«Реквием» Мечислава (Моисея) Вайнберга соч. 96 для сопрано соло, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра на стихи Дмитрия Кедрина, Федерико Гарсиа Лорки, Сары Тисдейл, Мунетоси Фукагавы, Михаила Дудина и Редьярда Киплинга – масштабное кантатно-ораториальное сочинение, в котором сосредоточены основные черты вокально-симфонического стиля композитора. При жизни Вайнберга оно не исполнялось, предметом музыковедческих исследований не становилось. Автор статьи анализирует структуру, основной тематический материал, систему лейтмотивов и семантику сочинения, рассматривая его в контексте классико-романтической музыкальной традиции бытования жанра реквиема.
Mieczysław (Moisei) Weinberg’s Requiem opus 96 for soprano solo, boys’ choir, mixed choir and orchestra, based on poems by Dmitry Kedrin, Federico García Lorca, Sara Teasdale, Munetoshi Fukagawa and Mikhail Dudin, is a large-scale composition close to both cantata and oratorio in terms of its genre. It represents some essential features of the composer’s vocal and symphonic style. The work was not performed in the composer’s lifetime and has never become a subject of musicological research. The author analyzes the work’s structure and thematic material, its system of leitmotifs and semantics in the context of the classical and romantic tradition of Requiem as a musical genre.
Идентификаторы и классификаторы
Помимо жанровых предшественников опус Вайнберга имеет и другие прототипы. Речь идет главным образом о сформировавшемся в СССР еще до Второй мировой войны монументальном стиле и стремлении композиторов к созданию больших фресковых симфонических и кантатно-ораториальных полотен. Отчасти такая тенденция была свойственна и Вайнбергу, хотя с некоторой оговоркой. По природе своего творческого дарования Вайнберг скорее был склонен к камерности, что проявляется в разных аспектах его музыкальных композиций, в том числе в крупных формах: тяготение к камерным звучностям, особое внимание к тембровой палитре, дробность структуры и т. д. Крупные произведения Вайнберга чаще всего организованы посредством сложения малых форм, малых единиц.
Список литературы
1 Абдоков Ю. Неизвестный Вайнберг: кантата «Хиросимские пятистишия». Тембровая поэтика // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2021. № 3. С. 42–60.
2 Витковский Е. Странная победа Сары Тисдейл // Тисдейл С. Реки, текущие к морю. Избранные стихотворения / Составитель Е. Витковский. М.: Водолей, 2011.
3 Гарсиа Лорка Ф. Лирика. М.: Художественная литература, 1965.
4 Гарсиа Лорка Ф. Избранные произведения в двух томах. Том первый. Стихи. Театр. Проза. М.: Художественная литература, 1976.
5 Гвиздалянка Д. Мечислав Вайнберг — композитор трех миров. СПб.: Композитор, 2022.
6 Кровью сердца. Об опере М. Вайнберга «Пассажирка» // Музыкальная жизнь. 1969. № 1. С. 8.
7 Мечислав Вайнберг (1919–1996). Страницы биографии. Письма. Материалы международного форума. М.: Библиотека газеты «Музыкальное обозрение» (т. 3), 2017.
8 Никитина Л. «Почти любой миг жизни — работа». Страницы биографии и творчества Мечислава Вайнберга // Музыкальная академия. 1994, № 5. С. 17–24.
9 Оболенская Ю. Федерико Гарсиа Лорка в переводах Марины Ивановны Цветаевой // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2015. № 5. С. 99–109.
10 Письма к другу: Письма Д. Д. Шостаковича к И. Д. Гликману / Сост. и комментарии И. Д. Гликмана. М.: DSCH; СПб.: Композитор, 1993.
11 Fanning D. Mieczysław Weinberg. In Search of Freedom. Hofheim: Wolke Verlag, 2010.
12 Klokova A. Werke in memoriam. Holocaust-Verarbeitung im Instrumentalwerk Mieczysław Weinbergs im Kontext der sowjetischen Musik. Hofheim: Wolke Verlag,
2023.
