Работа направлена на поиск технологий защиты профессионалов от непрерывно возрастающих негативных стрессоров жизненной и профессиональной среды.
Цель исследования: оценка эффективности программы краткосрочного антистресс-обучения для медицинских работников скорой помощи.
Участниками исследования выступили сотрудники нескольких врачебных бригад скорой помощи (n = 30, 73% женщин, 27% мужчин; возраст 27–42 года (M = 32,2)), распределенных в экспериментальную (n = 15, 80% женщин, 20% мужчин) и контрольную (n = 15, 67% женщин, 33% мужчин) группы. Исследование включало два диагностических замера актуального состояния, уровня стресса и выгорания специалистов, до и после (спустя 10 дней) проведения обучающей антистресс-программы, включающей 7 занятий длительностью 1,5 часа в течение 14 дней.
Примененные методики: «Шкала градусник оценки актуального состояния» А. О. Прохорова, Методика оценки доминирующего состояния (ДС-6 Л. В. Куликова), Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности (ДОРС А. Б. Леоновой и С. Б. Величковской), тест выгорания К. Маслач (адаптация Водопьяновой), тест уровня стресса В. Ю. Щербатых (вариант 2022 года). Статистическая достоверность оценивалась сравнительными критериями (Вилкоксона, Манна Уитни). Полученные результаты свидетельствуют об улучшении у участников антистресс-обучения показателей активности и работоспособности, повышении субъективной ценности деятельности и своего вклада в профессию, снижении уровня утомления, эмоциональных и физиологических проявлений стресса.
Выводы: продемонстрирована эффективность не только длительного, но и краткосрочного антистресс-обучения при системной организации овладения навыками саморегуляции и личностного ресурсного роста.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/epps.2024010403
У сотрудников, прошедших антистресс-подготовку, повысился эмоциональный тонус, в том числе улучшилась способность к эмоционально насыщенному отклику и позитивным чувствам к окружающим, снизились показатели формализма и безразличия, что в системе деятельности медицинских работников (имеющих профессионально детерминированное притупление эмоций «психологического оклика») достаточно ценно, поскольку позволяет противостоять профессиональным деформациям.
Список литературы
- Барыкина А.И. Исследование психологической устойчивости сотрудников скорой медицинской помощи в процессе профессиональной деятельности // Science Time. 2015. № 5(17). С. 45–47.
- Барыкина А.И. Об особенностях психологического обеспечения сотрудников скорой медицинской помощи // Гуманитарный научный журнал. 2015. № 1. С. 35–37.
- Бердяева И.А., Войт Л.Н. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей // Дальневосточный медицинский журнал. 2012. № 2. С. 117–120.
- Болобонкина Т.А., Дементьев А.А., Шатрова Н.В. Тяжесть и напряженность трудового процесса медицинских работников выездных бригад скорой медицинской помощи в условиях модернизации здравоохранения // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2019. Т. 7. № 4. С. 501–508. DOI:10.23888/HMJ201974501-508
- Горблянский Ю.Ю., Понамарева О.П., Понамарева Е.П., Волынская Е.И. Современные представления о профессиональном выгорании в медицине труда [Электронный ресурс] // Медицина труда и промышленная экология. 2020. № 4. DOI:10.31089/1026-9428-2020-60-4-244-249
- Каширин В.П., Лихачева Э.В., Николаева Л.П., Огнев А.С. Эффективное преодоление стрессов как составляющая управления ресурсами экипажа (CRM) М.: ООО «Издательство «Спутник +», 2021. 22 с. DOI: DOI:10.25633/5978-2
- Матюшкина Е.Я., Рой А.П., Рахманина А.А., Холмогорова А.Б. Профессиональный стресс и профессиональное выгорание у медицинских работников [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 1. С. 39–49. DOI:10.17759/jmfp.20200901047
- Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А.О. Прохорова. СПб.: Речь, 2004. 480 с.
