Цель исследования. Одной из важнейших функций российского банковского сектора является аккумуляция временно свободных денежных средств населения для осуществления в дальнейшем активных операций, включая кредитование юридических и физических лиц. На объем депозитов физических лиц оказывают влияние различные факторы, основными из них являются показатели уровня жизни населения, которые существенно различаются в регионах страны. В условиях существенных различий пространственного развития регионов целесообразно произвести статистический анализ влияния основных показателей уровня жизни населения на объем привлекаемых кредитными организациями средств населения в субъектах Российской Федерации. Цель данного исследования - статистический анализ динамики и структуры вкладов населения, а также оценка влияния основных показателей уровня жизни населения на объем привлекаемых кредитными организациями средств населения. Методы исследования и источники информации. В качестве статистического инструментария применены: структурный и динамический анализ, кластерный анализ, корреляционно-регрессионный анализ, а также табличный и графический методы представления результатов исследования. Информационной базой являются официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и Центрального Банка РоссииРезультаты исследования. Проведенный анализ динамики объема депозитов физических лиц показал рост объема частных вкладов в рублях при значительном сокращении депозитов в иностранной валюте во всех федеральных округах страны. В результате изучения региональной структуры депозитов физических лиц в кредитных организациях можно выделить три федеральных округа, доля которых составляет 73,5% в общем объеме частных вкладов в стране. Применение метода кластерного анализа позволило выделить три группы регионов. В первый кластер вошли три субъекта, которые характеризуются самыми высокими значениями объема вкладов в расчете на душу населения. Второй кластер составили 66 регионов страны, в которых сохраняется низкий уровень развития сберегательного дела. В 13 субъектах, вошедших в третий кластер, отмечается средний уровень депонирования денежных средств в кредитных организациях страны. Применение метода корреляционно-регрессионного анализа позволило выявить наиболее значительное влияние на объем частных вкладов в расчете на душу населения величины среднедушевых денежных доходов населения, т. е. высокий уровень денежных доходов будет способствовать росту объема привлекаемых кредитными организациями вкладов граждан, а также умеренное прямое влияние уровня занятости населения. А в отдельных группах регионов степень влияния факторных признаков на объем частных вкладов в расчете на душу населения различается.
Идентификаторы и классификаторы
В современных экономических и политических реалиях банковский сектор, являясь значительным сегментом финансового рынка в нашей стране, должен способствовать динамичному развитию российской экономики. В то же время возможность участия кредитных организаций в финансировании крупнейших проектов в условиях цифровизации и технологического перевооружения экономики будет способствовать развитию банковского сектора.
Вовлечение в банковский сегмент денежных накоплений населения, а также уменьшение той их части, которая продолжает находиться на руках у населения, являются приоритетными для современных экономических отношений [12].
Список литературы
1. Анесянц С.А., Титов Н.А. Развитие банковских депозитов как одного из направлений инвестиционных (финансовых) услуг для населения // Заметки ученого. 2023. № 7. С. 273-278. EDN: OQKZDS
2. Бабич С.Г. Современные тенденции в сфере привлечения частных вкладов в кредитные организации РФ // Экономические науки. 2019. № 172. С. 117-123. EDN: RDQDSG
3. Баганов В.Ю. Стимулирование долгосрочного инвестирования населения на фондовом рынке // Экономика, предпринимательство и право. 2020. № 5(10). С. 1547-1564. EDN: YBIGUF
4. Белова Н.И. Взаимосвязь сбережений и качества жизни населения // Вестник Чувашского университета. 2008. № 3. С. 280-285. EDN: JZGIHJ
5. Беспалов Р.А. Финансовая грамотность и инвестиции населения России // Финансовая жизнь. 2019. № 1. С. 101-104. EDN: VWISTG
6. Бубнова Ю.Б., Масленникова Е.А. Проблемы трансформации сбережений домашних хозяйств в инвестиции // Baikal Research Journal. 2021. Т. 12. № 1. EDN: RCQZMU
7. Выступление Эльвиры Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы РФ.. Режим доступа: http://www.cbr.ru/press/event/?id=17207.
