Целью данной статьи является исследование феномена отрицательной эффективности в праве, в том числе применительно к системе законодательства современной России. Для достижения указанной цели в качестве задач представляется необходимым дать определение самому феномену отрицательной эффективности и попытаться выявить разновидности и показатели отрицательной эффективности.
Для решения поставленных задач в статье будет использован ряд методов исследования: логические (описание, доказывание, классификация), исторический, системно-структурный анализ, сравнительный, формально-догматический, социологические.
В результате исследования показано, что феномен отрицательной эффективности не только реально существует, но и неотъемлемо присущ правовой системе и ее элементам, в том числе отдельным нормативным актам и правовым нормам; он имеет различные формы проявления и разновидности.
Вывод. Для более успешного противодействия отрицательной эффективности необходимо четко определить ее отраслевые и иные практические показатели, формы внешнего выражения, а также наметить доктринальные и практические пути как борьбы с ней, так и ее предотвращения в современном законодательстве и юридической деятельности.
Идентификаторы и классификаторы
Проблематика эффективности в праве, в том числе эффективности правовых норм, уже многократно становилась предметом научных исследований. При этом предметом изучения выступали как понятие эффективности права и его норм, так и вопросы видов эффективности правовых норм, проблемы социальной эффективности [5, с. 35–38]. В постсоветский период появляется целый ряд новых интересных подходов к проблемам эффективности в праве. Так, представляет несомненный интерес разработанная профессором В. В. Лапаевой концепция эффективности законодательства под углом зрения состояния социальной конфликтности.
Список литературы
1. Власенко Н.А. Кризис права: проблемы и подходы к решению. Журнал Российского права. 2013;200(8):43-54. EDN: QZTJJL
2. Ллойд Д. Идея права: монография / пер. с англ. М.А. Юмашевой, Ю.М. Юмашева. М.: Югона; 2004.
3. Никитинский В.И. Эффективность норм трудового права: монография. М.: Юридическая литература; 1971.
4. Нудненко Л.А. Личность в координатах модернизации взаимодействия гражданского общества и правового государства. Государство и право. 2015;(4):13-21. EDN: TQLEOZ
5. Пунченко С.И. О социальной эффективности норм права. Современное право. 2012;(1):39-40. EDN: ORDORJ
6. Тихомиров Ю.А. Управление на основе права: монография. М.: Формула права; 2007. EDN: QLJPDF
7. Тихомиров Ю.А., Нанба С.Б., Цомартова Ф.В. Социальная концепция права: новый подход. Журнал Российского права. 2014;212(8):32-37. EDN: SKHOSR
8. Хабриева Т.Я. Современное правотворчество и задачи юридической науки. Журнал Российского права. 2015;224(8):5-13. EDN: UHLAOH
9. Хайрутдинова Л.Р. Взаимодействие власти и общества или симптом мнимого диалога. Юридическая техника. 2014;(8):479-480. EDN: KROTEP
Выпуск
Другие статьи выпуска
Бурное развитие игорной индустрии, в том числе в онлайн сфере, вызвало необходимость принятия Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Развитие информационных технологий и их активное внедрение в игорную сферу предложили игрокам простоту, удобство, доступность и конфиденциальность, а организаторам - новые просторы для реализации деятельности, граничащие с уголовной противоправностью. Это привело к возникновению ряда теоретических и практических проблем в сфере правового регулирования такого процесса.
Цель данного исследования заключается в изучении современного состояния уголовно-правового противодействия использованию информационно-телекоммуникационных сетей для совершения преступлений в игорной сфере.
Для достижения обозначенной цели определены следующие задачи: определить причины и условия проведения онлайн-казино; сформулировать предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения с целью повышения эффективности противодействия незаконным организации и проведению азартных игр в сети «Интернет».
Выводы настоящего исследования заключаются в том, что существующие сегодня уголовно-правовые меры противодействия незаконному игорному бизнесу в сети «Интернет» недостаточно эффективно обеспечивают охрану отношений в игорной сфере, требуются комплексные системные подходы, включающие наряду с уголовными инструментами воздействия, также административные, гражданско-правовые меры, направленные на борьбу с нелегальным геймблингом.
