В статье на основе метода теоретического анализа и обобщения педагогического опыта выявляются особенности системы образования в Республике Саха (Якутия), рассматривается организация кочевого лагеря как новой формы в концепции малокомплектного и кочевого образования. Проблема сохранения эвенского языка остро проявилась в середине ХХ и начале XXI вв. Ею обусловлена идея организации кочевого лагеря как новой формы обучения родному языку и культуре среди эвенов. До 2000 г. подобных организационных форм в Российской Федерации не было, и настоящий подход можно расценить в качестве инновации в области образования. Первый опыт, поддержанный региональными органами власти, оказался удачным и имел продолжение в форме организации экологического, этноэкологического, трудового и других видов лагерей. Опыт проведения первого кочевого лагеря был проанализирован как учеными, так и организаторами учебного процесса, и в итоге был принят ряд мер, в том числе в области научно-методического обеспечения его деятельности. Положительный опыт работы кочевого лагеря рекомендуется к применению в условиях непрерывного дополнительного образования в регионах, а также для решения проблем сохранения родного языка и культуры.
Идентификаторы и классификаторы
Организация кочевого лагеря как временного детского коллектива создала своеобразный этнопедагогический микросоциум, благодаря чему производился поиск новых возможностей и направлений по сохранению культуры и родного языка. Первый опыт работы показал, что данная форма организации детского коллектива является эффективной в изучении эвенского языка, эта форма стала основой для развития беспрерывного образовательного процесса. Но в то же время первые годы работы летнего кочевого лагеря была выявлена недостаточная подготовленность в организации, отсутствовали методики преподавания, не имелось пособий по обычаям и обрядам локальной группы населения – момских эвенов, фольклоре и топонимии данной местности.
Список литературы
1. Васильева О. В., Охлопков В. Е. Школьное обучение коренных малочисленных народов Севера: между сохранением культуры и качеством образования // Вопросы образования. 2021. №4. С. 285-310. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-4-285-310 EDN: SKRSGQ
Vasilyeva, O. V., Okhlopkov, V. E. (2021). School education for the indigenous small-numbered peoples of the north: between cultural preservation and educational quality. Educational Studies Moscow, 4, 285-310. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-4-285-310 EDN: SKRSGQ
2. Гусман Т. Р. Катастрофические последствия языковой политики Испании на фоне языковой политики России // Интеграция образования. 2023. Том 27. №1. С. 50-63. DOI: 10.15507/1991-9468.110.027.202301.050-063 EDN: XAMEOG
Guzman, T. R. (2023). Catastrophic consequences of spain’s language policy against the background of Russia’s language policy. Integration of Education, 27(1), 50-63. DOI: 10.15507/1991-9468.110.027.202301.050-063 EDN: XAMEOG
3. Жиркова З. С. Кочевая школа - инновационная модель в развитии системы циркумполярного образовательного пространства (на примере сетевого взаимодействия опорной Тополинской СОШ и кочевой школы “Айлик”): монография. Санкт-Петербург: Наукоемкие технологии, 2021. 110 с. EDN: OIMMCP
Zhirkova, Z. S. (2021). Nomadic school is an innovative model in the development of a circumpolar educational space system (using the example of network interaction between the Topolinsky secondary school and the Ailik nomadic school): monography., 110. St. Petersburg: High-tech technologies.
4. Маклашова Е. Г. Этнокультурные факторы и их роль в современной жизни коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (на материалах социологических исследований эвенков Южной Якутии) // Россия и АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион). 2021. №4. С. 42-52. 8804202144252. DOI: 10.24412/1026
Maklashova, E. G. (2021). Ethnocultural factors and their role in the modern life of the indigenous small-numbered peoples of the North of the Republic of Sakha (Yakutia) (based on the materials of sociological research of the Evenks of South Yakutia). Russia and the Asia-Pacific region, 4, 42-52. 8804202144252. DOI: 10.24412/1026
5. Урун С. А. Реализация задач государственной национальной политики Российской Федерации по защите и поддержке родных языков в Институте народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена // Россия в новых измерениях: единство и многообразие. Санкт-Петербург, 2024. С. 201-214. EDN: IJPGOT
Urun, S. A. (2024). Implementation of the tasks of the State national policy of the Russian Federation for the protection and support of native languages at the Institute of the Peoples of the North of the A.I. Herzen Russian State Pedagogical Univers
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена изучению космогонических нарративов народа мари. Цель исследования - выявить эпические особенности сотворения мира в марийском героическом эпосе «Югорно. Песнь о вещем пути» на фоне известных в общемировом контексте эпических произведений. Материалами являются как поэтическое творение А. Я. Спиридонова «Югорно. Песнь о вещем пути», так и полевые материалы автора по многоуровневой системе концептов, отражающих природные, культурные, социальные и виртуальные реальности прошлого, настоящего и будущего в картине мира марийского народа. Работа базируется на герменевтико-феноменологическом подходе к изучению эпических текстов с применением проблемного, историко-компаративистского методов, а также семантического анализа эпического текста. Широко востребованные представления людей о мироустройстве отражаются в народном героическом эпосе как имманентное противоречие между двумя противоположными началами, наличествующими в самой сути бытия (верх-низ, правое-левое, белое-черное). В марийском поэтическом творении «Югорно» эпические особенности сотворения мира выразились не в жестком антагонизме героя и антигероя, а в мирной конкуренции между богами-творцами различных частей Вселенной, понимаемые людьми как добро и зло в силу объективной дуальности мира.
