Иудео-христианская полемика была важным элементом средневекового христианского богословия. Расклад, или диспозитив, этого богословия на исходе средних веков составляет предмет данной статьи, сфокусированной на испанском материале XIII-XV вв. В условиях продолжавшейся Реконкисты еврейская средневековая мысль на полуострове пережила свой золотой век, оказав существенное влияние на христианскую теологию и культуру. Традиционный жанр христианской литературы Adversus Judaeos с начала XII в. меняет свой характер: в поле зрения христиан попадает Талмуд, используемый с двоякой целью - доказательства упорствования современных иудеев в своем «грехе», из-за чего доктрина «народа свидетеля» (Августин) утрачивает смысл, а также в качестве исторического свидетельства о Христе. В итоге знаменитых диспутов иудеи получили статус еретиков и вопреки римскому праву могли быть обращены или изгнаны. Период с 1391 по 1492 г., от севильских погромов до завоевания Гранады и эдикта «католических королей», стал временем ограничения, удушения, изгнания еврейской культуры с полуострова и началом нового этапа в истории Испании, превращение которой в новоевропейское национальное государство проходило под знаком средневековой идеологии «христианской державы» с ее телосом спасения душ подданных.
Идентификаторы и классификаторы
Теологический дискурс как речь о божественном являет собой некую эмпирически фиксируемую «фигуру речи», изображаемую в виде сетки многообразных отношений и пересечений конкретных богословских вы сказываний с другими речевыми и так называемыми «неречевыми» практиками.
Список литературы
1. Гершович У. (сост.). Антология еврейской средневековой философии, Москва, Иерусалим: Мосты культуры, 2018.
2. Погоняйло А. Г. Власть дискурса и дискурс власти в раннем Средневековье. Италия и Испания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2022. Т. 38, вып. 2. С. 187-203. EDN: ZKDPCM
3. Спор о Талмуде. Евреи и христиане. Полемика и взаимовлияние культур, Открытый университет Израиля. 2013. Ч. 5, гл. V.
4. Фуко М. Археология знания. СПб.: ИЦ Гуманитарная академия, Университетская книга, 2004.
5. Хаскелевич Б. Диспут Нахманида (РаМБаН), Иерусалим (1-5), 2005.
6. Alba Cecilia, A. y Sainz de la Maza, Carlos N. (2007), Boleten Bibliográfico. Pensamiento, Cábala y polémica religiosa en el judaísmo hispano-hebreo medieval. Aproximación bibliográfica (parte primera), Revista de Ciencias de las Religiones, 12, 279-326.
7. Fidora A. (2012), Ramon Martí in Context: The Influence of the Pugio fidei on Ramon Lull, Arnau de Vilanova and Francesc Eiximenis, Recherches de théologie et philosophie médiévales 79/2 pp. 373-397.
8. González Z. (1886), Historia de la Filosofía, por el P. Zeferino González, de la Orden de Santo Domingo, Cardenal Arzobispo de Toledo, t. 2, Madrid.
9. Hasselhoff Görge K., Fidora Alexander (eds), (2017), Ramon Marti’s “Pugio fidei”. Studies and Texts, Santa Coloma de Queralt: Obrador Edèndum.
10. Laham Cohen R. (2013), Judíos históricos y judíos hermenéuticos en tiempos de Gregorio Magno. Conclusiones de la Tesis Doctoral, in: XIV Jornadas Interescuelas / Departamentos de Historia 2 al 5 de octubre de 2013, Universidad Nacional de Cuyo, Argentina, pp. 2-19.
11. Laham Cohen R. (2014), En torno a las causas y los efectos de la literatura aduersus Iudaeos en la Antiguedad Tardía y el Alto Medioevo, in: Di Benardis, C. et al., Experiencias de la diversidad, UNR Editora, Rosario, pp. 83-92.
12. Lomba J., L. (2004), La filosofía judía en Aragón, Aragón Sefarad, Diputación de Zaragoza, IberCaja, vol. I, pp. 411-438.