Целью настоящей статьи является выявление особенностей составов преступлений, входящих в отраслевой институт уголовной ответственности за банкротство, выступающий элементом комплексного межотраслевого института несостоятельности (банкротства), посредством рассмотрения их уголовно-правовой характеристики.
Исходя из поставленной цели, в задачи исследования входит рассмотрение проблем, связанных с комплексным характером института несостоятельности (банкротства) и его неотъемлемым элементом - отраслевым институтом уголовно наказуемого банкротства, нормы которого предусматривают ответственность за преступления, связанные с банкротством.
Целью работы разработка теоретических положений и практических рекомендаций о криминалистическом риске, направленных на повышение эффективности процесса раскрытия и расследования преступлений.
Задачи работы включают в себя исследование термина «криминалистический риск», построение его классификации, анализ условий, влияющих на деятельность следователя (дознавателя) в ситуациях криминалистического риска, разработка предложений, направленных на повышение качества предварительного расследования.
Для достижения поставленной цели и решения задач автор использует такие общенаучные и частно-научные методы, как анализ, синтез, системно-структурный, сравнительный, метод ситуационного моделирования и др.
Результаты: разработана классификация ситуаций криминалистического риска, предложена система рекомендаций, направленных на минимизацию негативных последствий основных видов криминалистического риска.
Выводы: необходимо констатировать, что уровень риска в деятельности следователя зависит от многих факторов.
Современное развитие цифровых технологий происходит революционным путем. С каждым днем множатся их виды, способы и направления правового применения. В этой связи требуют своего развития многие ранее стабильные правовые сферы [2, 15, 17]. Уголовное судопроизводство становится все более «оцифрованным», поскольку применение цифровых технологий обеспечивает эффективное и своеобразное развитие всех его элементов: расширяет электронную коммуникацию в виде применения цифровой связи (видеоконференции и иные технологии удаленного присутствия), при подаче электронных заявлений о преступлении, направлении жалоб в суд посредством сети Интернет, а также получении цифровых доказательств и их исследовании.
Больше всего вопросов в науке уголовного процесса вызывает два аспекта цифровизации - внедрение искусственного интеллекта, его пределы и возможности цифрового доказывания. Сфера искусственного интеллекта особенно остро дискутируется учеными [18]. Причина понятна: технология искусственного интеллекта открывает пока еще непознанные возможности для следователя, суда, иных участников уголовного судопроизводства. Однако, нам представляется, что такого рода дискуссии имеют по большей части виртуальный характер, направлены на накопление информации и пока что большого практического значения не имеют. Хотя мы разделяем стремление ученых-процессуалистов дать такие результаты, которые позволят в будущем практически эффективно и в соответствии с назначением уголовного судопроизводства использовать технологию искусственного интеллекта.
Наше внимание обращено к использованию электронных доказательств, которые имеют самое непосредственное отношение к искусственному интеллекту и тому воздействию, которое оказывается ими на процедуру доказывания. Законодатель предусмотрел ряд положений, направленных на регулирование фактических данных, имеющих цифровой характер. Однако, как представляется, этих мер недостаточно, чтобы использование электронных доказательств стало эффективным. Необходимо чтобы и порядок процессуального обращения с ними приобрел необходимый, в том числе системный, характер.
Отсутствие установленной процедуры собирания, исследования, процессуального закрепления и оценки электронных доказательств создает трудно преодолимые препятствия, а соответственно вызывает нежелание правоприменителя использовать многообещающие информационные ресурсы в своей практической деятельности, что создает негативный фон и в отношении искусственного интеллекта.
Цель исследования - обоснование предложений по совершенствованию процедуры уголовно-процессуального доказывания в досудебном производстве с использованием электронных доказательств и определение перспектив развития искусственного интеллекта в уголовном судопроизводстве.
Задачи исследования - теоретический анализ понятия «электронное доказательство», синтетическое представление понятия доказательства, выявление особых характеристик электронных доказательств, воздействующих на порядок уголовно-процессуального доказывания в досудебном производстве, постановка проблемы в сфере определения возможных путей совершенствования отдельных (наиболее значимых) элементов процесса доказывания в связи с использованием электронных доказательств и моделирование отдельных элементов уголовно-процессуального доказывания при использовании электронных доказательств.
