Охарактеризованы выявленные на материале газеты «Вагоностроитель» экономические и социальные связи между Калининградским вагоностроительным заводом (КВЗ) и его региональными, общесоюзными и зарубежными партнерами. Дано представление об ассортименте закупаемой и производимой заводом продукции, основных направлениях его социально значимой деятельности. Сделан вывод о многофункциональности КВЗ, во внутренней жизни которого отразились типичные явления советской эпохи.
Идентификаторы и классификаторы
Менее интенсивным было сотрудничество с болгарскими и чешскими коллегами, усилившееся в 1980–1990-е гг. Болгарская фирма «Балканкаркомплект» договорилась с КВЗ об обмене специалистами, создании совместного предприятия по производству, продаже и сервисному обслуживанию взрывозащищенных электропогрузчиков, а также внесла предложение о проведении эксплуатационных испытаний образцов думпкаров в городе Русе [48]. В 1990 г. вместе со специалистами из Нова Дубницы (Чехословакия) были установлены импульсные системы управления на калининградские электропогрузчики, обсуждались планы по коллективному созданию ремонтного предприятия для электропогрузчиков с перспективой выхода на капиталистический рынок со своей продукцией [78]. К сожалению, расчеты КВЗ на создание совместных предприятий с чешскими и болгарскими партнерами так и не оправдали себя, задуманное не удалось реализовать из-за развала социалистической системы.
Список литературы
1. Азаров Б. С отчетно-выборной партийной конференции // Вагоностроитель. 1969. 19 дек. С. 2.
2. Азаров Ю. С собрания партийно-хозяйственного актива завода // Вагоностроитель. 1970. 12 февр. С. 2.
3. Боровой А. Закрыть дорогу браку // Вагоностроитель. 1970. 12 марта. С. 1.
4. Боровой А. Преодолеть недостатки в работе // Вагоностроитель. 1978. 19 дек. С. 1.
5. Быть ли погрузчику? // Вагоностроитель. 1986. 9 дек. С. 1.
6. В заводском подсобном хозяйстве // Вагоностроитель. 1983. 29 марта. С. 1.
7. В несколько строк // Вагоностроитель. 1955. 25 нояб. С. 2.
8. В программе занятий - вопросы качества // Вагоностроитель. 1987. 13 янв. С. 1.
9. Васильева Л. Заключен договор о содружестве // Вагоностроитель. 1983. 9 марта. С. 2.
10. Внимание: новые вагоны // Вагоностроитель. 1967. 20 янв. С. 2.
11. Вниманию вагоностроителей // Вагоностроитель. 1968. 1 марта. С. 4.
12. Воробьев А.В. Автоматизированные системы управления // Вагоностроитель. 1969. 3 янв. С. 1.
13. Горелик Э. Кто подсчитает убытки? // Вагоностроитель. 1987. 17 марта. С. 2.
14. Деречин Г. В этом году планируем // Вагоностроитель. 1978. 17 янв. С. 2.
15. Добро на свалке // Вагоностроитель. 1983. 22 марта. С. 2.
16. Драх Ц. Крепнут интернациональные связи // Вагоностроитель. 1978. 18 июля. С. 2.
17. Дружбе - 30 лет // Вагоностроитель. 1975. 18 апр. С. 2.
18. Дурягина И. Вагоностроительному - 40 лет // Вагоностроитель. 1986. 28 янв. С. 2.
19. Дюков В. Встреча Калининградских кузнецов // Вагоностроитель. 1956. 7 апр. С. 1.
20. Ерина С. НТО: итоги и задачи // Вагоностроитель. 1985. 12 марта. С. 1.
21. Ефимов В. Апрельскую программу выполним досрочно // Вагоностроитель. 1956. 14 апр. С. 1.
22. Завод - Вьетнаму // Вагоностроитель. 1975. 5 сент. С. 2.
23. Задачи по качеству // Вагоностроитель. 1990. 6 февр. С. 2.
24. Зарубин П. Лишь в двух подгруппах // Вагоностроитель. 1987. 17 февр. С. 1.
25. Зарубин П. Что показывают итоги? // Вагоностроитель. 1987. 20 янв. С. 1.
26. Ивутинов В. Пусть будет рынок // Вагоностроитель. 1990. 13 февр. С. 2.