8. Гришина Е.Н., Лаптева И.П., Трусова Л.Н. Денежные доходы как основной индикатор уровня жизни населения России // Статистика и Экономика. 2019. Т. 16. № 3. С. 15-23. EDN: SOOHUW
9. Звонова Е.А. Банковские вклады как основной инструмент аккумуляции сбережений населения в современных условиях // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 1. С. 27-36. EDN: TMQNTP
10. Малкина М.Ю., Храмова И.Ю. Факторы сбережений населения: страновой и региональный анализ // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. № 11. С. 2004-2027. EDN: ZUDEXT
11. Никонец О.Е., Севрюкова С.В. Динамика институционального развития финансового рынка в системе трансформации инвестиционных и кредитных ресурсов // Вестник НГИЭИ. 2018. № 1 (80). С. 123-134. EDN: KNUXRZ
12. Никонова Т.В., Юсупова Л.М., Кодолова И.А. Проблемы эффективного управления финансами домашних хозяйств в современной экономике России // Учет и статистика. 2019. № 2(54). С. 62-29. EDN: BKSXSB
13. Яндиева М.С., Дзарахова Б.Ю., Котиева Е.Д., Цороева М.И. Особенности эффективного использования сбережений населения как инвестиционного потенциала и финансовая грамотность // Экономика и предпринимательство. 2021. № 4(129). С. 1146-1148. EDN: LUAIAA
14. Павлова М.С., Алексеева О.Л., Таланова Н.В. Трансформация сбережений населения в инвестиции как важнейшее направление развития российского финансового рынка // Вестник Российского университета кооперации. 2018. № 3(131). С. 47-50. EDN: YVAUFX
15. Попова Т.А. Влияние среднедушевых доходов на норму сбережений домохозяйств в Российской Федерации // Инновации и инвестиции. 2022. № 9. С. 110-113. EDN: NASUBG
16. Севрюкова С.В., Коростелева О.Н. Формирование денежных доходов населения как социально-экономический аспект регулирования уровня жизни // Концепт. 2017. № 11. С. 151-155. EDN: ZTWTJZ
17. Трофимов Д.В. Сбережения населения как альтернатива инвестициям в России // Инновации и инвестиции. 2022. № 6. С. 98-102. EDN: XMDMUN
18. Матовников М.Ю. Сберегательная активность населения России // Деньги и кредит. 2015. № 9. С. 34-39. EDN: UFFGEJ
19. Обзор российского финансового сектора и финансовых инструментов. Аналитический материал. 2022 год.// Банк России. Режим доступа: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/43892/overview_2022.pdf/. (Дата обращения: 20.12.2023).
20. Статистический бюллетень Банка России// Банк России. 2022. № 1. Режим доступа: https: //cbr.ru/Collection/Collection/File/39755/Bbs2201r.pdf. (Дата обращения: 18.01.2024).
21. Статистический бюллетень Банка России// Банк России. 2023. № 1. Режим доступа: https: //cbr.ru/Collection/Collection/File/43719/Bbs2301r.pdf. (Дата обращения: 10.02.2024).
22. Статистический бюллетень Банка России// Банк России. 2023. № 2. Режим доступа: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/43822/Bbs2302r.pdf/. (Дата обращения: 14.02.2024).
23. Среднедушевые денежные доходы населения по субъектам Российской Федерации (новая методология)// Центральный Банк России. Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=yabrowser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruO6IzmSOwS4DJIddsDKLlS7wAqY3WifjL7etGBVed1-WriUCfbIar9x2S9XyWi3R4n0EY_WYxdg7Ds1Lbz5AhyI9EzHpgt7yf-jHoa3kdIX_aq0VxlD1ZYAaPsQs1VYFw%3D%3D%3Fsign%3DIDomIPW5MEUbTQZCsjhjjcfmLwN4_qaCQYR79foLAc0%3D&name=urov_10subg-nm.xlsx&nosw=1/. (Дата обращения: 15.02.2024).