1 Abdokov Yu. Neizvestnïy Vaynberg: kantata ‘Khirosimskie pyatistishiya’. Tembrovaya poētika [Unknown Weinberg. Cantata The Hiroshima Tankas: the poetics of timbre] // Teatr. Zhivopis’. Kino. Muzïka [Theatre. Painting. Cinema. Music]. 2021. No. 3. P. 42–60.
2 Vitkovskiy E. Strannaya pobeda Sarï Tisdeyl [The Strange Victory of Sara Teasdale] // Tisdeyl [Teasdale] S. Reki, tekushchsie k moryu. Izbrannïe stikhotvoreniya [Rivers Flowing Towards the Sea] / Compiled by E. Vitkovskiy. Moscow: Vodoley, 2011.
3 Garsia Lorka [García Lorca] F. Lirika [Poetry]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura [Belles-Lettres], 1965.
4 Garsia Lorka [García Lorca] F. Izbrannïe proizvedeniya v dvukh tomakh. Tom 1. Stikhi. Teatr. Proza [Collected Works in 2 volumes. Vol. 1. Poetry. Theatre. Prose]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura [Belles-Lettres], 1976.
5 Gvizdalyanka [Gwizdalanka] D. Mechislav Vaynberg — kompozitor trekh mirov [Mieczysław Weinberg — a Composer of Three Worlds]. Saint Petersburg: Kompozitor, 2022.
6 Krov’yu serdca. Ob opere M. Vaynberga ‘Passazhirka’ [With a bleeding heart. On M. Weinberg’s opera The Passenger] // Muzïkal’naya zhizn’ [Musical Life]. 1969. No. 1. P. 8.
7 Mechislav Vaynberg (1919–1996). Stranicï biografii. Pis’ma. Materialï mezhdunarodnogo foruma [Mieczysław Weinberg (1919–1996). Pages from His Biography. Correspondence. Materials of an International Forum]. Moscow: Biblioteka gazetï ‘Muzïkal’noe obozrenie’ [Library of the Newspaper ‘Musical Observer’] (Vol. 3), 2017.
8 Nikitina L. ‘Pochti lyuboy mig zhizni — rabota’. Stranicï biografii i tvorchestva Mechislava Vaynberga [‘Working Almost Without Breaks’] // Muzïkal’naya akademiya [Music Academy]. 1994, No. 5. P. 17–24.
9 Obolenskaya Yu. Federiko Garsia Lorka v perevodakh Marinï Ivanovnï Cvetaevoy [Federico García Lorca in Marina Ivanovna Cvetaeva’s Translations] // Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of the Moscow University]. Series 9: Philology. 2015. No. 5. P. 99–109.
10 Pis’ma k drugu: Pis’ma D. D. Shostakovicha k I. D. Glikmanu [Letters to a Friend. Letters of D. D. Shostakovich to I. D. Glikman] / Compiled and commented by I. D. Glikman. Moscow: DSCH; Saint Petersburg: Kompozitor, 1993.
11 Fanning D. Mieczysław Weinberg. In Search of Freedom. Hofheim: Wolke Verlag, 2010.
12 Klokova A. Werke in memoriam. Holocaust-Verarbeitung im Instrumentalwerk Mieczysław Weinbergs im Kontext der sowjetischen Musik. Hofheim: Wolke Verlag, 2023.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Данная статья является частью готовящейся коллективной монографии «Пространство Стравинского», в которой рассматриваются новые факты биографии Стравинского его последнего десятилетия, обстоятельства приезда в СССР в 1962 году и многое иное, для чего планируется привлечь новые документы из «Фонда Ф. И. Стравинского и его сыновей».
Материалы переписки И. Ф. Стравинского и П. П. Сувчинского, опубликованные в 2024 году в книге «И. Ф. Стравинский. Переписка с русскими корреспондентами. Том IV», только начинают входить в научный оборот. И в данной статье фактически даются подробные комментарии к цитируемым письмам. И. Ф. Стравинский, уехав в США, живо интересовался новостями парижской музыкальной жизни. В свою очередь П. П. Сувчинский не просто информировал о событиях своего старинного друга, но и взял на себя функцию «охранителя» его творческих интересов. Он также был активным посредником между ним и советскими музыкантами, стремившимися пропагандировать творчество Стравинского на его родине. И, наконец, еще одним сюжетом статьи является тема судьбы архива Стравинского. Позиция П. П. Сувчинского, которого композитор видел в качестве архивариуса, кардинально разошлась со взглядами вдовы, Веры Стравинской, о чем свидетельствует переписка П. П. Сувчинского с племянницей композитора К. Ю. Стравинской, фрагменты из которой публикуются впервые.