Методы исследования: диалектический, теоретический анализ, синтез, гипотетический, обобщение, моделирование, социологический.
Результаты проведенного исследования - дано теоретическое определение важного для науки уголовного процесса понятия «электронное доказательство», сформулировано авторского предложения по направлениям оптимизации процесса доказывания в досудебном производстве с использованием электронных доказательств.
Цель статьи заключается в определении правового статуса интерактивной мультимедийной презентации как мультимедийного продукта, нематериального актива - объекта авторского права, а также объекта интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Исходя из поставленной цели, задачей исследования является выявление особенностей и специфики интерактивной мультимедийной презентации как результата интеллектуальной деятельности и объекта интеллектуальных прав.
Методологической основой данного исследования являются диалектический метод научного познания, формально-юридический, сравнительно-правовой, а также метод системного анализа, позволяющие выявить особенности и специфику интерактивной мультимедийной презентации как результата интеллектуальной деятельности и объекта интеллектуальных прав.
Выводы: Цифровизация высшего образования повлекла за собой необходимость внедрения в учебный процесс интерактивных мультимедийных презентаций как цифровых образовательных ресурсов - объектов интеллектуальных прав. Интерактивная мультимедийная презентация прямо не указана в п.1 ст. 1259 ГК РФ как объект авторского права, однако, с одной стороны, перечень таких объектов, содержащийся в названной норме, не является исчерпывающим, а с другой стороны, такая презентация представляет собой мультимедийный продукт, упоминаемый в ст. 1240 ГК РФ. Касательно соотношения терминов «интеллектуальные права» и «интеллектуальная собственность», обосновывается вывод о том, что интеллектуальная собственность является объектом интеллектуальных прав.
Целью настоящей статьи является исследование понятия и признаков земельного участка и части земельного участка как объектов земельных и имущественных отношений в законодательстве и юридической доктрине. Для достижения указанной цели в качестве задач представляется необходимым провести анализ легального определения земельного участка, а также доктринальных определений земельного участка и его части, выявить их достоинства и недостатки, предложить собственное авторское определение указанных понятий.
Цель и задачи работы определили методологию настоящего исследования, в основу которой положен ряд методов, в частности: анализа и синтеза, сравнительно-правовой, формально-логический, диалектический метод познания общественных явлений и процессов.
В результате проведенного исследования автором сформулированы собственные определения, а также некоторые рекомендации относительно совершенствования российского земельного законодательства. В частности, предлагается внести следующее легальное определение земельного участка в п. 3 ст. 6 ЗК РФ: земельный участок как объект земельных отношений - это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Вертикальные нижние границы земельного участка устанавливаются в соответствии с законодательством о недропользовании, а вертикальные верхние границы использования воздушного пространства над земельным участком должны быть определены универсальной формулой «до тех пределов, которые необходимы для надлежащего использования земельного участка».
Рекомендуем также включить в п. 3 ст. 6 ЗК РФ легальную дефиницию части земельного участка как сформированной и индивидуализированной технически и юридически в соответствии с требованиями законодательства составляющей целого земельного участка.
Целью статьи является исследование роли правового прогнозирования как метода научного познания для совершенствования действующего процессуального законодательства и своевременности принимаемых мер судебной защиты участников судопроизводства в условиях динамичного развития социально-экономической сферы деятельности государства.
В статье ставятся следующие задачи: 1) выделить особенности прогнозирования в процессуальной области, отметив его специфическую актуальность; 2) рассмотреть теоретические аспекты проблемы, включая уточнение терминологии, определение цели и уровней правового прогнозирования.
Методы: В работе использованы общенаучные и специальные методы исследования, такие как анализ, синтез, обобщение, сравнительно-правовой метод.
Результаты: Автор приходит к выводу о важности правового прогнозирования для совершенствования процессуального законодательства и повышения эффективности судебной защиты в условиях динамичного развития общества. Обоснована необходимость создания специальных аналитических структур в судебной системе. Предложен ситуационный подход к разделению видов правового прогнозирования, основанный на условиях осуществления прогнозирования и наличии исследуемого правового материала. Отмечена возрастающая роль правовых экспериментов.
