Интеграция виртуальной реальности (VR) в языковое образование представляет собой важный междисциплинарный переход: слияние когнитивной лингвистики и иммерсивных технологий позволяет устранить ограничения традиционных методов языковой адаптации. Цель исследования – изучить эффективность VR в повышении языковой адаптации студентов технологических университетов, исследовать, как симулированная языковая среда влияет на удержание, вовлеченность и развитие межкультурной компетенции, опираясь на принципы психолингвистики и педагогики. Методология включает экспериментальный подход, сочетающий количественные и качественные оценки, использование опросов до и после эксперимента и тестов на лингвистическую компетентность для анализа влияния VR на адаптивное обучение.
Идентификаторы и классификаторы
Необходимость повышения языковой адаптации студентов технологических университетов обусловлена усилением глобальной взаимосвязанности и, как следствие, потребностью в межкультурных и многоязычных компетенциях: в этом меняющемся ландшафте способность ориентироваться в сложной языковой среде имеет первостепенное значение, являясь фундаментальным мостом между техническими знаниями и межкультурной коммуникацией [1; 2].
Список литературы
1. Bisogni F., Laccone R.P., Esposito C., Frolli A., Romano M. Virtual reality and foreign languagelearning // ICERI2023 Proceedings. 2023. Pp. 9201–9207. DOI: htt ps://doi.org/10.21125/ iceri.2023.2364
2. Колесниченко А.Н. Возможности применения технологии виртуальной реальности при обучении иностранному языку // Самарский научный вестник. 2023. Т. 12. № 2. C. 266–270. EDN LTYAED. DOI: 10.55355/snv2023122311
3. Lee S., Wu J.G. Teaching with Immersive Virtual Reality: Perceptions of Korean Trainee Teachers // International Journal of Computer-Assisted Language Learning and Teaching. 2023. Vol. 13. No. 1. Pp. 1 14. DOI: htt ps://doi.org/10.4018/IJCALLT.334362
4. Shankar D., Tevari D., Rakhman M., Mishra D., Badzhadzh M. Impact of Virtual Reality (Vr) and Augmented Reality (Ar) in Education // Tuijin Jishu/Journal of Propulsion Technology. 2023. Vol. 44 No. 4. DOI: htt ps://doi.org/10.52783/tjjpt.v44.i4.1014
5. Rudnik Yu. Th e Use of Augmented Reality and Virtual Reality Technologies in Teaching Foreign Languages // Educological discourse. 2023. Vol. 43. No. 1. P. 165–183. EDN OSOKCD. DOI: 10.28925/2312-5829.2023.110
6. Zhao Chunhon, Nie Jinglei, Yin Shuwen, Zhang Dingyu, Li Chengmo. Application of virtual reality technology in second language classroom teaching in colleges and universities // Journal of Intelligent & Fuzzy Systems. 2023. DOI: htt ps://doi.org/10.3233/jifs-233210
7. Gruber A., Canto S., Jauregi-Ondarra K. Exploring the use of social virtual reality for virtual exchange. ReCALL. 2023. Vol. 35. No. 3. Pp. 258–273. DOI: htt ps://doi.org/10.1017/ S0958344023000125
8. Yamanaka Tsukasa, Yasushi Miyazaki, Atsuko K. Yamazaki, Kayoko H. Murakami, Syuhei Kimura, Miho Yamashita, Yukie Kondo. Testing Virtual Reality for Eliminating Japanese University Students’ English-Speaking Anxiety: Cases of International Conference and Restaurant // International Journal of Learning and Teaching. 2023. Vol. 9. No. 1. P. 49–55. DOI: htt ps://doi. org/10.18178/ijlt.9.1.49-55
9. Chan V. Investigating the impact of a virtual reality mobile application on learners’ interpreting competence. Journal of Computer Assisted Learning. 2023. Vol. 39. No. 4. P. 1242– 1258. DOI: htt ps://doi.org/10.1111/jcal.12796
10. Bonner E., Lege R., Frazier E. Teaching CLIL Courses Entirely in Virtual Reality // CALICO Journal. 2023. Vol. 40. No. 1. P. 45–67. DOI: htt ps://doi.org/10.1558/cj.22676
11. Hua Congchao, Wang Jia. Virtual reality-assisted language learning: A follow-up review (2018–2022) // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. DOI: htt ps://doi.org/10.3389/ fpsyg.2023.1153642