Статья, основанная на документах из архива известного музыковеда М. Д. Сабининой, посвящена судьбе монографии «Взаимодействие музыкального и драматического театров в ХХ веке», ожидавшей своего часа 20 лет и опубликованной посмертно. Рассматриваются подготовительные материалы к работе, дающие возможность проникнуть в тайны исследовательского метода, а также не вошедшие в книгу тексты и планы, в том числе возникшие уже после того, как рукопись была отклонена издательством, и представляющие собой творческое развитие первоначального замысла в ином, не столько теоретическом, сколько панорамно-историческом ключе.
Статья посвящена замечательной научной работе музыковеда, доктора искусствоведения и ведущего научного сотрудника ГИИ О. Е. Левашевой. Монография «Эдвард Григ» стала одной из первых биографических книг сектора музыки о зарубежном композиторе. Этапы подготовки материалов научного исследования и защиты издания в качестве докторской диссертации, как выясняется из архивных документов, были связаны с поворотными моментами развития музыкознания в нашей стране. В статье приведены фрагменты живого коллегиального обсуждения проблематики монографии, и шире — сочетания литературных и исторических задач, решаемых музыковедами. Трактовка «научной биографии», предложенная Левашевой, уверенно корреспондирует с сегодняшним днем и способна многое подсказать современным исследователям, избирающим этот жанр.
Ада Григорьевна Айнбиндер — выпускница Российской академии музыки им. Гнесиных, кандидат искусствоведения (тема кандидатской диссертации Ады Григорьевны «Личная библиотека Чайковского как источник изучения его творческой биографии»). Заведующая отделом рукописных и печатных источников Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания.
Мемориальный очерк о многолетней сотруднице Государственного института искусствознания, докторе искусствоведения Марине Павловне Рахмановой (1947–2022).
В этой подборке представлены материалы разных жанров, — очерк, интервью, статьи, — объединенные общей темой памяти о личности и трудах коллег. Все они были частью программы Круглого стола сектора истории музыки «Памятные даты 2022/2023», прошедшего 30 ноября 2022 года.
* Первая часть публикации — в предыдущем выпуске журнала: https://bit. ly/3xs4XLR.
Данные материалы представляют собой результат исследования рукописей государевых певчих дьяков в Архиве Оружейной палаты в Российском государственном архиве древних актов. В этих рукописях зафиксированы песнопения трех двунадесятых праздников: Рождества Богородицы, Воздвижения Креста Господня, Введения во храм Пресвятой Богородицы. Впервые выполнено описание 37 певческих книг – партий дискантов, альтов, теноров и басов, с учетом их названий, формата, блока и переплета, использующихся ключей, имеющихся записей и особенностей состава. Специфика рукописного собрания государевых певчих отражается в источниковедческих таблицах с полистным описанием, указанием заголовков песнопений, их гласов, места в службе и т. п. Впервые публикуются инципиты всех песнопений, как многоголосных, так и одноголосных, а также фотокопии рукописей.
Статья посвящена проекту «Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение», поддержанному Российским фондом фундаментальных исследований в 2020–2022 годах. Важнейшим результатом проекта являются пять выпусков из запланированной серии изданий. Исследования и публикации проекта основаны главным образом на нотных рукописях государевых певчих дьяков, хранящихся в Оружейной палате Российского государственного архива древних актов. Предваряя публикацию инципитного каталога служб двунадесятым праздникам, составленного Л. В. Кондрашковой, статья раскрывает особенности данной научной работы. Автор обосновывает перспективы дальнейших исследований в этой сфере.
Издательство
- Издательство
- ГИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- Юр. адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- ФИО
- Сиповская Наталия Владимировна (Директор)
- E-mail адрес
- institut@sias.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6940371
- Сайт
- https://sias.ru/