В данном исследовании предпринята попытка определить систему наследования и передачи власти политических элит казикумухских и тарковских шамхалов, а также казикумуских ханов. Рассмотрены известные системы престолонаследия монархических государств, проанализированы принципы передачи власти в государствах, оказывавших в различное время влияние на дагестанские государственные образования. Изучение различных источников позволило восстановить эпизоды передачи власти в шамхальстве и ханстве, что привело к выводам о действовавших здесь принципах наследования власти.
Идентификаторы и классификаторы
Порядок передачи престола является центральным вопросом в обеспечении стабильности государственной власти в монархии. Система правопреемства направлена на предотвращение междоусобиц и вследствие этого ослабления государства.
Список литературы
1. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1980. Т. 2. 304 с.
2. Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII - начале XIX вв. Махачкала, 1957. 408 с.
3. Мильман А.Ш. Политический строй Азербайджана в XIX - начале XX веков: административный аппарат и суд, формы и методы колониального управления. Баку: Азербайджанское гос. изд-во, 1966. 320 с.
4. Алиев Б.Г. Традиционные институты управления и власти Дагестана (XVIII - первая половина XIX вв.). Махачкала, 2006. 378 с. EDN: SAZRTZ
5. Талина Г.В. “Самодержавная монархия”: теоретический концепт Ю.Ф. Самарина и историческая реальность // Тетради по консерватизму. №2, 2019. С. 156-166. EDN: BRVCSV
6. Сперанский М.М. Руководство к познанию Законов. СПб., 1845. 171 с.
7. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2004. 560 с. EDN: QVXTSH
8. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. М., 2013. 340 с. EDN: TSQBGJ
9. Массэ А. Ислам. Очерк истории. М.: Изд-во восточной литературы, 1963. 229 с.
10. Сюкияйнен Л.Р. Концепция Халифата и современное государственно-правовое развитие зарубежного Востока // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. М.: Наука, 1985. 160 с.
11. Сюкияйнен Л.Р. Исламская концепция Халифата: исходные начала и современная интерпретация // Россия и мусульманский мир. 2016. Т. 12. № 3. С. 139-154.
12. Грязневич П.А. К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской общине в раннем исламе // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. М.: Наука, 1985. С. 161-174. 13. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2009. 432 с. EDN: QPNULJ
14. Тишин В.В. Порядок престолонаследия у древних тюрков VI-VIII вв. (по китайским источникам) // Общество и государство в Китае: материалы XVII научной конференции. М.: ИВ РАН, 2012. Т. 2. С. 226-232.
15. Акбиев А.С. Общественный строй кумыков в XVII-XVIII вв. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2000. 156 с. EDN: QDHPSF
16. Гумилев Л.Н. Удельно-лествичная система у тюрков в VI-VIII вв. (К вопросу о ранних формах государственности) // Советская этнография. 1959. №3. С. 11-25.
17. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия. Т. II. Исторический очерк этих стран в связи с историей Средней Азии. Л., 1926. 900 с.
18. РФ ИИАЭ ДФИЦ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 500. Л. 4.
19. Маршаев Р.Г. О термине “шамхал” и резиденции шамхалов // Ученые записки Инст. Ист. языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР. Махачкала, 1959. Т. 6.
20. Алиев Б.Г. Традиционные институты управления и власти Дагестана (XVIII - первая половина XIX вв.). Махачкала, 2006. EDN: SAZRTZ
21. Алкадари Г. Асари Дагестан (исторические сведения о Дагестане). Махачкала, 1929. 184 с.
22. Бакиханов А.-К.А. Гюлистан-и Ирам / Под ред. З.М. Буниятова. Баку: Элм, 1991. 304 с.
23. Казикумухские и Кюринские ханы // Сборник сведений о кавказский горцах. Вып. II. М.: МНТПО “Адир”, 1992. 398 с.
24. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1823. / Подгот. текста к изд., предисл., прим., словарь малоупотреб. слов. указ. И.К. Павловой. СПб.: Петерб. востоковедение, 2004. 459 с.
25. Акты Кавказской Археографической комиссии. Т. 2. 1238 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется произведение представителя адыгской диаспоры Инала Чатао «Всадники». Исследование выявляет художественные особенности романа в его сравнении с аналогичными произведениями адыгских писателей России. В работе отображается бережное отношение автора к феномену Адыгэ Хабзэ как к одному из главных составляющих этноса. Ставится вопрос о необходимости сравнительно типологического исследования литературы диаспоры в целом.