12. Mukhametkaliyeva S. Virtual reality in teaching of foreign languages // Modern pedagogical technologies in foreign language education: trends, transformations, vectors of development. 2021. DOI: htt ps://doi.org/10.46656/proceeding.2021.foreign.language(23)
13. Kondratiuk L., Musiichuk S., Zuienko N., et al. Distance Learning of Foreign Languages through Virtual Reality // BRA IN. Broad Research in Artifi cial Intelligence and Neuroscience. 2022. Vol. 13. No. 2. P. 22–38. DOI: htt ps://doi.org/10.18662/brain/13.2/329
14. Symonenko S.V., Zaitseva N.V., Osadchyi V.V., et al. Virtual reality in foreign language training at higher educational institutions // CEUR Workshop Proceedings. Kryvyi Rih, 22 March 2019. Kryvyi Rih, 2020. P. 37–49. EDN WBIHMX. DOI: htt ps://doi. org/10.31812/123456789/3759
15. Serin H. Virtual Reality in Education from the Perspective of Teachers. Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9. No. 26. P. 291–303. DOI: htt ps://doi.org/10.34069/AI/2020.26.02.33
16. Латухина А.Л., Маринина Ю.А., Савант Р. Сквозные технологии как инструмент формирования социокультурной компетенции инофонов в процессе лингвострановедческой адаптации в пространстве «городского текста» // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11. № 4. С. 7. EDN EYNAFQ. DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-4-7
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется представление подростков о ценности «доброта». Целью стало описание ее актуального содержания. В ходе реализации поставленной цели методами компонентного и дефиниционного анализа, а также методом анкетирования сформировано представление о содержании этой ценности в научной и наивной картинах мира носителей русской культуры. В результате нам удалось определить актуальное содержание ценности «доброта» в подростковой и юношеской возрастных группах.
В статье анализируются результаты проведенного эксперимента с использованием метода анкетирования с целью выявления представления о базовых ценностях подростков и юношества, которое они определяют как актуальное для себя, сверстников и родителей. В результате нам удалось выяснить, что относительно частотным результатом является определение семьи в качестве базовой ценности, отсутствие ценности дружба в качестве базовой, в семантической группе «родственные связи» не представлена реакция папа.
В статье исследуется взаимосвязь между социальной тревожностью и уровнем общительности в подростковом возрасте. Социальная тревожность, страх социального взаимодействия, страх негативной оценки социальное избегание создают препятствия для нормальной социальной адаптации и личностного роста подростка. Выделены особенности проявления тревожности в ситуациях социального контакта. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с использованием методик «Краткая шкала страха негативной оценки», «Шкала социального избегания и дистресса», теста «Оценка уровня общительности». С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена определена высокая связь между социальной тревожностью и уровнем общительности в подростковом возрасте.
В статье рассматриваются основные психологические подходы к анализу взаимодействия личностей. Раскрывается структура совместной деятельности волейболистов в игре, дается характеристика их взаимодействия. Взаимодействие понимается как действие двух и более лиц по отношению друг к другу, обусловленное единством предмета, места и времени их деятельности. В ходе эмпирического исследования выявлены особенности взаимодействия спортсменов-волейболистов в игровой деятельности, а также психические и социально-психологические причины расстройства взаимодействия спортсменов.