13. Monsalvo Antón J. (2013), Ideología y anfibología antijudías en la obra Fortalitium Fidei, de Alonso de Espina. Un apunte metodológico, El historiador y la sociedad: homenaje al profesor José Ma. Mínguez, Pablo de la Cruz Díaz, Fernando Luis Corral, Iсaki Martín Viso (eds.). 1a. ed. Salamanca: Ediciones Universidad de Salamanca, pp. 163-188.
14. Motis-Dolader M.-A. (2019), La expulsión de los judíos de la Corona de Aragón y el fin de la tolerancia confesional a fines de la Edad Media. Poblacions rebutjades, poblacions desplaçades, Lleida, Pagès Editors, pp. 175-207.
15. Pérez Rodríguez O. (2008), Minorías en la España de los Trastámara (II): judíos y conversoseHumanista, v. 10, pp. 353-468.
16. Santoyo J. C. (2009), La traducción medieval en la Península Ibérica, Siglos III-XV, Universidad de León. León.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассматривается общественная позиция Н. А. Бердяева 1940-х гг., когда его патриотизм принял форму открытой симпатии к советскому социализму. Это вызвало резкую критику у русского зарубежья, в большинстве своем настроенным антисоветски. Оценивая современность как кризисное завершение теллургического периода мировой истории, Бердяев считает возможным преодоление кризиса посредством социального переустройства (подобного тому, как оно есть в Советской России), руководствуясь ценностями нового профетического христианства, понимание которого было предложено русской мыслью последней трети XIX - начале ХХ вв. Эти обстоятельства позволяют философу думать о миссианской роли России в движении мира к новой эпохе.
Исследование посвящено философско-математическим воззрениям выдающегося русского ученого Н. В. Бугаева. Цель - выявить особенности структурирования математического знания в его философских воззрениях. Актуальность данного исследования определяется тем, что, к сожалению, философские взгляды Н. В. Бугаева все еще остаются недостаточно изученными. В статьи анализируются основные работы мыслителя про философии математики. Показано, что идеи, представленные в этих трудах, позволяют говорить об отдельном направлении в истории русской философии, основанном на аритмологии и эволюционной монадологии. К основным характеристикам философских воззрений Н. В. Бугаева относятся взаимодополнительность материального и духовного, антиномичность прерывного и непрерывного, внимание к эстетическим и этическим вопросам, обоснование рассмотрения математики в философском контексте. На основе исследования классификации наук и структуры математического знания в философских воззрениях Н. В. Бугаева показано, что в его мировоззрении деление на непрерывный и прерывный анализ относится лишь к анализу функций, вся математика делится на блок, который основывается на непрерывности (математический анализ и геометрия), и блок, основой которого является дискретный анализ (синтез), дискретный блок включает: аритмологию, теорию вероятностей и теорию чисел.
В статье исследуется тематический фрагмент религиозно-философского содержания проекта общего дела Н. Ф. Федорова (1829-1903). Предметом аналитического рассмотрения является одна из опорных категорий философии космизма - «мировая скорбь». Методом содержательного анализа раскрывается нравственная интенция понятия мировой скорби, выявляется его активная функция в контексте задачи действительного решения вопроса «о смерти и жизни человека», онтологического преображения мира. В работе анализируется супраморалистическое понимание Федоровым топологии и сущности потустороннего мира. При этом, в историческом смысле, мировая скорбь в философии космизма принципиально отличается от «Великой скорби», принимаемой в христианской эсхатологии как апокалиптическое состояние мира. Отмечается, что супраморализм означает историческую смену этической парадигмы глобального общества в рамках системы «двух нравственностей» - фарисейской и мытарской. Подчеркивается, что философия общего дела призывает к подлинному просвещению, основанному на конкретном, деятельном знании; выдвигает требование «великого синтеза» науки, искусства и религии.
