Статья: Интернет-игровое расстройство и неудовлетворенные психологические потребности: опосредующая роль самооценки, депрессии и эскапизма (2024)

Читать онлайн

Интернет-игровое расстройство (Internet gaming disorder, IGD) является распространённой проблемой психического здоровья, особенно среди молодежи, причины и условия возникновения которой все еще недостаточно изучены. Целью данного исследования была проверка интегративной модели, согласно которой базовые универсальные психологические потребности в компетентности, автономии и межличностных отношениях предсказывают интернет-игровое расстройство опосредованно через снижение самооценки, депрессию и мотивацию бегства от реальности. Для проверки этой модели было проведено кросс-секционное исследование. Выборку исследования составили 331 турецких геи мера (средний возраст M=22.7 года, SD=4.73), из них 57.1% (n=189) мужчин и 42.9% (n=142) женщин. Оценка показателей интернет-игрового расстройства, игровой мотивации, удовлетворенности базовых психологических потребностей, самооценки и уровня депрессии проводилась посредством онлайн-заполнения опросников респондентами. Методики исследования: анкета персональной информации, краткая версия Шкалы интернет-игрового расстройства, Опросник мотивов онлайн-игр, Общая шкала удовлетворения базовых психологических потребностей, Шкала самоуважения Розенберга, Шкала госпитальной тревоги и депрессии (субшкала депрессии). Показано, что мужчины имеют более высокий уровень IGD и более выраженную игровую мотивацию по сравнению с женщинами. Показана опосредующая роль самооценки, депрессии, эскапизма во взаимосвязи между основными психологическими потребностями и интернет-игровым расстройством. Обсуждается теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Internet gaming disorder (IGD) is a widespread mental health issue especially among youth but its etiology remains unclear. The aim of this study was to test an integrative path model in which basic universal psychological needs of competence, autonomy, and relatedness predict IGD through the serial mediation of self-esteem, depression, and escape motivation. Study design was cross-sectional. A total of 331 Turkish gamers whose mean age was 22.7 years (SD=4.73) were recruited through purposive sampling. Among the participants, 57.1% (n=189) were male and 42.9% (n=142) were female. Online standardized self-report questionnaires for measuring IGD, gaming motivations, basic psychological needs satisfaction, self-esteem, and depression were filled out by the participants. In this regard, a personal information form, the Internet Gaming Disorder Scale-Short Form, Motives for Online Gaming Questionnaire, Basic Psychological Need Satisfaction Scale-In General, Rosenberg Self-Esteem Scale, and the Hospital Anxiety Depression Scale-Depression Subscale were administered. Men had higher mean IGD and gaming motivations scores compared to women. It was found that self-esteem, depression, and escapism serially mediated the association between basic psychological needs and IGD. The contribution of the findings to the relevant literature and clinical implications were discussed.

Ключевые фразы: addiction, self-determination theory, MOTIVATION, escapism, depression, self-esteem, basic psychological need satisfaction, интернет-игровое расстрои ство, ЗАВИСИМОСТЬ, теория самодетерминации, мотивация, эскапизм, депрессия, самооценка, удовлетворение основных психологических потребностеи
Автор (ы): Гедик Зюмрют, Гюлеч Мерве
Журнал: Клиническая и специальная психология

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9. Психология
Префикс DOI
10.17759/cpse.2024130205
Для цитирования:
ГЕДИК З., ГЮЛЕЧ М. ИНТЕРНЕТ-ИГРОВОЕ РАССТРОЙСТВО И НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ: ОПОСРЕДУЮЩАЯ РОЛЬ САМООЦЕНКИ, ДЕПРЕССИИ И ЭСКАПИЗМА // КЛИНИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2024. ТОМ 13. №2
Текстовый фрагмент статьи