Введение. Автоматизация в области работы с персоналом является одним из способов увеличить эффективность как службы по управлению человеческими ресурсами, так и организации в целом. Целью проведения систематического обзора является анализ развития научной мысли в области автоматизации управления персоналом за последние 5 лет (с 2019 по 2024 годы).
Методология и методы. При подготовке обзора учитывались рекомендации PRISMA (2020). В качестве базы данных для анализа использовалась платформа OpenAlex. Поиск осуществлялся по ключевым словам - hr human resources automation, в периметр анализа были включены только научные статьи. В исходную выборку для проведения количественного анализа включены 3727 статьи, при этом учитывались продуктивность авторов статей, использование и взаимосвязь ключевых слов. Для анализа и предоставления результатов использовался пакет bibliometrix для языка программирования R (на основании интерфейса biblioshiny). Для проведения качественного анализа на основании тематического соответствия, содержания и наличия в базе данных Scopus были отобраны 46 работ по 5 основным тематическим направлениям публикаций с наибольшей численностью работ. Доступность отобранных для анализа материалов различается и определяется политикой публикующего журнала/ условиями публикации конкретной статьи.
Результаты. Зафиксирован рост количества публикаций по исследуемой теме, выделены наиболее популярные направления исследований: индустрия 4.0 и цифровая трансформация, аналитика в области управления человеческими ресурсами, подходы в области управления персоналом (использование ключевых показателей эффективности, подбор, развитие персонала). Много внимания в рассмотренных работах уделяется потенциалу использования генеративных языковых моделей (подобных ChatGPT) и влиянию автоматизации производственного процесса на работу по управлению персоналом; подчеркивается важность сохранения фокуса на развитии человеческого капитала компаний. Среди сложностей, с которыми приходится сталкиваться организациям, отмечается нехватка профильных компетенций у сотрудников, финансовые издержки при внедрении новых решений и риски нарушения этических норм.
Обсуждение. Дальнейшего изучения требует развитие практик управления персоналом под влиянием технологических изменений. В качестве ограничений обзора можно указать возможную неполноту базы данных, использовавшейся для обзора статей, а также субъективность суждений автора в части отбора и проведения качественного анализа статей.
Идентификаторы и классификаторы
Степень автоматизации управления персоналом потенциально может определить уровень конкурентоспособности предприятия. Цифровизация процессов в данной области позволяет увеличить эффективность работы функции по управлению человеческими ресурсами сразу по ряду направлений: в области подбора, кадрового делопроизводства, развития персонала и прочего. Рост эффективности в свою очередь напрямую может сказаться на издержках и качестве человеческого капитала организации. При этом организации, не прилагающие усилий для внедрения современных технологий в деятельность организации, рискуют столкнуться не только с упущенной выгодой от более низкой, по сравнению с конкурентами, производительности.