Выводы: Правовое прогнозирование является необходимым условием успешного развития отечественного судопроизводства в современных условиях. Оно позволяет своевременно выявлять проблемы в процессуальном законодательстве, предотвращать отставание мер судебного реагирования от потребностей общества и находить оптимальные пути совершенствования правового регулирования. Внедрение правового прогнозирования и создание специальных аналитических структур в судебной системе будет способствовать повышению качества правосудия, обеспечению эффективной защиты прав участников судопроизводства и укреплению экономической безопасности государства.
Целью работы выступает освещение некоторых теоретических вопросов, связанных с применением к лицам, совершившим преступления и правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ мер административного предупреждения, анализируются вопросы проведения профилактической работы с лицами, совершившими правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков.
Исходя из поставленной цели, в задачи исследования входит анализ классификации административно-предупредительных мер в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
В настоящее время наблюдается возрастание значения административно-предупредительных мер в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, что обуславливает особое внимание к способам их применения, в особенности для такой категории граждан, как несовершеннолетние.
Принципиальный вывод статьи состоит в том, что административно-предупредительные лишены характера административного наказания и могут применяться и к лицам, не совершавшим правонарушений, хотя и будут ограничивать их права и свободы. Помимо этого, через осуществление специальных административно-предупредительных мер активно реализуется индивидуальная профилактика правонарушений, направленная на воспитание и воздействие на тех, кто нарушил закон или находится под риском такого поведения. Эти меры, благодаря своей целенаправленности и точности, обладают высокой эффективностью.
Целью работы выступает освещение проблемных вопросов административно-правового и административно-процессуального статуса лиц с психическими расстройствами. Практика применения норм административного и административно-процессуального права в отношении психически больных лиц заставляет внести уточнения в теоретическую и практическую оценку их статуса.
Задачи работы включают в себя иллюстрацию правоприменительной практики и выявление теоретических лакун в вопросах административно-правового и административно-процессуального статуса лиц с психическими расстройствами.
Различные типы прав и обязанностей, свойственные субъектам административных и административно-процессуальных правоотношений заставляют говорить о том, что не всегда материально-правовые ограничения влекут за собой административно-процессуальные ограничения для лиц с психическими расстройствами.
Доказывается, что медицинское законодательство в части определения оснований наличия у лица психического расстройства требует корректив.
Целью работы является совершенствование деятельности полиции в предупреждении противоправной деятельности экстремистской направленности среди несовершеннолетних, решение основных проблем осуществления указанной деятельности.
Исходя из поставленной цели, в задачи исследования входит анализ действующего законодательства по предупреждению противоправной деятельности несовершеннолетних экстремистской направленности, научно обоснованные пути решения проблем применения данного законодательства.
Принципиальный вывод статьи состоит в том, что, говоря о предупреждении экстремизма среди несовершеннолетних, изменения должны коснуться, в первую очередь, подразделений, на которые возложено основной объем задач в профилактике правонарушений несовершеннолетних в целом, среди которых следует выделить службу УУП и ПДН, а также ППСП. Все подразделения полиции и внутренней службы, составляющие структуру ОВД, должны действовать согласованно и в тесном оперативном взаимодействии.
Целью работы выступает анализ проблематики административно-правового обеспечения государственного контроля за испытанием фармакологических препаратов.
Исходя из поставленной цели, в задачи исследования входит выявление теоретических и практических проблем в административно-правовом регулировании испытания фармакологических препаратов, а также внесение предложений по совершенствованию механизма государственного контроля в данной сфере. В настоящее время наблюдается возрастание значения административно-предупредительных мер в сфере охраны здоровья населения в целом и контроля за испытанием фармакологических препаратов, в частности. В том числе это обусловлено информацией о целой серии недобросовестных испытаний рядом зарубежных фармацевтических кампаний препаратов в России и на новых территориях, вошедших в состав Российской Федерации.
Принципиальный вывод статьи состоит в том, что существующая система нормативного регулирования государственного контроля за проведением медицинских опытов и экспериментов с участием человека явно несовершенна. Действующая система правового регулирования распространяется лишь на клинические исследования фармакологических препаратов, но не распространяется на иные формы терапии. Клинические испытания лекарственного препарата на пациенте предполагают не только выявление его фармакологических свойств, но и лечение, то есть терапию пациента.