В статье показано, что Р. Гамзатов на протяжении долгого и плодотворного творчества создал ряд поэтических посланий, предназначенных для широкого круга людей - родственников, друзей, коллег, знакомых. Адресатами посланий стали как люди, многие годы находившиеся рядом с поэтом, так и те, кто волею судьбы встречался на его жизненном пути на короткое время, но оставил в его душе теплый и приятный след. Среди представленного разнообразия посланий (лирических, дружеских, сатирических) большую группу составляют дружеские эпистолы, адресованные в основном коллегам по перу, друзьям-собратьям, деятелям искусства, с которыми Р. Гамзатов был хорошо знаком и тесно сотрудничал. Сложившиеся дружеские отношения определили поэтику и стилистику посланий, отличающихся эмоциональностью, лиричностью, душевностью, открытостью. В посланиях автор делится с друзьями своими размышлениями по разным вопросам, в них отражено отношение поэта к личности и деятельности адресатов.
В статье рассматриваются вопросы истории развития географических исследований и их отражение в изданиях Кавказского отдела Императорского Русского географического общества в XIX в. Показано, что издательская деятельность Кавказского отдела имела огромное значение в распространении результатов научных исследований не только в России, но и за ее пределами. Показано, как менялись содержание и значение результатов исследований в изданиях Кавказского отдела: от случайных, разрозненных сообщений до систематических, детальных и регулярных. Отмечается роль отдельных исследователей, в том числе сыгравших важную роль в становлении и развитии кавказоведения.
В статье рассмотрены предпосылки к организации первой русской кругосветной экспедиции в 1803-1806 гг., произведенные ей географические исследования Дальнего Востока и о. Сахалина и их значение в истории географических открытий. Показано, что ошибка, допущенная руководителем экспедиции И. Ф. Крузенштерном в определении Сахалина как полуострова, была обусловлена стечением обстоятельств - и в первую очередь инструкцией, полученной мореплавателем от российских властей, которые запрещали приближаться к берегам материка. Труды экспедиции, изданные на нескольких европейских языках, с одной стороны, повысили престиж России и поставили ее в ряд европейских стран-организаторов кругосветных путешествий, а с другой, способствовали распространению ложных сведений о Сахалине. В годы Крымской войны (1853-1856) последнее обстоятельство способствовало укреплению позиций России на Дальнем Востоке.
Статья посвящена представлениям народов Дагестана о воде в XIX - начале XX в. Богарное земледелие, напрямую зависимое от осадков, на большей части территории Дагестана и, соответственно, повышенный спрос на воду в период выполнения сельскохозяйственных работ вынуждали жителей горного края рационально расходовать имеющиеся водные ресурсы, бережно относиться к источникам воды. Почитание стихии воды народами Дагестана переросло в ее обожествление и олицетворение в мифологическом образе Матери воды. Целью данной работы является показать сквозь призму фольклора, обрядовых действий и религиозных верований отношение народов Дагестана к воде. Для достижения поставленной цели использованы труды по этнографии Дагестана и полевой материал авторов. В рамках исследования рассмотрены различные фольклорные жанры, комплекс ритуально-обрядовых действий и религиозных верований, связанных с водой. Исследование показало, что почитание воды и возведение её в ранг культа превратило отдаленные водные источники в места поклонения и проведения молебных мероприятий о ниспослании дождя. Вера в целебные и очистительные силы воды помогала при родах, «снятии» сглаза, выполнении магических ритуалов, а страх перед водной стихией породил различные запреты и веру в существование демонических духов, связанных с водой. Статья является обобщающим исследованием, основанным на авторских полевых материалах и литературе по данной проблеме.
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что творчество талантливой чеченской писательницы Селимы Курумовой не получило должного освещения в работах чеченских литературных критиков. В данной статье предпринята попытка восполнить этот пробел - рассказать о жизненном пути автора знаменитой повести «Дохк» («Туман»), вехах ее творческой биографии. Основной упор в статье сделан на анализ произведений С. Курумовой, показаны художественные средства и методы, с помощью которых она раскрывает духовные терзания своих героев, красоту их поступков, мотивы их поведения. Показаны также этнографические мотивы в произведениях С. Курумовой, которые создают правдивую картину жизни и быта чеченцев конца XIX в. Обосновывается вывод о том, что произведения Курумовой ярко демонстрируют как достоинства простых людей, так и пороки, присущие отдельным индивидам. Созданные ею яркие образы производят глубокое впечатление на читателя, заставляя его думать, сопоставлять, анализировать поступки героев.