Список литературы
1. Mishra, S., Ewing, M. T. Cooper, H. B. (2022) Artificial intelligence focus and firm performance. Journal of the Academy of Marketing Science, 50 (6), pp. 1176-1197. DOI: 10.1007/s11747-022-00876-5 EDN: UYIKEW
2. Grabowska, S., Saniuk, S., Gajdzik, B. (2022) Industry 5.0: improving humanization and sustainability of Industry 4.0. Scientometrics, 127 (6), pp. 3117-3144. DOI: 10.1007/s11192-022-04370-1 EDN: HBFQRM
3. Proia, S., Carli, R., Cavone, G., Dotoli, M. (2021). Control techniques for safe, ergonomic, and efficient human-robot collaboration in the digital industry: A survey. IEEE Transactions on Automation Science and Engineering, 19 (3), pp. 1798-1819. DOI: 10.1109/TASE.2021.3131011 EDN: XWIVMW
4. Mukhuty, S., Upadhyay, A., Rothwell, H. (2022) Strategic sustainable development of Industry 4.0 through the lens of social responsibility: The role of human resource practices. Business Strategy and the Environment, 31 (5), pp. 2068-2081. DOI: 10.1002/bse.3008 EDN: ZIUMZM
5. Olsson, A.K., Eriksson, K.M., Carlsson, L. (2025) Management toward Industry 5.0: a co-workership approach on digital transformation for future innovative manufacturing. European Journal of Innovation Management, 28 (1), pp. 65-84. DOI: 10.1108/EJIM-09-2023-0833 EDN: EJSINN
6. Li, L. (2022) Reskilling and upskilling the future-ready workforce for industry 4.0 and beyond. Information Systems Frontiers, pp. 1-16. DOI: 10.1007/s10796-022-10308-y EDN: MRHORJ
7. Waschull, S., Bokhorst, J.A.C., Wortmann, J.C., Molleman, E. (2022) The redesign of blue-and white-collar work triggered by digitalization: collar matters.Computers & Industrial Engineering, 165, 107910. DOI: 10.1016/j.cie.2021.107910 EDN: UPFUSY
8. Galanti, T., De Vincenzi, C., Buonomo, I., Benevene, P. (2023) Digital transformation: Inevitable change or sizable opportunity? The strategic role of HR management in industry 4.0. Administrative Sciences, 13 (2), 30. DOI: 10.3390/admsci13020030 EDN: EAXUYT
9. Cimini, Ch., Lagorio, A., Cavalieri, S. (2024) Development and application of a maturity model for Industrial Agile Working.Computers & Industrial Engineering, 188, 109877. DOI: 10.1016/j.cie.2023.109877 EDN: ZYFWDA
10. Macpherson, W., Werner, A., Mey, M. R. (2022) Industry 4.0: Emerging job categories and associated competencies in the automotive industry in South Africa. SA Journal of Human Resource Management, 20, 10. DOI: 10.33215/t02k1p32 EDN: AFLMZF
11. Ngobeni, D. A., Saurombe, M. D., Joseph, R. M. (2022) The influence of the psychological contract on employee engagement in a South African bank. Frontiers in psychology, 13, 958127. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.958127 EDN: SWHGKS
12. Prikshat, V., Malik, A., Budhwar, P. (2023) AI-augmented HRM: Antecedents, assimilation and multilevel consequences. Human Resource Management Review, 33 (1), 100860. DOI: 10.1016/j.hrmr.2021.100860 EDN: FKOJBZ
13. Jacob Fernandes Franca, T., Sao Mamede, H., Pereira Barroso, J.M., Pereira Duarte dos Santos, V.M. (2023) Artificial intelligence applied to potential assessment and talent identification in an organisational context. Heliyon, 9, 4. DOI: 10.1016/j.heliyon.2023.e14694 EDN: KHZHGP
14. Korzynski, P., Mazurek, G., Altmann, A., Ejdys, J., Kazlauskaite, R., Paliszkiewicz, J., Wach, K., Ziemba, E. (2023) Generative artificial intelligence as a new context for management theories: analysis of ChatGPT. Central European Management Journal 31 (1), pp. 3-13. DOI: 10.1108/CEMJ-02-2023-0091 EDN: GHAJOT
15. Rozman, M., Oreski, D., Tominc, P. (2022) Integrating artificial intelligence into a talent management model to increase the work engagement and performance of enterprises. Frontiers in psychology, 13, 1014434. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.1014434 EDN: YPFSRS