27. Идет коллегия // Вагоностроитель. 1985. 26 марта. С. 2.
28. Из летописи завода // Вагоностроитель. 1986. 11 февр. С. 2.
29. Ильин Н. Народному Китаю // Вагоностроитель. 1955. 17 февр. С. 1.
30. Ильин Н. Сыны партии // Вагоностроитель. 1956. 12 февр. С. 2.
31. Ионова В. На первом занятии // Вагоностроитель. 1984. 17 янв. С. 1.
32. Исмаилова Н. Как мы готовим кадры // Вагоностроитель. 1990. 16 янв. С. 2.
33. Калинин П. Нужен крупный базовый литейный цех // Вагоностроитель. 1956. 4 февр. С. 1.
34. Коваценко Н.В. На деловом уровне // Вагоностроитель. 1982. 16 февр. С. 2.
35. Козлов А. В добрый путь! // Вагоностроитель. 1955. 2 дек. С. 1.
36. Копылов С. Благодарим! // Вагоностроитель. 1975. 15 авг. С. 2.
37. Копылов С. Январское обозрение и заботы февраля // Вагоностроитель. 1975. 7 февр. С. 1.
38. Кротов В. Успех - в дружбе // Вагоностроитель. 1967. 13 янв. С. 3.
39. Лихоманова Л. Более чем в тридцать стран // Вагоностроитель. 1968. 26 июля. С. 3.
40. Лысенко В.И. На повестке дня - качество // Вагоностроитель. 1976. 30 янв. С. 1.
41. Макаренко А. Заводские стипендиаты // Вагоностроитель. 1978. 28 марта. С. 2.
42. Малеева Т. Нагадал мне попугай // Вагоностроитель. 1990. 27 февр. С. 1.
43. Мальков А.Н. На деловом уровне // Вагоностроитель. 1982. 16 февр. С. 2.
44. Морозов И. В плену штурмовщины // Вагоностроитель. 1956. 17 марта. С. 1.
45. Муравьев И. Кадровые проблемы // Вагоностроитель 1987. 17 февр. С. 2.
46. На главном направлении // Вагоностроитель. 1976. 23 янв. С. 1.
47. На собрании мастеров завода // Вагоностроитель. 1983. 11 янв. С. 2.
48. Наши международные связи // Вагоностроитель. 1989. 14 февр. С. 2.
49. Неводничая О. Беречь окружающую среду // Вагоностроитель. 1978. 21 марта. С. 1.
50. Николаева О. Универсальный захват // Вагоностроитель. 1967. 25 авг. С. 3.
51. Николаенко Д. Награды дружественной Польши // Вагоностроитель. 1969. 4 апр. С. 1.
52. Новиков И. Первые думпкары // Вагоностроитель. 1966. 23 сент. С. 2.
53. Новые вагоны // Вагоностроитель. 1982. 7 дек. С. 2.
54. Опыт передовых предприятий - нашему заводу // Вагоностроитель. 1955. 4 июня. С. 1.
55. Перепутал // Вагоностроитель. 1984. 6 марта. С. 2.
56. План выполнен // Вагоностроитель. 1978. 7 февр. С. 1.
57. Поддержать почин // Вагоностроитель. 1983. 22 февр. С. 1.
58. Премент Г. Адресовано БАМу // Вагоностроитель. 1975. 24 янв. С. 3.
59. Приглашает ЛИИЖТ // Вагоностроитель. 1983. 29 марта. С. 2.
60. Прохоров А. Прогрессивные формы организации труда // Вагоностроитель. 1978. 21 марта. С. 1.
61. Прудников Е. Почетный заказ сельского хозяйства // Вагоностроитель. 1955. 7 июля. С. 1.
62. Расширяя сотрудничество // Вагоностроитель. 1989. 31 янв. С. 1.
63. Решение коллегии министерства // Вагоностроитель. 1956. 25 февр. С. 1.
64. Ривина Г. Резиновые амортизаторы на думпкаре // Вагоностроитель. 1955. 23 дек. С. 2.
65. Рогоза П. Ответ новопрокатчиков Дзержинки // Вагоностроитель. 1956. 21 янв. С. 2.
66. Родное, кровное дело // Вагоностроитель. 1955. 16 марта. С. 1.