В статье рассматривается образование в Чеченской автономной области в 1920-е гг. Проблема ликвидации отсталости «национальных окраин» предусматривала образование на родном языке. Известно, что в 20-х гг. ХХ в. количество религиозных школ в Чечне превышало число светских школ и преподавали там одни и те же учителя. Борьба с арабизацией образования заставила Наркомпрос Горской АССР вернуться к выработке новой графической основы, применимой к языкам северокавказских народов. В Чеченской автономной области подготовке местных кадров придавали большое значение, лучших выпускников новых советских школ направляли в различные вузы и на рабфаки. Показано, что при строительстве школьного образования в ЧАО остро стояли проблемы подготовки учительских кадров, нехватки учителей, помещений, оборудования, учебников, отсутствия одежды и обуви у учащихся. Обучать горцев грамоте на их родном языке было важно и потому, что предстоял перевод всего делопроизводства в национальных областях на местные языки. Развитие социалистического строительства и связанные с этим задачи по подготовке кадров требовали скорейшего проведения всеобщего обязательного начального обучения. Введение всеобуча было сопряжено со строительством новых школ, увеличением числа учителей и повышением их квалификации, значительными капиталовложениями.
Статья посвящена истории и этимологии аула Сарачан-Юрт, основанного на правом берегу р. Сунжа задолго до строительства крепости Грозная. На основании исторических материалов установлена локация населенного пункта и тайповая принадлежность его основателей. Автор опровергает утверждение о наречении Сарачан-Юрта в честь коменданта крепости Грозная с 1825 по 1827 г. полковника Т. В Сорочана. Представлены авторские версии этимологии названия Сарачан-Юрт.
В статье проводится всесторонний анализ образа воспитания чеченцев в русской классической литературе XIX в. через произведения Льва Толстого, Михаила Лермонтова и Александра Пушкина. Основное внимание уделено поэме Александра Пушкина «Тазит», в которой через образ главного героя исследуется сложный процесс культурного взаимодействия на Кавказе и формирование личности на границе двух культур - чеченской и адыгской. Рассматриваются ключевые аспекты воспитания, такие как честь, преданность семье и готовность к самопожертвованию, которые присущи чеченскому обществу и отражены в литературных произведениях. Использование сравнительно-исторического, психоаналитического и культурологического подходов позволяет автору глубже исследовать внутренние конфликты героев, вызванные их воспитанием и культурной идентичностью. Особое внимание уделяется тому, как эти внутренние противоречия отражают более широкие процессы культурного обмена и ассимиляции, характерные для Кавказа XIX в. Проанализированы образы чеченцев в произведениях Лермонтова и Толстого, где они представлены как люди чести, известные преданностью традициям и стойкостью. Эти качества, формирующие основную тему в изображении кавказских героев, тесно связаны с воспитанием, полученным в традиционной чеченской среде. Сделан вывод, что литература не только отражает этнографическую реальность, но и активно её интерпретирует, создавая образы, которые влияли на восприятие чеченцев в русской литературе и обществе того времени. Даны рекомендации по исследованию данных процессов, расширив анализ за счёт привлечения новых литературных и исторических источников.
В статье освещена организаторская работа Союза писателей СССР по формированию и популяризации патриотических ценностей в обществе, рассмотрены вопросы, отражающие особенности партийного руководства над содержанием и качеством литературно-художественных журналов и произведений писателей, обобщен опыт творческой деятельности писателей Кабардино-Балкарии в формировании патриотизма в произведениях военных лет. Показана роль в формировании патриотизма опубликованных в передовых журналах и газетах произведений писателей-фронтовиков Алима Кешокова, Али Шогенцукова, Аскерби Шортанова, Кайсына Кулиева, Керима Отарова, Азрета Будаева и др., раскрыто влияние республиканской прессы на консолидацию населения в защите Отечества, в частности газеты «Социалистическая Кабардино-Балкария», в которой сочинения мастеров слова выходили на русском, кабардинском и балкарском языках. Сделан вывод о том, что главным направлением деятельности мастеров слова в годы Великой Отечественной войны явилась актуализация в их творчестве темы Родины, любви к ней.