16. Tanasescu, L.G., Vines, A., Bologa, A.R., Virgolici, O. (2024) Data Analytics for optimizing and predicting employee performance. Applied Sciences, 14 (8), 3254. DOI: 10.3390/app14083254 EDN: NQALDU
17. Koenig, N., et al. (2023) Improving measurement and prediction in personnel selection through the application of machine learning. Personnel Psychology, 76 (4), pp. 1061-1123. DOI: 10.1111/peps.12608 EDN: RCUGYB
18. Faqihi, A., Miah, Sh. Ja. (2023). Artificial intelligence-driven talent management system: Exploring the risks and options for constructing a theoretical foundation. Journal of Risk and Financial Management, 16 (1), 31. DOI: 10.3390/jrfm16010031 EDN: OEYBTW
19. Singh, A., Pandey, Ja. (2024) Artificial intelligence adoption in extended HR ecosystems: enablers and barriers. An abductive case research. Frontiers in Psychology, 14, 1339782. 10.3389/fpsyg. 2023.1339782. DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1339782 EDN: ZMQIEB
20. Jacob Fernandes Franca, T., Sao Mamede, H., Pereira Barroso, J.M., Pereira Duarte dos Santos, V.M. (2023) Artificial intelligence applied to potential assessment and talent identification in an organisational context. Heliyon, 9 (4). DOI: 10.1016/j.heliyon.2023.e14694 EDN: KHZHGP
21. Chowdhury, S., Dey, P., Rodriguez-Espindola, O., Truong, L., Joel-Edgar, S., Bhattacharya, S., Abadie, A. (2023) Unlocking the value of artificial intelligence in human resource management through AI capability framework. Human resource management review. 33 (1), 100899. DOI: 10.1016/j.hrmr.2022.100899 EDN: ZUAMQA
22. Grabowska, S., Saniuk, S. (2022) Assessment of the competitiveness and effectiveness of an open business model in the industry 4.0 environment. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity, 8 (1), 57. DOI: 10.3390/joitmc8010057 EDN: DQDENM
23. Cernisevs, O., Popova, Ye., Cernisevs, D. (2023) Business KPIs Based on Compliance Risk Estimation. Journal of Tourism and Services, 14 (27), pp. 222-248. DOI: 10.29036/jots.v14i27.636 EDN: WPBCNI
24. Priyashantha, K. G., Chandradasa, A. H. I. (2023) Electronic human resource management (e-HRM) adoption; a systematic literature review. Sri Lanka Journal of Social Sciences, 46 (1). DOI: 10.4038/sljss.v46i1.8573 EDN: EFYNPI
25. Prasad, K., Nag, D., Kalavakolanu, S., Vaidya, R. (2023) The application of human resources information systems for enhancing output in agricultural companies. Journal of Social Economics Research, 10 (4), pp. 179-193. DOI: 10.18488/35.v10i4.3521 EDN: AOZNKN
26. Bhatia, A., Nangia, R. (2023). Impact of human resources information system on human resource strategies with empirical study of banking industry. Journal of Pharmaceutical Negative Results, pp. 1034-1037. DOI: 10.47750/pnr.2023.14.S01.140 EDN: FSCRKZ
27. Boiko, Ju., Vedernikov, M., Zelena, M., Volianska-Savchuk, L., Bazaliyska, N. (2023) Formation of Innovative Model of Personnel Management on the Basis of Digitalization in the COVID-19 Pandemic. Management and Production Engineering Review, 14. DOI: 10.24425/mper.2023.146022 EDN: XZIEZQ
28. Iakovets, A., Balog, M., Zidek, K. (2022) The use of mobile applications for sustainable development of SMEs in the context of Industry 4.0. Applied Sciences, 13 (1), 429. DOI: 10.3390/app13010429 EDN: EXIPYK
29. Strakova, Ja., Talir, M., Vachal, Ja. (2022) Opportunities and threats of digital transformation of business models in SMEs. Economics and Sociology, 15 (3), pp. 159-171. DOI: 10.14254/2071-789X.2022/15-3/9 EDN: TTTLBU
30. Chorna, O., et al. (2023) Anti-Crisis regulation of enterprises through digital management.International Journal of Professional Business Review: Int. J. Prof. Bus. Rev, 8 (5) 90. DOI: 10.55908/sdgs.v11i3.816