- Розенова М.И., Екимова В.И., Кокурин А.В. и др. Стресс и страх в экстремальной ситуации // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 1. С. 94–102. DOI:10.17759/jmfp.2020090110
- Розенова М.И., Огнев А.С., Екимова В.И., Кокурин А.В. Современные антистресс-технологии в профессиях экстремального и помогающего типа [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12. № 3. С. 19–30. DOI:10.17759/jmfp.2023120302
- Сапольски Р.М. Психология стресса / Пер. с англ. под ред. проф. Е.И. Николаевой. 3-е изд. СПб.: Питер, 2015. 480 с.
- Субботина М.С., Болучевская В.В. Программа психологической помощи медицинским работникам с профессиональным выгоранием методами телесно-ориентированной терапии // Оригинальные исследования. 2022. Т. 12. № 10. С. 150–165.
- Темрокова С.Б. Специфика врачебной деятельности и особенности проявления профессионального выгорания у медицинских работников // Апробация. 2014. № 2. С. 70–74.
- Хадарцев А.А., Стариков Н.Е., Грачев Р.В. Профессиональный стресс у военнослужащих (обзор литературы) // Вестник новых медицинских технологий. 2020. Т. 27. № 2. С. 74–82. DOI:10.24411/1609-2163-2020-16677
- Шемякина О.О. Анализ причин стресса и методы его профилактики [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. Т. 2. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2012_n2/52061 (дата обращения: 09.09.2024).
- Barling J., Griffiths A. A history of occupational health psychology // Handbook of occupational health psychology / J. C. Quick, L. E. Tetrick (ed.). 2nd ed. Washington, 2010. P. 21–34. DOI:10.2307/j.ctv1chs29w.7
- Havermans B.M., Brouwers E.P.M., Rianne J.A. Hoek R.J.A., et al. Work stress prevention needs of employees and supervisors // BMC Public Health. 2018. 21;18(1):642. DOI:10.1186/s12889-018-5535-1
- Kokkinos C.M. Job stressors, personality and burnout in primary school teachers // British Journal of Educational Psychology. 2007. №. 77(1). P. 229–243. DOI:10.1348/000709905X90344
- Krasner M.S., Epstein R.M., Beckman H., et al. Association of an educational program in mindful communication with burnout, empathy, and attitudes among primary care physicians // JAMA. 2009. Vol. 302. №. 12. P. 1284–1293. DOI:10.1001/jama.2009.1384
- Magtibay D.L., Chesak S.S., Coughlin K., Sood A. Decreasing Stress and Burnout in Nurses: Efficacy of Blended Learning With Stress Management and Resilience Training Program // The Journal of Nurse Administration. 2017. Vol. 47. №. 7–8. P. 391–395. DOI:10.1097/nna.0000000000000501
- Mesters P. Professional fatigue syndrome (burnout): Part 2: from therapeutic management // Rev Med Liege. 2017; 72(6):301–7.