Удмуртский рэп стал попыткой расширить горизонты национальной литературно-музыкальной культуры начала XXI в., в которой в то время доминировал этнофутуризм. Объектом анализа в настоящей работе являются удмуртские рэп-тексты П. Шибанова, Б. Анфиногенова и А. Пикулева, которые выпустили свои альбомы в период 2008-2018 гг. Цель исследования - изучить и выявить национальные особенности удмуртских рэп-текстов. Ведущим методом исследования является описательно-аналитический с использованием приемов сравнительного литературоведения. В результате исследования автор приходит к следующим выводам: П. Шибанов изображает жизнь удмуртских студентов в общежитии. В его творчестве адаптация к современному городу предстает в разных аспектах. Б. Анфиногенов пишет свои тексты в стиле этносаундтрека, перемешивая удмуртский, русский и английский языки. Его герой самодостаточен тем, что является удмуртом и может представить свой народ в глобальном мире. А. Пикулев прокладывает путь из субкультуры рэпа в художественно-литературное начало, образы природы занимают важное место. Удмуртский рэп менее всего нацелен на выражение протестных настроений, для него важнее повышение в молодежной среде статуса родного языка.
Целью данной работы является когнитивно-семиотический анализ системы Continuous английского глагола. В качестве материала для анализа берется внутренняя форма времен системы Continuous. Грамматические формулы рассматриваются как грамматические фразеологизмы, поэтому исследование проводится путем применения к грамматическим формулам системы Continuous методики фразеосемантического моделирования и концептуального анализа. Анализ показывает, что общая когнитивная модель системы Continuous актуализирует дискурсивное тождество актанта-подлежащего и актанта-предикатива, выраженного герундием значимого глагола. Указанная модель выражает семантику замкнутого действия при ограниченной пространственно-временной рамке его развития без жесткой привязки к временным маркерам начала и конца действия. Отдельные времена системы Continuous показывают различное положение наблюдающего субъекта по отношению к времени развития действия, а также модификации базовой когнитивной модели Continuous. Для времен Present Continuous и Past Continuous специфика их дискурсивной синтагматики заключается в различной позиции наблюдающего субъекта. Для Future Continuous характерна модифицированная модель тождества актанта-подлежащего и актанта-предикатива, развивающая дополнительный параметр парадигматической зависимости предикатива высказывания от его субъекта. В работе рассматривается также когнитивная модель конструкции to be going to + инфинитив как частный случай когнитивной модели Continuous.
Взаимодействие мифа и литературы является актуальной литературоведческой проблемой. Мифологические темы, сюжеты, мотивы, образы используются и переосмысливаются в чувашской литературе на всем протяжении ее истории. Основной целью данного исследования является изучение особенностей отражения мифологии в чувашской поэзии. В качестве материалов для исследования послужили наиболее яркие поэтические произведения чувашских авторов, созданные в XX - начале XXI вв., в структуре которых важную роль играют мифологические элементы. Основными являются описательный и системный методы. В статье впервые представлен обзорный анализ чувашской поэзии XX - начала XXI в. с точки зрения заявленной темы. Ее изучение продемонстрировало, что в поэтических произведениях миф отражается более чем заметно. В них выявляются структурные и содержательные элементы мифа, а также признаки мифологического мышления и мифологической картины мира. Проведенное исследование показало, что миф является одним из источников художественного творчества. В перспективе предполагается проанализировать особенности функционирования мифа в прозе и драматургии. Полученные результаты могут быть использованы при изучении проблемы национальной идентичности в чувашской литературе.
Возрастающий интерес к концептам в когнитивной лингвистике подчеркивает актуальность изучения представлений о красоте в разных культурах. Целью статьи является исследование семантических особенностей выражения данного концепта в эрзянском и финском языках на основе сравнительного анализа фразеологизмов и паремий. Понятие красоты является универсальным, а его восприятие и оценка варьируются в зависимости от культурных и социальных факторов, что делает его анализ важным для понимания мировоззрения двух родственных народов. Материалом исследования послужили фразеологические единицы и паремии, полученные в результате применения метода сплошной выборки из специализированных словарей и сборников. Исследование показало, что вербализация красоты в анализируемых языках отражает многогранное отношение к изучаемому понятию. На основе общего семантического признака было выделено четыре группы фразеологизмов и паремий, описывающих внешнюю и внутреннюю красоту, обманчивые свойства красоты, а также критическое отношение к внешности. В ходе исследования также был проведен этимологический анализ базовых лексем. Работа демонстрирует, что представления о красоте в эрзянском и финском языках не только различаются, но и иллюстрируют уникальные культурные ценности народов. Результаты работы могут быть полезны для преподавания финно-угорских языков, а также для этнолингвистических исследований и межкультурной коммуникации.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- Издательский дом Среда
- Регион
- Россия, Чебоксары
- Почтовый адрес
- Гражданская ул., 75
- Юр. адрес
- Гражданская ул., 75
- ФИО
- Яковлев Алексей Валентинович (Руководитель)
- E-mail адрес
- info@phsreda.com
- Контактный телефон
- +7 (835) 2655731