67. С помощью ультразвука // Вагоностроитель. 1954. 24 марта. С. 2.
68. Сверхплановый автопогрузчик // Вагоностроитель. 1956. 4 февр. С. 2.
69. Смиловицкий С. Приступили к разработке 90-тонного думпкара // Вагоностроитель. 1955. 16 дек. С. 1.
70. Совершенствовать шефскую работу // Вагоностроитель. 1987. 24 февр. С. 1.
71. Соловьева З. Так держать и дальше // Вагоностроитель. 1969. 4 июля. С. 1.
72. Сорокалетию посвящается // Вагоностроитель. 1986. 25 февр. С. 2.
73. Социалистические обязательства // Вагоностроитель. 1969.
74. февр. С. 1.
75. Спивак Л. Выполним с превышением // Вагоностроитель. 1967. 7 апр. С. 1.
76. Суслов Н. В честь Дня возрождения Польши // Вагоностроитель. 1967. 28 июля. С. 3.
77. Тимина Т. Выполнение квартального плана - главная задача коллектива // Вагоностроитель. 1985. 12 марта. С. 1.
78. Тимина Т. Принята с хорошей оценкой // Вагоностроитель. 1978. 11 апр. С. 1.
79. Тимина Т. Совместно с инженерами ЧСФР // Вагоностроитель. 1990. 10 июля. С. 1.
80. У друзей по соревнованию // Вагоностроитель 1986. 14 янв. С. 1.
81. У нас в гостях польские друзья // Вагоностроитель. 1969. 18 июля. С. 1.
82. Учатся члены СТК // Вагоностроитель. 1989. 21 марта. С. 2.
83. Факты правильные // Вагоностроитель. 1955. 3 февр. С. 2.
84. Фомичева А.М. В чем причины брака // Вагоностроитель. 1989. 17 янв. С. 1.
85. Чистяков А. А воз и ныне там // Вагоностроитель. 1955. 27 янв. С. 2.
86. Чтобы идти вперед // Вагоностроитель. 1976. 24 дек. С. 1.
87. Шаблинский К. Лучшие молодые производственники // Вагоностроитель. 1955. 3 февр. С. 2.
88. Эксперимент завершен успешно // Вагоностроитель. 1986. 21 янв. С. 1.
89. Ясюченя Л. Интересная выставка // Вагоностроитель. 1978. 7 марта. С. 1.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Вышедшая недавно из печати книга калининградского историка, кандидата исторических наук, сотрудника Калининградского областного музея янтаря Леонида Александровича Ефремова [3] может рассматриваться как своего рода знаковое явление. Автор уже не раз представлял сочинения, посвященные своей малой родине (в том числе поселку Рудау / Мельниково [2]), а также выступал как соавтор общих работ по истории региона. Вместе с тем, по его справедливому замечанию, существует проблема недостаточности работ, освещающих послевоенный период истории региона на всех уровнях (если не считать, конечно, исследований Восточно-Прусской операции). Отметим, что эта проблема особенно остро стоит в отношении литературы, ориентированной на широкий круг читателей, пополняемый, в том числе, за счет растущего потока туристов в Калининградскую область. Не секрет, что приезжающих на отдых и лечение, а также совмещающих служебные командировки со знакомством с Янтарным краем, в большей степени интересует (разумеется, после природных ландшафтов) немецкое (европейское, досоветское) культурное наследие, чем происходившие здесь после 1945 г. события.
В 2023 г. вышла в свет книга (основной тираж появился в 2024 г.), посвященная феномену входных дверей исторических зданий Калининградской области и созданная по заказу специализированной некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Калининградской области» [2]. И хотя публикация скромно обозначена как «методическое пособие по созданию реплик исторических дверей на домах до 1945 года постройки…», жанр этого издания более многозначен — это и альбом формата А4 с прекрасными цветными иллюстрациями высокого качества, и научное изложение смены местных архитектурно-художественных стилей, и рассказ о достижениях учебного процесса по обучению реставрации старинных дверных полотен, и сборник практических рекомендаций по подбору и воссозданию дверей и соответствующей фурнитуры.