- Nakao M., Shirotsuki K., Sugaya N. Cognitive-behavioral therapy for management of mental health and stress-related disorders: Recent advances in techniques and technologies // Biopsychosoc Med. 2021. Oct 3;15(1):16. DOI:10.1186/s13030-021-00219-w
- Panagioti M., Geraghty K., Johnson J., et al. Association Between Physician Burnout and Patient Safety, Professionalism, and Patient Satisfaction: A Systematic Review and Meta-analysis // JAMA International Medicine. 2018. Vol. 178. №. 10. P. 1317–1331. DOI:10.1001/jamainternmed.2018.3713
- Schoenbaum M., Kessler R.C., Gilman S.E., et al. Predictors of suicide and accident death in the Army Study to Assess Risk and Resilience in Servicemembers (Army STARRS): results from the Army Study to Assess Risk and Resilience in Servicemembers (Army STARRS) // JAMA Psychiatry. 2014. Vol. 71. №. 5. P. 493–503. DOI:10.1001/jamapsychiatry.2013.4417
- Stehman C.R., Testo Z., Gershaw R.S., Kellog A.R. Burnout, Drop Out, Suicide: Physician Loss in Emergency Medicine, Part I // Western Journal of Emergency Medicine, 2019. Vol. 20. №. 3. P. 485–494. DOI:10.5811/westjem.2019.4.40970
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлена стандартизация авторской методики по изучению склонности юношей и девушек ко лжи на основе анализа ее компонентов и ценностно-смысловых детерминант. Обосновываются особенности конструирования опросника в связи с недостаточностью диагностического материала. Методика включает утверждения, распределенные по трем основным шкалам (предпосылки, факторы, условия). Испытуемые оценивают свое отношение, выбирают один из 10 баллов и вносят его в бланк опросника. Для стандартизации методики использовались методы: 1) количественного анализа; 2) субъективной оценки; 3) вычисления математических статистик (описательной статистики, коэффициента корреляции Спирмана, альфы Кронбаха). Испытуемые: курсанты пожарно-спасательного колледжа в количестве 50 человек. Результаты опросника соотносились с полученными данными по методике диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лжи) Д. Марлоу и Д. Крауна. Выявлена сильная положительная корреляционная связь (Р = 0,736; p = 0,01), говорящая о статистически доказанной валидности авторской методики. Анализ надежности с помощью коэффициента альфа Кронбаха показал высокий уровень внутренней согласованности характеристик (Проверка ретестовой надежности проводилась через 5 месяцев после первичной диагностики. Общая корреляция составила P = 0,984, p = 0,01.
Проведена стандартизация авторской методики моделирования экстремальных ситуаций для оценки предрасположенности респондента к совершению небезопасных действий.
Методика включает в себя две модели: «мина» и «бомба». Модель представляет собой два листа бумаги (две дорожки), за одним из которых заложен условный взрывчатый материал, «мина» -— пятирублевая монета, «бомба» — крышка высотой 8–10 мм и диаметром 68–70 мм. Задача испытуемого: пройти по безопасному листу, не наступив на лист, скрывающий взрывчатку. Проводится четыре пробы. Для стандартизации использовались методы: 1) авторская методика моделирования экстремальных ситуаций; 2) субъективная оценка небезопасного поведения; 3) опрос причин ошибочных реакций; 4) вычисление математических статистик: описательной статистики, коэффициента корреляции Спирмана, альфы Кронбаха.
Испытуемые: студенты психологи экстремального профиля — 100 человек.
Результат: методика обладает субъективной валидностью (r = 0,71) и структурной надежностью (альфа Кронбаха = 0,52). Среднее количество заступов на условную «мину» = 2,1 + 0,89; оно соответствует математическому ожиданию, рассчитанному для этой модели. Среднее количество заступов на условную «бомбу» = 0,3 + 0,66. Нормой мы определили 0 заступов; превышение характеризует наличие предрасположенности к небезопасному поведению в экстремальных условиях.
Вывод: для оценки предрасположенности респондента к небезопасному поведению рекомендуется использовать экспериментальную модель «бомба».
Деятельность специалистов служебной сферы связана с различными стрессами и риском, что напрямую влияет на их психологическое состояние. В связи с этим актуальна разработка методов психологической саморегуляции для профилактики неблагоприятных изменений. Испытуемые офицеры запаса — 28 человек, мужчины, средний возраст 25 (+2,5) лет. Испытуемые были поровну разделены на 2 группы, экспериментальную и контрольную, случайном образом.
Методы: оценка состояния сниженной работоспособности (ДОРС), шкала нервно-психического напряжения НПН (Т. Н. Немчин), опросник «Степень хронического утомления» (А. Б. Леонова). Метод экспериментального воздействия: прогрессивная мышечная релаксация (в нашей модификации). Проводилось два занятия продолжительностью 20 минут по следующей схеме: сканирование, напряжение, а далее расслабление определенных групп мышц и повторное сканирование. Методы статистики: сравнительный анализ по критерию Манна-Уитни, дифференциальный анализ ANOVA (критерий Фишера) (независимая переменная: обучение мышечной релаксации — мы выделили в ней два уровня: первый — без обучения, второй — с обучением; зависимая переменная — неблагоприятные психические состояния), среднее арифметическое всех показателей, стандартное отклонение показателей, сравнительный анализ по критерию Вилкоксона. Все расчеты проводились при помощи программы STATISTICA.