31. Mazurchenko, A., Zelenka, M., Marsikova, K. (2022) Demand for employees’ digital skills in the context of banking 4.0. E&M Ekonomie a Management, 25 (2), pp. 41-58. DOI: 10.15240/tul/001/2022-2-003 EDN: HFQEOS
32. Balkova, M., Lizbetinova, L., Lejskova, P. (2022) The values supporting the creativity of employees. Frontiers in Psychology, 12, 805153. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.805153 EDN: RQXLNB
33. Alan, H. (2023) A systematic bibliometric analysis on the current digital human resources management studies and directions for future research. J Chin Hum Resour Manag, 14 (1), pp. 38-59. DOI: 10.47297/wspchrmWSP2040-800502.20231401 EDN: TLATOH
34. Papaevangelou, O., Syndoukas, D., Kalogiannidis, S., Chatzitheodoridis, F. (2023) Efficacy of embedding IT in human resources (HR) practices in education management. Journal of Infrastructure, Policy and Development, 8 (1), 2371. DOI: 10.24294/jipd.v8i1.2371 EDN: ZBOZAO
35. Buitek, E. К., Kaliyeva, S. A., Turginbayeva, A. N., Meldakhanova, M. K., Shaikh, A.A. (2023) How much does an employer’s attractiveness matter to youth employment? Evidence from a developing country. Asia-Pacific Journal of Business Administration. DOI: 10.1108/APJBA-02-2023-0086 EDN: KZDEHC
36. Memon, Kh. R., Ghani, B., Hyder, S. I., Han, H., Zada, M., Ariza-Montes, A., Arrano-Munoz, M. (2022) Management of knowledge and competence through human resource information system-A structured review. Frontiers in Psychology, 13, 944276. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.944276 EDN: MABXZY
37. Amoako, R., Jiang, Yu., Adu-Yeboah, S. S., Frempong, M. F., Tetteh, S. (2023) Factors influencing electronic human resource management implementation in public organisations in an emerging economy: An empirical study. South African Journal of Business Management, 54 (1), 2937. DOI: 10.4102/sajbm.v54i1.2937 EDN: AYLYEH
38. Ceric, A., Parton, K. (2024) What prevents organisations from achieving e-HRM potential? Australasian Journal of Information Systems, 28. DOI: 10.3127/ajis.v28.3877 EDN: KFMTJR
39. Behl, A., Pereira, V., Varma, A., Tarba, Sh. (2022) Exploring the Dark Side of Electronic-human Resource Management.International Journal of Manpower, 43 (1), pp. 1-11. DOI: 10.1108/IJM-04-2022-560 EDN: VKULGM
40. Bukartaite, R., Hooper, D. (2023) Automation, artificial intelligence and future skills needs: an Irish perspective. European Journal of Training and Development, 47 (10), pp. 163-185. DOI: 10.1108/EJTD-03-2023-0045 EDN: AVMSHT
41. Jooss, S., Collings, D.G., McMackin, J., Dickmann, M. (2024) A skills-matching perspective on talent management: Developing strategic agility. Human Resource Management, 63 (1), pp. 141-157. DOI: 10.1002/hrm.22192 EDN: NOLRXF
42. Motshwane, M., van Niekerk, A. (2022) Human capital investment selection criteria: Who is worth the investment? SA Journal of Human Resource Management, 20, 11. DOI: 10.4102/sajhrm.v20i0.2086 EDN: YJJIJJ
43. Donald, W. E., Baruch, Y., Ashleigh, M. J. (2023) Technological transformation and human resource development of early career talent: Insights from accounting, banking, and finance. Human Resource Development Quarterly, 34 (3), pp. 329-348. DOI: 10.1002/hrdq.21491 EDN: TBQIYD
44. Khaowisade, T., Sanrach, R., Silpcharu, T. (2023) The Development of Talent Acquisition Process in Industrial Business Sector to Cope with Digital Technology Change.International Journal of Professional Business Review: Int. J. Prof. Bus. Rev, 8 (4), 44. DOI: 10.26668/businessreview/2023.v8i4.1668 EDN: CZJDJU
45. Saadatmand, M. R., Safaie, N., Dastjerdi, M. (2022) Presenting a structural model of digitalised talent management in a new age: A case study on the mobile telecommunication industry in Iran. SA Journal of Human Resource Management, 20, 10. DOI: 10.33215/t02k1p32 EDN: BAHDQQ