В статье анализируется понятие «политическая теология». Данное понятие вошло в язык юриспруденции и социально-политических наук благодаря Карлу Шмитту («Политическая теология», 1922). В своих работах немецкий теоретик указывал на генетическую и смысловую связь, существующую между теологическими и политико-правовыми установками. В рамках русской философской мысли интересующее нас понятие использовал еще в XIX столетии Михаил Александрович Бакунин. Один из основоположников анархизма рассматривал политику и теологию в качестве важнейших инструментов порабощения человека. В своих произведениях он требовал тотального ниспровержения государства и религии. Автор представленной статьи уделяет особое внимание двум наиболее развернутым версиям политической теологии в России второй половины XIX - начала XX в. Речь идет о концепциях Льва Александровича Тихомирова и Владимира Сергеевича Соловьёва. В контексте рассматриваемой эпохи данные концепции следует интерпретировать в качестве альтернативных. Они являют собой консервативную и либеральную версии политической теологии. Анализируются специфические черты этих концепций, выявляются основные пункты расхождения между ними. Особое внимание уделяется пониманию обоими мыслителями хилиазма - учения о Тысячелетнем царстве Божием на земле. Данное о учение имело в истории как свои религиозные, так и секулярные версии. Последние получили широкое распространение в духовной ситуации XIX столетия. Автор рассматривает преломление хилиастических установок в учении В. С. Соловьёва, а также радикальную критику хилиазма в философско-исторической и социально-политической концепции Л. А. Тихомирова. Библиогр. 15 назв.
В статье рассмотрены взгляды Н. С. Юлиной на нарративность сознания сквозь призму аналитической философии. Отмечено значительное влияние Юлиной на формирование отечественной традиции аналитического философствования, обозначены ее академический вклад и роль в становлении современных исследователей. Юлина через анализ философии Д. Деннета и его представлений о нарративной самости предлагает критическую интерпретацию заявленных автором позиций. В статье выявляются характерные черты англо-американского философского натурализма, представленные в работах Юлиной: ориентированность на естественные науки, каузальная замкнутость Вселенной, онтологический монизм. Рассмотрена аргументационная база Юлиной по выявлению имплицитной метафизики в натуралистической философии Деннета, подчеркнут процессуальный эволюционистский характер предложенного решения. Показано, что нарративная самость в заявленной онтологии является функциональной частью эволюционной машины. Выявляется практическая польза ракурса рассмотрения онтологических позиций Деннета, предложенного Юлиной, прежде всего для теоретических и методологических оснований психотерапевтической деятельности. Описаны эпистемологические следствия метафизической системы, подчеркивается роль культуры и языка. Обозначается практическое значение выявленной Юлиной позиции Деннета на нарративные практики, в частности, возвращение диалоговой психотерапии легитимности в рамках натуралистической картины мира.
В статье представлен анализ рефлексии и развития концепций и идей аналитической философии на российской сцене с 50-х гг. ХХ в. до настоящего времени. Они характеризуются не только глубоким анализом аналитической философии и современного позитивизма, но положительной оценки отдельных его наработок в сфере теории познания: проблем логики и математики, логических конструкций, «теоретико-познавательной нейтральности» неопозитивистов, теории чувственных данных; предмета философии как логического анализа языка; условий, необходимых для логически совершенного языка; проблем знака, значения и смысла, семантики и «теории описаний». Возможность передачи познавательного содержания науки в формализованных системах основана на гносеологических функциях знаков. Без совершенствования средства мышления - языка, создания новых терминов, новых языковых структур и т. п. - невозможен прогресс человеческого познания.
Статья посвящена феномену силы как одному из начал - началу движения. Основной интерес вызывает сила притяжения. Обнаруживается, что она мыслится в единстве с целевой формой причинности. Анализируются её важнейшие свойства, проблемы её познания и связь с пространством. Рассматривается, как она воспринималась в физике Аристотеля и в новоевропейской физике. Изучаются особенности физического подхода к трактовке сил. Сравниваются особенности представлений о притяжении галилеевского и ньютоновского направлений в физике.
Издательство
- Издательство
- АНО ВО РХГА, РХГА, АКАДЕМИЯ ДОСТОЕВСКОГО
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191023, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, наб Реки Фонтанки, д 15 литера а
- Юр. адрес
- 191023, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, наб Реки Фонтанки, д 15 литера а
- ФИО
- Богатырёв Дмитрий Кириллович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rhga.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 5713075
- Сайт
- https://rhga.ru