Результаты: наиболее выраженные неблагоприятные состояния у офицеров запаса — нервно-психическое напряжение, монотония, пресыщение и стресс. После проведенного тренинга произошло достоверное снижение уровня монотонии и степени хронического утомления.
Вывод: метод прогрессивной мышечной релаксации (в нашей модификации) оказывает положительное влияние на такие неблагоприятные состояния, как пресыщение и степень хронического утомления, и может использоваться в качестве профилактики данных негативных состояний у офицеров запаса, проходящих обучение по военно-учетной специальности.
В статье рассмотрены результаты исследования психологической подготовки студентов-психологов экстремального профиля к ситуациям особого риска посредством специально организованного тренинга с применением виртуальной реальности. Испытуемые: 38 студентов в возрасте от 20 до 24 лет, из них 29 — женского пола. Испытуемые были разделены на контрольную и экспериментальную группы случайным образом. Методы исследования: методика «Прогноз», методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова, методика «Оценка нервно-психического напряжения», диагностика замедления биологического старения с помощью программы «Антистарение XXI» (Т. Н. Березина). Методы математической статистики: вычисление описательных статистик, вычисление U-критерия Манна-Уитни, вычисление коэффициента корреляции Спирмана. Методы экспериментального воздействия: семь ВР-симуляторов разного воздействия (симулятор полета, глубины, высоты, скорости, темноты и др.).
Результаты. Существует взаимосвязь между мотивацией к деятельности в экстремальных условиях и личностными ресурсами: прямая взаимосвязь с ресурсом «достижения» и обратная — с уровнем риска. Разработанный нами ВР-тренинг актуализирует эти ресурсы. Повышение достижений обеспечивается тем, что респонденты успешно выполняют задания в экстремальных ситуациях, моделируемых в ВР. Снижение риска обеспечивается адаптацией в процессе тренинга к экстремальным ситуациям. После тренинга у испытуемых экспериментальной группы достоверно снизился уровень депрессии и повысились мотивационный и эмоциональный компоненты готовности к действиям в экстремальной ситуации.
Вывод: для повышения мотивации к деятельности в экстремальной среде необходимо повышать ресурс «достижения», а для ресурса «риск» нужно добиться смены его на осознанное отношение к ситуации. Технологии виртуальной реальности подтвердили свою эффективность для повышения личностных ресурсов и подготовки студентов психологов к деятельности в экстремальных условиях.
В связи с массовым развитием Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» особую актуальность приобретают исследования личностно-психологических характеристик воспитанников юнармейских отрядов. В статье в сравнительном плане рассматриваются особенности эмоционально-личностных характеристик воспитанников военно-патриотических клубов и юнармейских отрядов и подростков, не участвующих в данном движении. В исследовании (N = 45) приняли участие юноши в возрасте от 15 до 16 лет, в их числе юнармейцы (N = 23) и старшеклассники общеобразовательной организации (N = 22). В исследовании использовались тест школьной тревожности Филлипса, методика диагностики мотивации к учебе и эмоционального отношения к учению Спилбергера-Андреевой, методика диагностики психологической безопасности личности И. И. Приходько. Выявлено, что у подростков, занимающихся в юнармейских отрядах, в сравнении с подростками из общеобразовательной организации, отмечается более низкий уровень школьной тревожности и повышенная познавательная активность. Результаты проведенного исследования расширяют представления о психологических особенностях развития юнармейцев и повышают возможности для осуществления адресного психологического сопровождения подростков на этапе адаптации в юнармейском отряде.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/