Бурные политические события, развернувшиеся в Европе в XIII в., значительным образом отразились на истории автохтонного населения Юго-Восточной Прибалтики. Тевтонский орден, изначально созданный немецкими крестоносцами как госпитальное братство в 1190 г., достаточно быстро приобрел материальное благосостояние и попытался в начале XIII в. найти новую нишу в политической жизни Европы. После недолгого пребывания в Венгерском королевстве в 1211–1225 гг., где братья ордена защищали пограничье от вторжения половцев, их взор обратился к Пруссии, куда они были приглашены в 1226 г. князем Мазовецким Конрадом (ум. 1247).
Двадцать восьмого ноября 2023 г. после тяжелой болезни ушел из жизни Анатолий Павлович Бахтин, главный архивист Государственного архива Калининградской области. Хранитель истории нашего края. Фотограф. Художник. Автор многочисленных статей и книг. Увлеченный и бескорыстный популяризатор знаний о той земле, которую невероятно любил. Вдохновитель, зажигавший и поддерживавший исследовательский огонек в других людях.
Проанализированы материалы газеты «Вагоностроитель» за 1980-е гг., рассказывающие об этапах строительства общежитий Калининградского вагоностроительного завода, внутреннем устройстве и жизни в общежитиях, участии жильцов в общественной жизни. На страницах газеты раскрывались проблемы, с которыми сталкивались жильцы и коменданты, сообщалось о воспитательной работе, которая проводилась в заводских общежитиях. Изучение быта в общежитиях вагоностроительного завода вносит вклад в воссоздание образа жизни советских рабочих.
Проанализировано содержание сатирической рубрики калининградской заводской газеты «Вагоностроитель» (все выпуски за 1970 г.) в контексте сложившейся в советский период в отечественной печати стилистики, наиболее ярким примером которой является всесоюзный сатирический журнал «Крокодил». Журнал «Крокодил» служил своеобразным эталоном этой стилистики. Газета «Вагоностроитель» была изданием самого «низового» уровня («заводской многотиражкой»), однако публиковавшиеся в ней сатирические материалы создавались в соответствии с общими стилистическими принципами, которые формировались в отечественной сатирической публицистике в течение нескольких десятилетий. Вопрос об актуальности и преемственности традиций советской сатиры в наши дни остается открытым.
Исследовано отображение социалистического соревнования в газете Калининградского вагоностроительного завода во время подготовки к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Проанализирован характер публикаций о достижениях отдельных рабочих и целых коллективов, а также критических заметок о работе некоторых заводских цехов.
Охарактеризовано разнообразие спортивной жизни Калининградского вагоностроительного завода в 1960-е - середине 1980-х гг. На предприятии функционировали различные спортивные секции, проводились спортивные мероприятия завода. Заводчане участвовали в спортивных соревнованиях городского и областного уровня и показывали на них высокие результаты. В основу исследования легли материалы газеты «Вагоностроитель».
Калининградский вагоностроительный завод (сегодня ОАО «Калининградский вагоностроительный завод») существует с 1946 г. Его специализация заключалась в выпуске саморазгружающихся вагонов-самосвалов. За время существования предприятия через его цеха прошли сотни работников самых разных специальностей и квалификации. У каждого своя личная и трудовая история, и такие сюжеты нередко находили отражение на страницах заводской газеты «Вагоностроитель», выходившей на протяжении нескольких десятилетий. Приведено несколько примеров заметок о ветеранах труда Калининградского вагоностроительного завода, оставивших след в истории одного из самых известных калининградских предприятий.
На основе материалов газеты «Вагоностроитель» исследовано развитие культурной жизни рабочих Калининградского вагоностроительного завода в середине 1950-х - 1960-е гг. Подробно рассмотрена культурно-досуговая, художественная, развлекательная деятельность при вагоностроительном заводе, охарактеризованы степень участия и творческая инициатива рабочих.
В последнее время отмечается рост интереса к открыткам (почтовым карточкам), в том числе советского периода. Музей советского детства Балтийского федерального университета им. И. Канта имеет в коллекции сотни советских видовых открыток, в том числе с видами Калининграда. Видовые открытки были оцифрованы в хорошем качестве и каталогизированы. В статье рассмотрены основные вехи в истории издания открыток во второй половине XX в. в СССР и в Калининграде, в частности.
Рассмотрен процесс формирования и развития трикотажной фабрики «Чайка» в городе Гусеве во время управления калининградской промышленностью советом народного хозяйства Литовской ССР. Выявлены основные проблемы создания предприятия и обозначены успехи его коллектива. Сделан вывод о сложности взаимодействия «Чайки» с руководством совнархоза Литовской ССР.