Статья посвящена изучению аталыческих и родственных связей между кабардинской знатью и различными ветвями династии Гиреев. Актуальные вопросы изучения подобных традиционных связей представлены на фоне случая, связанного с пребыванием в Кабарде в конце 1740-х - начале 1750-х гг. двух сыновей султана Арслан-Гирея (в 1748-1755 гг. - правящего крымского хана). К решению данного непростого вопроса оказались причастны Россия, Крымское ханство и Османская империя, причем соответствующие практики заняли в общей сложности не менее пяти лет. Описанный в статье такой случай рассмотрен на фоне как противоречий среди кабардинских элит, так и изменившегося после 1739 г. международного статуса Кабарды. Приведены новые данные о матримониальных связях одной из ветвей ханской династии Гиреев (султана Бахты-Гирея и его детей) с кабардинской знатью. Они, в свою очередь, вписаны автором в пространство традиционных социокультурных практик кабардинской знати с Крымским ханством, выгодных обеим сторонам и актуальных еще для середины XVIII в.
В статье рассматривается начало феодализации горской знати, роли Терского города в социально-экономической жизни края. Поставлена задача раскрыть хотя бы в общих чертах, опираясь на «Роспись» и ряд других источников, социальный статус самой престижной части окочан, их довольно активную деятельность в жизни Терского города в сношениях с Москвой; показано, как русская администрация осуществляла свою политику, привлекая членов феодальных семей. Опираясь на один из документов 1640 г., в статье представлены два феодальных клана чеченской диаспоры (окочан) - мурзы Кохостровы и первостепенные уздени Алеевы. Документы свидетельствуют, что жизнь ококов, втянутых в ритм городской разносторонней и разно-этнической жизни, мало чем отличалась от жизни других жителей города Терки и его слободок. Терские окочане принимали самое непосредственное участие во всех важных событиях, происходивших в городе Терки.
В статье анализируется имперский опыт репрезентации народов Кавказа в музейном пространстве. В фокусе рассмотрения оказались практики экспозиционно-выставочной деятельности Кавказского музея второй половины XIX в., как одного из крупнейших музейных учреждений на юге Российской империи. Источниковую базу исследования образовали отложившиеся в архивах делопроизводственные документы, а также опубликованные музейные путеводители. Показано, что директор музея Г. И. Радде искал модель репрезентации, которая действительно представляла местное население. В условиях, когда научное знание о народах региона только формировалось, музей не мог претендовать на представление четко систематизированной этнической картины. Этнографические экспозиции отражали не столько научные знания, сколько визуализировали образ, сформировавшийся в массовом сознании современников.
В статье анализируются материалы районной газеты «Колхозни правда» (Колхозная правда - русск.), фронтовые письма чеченцев - жителей с. Ачхой-Мартан ЧИАССР, демонстрирующие их человеческие и духовно-нравственные качества, патриотизм, любовь к Родине, ненависть к фашизму, стойкость и мужество в деле защиты Отечества.
В данной работе исследуются специальные интегро-дифференциальные уравнения с особенностью по фазовой переменной на предмет существования и единственности решения задачи Коши. Для доказательства существования и единственности решения задачи Коши для исходных специальных интегро-дифференциальных уравнений с особенностью по фазовой переменной используется замена, приводящая исходное уравнение к другому интегро-дифференциальному уравнению с неизвестной функцией, для которой и строится процесс Пикара, что позволяет доказать существование и единственность задачи Коши для полученного интегро-дифференциального уравнения. В свою очередь это позволяет доказать и существование и единственность исходной краевой задачи.
Издательство
- Издательство
- Академия наук Чеченской Республики
- Регион
- Россия, Грозный
- Почтовый адрес
- 364043, ЧР, г. Грозный, ул. Вахи Алиева, 19а
- Юр. адрес
- 364903, Чеченская Республика, город Грозный, б-р Им. М. А. Эсамбаева, д. 13
- ФИО
- Умаров Джамбулат Вахидович (ПРЕЗИДЕНТ)
- E-mail адрес
- groz_science@mail.ru
- Контактный телефон
- +7 (962) 6584241
- Сайт
- https://anchr.ru