46. Jooss, S., McDonnell, A., Skuza, A. (2023) Middle managers as key talent management stakeholders: Navigating paradoxes. European Management Review. DOI: 10.1111/emre.12587 EDN: PMYEEQ
47. Shava, E., Doorgapersad, S. V. (2021) Talent management: A’recipe’for public service delivery in the fourth industrial revolution.International Journal of Research in Business and Social Science (2147-4478), 10 (8), pp. 138-148. DOI: 10.20525/ijrbs.v10i8.1504 EDN: CULBMQ
48. Herm, L.V., Janiesch, Ch., Helm, A., Imgrund, F., Hofmann, A., Winkelmann, A. (2023) A framework for implementing robotic process automation projects. Information Systems and e-Business Management, 21 (1), pp. 1-35. DOI: 10.1007/s10257-022-00553-8 EDN: YOXIND
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Активное развитие цифровых технологий коммуникации существенно расширяет возможности организации совместной работы коллективов из разных городов, стран и даже континентов. Понятие виртуальной или распределенной команды в современной практике управления сегодня становится обыденностью. Одновременно с «виртуализацией» и «гибридизацией» (сочетание очной и дистанционной работы) совместной работы актуализируется проблема управления сплоченностью таких коллективов и команд. Цель статьи - проанализировать работоспособность и эффективность существующих методов и практик сплочения виртуальной команды в цифровой среде и предложить новый метод формирования и поддержания сплоченности виртуальных команд.
Материалы и методы. Для достижения данной цели проанализированы научные публикации, посвященные вопросам формирования и поддержания сплоченности виртуальных команд, выполнено сравнение существующих цифровых методов и практик сплочения по фреймворку ICE, произведен авторский синтез данного материала и дано описание нового комплексного метода формирования и поддержания сплоченности виртуальных команд.
Результаты. Сформулирована авторская трактовка понятия командной сплоченности, обобщены и классифицированы предпосылки командной сплоченности. Научная новизна: проведено сравнение существующих цифровых методов и практик сплочения по фреймворку ICE, систематизированы негативные групповые эффекты командной сплоченности; разработан комплексный метод формирования и поддержания сплоченности виртуальной команды, включающий в себя такие практики, как кооперативные видеоигры, ведение страницы команды и неформальные видеовстречи, профилактика негативных групповых эффектов и учет рабочего графика команды, осуществляемый с помощью специально разработанного чат-бота.
Обсуждение. В теории и практике формирования и поддержания сплоченности виртуальных команд эффект от применения большинства методов еще не исследован в достаточной степени. Предложенный в работе комплексный подход представляется перспективным направлением развития методов сплочения виртуальных команд.
Введение. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов и возрастающего спроса на качественную образовательную среду особое внимание уделяется механизмам государственно-частного партнерства (ГЧП). Этот инструмент позволяет не только привлекать дополнительные инвестиции в образовательный сектор, но и трансформировать традиционные модели управления. Целью настоящей статьи выступает исследование деятельности и обязанностей сторон в рамках проектов создания и функционирования современных кампусов на принципах государственно-частного партнерства, а также выявление новой модели участия частного партнера в проектах ГЧП. Автор анализирует роль частного партнера в процессе реализации федерального проекта по созданию сети современных кампусов, сопоставляя опыт России и зарубежных стран в сфере ГЧП. В статье также рассматривается модель управления, при которой частный партнер создает продуктово-сервисную модель для реализации широкого спектра услуг на территории кампуса.