На основе вновь выявленных в Государственном архиве Калининградской области документов из фондов Калининградского янтарного комбината и его партийной организации исследована история проектирования и строительства нового карьера по добыче янтаря на Приморском месторождении в 1968-1976 гг. Рассмотрены возникавшие в процессе строительства проблемы и трудности, выяснены причины переноса сроков введения объекта в строй. Сделан вывод о том, что новый карьер не решил задачу существенного увеличения добычи янтаря до 1100 т в год вследствие ошибок геологоразведки в оценке запасов янтаря и недостатков проекта, разработанного в Ленинградском институте Гипрошахт.
Проанализированы поступившие из кадрового делопроизводства и хранящиеся в архиве Министерства сельского хозяйства Калининградской области сведения о работниках сельского хозяйства, прибывших в регион в 1946-1958 гг. Сделаны выводы о национальном составе, образовании, партийности, социальном происхождении переселенцев. Представленные данные позволяют получить представление о социальном портрете людей, восстанавливавших сельское хозяйство в послевоенное время.
Рассмотрено становление технического обеспечения сельского хозяйства Калининградской области в первые годы после окончания Великой Отечественной войны. Главное внимание посвящено вопросу замещения трофейных тракторов и других агрегатов по обработке земли отечественными тракторами и комбайнами. Сделан вывод о том, что Калининградская область была одним из приоритетных регионов для поставок сельскохозяйственной техники в середине ХХ в.
Публикуются записки И. М. Турьяна о боях 2-й стрелковой дивизии в Восточной Пруссии в январе - апреле 1945 г. Автор описывает события, в которых участвовал лично. Приведены неизвестные ранее факты о Восточно-Прусской операции 1945 г. и о штурме Кёнигсберга.
Впервые на русском языке публикуются отрывки из воспоминаний германского социалиста Ойгена Шейера (1899-1957), посвященные событиям Ноябрьской революции в Восточной Пруссии. Источник позволяет расширить представления о революционных событиях, узнать о противоречиях, характерных для кёнигсбергского рабочего движения.
Охарактеризовано творчество придворного художника герцога Пруссии Альбрехта Генриху Кёнигсвизеру (Heinrich Königswieser, ок. 1530-1583). Сделан обзор работ, сохранившихся к началу ХХ в., прослежены их судьбы. Особое внимание уделено эпитафии Иоаннеса Нимпша (1557), содержащей первое живописное изображение Кёнигсберга.
Для гербов кёнигсбергского трехградия (Альтштадт - Лёбенихт - Кнайпхоф) в исторической литературе характерно умолчание об источниках сюжета. И если про герб Альтштадта можно сказать, что он отчасти наследует гербу короля Оттокара II, сооснователя Кёнигсберга, и логике гербов соседних крупных городов (Данциг, Алленштайн, Эльбинг), то в отношении гербов Лёбенихта и Кнайпхофа обычно отмечается, что «происхождение неизвестно». В статье реконструируется смысл и логика построения графических сюжетов этих двух гербов исходя из гипотезы, что в обоих случаях мы имеем дело с «гласными гербами», которые «рассказывают» некую историю, связанную с основанием города или с его экономической спецификой в рамках кёнигсбергского трехградия.
Охарактеризованы события, связанные с попытками покорения Тевтонским орденом Самбии на рубеже 1240-1250-х гг. Показан ход военных экспедиций ордена против самбов, отмечены их результаты. Рассмотрены хронология, ход и результаты вторжения в Самбию отряда ливонского отделения ордена, основание замка Мемель помещено в контекст описываемых событий.
Публикация приурочена к юбилею Государственного архива Калининградской области. Рассмотрены основные этапы истории госархива. Охарактеризована специфика работы учреждения - от трудностей, связанных с его созданием в первое послевоенное десятилетие, до проблем и достижений на современном этапе развития архива.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- БФУ
- Регион
- Россия, Калининград
- Почтовый адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- Юр. адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- ФИО
- Федоров Александр Александрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- post@kantiana.ru
- Контактный телефон
- +7 (401) 2595595
- Сайт
- https://kantiana.ru