Статья посвящена исследованию тонкостей и особенностей перевода текстов из средств массовой информации (СМИ), таких как фильмы, газетные заголовки и рекламные слоганы. Обосновывается актуальность и значимость исследования. Цель исследования заключается в выявлении ключевых особенностей и принципов, которые обеспечивают успешный перевод текстов СМИ, с акцентом на специфике каждого из жанров. Основные задачи включают в себя анализ практических примеров перевода, изучение теоретических основ и подходов к переводу, а также определение критериев успешности перевода в каждом конкретном случае. Утверждается, что перевод текстов СМИ часто сопряжён с уникальными сложностями, обусловленными особенностями языка. Это делает его сложной задачей, требующей от переводчика не только безупречного владения языками, но и глубокого понимания культурных и контекстуальных нюансов. В работе подробно рассмотрены ключевые аспекты процесса перевода с русского на английский и с английского на русский язык, особое внимание уделяется культурным различиям, адаптации, творческому подходу и взаимодействию языков.
Статья исследует особенности образования и функционирования неологизмов, образованных от имен собственных (антропонимов) в контексте политической коммуникации. Автор анализирует масштабное явление деонимизации, отмечая отличия его функционирования в советский период. В современном политическом дискурсе деонимы, часто связанные с негативными качествами политических деятелей (скандалы, неблаговидные поступки), выполняют не только номинативную функцию, но и выражают оценку, мнение и эмоции. Статья рассматривает различные деривационные модели образования таких неологизмов, включая использование формы множественного числа онима для обобщения, а также модели, заимствованные из английского языка. Приводятся оригинальные примеры из российских СМИ, иллюстрирующие образование и использование деонимов. Автор также выделяет семантические группы деонимов, связанные с различными аспектами политической деятельности (митинги в поддержку политика, скандалы, экономическая политика). В заключение автор делает выводы о тенденциях развития деонимизации в современном российском политическом дискурсе, подчеркивая её роль в коммуникации и формировании общественного мнения.
В статье представлены ключевые подходы к изучению саморегуляции, механизмы регуляции учебной и профессиональной деятельности, рассмотрены основные аспекты студенческого возраста. Проанализированы понятия «саморегуляция» и «саморегуляция учебной деятельности». Рассмотрены две основные группы саморегуляции: деятельностная и личностная, охарактеризованы ведущие мотивы обучения в вузе: коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, социальные, мотивы избегания, мотивы престижа. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление взаимосвязи саморегуляции учебной деятельности с уровнем адаптированности студентов в вузе. Проведена диагностика первокурсников с целью выявления лиц, испытывающих трудности в адаптации к группе и к учебной деятельности, с использованием методик «Адаптированность студентов в вузе», «Мотивация учебной деятельности», «Стиль саморегуляции учебной деятельности – ССУД-М». С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена определена умеренная и прямая связь между саморегуляцией учебной деятельности студентов и уровнем адаптированности к группе, а также выявлена высокая и прямая связь между саморегуляцией учебной деятельности и уровнем адаптированности к учебной деятельности.
Статья освещает особенности обучения академическому пению в технике бельканто на вокальном факультете в Чаньчуньском университете, находящемся в китайской провинции Цзилинь. Основным принципом в педагогическом подходе работы выступает обучение студентов согласно их природным способностям и психофизиологическим данным. Поэтому методологическая база учебного процесса имеет индивидуализированный характер (что практикуется не во всех китайских вузах). Концепция, практикуемая на вокальном факультете и учитывающая личностные качества каждого учащегося, делает акцент на психоэмоциональном аспекте как неотъемлемом компоненте эффективной вокальной подготовки.