Материалы и методы. Исследование основано на применении метода традиционного анализа нормативно-правовых актов, анализа кейсов управления университетской инфраструктурой в России и за рубежом. Проведен анализ применения ГЧП на примере 17 университетских кампусов, участвующих в федеральном проекте «Создание сети современных кампусов», что позволило выявить типологические особенности кампусов по локации, тематике научно-образовательной деятельности и роли частного партнера.
Результаты исследования. Выявлены ключевые особенности распределения функций, рисков и зон ответственности сторон, участвующих в проектах создания современных кампусов. Сформирована новая модель участия частного партнера, включающая расширение его функций в направлениях разработки и предоставлении продуктов и сервисов на территории кампуса в формате создания консорциума профессиональных операторов на этапе структурирования отношений в механизме государственно-частного партнерства.
Обсуждение. Автор предлагает новый подход, в рамках которого частный партнер выступает инициатором создания продуктово-сервисной модели и формирования консорциума операторов, предоставляющих широкий спектр услуг, что способствует не только повышению эффективности эксплуатации кампуса, но и удовлетворению потребностей всех групп пользователей. Перспектива дальнейших исследований лежит в области разработки новых форматов взаимодействия между публичной и частной стороной в процессе управления и определении показателей оценки результативности их совместной деятельности в процессе реализации продуктовой и сервисной моделей.
Введение. Вопрос о том, как компании могут улучшить свои финансовые показатели, одновременно выполняя экологические обязательства и добиваясь долгосрочного стабильного развития, переместился в центр внимания актуальных исследований в сфере устойчивого развития. Цель: на примере китайских компаний выявить взаимосвязь между корпоративной экологической ответственностью и финансовыми показателями, а также обосновать роль корпоративной экологической стратегии как модератора анализируемых взаимосвязей.
Материалы и методы. Кабинетное исследование актуальных публикаций по теме работы, эмпирический анализ данных из баз Wind и CSMAR, анализ ежегодных отчетов китайских листинговых компаний, изучение их отчетов по ESG и корпоративной социальной ответственности. Суть исследовательского подхода заключается в проведении эмпирического анализа данных китайских компаний, котирующихся на бирже, за период с 2013 по 2022 год (5529 наблюдений) с использованием регрессионной модели.
Результаты. Анализ показал, что корпоративная экологическая ответственность оказывает положительное влияние на финансовые показатели компаний. Эффект при этом проявляется с заметной временной задержкой. Кроме того, улучшение финансовых показателей от выполнения экологических обязательств на государственных предприятиях КНР происходит быстрее, чем на частных. По сравнению с центральным и западным регионами Китая, стимулирующее влияние выполнения экологических обязательств на финансовые показатели листинговых компаний в восточном регионе является наиболее значительным. Исследование продемонстрировало, что проактивная экологическая стратегия выступает в роли модератора между рассматриваемыми факторами.
Обсуждение. В исследовании впервые вводится фактор-модератор «корпоративная экологическая стратегия», который расширяет традиционную теоретическую модель взаимосвязей между корпоративной экологической ответственностью и финансовыми показателями и позволяет подойти к ее исследованию более глубоко и в обновлённом ракурсе. Данное исследование имеет важное теоретическое и практическое значение для глубокого понимания взаимосвязи между корпоративной экологической ответственностью и финансовыми показателями. Предполагается, что полученные результаты и выводы будут интересны не только китайским компаниям и правительству - непосредственным объектам исследования, но и российской аудитории журнала, заинтересованной в изучении зарубежного опыта и перспектив его применения в российской экономике.
Введение. Актуальность исследования объясняется обострением необходимости повышения эффективности инженерно-конструкторской деятельности для решения задач ускоренного технологического развития страны. Цель статьи - определение способов минимизации негативных последствий кадрового дефицита в деятельности проектных организаций машиностроительной отрасли.
Материалы и методы. Исследование проводилось в семи проектно-конструкторских организациях с использованием методов включенного наблюдения, письменного и устного опросов экспертов. В роли экспертов выступили опытные инженеры-конструкторы и руководители проектных организаций. Экспертная оценка проводилась с помощью ипсативных опросников; проведено ранжирование характеристик условий деятельности проектных организаций.