24. Баланс денежных доходов и расходов населения (новая методология). Федеральная служба государственной статистики.. Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruOehETiBEkNFCN2P8gcjhEw8pIe3DiRtu8W9aFVoOsyEha2evIITG4YVrRyuTml5NmgHAbOSkzkGXTV8WC3f2HjIXePcoVoArq7Y4Gm_BUQLH99svJTEzg3-Pu0767fTdw%3D%3D%3Fsign%3D5VJMeMXHPCZ8DtZag_qjlm4iEOK_OUie2O28JNFsA88%3D&name=urov_17g-nm.xlsx&nosw=1. (Дата обращения: 16.02.2024).
25. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2024 год и период 2025 и 2026 годов. Банк России.. Режим доступа: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/155957/onrfr_2024-26.pdf (Дата обращения: 18.02.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Финансовые и природные катастрофические риски инфраструктурной инициативы «Пояс и путь» могут быть хеджированы путем выпуска катастрофических облигаций. В статье предложен метод оценки двусторонних взаимосвязей между катастрофическими и суверенными облигациями для анализа финансовых рисков в рамках глобальной инфраструктурной инициативы КНР «Пояс и путь». Страны, входящие в сухопутный транспортный коридор Китай-ЕС, имеют высокие риски природных катастроф, которые могут негативно повлиять на создаваемую инфраструктуру и местные сообщества. Инвестиции в инфраструктурные проекты со стороны Китая часто осуществляются при условии суверенных гарантий со стороны стран-партнеров. При стихийных бедствиях традиционное использование государственных резервных фондов не всегда эффективно, поскольку на страховых рынках государств сухопутного транспортного коридора Китай - ЕС доминирует протекционизм, индикатором которого является низкий уровень импорта страховых услуг. В качестве более эффективного инструмента покрытия убытков при возникновении катастрофических угроз инфраструктуре транспортного коридора Китай-ЕС можно рассмотреть производные страховые инструменты (ILS) и суверенные параметрические катастрофические облигации, в частности. В статье проанализированы взаимосвязи катастрофических и суверенных облигаций ряда стран (Китай, Казахстан, Россия, Турция). По итогам тестирования гипотезы (Н1) установлена зависимость процентной ставки суверенных облигаций Казахстана, Китая, России и Турции от процентных ставок по катастрофическим облигациям Swiss Re Cat Bonds Index. Полноценной обратной зависимости ставок катастрофических облигаций от ставок суверенных облигаций, в соответствии с гипотезой (Н2), выявлено не было.
Цель исследования. В статье тщательно изучены предпосылки для проявления коинтеграционных связей на фоне колебаний обменных курсов AZN/TL и USD/TL в течение первой половины 2023 года в условиях, характеризующихся резким обесцениванием турецкой лиры. Материалы и методы. В работе используются современные эконометрические методологии, в том числе тест коинтеграции Йохансена, тест причинности Грейнджера, векторная коррекция ошибок и другие соответствующие подходы. Результаты. В исследовании были динамически проанализированы причины девальвации турецкой лиры, ее влияние на экономику Азербайджанской Республики и обменный курс AZN/TL. Коинтеграционная модель взаимного влияния была создана посредством точного применения эконометрических тестов. Коэффициент восстановления дисбаланса составил -0,933745, обеспечивающим возврат траектории в исходное состояние в последующий момент после отклонения от состояния равновесия. В случае разницы первого порядка USD/TL этот коэффициент составляет -0,242442, хотя и статистически является незначимым. Интерпретация полученной модели указывает на то, что обесценивание турецкой лиры по отношению к доллару не оказывает существенного влияния на колебания курса AZN/TL. Заключение. Результаты исследования показывают, что хотя курс USD/TL и оказывает влияние на курс AZN/TL, экономика Азербайджанской Республики не пострадает серьезно от девальвации турецкой лиры.