Традиционные подходы и методы обучения, как и традиционные университеты, сохраняют приоритет в части фундаментального и престижного образования, сочетая при этом большинство из известных методов работы как в аналоговой, так и в цифровой (виртуальной) среде. Самостоятельное обучение наиболее результативно в сессионном сочетании стационарного классического типа и самостоятельного онлайн-обучения, которые не исключают друг друга. При этом инновационные подходы разрабатываются в основном для второго сегмента и в основном – в его технологической части, касающейся предоставления удаленного доступа, расширения контента и совершенствования инструментов контроля. Реальная эффективность удаленного самостоятельного онлайн-обучения, в отличие от классического университетского, пока не ясна ввиду отсутствия общепринятых критериев оценки. Таким образом, инновационные подходы в самостоятельном обучении студентов реализуются прежде всего в сфере технологического (программно-аппаратного) обеспечения учебного процесса, включая вовлечение в него искусственного интеллекта, тогда как педагогические инновации актуальны и ещё требуют научного обоснования.
В статье процесс индивидуализации обучения рассматривается как формирование новой парадигмы образования, отражающей общую тенденцию развития общества в сторону индивидуализации личности. Дается характеристика некоторых подходов к реализации принципов индивидуализации. Анализируется влияние субъектной активности учащегося на формирование его личности и характера. Обосновывается гипотеза о влиянии определенных подходов к индивидуализации обучения на личность учащегося. В статье сделан вывод о социальных и общественно-политических причинах возрождения интереса к индивидуализации образования в России и отмечены некоторые особенности реализации принципов индивидуализации в отечественном образовании.
В статье представлен опыт разработки и внедрения эффективной модели проектной деятельности в образовательной среде колледжа. Рассматриваются ключевые этапы реализации проектного подхода, инструменты и методы организации учебной и внеучебной деятельности студентов. Особое внимание уделяется интеграции проектной деятельности в учебные программы, формированию у студентов навыков командной работы, критического мышления и решения практических задач, что соответствует требованиям современного рынка труда.
В современных условиях модернизации и цифровизации системы образования в России особенно актуальным становится вопрос о формировании безопасной образовательной среды и развитии психологической безопасности в студенческой группе. Рассмотрен вопрос об особенностях формирования психологической безопасности в спортивном коллективе. На основе анализа литературы составлена диагностическая программа, направленная на изучение уровня подготовленности будущих тренеров к формированию психологически безопасной образовательной среды.
Эффективность дистанционного электронного обучения взрослых представлена как экономически, профессионально и карьерно целесообразный, оправдывающий вложенные ресурсы результат. Исходя из особенностей и задач двух форм обучения – традиционного («живого») и электронного (онлайн-дистанта) – предложено раздельно применять к ним понятие эффективности, принимая во внимание заведомо неравное стартовое положение и разные цели и задачи. Сделан вывод о том, что дистант, рассматриваемый с позиций эффективности как экономической категории, всегда существенно дешевле для потребителя (обучающегося) ввиду меньших издержек, которые влияют на оценку эффективности. Для обеспечения эффективности образовательного процесса предложено поставить в центр системы обучения не технологии, как это принято в последнее время, а обучающегося, реализуя таким образом концепцию эффективности обучающихся сообществ. В рамках этой концепции социальные, педагогические и когнитивные взаимодействия образуют полезную и комфортную для обучения и развития личности среду, способную создать основу для трансформации жизненных перспектив и обучающих, и обучающихся.
Цель проведенного исследования – выявить особенности становления системы образования в Древнем Китае. Научная новизна определяется тем, что в данной статье представлены материалы китайских ученых, которые ранее не были интегрированы в академический дискурс. Анализ китайских источников позволил выявить влияние культурных, социальных и политических факторов на развитие образовательных традиций. В результате исследования было установлено, что система образования не только способствовала подготовке будущих государственных деятелей и знати, но также играла важную роль в сохранении моральных и культурных ценностей общества. Работа подчеркивает значимость комплексного подхода к изучению древнекитайской образовательной практики и ее значение для формирования цивилизационных основ современного Китая.
Издательство
- Издательство
- РосНОУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 105005, г Москва, Басманный р-н, ул Радио, д 22
- Юр. адрес
- 105005, г Москва, Басманный р-н, ул Радио, д 22
- ФИО
- Зернов Владимир Алексеевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://rosnou.ru/