Цель данного исследования заключается в анализе использования элементов внутреннего ориентализма для отражения межэтнического взаимодействия и культурных стереотипов внутри Италии на примере кинематографического творчества Лукино Висконти. На основе драматургических элементов фильмов данного режиссёра анализируются взаимоотношения между северными и южными итальянцами, что позволяет исследовать разделение социального пространства Италии через призму культурных стереотипов. Внутри одной страны, в которой северные регионы традиционно ассоциируются с промышленностью, богатством и прогрессом, в то время как южные - с бедностью, отсталостью и традиционностью, отмечаются реперные точки ориенталистской интенции. Показано, что несмотря на отсутствие явных мотивов внутреннего ориентализма, у Висконти они зачастую используются для усиления драматургии.
Идентификаторы и классификаторы
современном мире концепция ориентализма подвергается критике за создание искаженного и упрощенного образа Востока, который способствовал колониальным и империалистическим интересам Запада. Эдвард Саид в своей работе «Ориентализм» (1978) анализирует этот феномен как инструмент доминирования Запада над Востоком через создание стереотипных представлений о нем. Согласно Саиду, стереотипы о Востоке не являются нейтральными или случайными. Они создаются для того, чтобы оправдать колониализм, империализм и вмешательство Запада. Саид подчеркивает, что знание о Востоке через литературу, искусство, академические исследования контролируется Западом. Такая информированность формирует восприятие Востока как подчиненной территории, которую нужно изучать, «цивилизовывать» и управлять ею.
Список литературы
1. Акройд П. Венеция. Прекрасный город. М.: Издательство Ольги Морозовой, 2012. EDN: QKKVQB
2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Кучково поле, 2001.
3. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература,1990. EDN: VQMUNR
4. Вербец Ю. В. Италия после Второй мировой войны: социально-экономические преобразования Христианско-демократической партии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 8-1. С. 101-108. EDN: UDUIZN
5. Висконти Л. Висконти о Висконти. М.: Радуга, 1990.
6. Заварова Н. В. Итальянский город: разрушитель и вдохновитель: к вопросу об экранном образе города в послевоенном итальянском кино // Искусство и культура. 2013. № 3 (11). С. 51-56. EDN: SMXRIV
7. Коломиец В. К. Италия: пример форсированного догоняющего развития пространственной социальной реальности // История и современность. 2020. № 2 (36). С. 29-45. EDN: PRLEYZ
8. Колотаев В. А. Драматургический конфликт как отражение кризисных состояний идентичности в киноискусстве // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2023. № 49. С. 182-196. EDN: VFYYNU
9. Кудайбергенова А. И., Мурзаходжаев К. М. Раненные душой узницы Алжира // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. 2020. № 4. С. 52-62. EDN: WKNOQP
10. Саид Э. В. Ориентализм. Западные концепции востока. СПб.: Русский Мiръ, 2006. EDN: VWMXID
11. Щеглова Л. В. Апокалиптическая эстетика Лукино Висконти (фильм “Смерть в Венеции”) // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ “Грани познания”. 2013. № 6 (26). С. 1-14. EDN: RCCXCN
12. Gramsci A. La questione meridionale. URL: https://www.lulu.com/shop/antonio-gramsci/la-questionemeridionale/paperback/product-1969ryze.html?q (дата обращения: 05.10.2024).
13. Jansson D. R. American National Identity and theProgress of the New South // National Geographic Magazine. Geographical Review. 2003. № 3. P. 350-369.
14. Romano S. F. Storia della questione meridionale. Vol. 1. Palermo: Edizioni Pantea, 1945.
15. Schein L. Gender and Internal Orientalism in China // Modern China. 1997. № 1. P. 69-98.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются особенности трактовки категории «отчуждение» немецко-американским теологом и философом П. Тиллихом и отечественным философом и религиоведом Д. В. Пивоваровым. Анализируется толкование П. Тиллихом библейских образов как своеобразных ответов на экзистенциальные вопросы, а также решение им проблемы соотношений онтологических категории: категорий «отчуждение», «грех», «сущность», «существование». Методологической основой исследования послужили идеи Д. В. Пивоварова о возрождении синтетической парадигмы в философии, предложенная им дефиниция религии как сакрализации связи человека с Абсолютом, а также предложенный П. Тиллихом метод корреляции.
Спустя сто лет после смерти Кафка превратился из писателя в образ, к которому продолжают обращаться интеллектуалы, литераторы и философы. Более того, в обиход вошло слово «кафкианский», отсылающее не к самому Кафке, и даже не к его книгам, а, скорее, к нашему личному страху перед непонятным и абсурдным. Кафкианское - это немыслимые и бредовые ситуации, происходящие наяву. Мы как исследователи и как философы исследуем сущность кафкианского через обращение к текстам, или, скорее, к Тексту - к «Кафкианскому тексту». Задача данной статьи - проанализировать произведения Кафки, их интерпретации, способы прочтения, которые создали кафкианское.
Исследования видеоигр помогают выявить их потенциал как одного из инструментов регуляции современного общества. Несмотря на то что в обществе на данный момент преобладает негативное и пренебрежительное отношение к видеоиграм, они являются одним из популярных повседневных занятий для четверти россиян. Миллионы людей по всему миру играют в видеоигры, что ставит данную практику в один ряд с психотерапией, интегральным нейропрограммированием (ИНП) и иными практиками, формирующими индивидуальное и массовое сознание. Коммуникационный потенциал видеоигр остается недостаточно изученным. В данной статье автор обращается к вопросам репрезентативной функции элементов хоррора в пространстве видеоигр. Опираясь на литературу, статистические данные и иные источники, исследователи Game Studies ведут обсуждение как самого понятия «видеоигра», так и восприятия предлагаемого ею диалога по конкретным социальным проблемам.