Результаты. Фиксируя проблему дефицита конструкторских кадров, авторы выявляют ее негативные последствия для деятельности проектных организаций: руководство вынуждено снижать требования к уровню квалификации сотрудников; интенсивность и многозадачность в работе персонала многократно возрастает. Неизбежным следствием становится увеличение риска ошибок и дополнительных затрат на разработку проектов. Для повышения эффективности деятельности конструкторских бюро и инжиниринговых центров в условиях хронического дефицита инженерных кадров необходимо, по мнению авторов, максимально использовать корпоративный организационно-методический ресурс.
В статье представлена авторская методика трехактного развития проектной организации, позволяющая компенсировать негативное влияние дефицита квалифицированных кадров. Методика включает в себя диагностику узких мест в работе организации командой новаторов и выработку предложений по их минимизации; разработку программ вовлечения новых сотрудников в процесс организационных изменений. Создание корпоративной «базы данных ошибок» и ее использование командой новаторов - наставников, коучеров в обучении нового персонала также позволит повысить эффективность деятельности проектных организаций.
Обсуждение и выводы. Понимая, что решение проблемы нехватки квалифицированных кадров требует целого комплекса долгосрочных мер, авторы предлагают апробированную методику, которая уже в сегодняшних реалиях позволит минимизировать негативные последствия кадрового дефицита в деятельности проектных организаций за счет снижения условий многозадачности и количества конструкторских ошибок. Предложенная авторами методика может быть масштабирована для других организаций инженерного профиля.
Введение. В соответствии с национальными целями развития РФ на период до 2030 г. ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) должна увеличиться до 78 лет, на перспективу - до 81 года к 2036 г. Существенные территориальные, поселенческие, гендерные различия в уровнях смертности и ОПЖ являются серьезными барьерами в достижении декларируемых целей. Регионы Сибирского федерального округа (ФО) на протяжении многих десятилетий имеют более высокие показатели смертности, более низкую ОПЖ по сравнению со среднероссийскими показателями. Это обуславливает научную и практическую значимость исследования. Цель исследования: выявить основные тренды в динамике ОПЖ за 2010-2023 гг., определить взаимосвязь значимых экономических, социально-демографических детерминант и ожидаемой продолжительности жизни, разработать типологию регионов Сибирского ФО по уровню ОПЖ и факторам влияния.
Материалы и методы исследования. Анализ построен на данных Федеральной службы государственной статистики о смертности, ожидаемой продолжительности жизни в регионах Сибирского ФО, в России за 2010-2023 гг., а также на результатах корреляционного, множественного регрессионного анализа о взаимосвязи ОПЖ и факторов влияния.
Результаты. В 2010-2019 гг. сформировался тренд на рост ОПЖ благодаря повышению уровня жизни населения, сокращению душевого объема продаж крепкого алкоголя, снижению смертности от неестественных причин. В 2020-2021 гг. под влиянием коронапандемии ожидаемая продолжительность жизни существенно снизилась. Сокращение было наиболее заметным в сибирских регионах с относительно высоким уровнем экономического развития, с численностью населения в региональных столицах около и более одного миллиона человек. В 2022-2023 гг. наметилась тенденция к восстановлению ОПЖ до показателей 2019 г. В первом полугодии 2024 г. выросла смертность по абсолютному числу умерших и, как следствие, снизилась ОПЖ.
Обсуждение. Выявлены факторы, которые оказывают статистически значимое влияние на ОПЖ. Позитивное влияние оказывает рост душевых доходов населения, негативное влияние - увеличение душевого потребления алкогольных напитков крепостью свыше 25%. Выделены следующие типы регионов по ожидаемой продолжительности жизни: среднепроблемные, проблемные, высокопроблемные. Типология позволяет разрабатывать меры по минимизации факторов риска для ОПЖ с учетом региональной специфики. Дифференцированный подход к реализации семейной, демографической политики на территориях позволит повысить результативность осуществляемых мер.
