данной проблеме позволяет рассмотреть механизмы, которые способствовали формированию светского образования, ставшего важным элементом интеграции горских народов в общероссийское социокультурное пространство.
Рассматривается вопрос о кавказской политике России в начале ХIХ в. Отмечается, что это было время, когда Россия искала наиболее оптимальные пути и методы присоединения народов Северного Кавказа к России. При этом российское правительство предпочтение отдавало мирным, политическим и торгово-экономическим методам. В процессе этих поисков возник проект создания союза кавказских феодалов под покровительством России, оформленный в результате Георгиевского договора 1802 г.
Актуальность исследования мероприятий по безопасному материнству и улучшению положения женщин и детей в Республике Дагестан обусловлена высокими показателями материнской и детской смертности, имевшей место в 90-е гг. ХХ в., которая в тот период оставалась одной из самых высоких в России. На нынешнем этапе, когда Российское государство уделяет огромное внимание вопросам демографии, поддержки семьи, материнства и детства, актуально изучение опыта, как положительного, так и отрицательного, накопленного в историческом прошлом.
В недавней работе одного из авторов, опубликованной в журнале «Lobachevskii Journal of Mathematics» (2024. Vol. 45, №1. С. 376-382), методом монотонных операторов были доказаны глобальные теоремы об однозначной разрешимости различных классов нелинейных интегральных уравнений со степенным суммарным ядром в пространствах Лебега. Однако эти теоремы не содержат никакой информации о том, как можно найти решения. В данной работе в вещественном гильбертовом пространстве суммируемых с квадратом функций, комбинированием метода потенциальных монотонных операторов и принципа сжимающих отображений, подробно доказано, что решения этих уравнений можно найти методом последовательных приближений. Для последовательных приближений даны оценки скорости их сходимости к точному решению. При этом используется идея одной работы Браудера-Петришина замены исходного уравнения на эквивалентное уравнение с произвольным параметром, последующий выбор которого позволяет применить принцип сжимающих отображений. Полученные результаты охватывают также и случай соответствующих линейный интегральных уравнений. Доказательства основаны не на обращении линейного интегрального оператора, входящего в рассматриваемые уравнения, а на обращении нелинейного функционального оператора суперпозиции.
Издательство
- Издательство
- Академия наук Чеченской Республики
- Регион
- Россия, Грозный
- Почтовый адрес
- 364043, ЧР, г. Грозный, ул. Вахи Алиева, 19а
- Юр. адрес
- 364903, Чеченская Республика, город Грозный, б-р Им. М. А. Эсамбаева, д. 13
- ФИО
- Умаров Джамбулат Вахидович (ПРЕЗИДЕНТ)
- E-mail адрес
- groz_science@mail.ru
- Контактный телефон
- +7 (962) 6584241
- Сайт
- https://anchr.ru