В статье рассматриваются представления, выражаемые священными писаниями индуизма, о духовной природе животных и эволюции их сознания в процессе перерождения (реинкарнации), приводится иерархия животных, а также раскрываются положения принципа ненасилия (ахимса) - важной составляющей духовности индуизма. Излагаются представления последователей индуизма о домашних животных, часть из которых наделена статусом священного животное. Анализируется связь между животным и божеством, приводятся истории о животных из священных писаний индуизма, а также излагаются сведения о жертвоприношениях животных.
В тексте исследуется понятие агентности и сопротивления нечеловеческих животных, анализируется работа приютов для животных, рассматриваемых как лаборатории для формирования новых межвидовых взаимодействий. Основное внимание уделяется различиям между приютами-shelter и приютами-sanctuary, а также тому, как нечеловеческие животные могут активно участвовать в создании и трансформации пространства, в котором они живут. Работы Сью Дональдсон и Уилла Кимлики также приводятся для обоснования включения нечеловеческих животных в политическое сообщество и их активного участия в принятии решений о собственной жизни.
В статье представлен философский анализ проблемы смерти животных и их статуса в человеческом обществе. Предпринимается попытка найти вариант возможности признания животных как «смертных» в специфически животном смысле, без претензии на исключительно человеческое право быть смертным. В статье рассматривается концепция «взаимного включения» между человеческим и животным, которая предполагает переопределение фундаментальных понятий «жизнь» и «смерть» в их возможной причастности как человеческому, так и животному. Рассматриваются концепции биополитики, танатополитики и некрополитики, которые предполагают управление жизнью и смертью человека в их возможности включить в себя животное, и утверждается специфический смысл животного, включенного в контекст человеческого, которое в этом смысле получает большую определенность.
С точки зрения лакановского психоанализа абстракция Животного вскрывает конкретную реальность разрыва между Субстанцией и Субъектом, опосредующего человеческую субъективность. Чудовищность, наблюдаемая нами в животных, отражает конститутивную травму, с которой начинается становление человека. Структурообразующая травма тесным образом связана с фундаментальным антагонизмом Реального, а вслед за ним - с половым различием. Вытеснение полового различия из поля рассмотрения дискредитирует попытки эмансипировать сексуальность (в психоаналитическом смысле), блокируя политический потенциал психоанализа. «Невозможный» взгляд, или взгляд с позиции травмы, полового различия, раскола между Субстанцией и Субъектом, - это взгляд Человека на самого себя через оптику Животного, присущего нам самим. Занимаемая психоанализом точка зрения, противоположная всякой нейтральности, делает доступным подлинное эмансипационное действие, мыслимое в качестве невозможного.
Данная статья является предисловием к специальному выпуску журнала «Koinon». В статье предлагаются различные точки зрения на репрезентацию человеко-животной совместности. Через постановку трех вопросов «что это - “вместе”?», «как это - “вместе”?», «с кем это - “вместе”?» высвечиваются сложившиеся на сегодняшний день в философско-гуманитарных науках варианты представления совместного бытия человека и животных. В результате мы имеем три теоретико-методологических стратегии: 1) исходящую из единства людей и животных; 2) исходящую из практик организации совместности, складывающихся между людьми и животными; 3) исходящую из гетерогенной сборки множественных объектов и актантов, взаимоопределениях друг друга.
Исследование сосредоточено на том, как процессы глобализации влияют на культурные, политические и социальные аспекты иранского общества. Рассматриваются модернистский и постмодернистский подходы к глобализации и их значение для сохранения национальной идентичности, включая трансформацию персидского языка как важного инструмента культурного выражения. Применяется культурологический и аналитический подход, включая изучение взаимосвязи между глобализацией и идентичностью. Особое внимание уделяется постмодернистским концепциям и их применению к условиям глобализации в Иране. Глобализация, будучи одновременно вызовом и возможностью, предоставляет Ирану инструменты для укрепления национальной идентичности через сохранение и развитие персидского языка, литературы и искусства. В статье предложены практические рекомендации по адаптации иранского общества к глобальным вызовам с учетом культурных ценностей и традиций. Персидский язык подтвержден как средство поддержания культурной уникальности и выстраивания связей с внешним миром.
В статье рассматривается связь проблематики экзистенциальной философии с опытом велосипедиста. В ходе исследования историко-философское изучение вопроса дополнено критическим анализом феноменологии повседневности и рассмотрением тела человека на велосипеде как сложного агрегата со своим катастрофическим риском. Велосипед способствовал смещению проблематики философии от изучения соотношения потенциального и актуального, или же от позитивистского исследования природных сил, к рассмотрению бытия как ряда проблемных ситуаций. Велосипед по-новому сопрягает обитаемые и необитаемые пространства, что позволяет продуктивно сблизить деконструкцию как учение о ризоматичности пространственного опыта и новые онтологии, указывающие на познаваемость только обитаемых пространств, когда вещи понимаются как обитатели пространств, внутри концепции Хайдеггера.
В статье исследуется такое явление, как Просвет бытия (область эвидентного), раскрывается как сакральное и нуминозное. «Просвет бесконечно открыт и абсолютно закрыт» - это обобщение доказывается при помощи подхода Д. В. Пивоварова, а также с использованием авторского понятия «моментальный снимок». Затрагивается вопрос истины как самоочевидности.
Концепция четвертого номера журнала «Koinon» за 2024 год сложилась в сотрудничестве с кафедрой социальной философии департамента философии Уральского гуманитарного института УрФУ, заявившей тему коллективного исследования «Вместе: люди иживотные».
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru