Статья: Категория «дополнительное профессиональное образование» в предметном поле социологического знания (2024)

Читать онлайн

Введение. Научная актуальность темы заключается в том, чтобы обобщить и систематизировать основные подходы к изучению дополнительного профессионального образования. В научном сообществе сложился масштабный по проблематике дискурс. Его теоретическое изучение позволит лучше понять имеющийся предметный спектр и оценить состоятельность тех или иных идей в последующем эмпирическом исследовании. Цель статьи: сделать типологию реализуемым в научном дискурсе по дополнительному профессиональному образованию научным подходам.

Методология. Теоретически модель исследования выстраивается через ресурсный и институциональный подходы. Эти две теории наиболее часто применяются в качестве методологических оснований для изучения ДПО. В данной статье с их помощью осуществляется типология сложившегося научного дискурса.

Результаты и их обсуждение. Ресурсный и институциональный подходы являются основными для построения теоретической модели и анализа эмпирических данных при изучении дополнительного профессионального образования. Исторически первым сложился ресурсный подход. Среди социологов он остается наиболее востребованным и в текущий момент. С применением ресурсного подхода изучались такие аспекты проблематики как преодоление социального неравенства, приобретение наиболее актуальных и затребованных профессиональных компетенций, разрешение диспропорций на рынке образовательных услуг, удовлетворение потребности в обучении на протяжении всей жизни и т. п. Институциональный подход стал применяться сравнительно недавно. Его цель состоит в том, чтобы оценить процессы равновесия в институциональном пространстве ДПО, измерить согласованность социальных целей основных акторов, понять масштабы издержек и измерить эффективность трат на дополнительное профессиональное образование. При помощи институционального подхода ДПО изучается в качестве локальной социальной системы, в которой действуют определенные закономерности и законы. Институциональный подход позволяет строго социологически измерить успешность реализуемых в пространстве дополнительного профессионального образования приписываемых ему социальных функций.

Ключевые фразы: дополнительное образование, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД, ресурсный подход, дпо, социология, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, методологические основы
Автор (ы): Богданова Оксана Владимировна
Журнал: CAUCASIAN SCIENCE BRIDGE

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316.344.34. Согласно обучению и образованию
Для цитирования:
БОГДАНОВА О. В. КАТЕГОРИЯ «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ // CAUCASIAN SCIENCE BRIDGE. 2024. № 4 (26), ТОМ 7
Текстовый фрагмент статьи