Автором доказывается, что лишь добровольного информированного согласия пациента недостаточно для защиты его конституционного права на защиту при медицинских опытах, предусмотренного частью 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации, в силу экспериментального характера терапии или диагностики.
Целью работы выступает определение сущности и содержания термина «государственная охрана объектов культурного наследия народов РФ».
Исходя из поставленной цели, в задачи исследования входит анализ легального закрепленного термина, его сравнение с иными аналогичными термина, краткая историческая ретроспектива развития данного термина, а также выработка нового термина.
Важность обсуждения вопроса заключается в том, что исследуемый термин является базовым для законодательства об объектах культурного наследия. В связи с этим, верное определение термина - есть начало и основа всей концепции построения данного законодательства в РФ.
Принципиальный вывод статьи состоит в том, что повсеместно используемая в Федеральном законе № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» фраза «отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия» является неверной и подлежит изменению, так как заложенное в законе понятие «государственная охрана» является более общим понятием, включающим остальные. Соответственно стоит задача, скорректировать законодательство не только в части уточнения термина «государственная охрана объектов культурного наследия народов РФ», но системно изменить все связанные с ним статьи, изменить сам подход к данному явлению.
В настоящей статье исследовано соотношение конституционного, административного и финансового аспектов в регулировании публичных страховых правоотношениях, а именно при осуществлении обязательного страхования.
Автором были реализованы задачи по исследованию частно-публичного характера обязательного страхования, по рассмотрению обязательного страхования в системе публичных правоотношений.
В статье задействован комплекс общенаучных и частно-научных методов. Автор прибегает к методам юридического моделирования, юридического прогнозирования, использует формально-юридический метод. Также затронут сравнительно-правовой аспект регулирования публичных страховых отношений в России и в зарубежных государствах.
В статье затрагиваются аспекты публичных страховых правоотношений в рамках осуществления обязательного страхования. Автором сделана попытка определения публичной природы страховых правоотношений.
В работе автор приходит к выводу, что с точки зрения финансово-правового регулирования стоит рассматривать те виды публичного страхования, реализуемые за счет средств публичных денежных фондов, для которых свойственен специальный механизм финансового контроля и надзора, регулируемый бюджетным законодательством. Также автором проанализированы цели обязательного страхования с точки зрения конституционно-правовой охраны. Так, целями обязательного страхования с точки зрения конституционно-правовой охраны является обеспечение защиты третьих лиц, и возмещение вреда.
В статье дан краткий анализ государственной концепции СРН в 1905-1907 гг. в период относительного идейного и организационного единства партии во главе с А. И. Дубровиным через призму традиционных православных духовных и политических ценностей в сравнительном контексте с воззрениями П. Е. Казанского, Л. А. Тихомирова, И. А. Ильина. В своей идейной деятельности партия исходила из известной с 1830-х формулы «Православие, Самодержавие, Народность», которую дополнила пунктом «Единство и неделимость России».
В результате исследования определено, что историко-теоретической основой политико-правового консерватизма радикальных правомонархических партий в лице СРН являлись концепции государственности, основанные на христианском мировоззрении, представляющие отдельное направление в историографии. К нему мы относим труды Л. А. Тихомирова, П. Е. Казанского, И. А. Ильина. Более того, наиболее радикальная часть партии не воспринимала указания данного направления о наличии социальных предпосылок возникновения и функционирования национального государства. Некоторые представители партии воспринимали государство не с чисто формальной юридической точки зрения, а с религиозно-нравственной, другие же обосновывали правовые основы власти Российского императора. Но все они были сторонниками монархической формы правления унитарного государственного устройства и авторитарного режима.
Вывод. СРН популяризировал идеи, заключенные в триаде «Православие, Самодержавие, Народность» с дополнением девиза «Единство и неделимость России» всеми доступными и неправовыми (погромная деятельность, антисемитизм) средствами и резко негативно выступал против либеральных и социалистических концепций государственности рубежа XIX-XX вв.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- КУБГУ
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350040, Краснодарский край, г Краснодар, ул Ставропольская, д 149
- Юр. адрес
- 350040, Краснодарский край, г Краснодар, ул Ставропольская, д 149
- ФИО
- Астапов Михаил Борисович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://kubsu.ru/