Цель. Целью настоящей работы является анализ развития экономики Республики Узбекистан в условиях цифровой трансформации, а также реформ, направленных на либерализацию всех аспектов общественной жизни, демократизацию государства и общества, а также выявление наилучших практик модернизации отраслей и сфер национальной экономики для достижения высоких конкурентных преимуществ страны на мировом экономическом рынке. Материалы и методы. Основными источниками для проведения анализа и подготовки к публикации настоящей статьи явились официальные статистические данные Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан. Вместе с тем, при написании статьи авторами были использованы методы статистического анализа количественных данных, синтеза, методы системного обобщения результатов анкетного и экспертного опросов, монографического исследования, методы работы со специализированными программными продуктами, цифровыми платформами и сервисами, а также специализированные методы поиска и обработки данных при работе со статистическими отчетами и аналитической информацией, представленной на корпоративном портале Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан. Результаты. Авторами статьи изучена нормативно-правовая база по реформированию национальной экономики Республики Узбекистан, проанализированы цифровые механизмы по претворению в жизнь стратегии «Цифровой Узбекистан - 2030» и на основе тщательной проработки стратегических направлений развития экономики выявлено, что реализуемые реформы, высокая требовательность и ответственность к выполнению поставленных задач по достижению целей, являются достаточно эффективными. Кроме того, настоящее исследование показало, что применяемые цифровые решения, такие как цифровые платформы и специально разработанные для сферы статистики цифровые сервисы, технологии искусственного интеллекта, BIGDATA, облачные вычисления, бизнес-аналитические механизмы, а также специализированные программные продукты, возможность работы с мобильными устройствами и применение спутниковой навигации для сбора статистических данных в регионах страны, позволяют провести многоаспектный анализ бизнес - процессов экономических объектов нациоальной экономики и выработать оптимальные управленческие решения для дальнейшего эффективного развития отраслей и сфер экономики Республики Узбекистан. Заключение. Исследования, проведенные в рамках настоящей работы, показывают, что на сегодняшний день в результате, разработанных в Республике Узбекистан стратегий по эффективному развитию экономики страны, достигнуты высокие показатели. Однако, в отдельных отраслях и сферах национальной экономики ещё необходимы качественные преобразования, основанные на внедрении передовых методологических основ, инновационных технологических и управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности страны. Необходимо и дальше совершенствовать техническую и технологическую базу промышленных и сельскохозяйственных предприятий, обеспечить качественное развитие человеческого капитала, совершенствовать методы и формы функционирования бизнес - структур в условиях цифровой экономики, выявить новые драйверы развития для сбалансированного роста экономики и повышения качества жизни населения страны.
Цель исследования. В статье представлены результаты статистического анализа особенностей питания населения Республики Мордовия для оценки его пищевого поведения в соответствии с принципами здорового питания. Результаты исследования показали несоответствие рациональным нормам потребления основных продуктов питания населением республики. Наиболее выраженный дефицит в рационе питания населения республики наблюдается в потреблении овощей и бахчевых, молока и молочной продукции и растительного масла. Значительное превышение рекомендуемой нормы характерно для потребления сахара, хлебных продуктов, картофеля, мяса и мясопродуктов и яиц. Выявлено сокращение пищевой энергетической ценности суточного рациона питания до 2600 ккал против 3126 ккал согласно рациональным нормам потребления. Материалы и методы. В качестве методологической основы исследования использован метод агрегирования, позволяющий рассчитать индикаторы преимуществ потребления основных продуктов питания населением регионов Приволжского федерального округа: опережение, паритет и отставание от рекомендуемых рациональных норм потребления. Вычисление интегральной оценки качества питания населения осуществлено без учета весовых коэффициентов основных групп продуктов питания. Информационная база исследования - данные Федеральной службы государственной статистики. Результаты исследования подтверждают наличие дифференциации потребления продуктов питания и его качества в регионах Приволжского федерального округа. Не выявлено ни одного региона с паритетом по рекомендуемым рациональным нормам питания. В двух регионах (Удмуртская и Чувашская республики) наблюдается приближенное к рациональным нормам потребления. В четырех регионах Приволжского федерального округа (Пермский край, Пензенская, Саратовская и Ульяновская области) наблюдается отставание потребления от рекомендуемых рациональных норм. В остальных регионах отмечается превышение рациональных норм потребления по большинству продуктов питания. В данную группу регионов входят республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Кировская, Нижегородская, Оренбургская и Самарская области. Для Республики Мордовия значение интегральной оценки составило 1,052. Выводы. Отмечена необходимость продолжения мероприятий по формированию у населения приоритетов здорового образа жизни через культуру питания, заложенных в Федеральном проекте «Укрепление общественного здоровья».