Введение. Укрепление и развитие связей между территориями разного иерархического уровня, в частности локальными территориями, является важнейшей задачей на пути к достижению стратегических для России целей – сбалансированности экономического пространства и устойчивости социально-экономического развития. Одним из инструментов решения этой задачи является потребительская кооперация. Целью статьи является выявление проблем и обоснование перспектив развития потребительской кооперации как инструмента укрепления связности социально-экономического пространства региона. При этом связность рассматривается с позиции не только наличия, но и качества (интенсивности, устойчивости) связей между системообразующими элементами пространства.
Материалы и методы. Методологической основой исследования выступили положения региональной экономики, касающиеся факторов, методов и инструментов обеспечения связности регионального экономического пространства. В работе использованы методы экспертного опроса (респондентами выступили председатели советов союзов потребительских обществ муниципальных районов и округов Вологодской области), анализа и синтеза, систематизации, а также монографический метод.
Результаты исследования. Выявлены ключевые сферы и направления влияния потребкооперации на развитие и укрепление связности российских территорий. Выделены основные, по мнению кооператоров, факторы, сдерживающие развитие кооперации в России: недостаток трудовых ресурсов; высокий уровень налогообложения кооператоров; депопуляция и миграционный отток сельских жителей в города; критическая изношенность материально-технической базы; недостаточное внимание со стороны органов власти и в целом общества к развитию кооперации. Предложены меры государственной поддержки, которые могут обеспечить активное развитие потребкооперации на основе диверсификации деятельности потребительских обществ, выхода на новые рынки сбыта. Научная новизна исследования заключается в изучении потребительской кооперации через призму проблематики обеспечения связности пространства России.
Обсуждение. Результаты работы могут быть использованы научными сотрудниками при проведении исследований схожей тематики, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления при реализации проектов и совершенствовании политики в области укрепления связности территорий, развития потребительской кооперации, обеспечения социально-экономического и пространственного развития территорий.
Введение. Статья представляет авторский подход к анализу экономических экосистем в контексте цифровой трансформации. Авторы обосновывают необходимость разработки унифицированной типологии экономических экосистем, способствующей лучшему пониманию их структуры и динамики. Использованные источники из международных баз данных обеспечили актуальность темы, позволив выделить ключевых стейкхолдеров, проанализировать роль цифровых технологий и трансформацию ресурсов в условиях цифровизации экосистем предприятий.
Материалы и методы. Исследование основано на теоретических положениях экономического экосистемного подхода и теории стейкхолдеров, а также применении структурного и экономико-компаративного анализа.
Результаты исследования. Новизна работы состоит в исследовании и анализе научных трудов, посвящённых экономическим экосистемам, а также в синтезе различных точек зрения с целью разработки унифицированного подхода к их типологизации. Рассмотрены основные категории и критерии типологизации экосистем; обсуждено влияние цифровизации на экономические процессы внутри экосистем, подчеркнута значимость этого аспекта для современных бизнес-моделей; проведен анализ стадий эволюционного развития бизнес-экосистем, варьирующихся от простых партнерских до многоуровневых платформенных экосистем.
В результате представлена типологизация экосистем первого уровня, включающая бизнес-экосистемы, инновационные экосистемы, экосистемы знаний и предпринимательские экосистемы. На втором уровне бизнес-экосистемы, частным случаем которых являются промышленные предприятия, сгруппированы по критериям: цели экосистем, степень цифровизации, масштаб охвата связей со стейкхолдерами.
Обсуждение. Предложенная классификация учитывает различные аспекты экосистем, включая цели, степень цифровизации, а также масштаб охвата связей со стейкхолдерами. Предложенная типология вносит вклад в формирование научного стандартизированного подхода в части группировки исследований и подходов в изучении экосистемной формы организации предприятий по заданным критериям на типы и расширяет наше понимание концептуальных границ между различными экосистемами.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832