Предмет. Снижение угроз пожарной безопасности на основе разработки экономико-статистического блока в составе системы мониторинга пожаров в административно-территориальных образованиях Российской Федерации, позволяющего обеспечивать статистическую обработку информации об экономических последствиях пожаров. Цели. Адаптация и прикладное применение экономико-статистических методов для выявления трендов изменения количества пожаров и наносимого ими материального ущерба региональной экономике, а также определение на этой основе показателей рисков пожаров, выявление взаимосвязей уровней развития региональной экономики количеством пожаров и их негативным влиянием на экономику. Методология. В прикладном аспекте применены методы интеграции данных, определения средних, выявления трендов, расчета рисков и определения корреляционной зависимости, а также графический метод. Результаты. Осуществлено определение органов-интересантов различных уровней государственного управления социально-экономическим развитием России и её регионов экономико-статистической информации по вопросам пожарной безопасности. Проведена интеграция данных о количестве и материальном ущербе от пожаров в регионах Южного федерального округа (ЮФО) России за период 2016-2022 гг. и определены тренды данных показателей. Рассчитаны риски пожаров и проведено ранжирование данных регионов по степени опасности. Выявлена зависимость количества и тяжести экономических последствий от пожаров с уровнем экономического потенциала, исследованных регионов ЮФО. Выводы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для создания специализированного экономико-статистического блока в составе мониторинга пожаров Службы пожарной безопасности и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), а также Комиссий по чрезвычайным ситуациям страны (регионального и федерального уровней). Полученные расчетные данные могут использоваться для оценки уровней пожарной безопасности исследуемых регионов и ЮФО в целом, что позволит решать комплекс вопросов по управлению данными регионами и по разработке программ их социально-экономического развития.
Цель исследования. Основным фактором, влияющим на рынок транспортно-логистических услуг Российской Федерации в 2022 г., является введение санкций в отношении Российской Федерации. В результате такие последствия как закрытие границ, волатильность на мировых сырьевых рынках, сжатие спроса на товары и услуги, оказали значительное влияние на судостроительную отрасль. Вследствие санкционного давления и ухудшения технической возможности строительства морских и речных объектов на предприятиях Российской Федерации снизились объемы потенциальных заказов. В этой связи целью исследования является оценка потребности в строительстве грузовых судов в условиях санкционного давления, за счет совершенствования способов и методов долгосрочного прогнозирования. Материалы и методы. Источниками информации для проведения расчетов послужили официальные данные Федеральной службы государственной статистики и Российского Классификационного Общества, также использовались прогнозные значения ведомств и аналитических агентств. Для прогноза объемов перевозок грузов водным транспортом использовался метод множественного корреляционно-регрессионного анализа. Результаты. Рассчитан прогноз объемов перевозок отдельных видов грузов, с учетом влияния ключевых экономических и политических факторов. На основе прогнозов грузовой базы, экспорта, импорта, строительства, списания судов и текущего состояния флота проведена оценка потребности в строительстве грузовых судов в условиях санкционного давления до 2030 г. Вычисления потребности в водном транспорте осуществлялись в рамках двух моделей прогноза - по оптимистическому и пессимистическому сценариям. Оптимистический предусматривает дальнейшее обновление судов согласно текущей тенденции (делается упор на ремонт, предполагается списание лишь 1-2% плавсредств). Пессимистический вариант подразумевает масштабную замену старого грузового флота к 2030 г. (со списанием всех пришедших в негодность судов). К 2030 г. спрос на морские суда составит от 452 ед. до 1 307 ед. в зависимости от конъюнктуры рынка. Спрос на речные суда и суда река-море составит от 1 433 ед. до 6 485 ед. Результаты исследования показали, что заявленная в Стратегии потребность в судах является недостаточной для удовлетворения потребности водного рынка. Заключение. Данный подход может быть использован при актуализации Стратегии развития судостроительной промышленности.
Издательство
- Издательство
- РЭУ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- ОПС 109992, Москва, Стремянный переулок, д.36
- Юр. адрес
- 115054, Москва, Стремянный переулок, д.36
- ФИО
- Лобанов Иван Васильевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rea.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 2379247