Цель данной статьи - изучение особенностей трансформации памяти о перестройке в образовательном дискурсе России. На основе контент-анализа учебников и учебной литературы анализируется динамика интерпретативных стратегий о перестройке и о личности М. С. Горбачева в контексте эволюции исторической политики государства и трансформации массового исторического сознания в период 2000-2024 гг. Эволюция исторической политики в 2000-е и 2010-е гг., а также смена акцентов государства как актора исторической политики способствовали возвращению положительных аспектов советского исторического опыта, что все более превращало память о перестройке в отрицательный пример в дискуссиях о необходимости широких модернизационных реформ в России. Проведенный контент-анализ выявил факт постепенной трансформации стратегий интерпретации перестройки в российских учебниках, где на смену критически-нейтральным и фактографическим интерпретациям событий перестройки приходят негативно-критические интерпретации, актуализирующие дискурс переоценки и исторической ответственности. Было выявлено, что данная трансформация происходила на фоне доминирования устойчиво негативной оценки исторических событий 1985-1991 гг. в массовом историческом сознании, где реформы эпохи перестройки выступают не самой желаемой стратегией решения проблем СССР.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 316.422. Реформа. Трансформация. Инновация. Модернизация
316.75. Нормативные и оценочные аспекты культуры. Идеология
323.22. Критическая позиция народа по отношению к государству
371.64. Библиотеки как средства обучения (источники знаний)
929. Биографические и подобные исследования
930.2. Методология истории. Методы изучения, основанные на письменных источниках, записях, надписях
94. Всеобщая история
Образы модернизационных реформ являются одними из наиболее противоречивых образов прошлого как в массовом историческом сознании россиян [От Ельцина до Путина; Беклямишев], так и в представлении политической элиты страны [Малинова 2018a]. В первом случае на восприятие модернизационных реформ накладывается негативный исторический опыт перестройки и в особенности 1990-х гг. Во втором случае заметное влияние оказывают сами практики конструирования дискурса «стабильности» со стороны власти, где модернизационные реформы 80–90-х гг. XX в. оказываются исключительно источником социально-экономических катастроф и исторических поражений России [Малинова 2018a; Реут, Тетеревлева]. Не будет преувеличением заметить, что среди модернизационных реформ в России особо выделяется эпоха перестройки, которая в массовом сознании предстает не только как историческое событие, но и как событие коммуникативной памяти. Также не будет преувеличением отметить, что на наших глазах разворачивается процесс постепенного перехода образов перестройки из коммуникативной в культурную память, где заметную роль играют образовательные институты. Как изменялись образы перестройки в российских учебниках последних двух десятилетий? Как трансформация данных образов соотносится с восприятием перестройки в массовом историческом сознании? Наконец, насколько заметным оказалось влияние исторической политики в России на трансформацию памяти о перестройке в российских учебниках?
Список литературы
1. Беклямишев В. О. “Назад в будущее”: образы модернизационных реформ в коллективной памяти россиян // Управленческое консультирование. 2017. № 2. С. 95-102. EDN: YNFDQD
2. Бубнов А. Ю., Савельева М. А. Анализ смысловой структуры российских медиадискуссий о личности М. С. Горбачева как одного из маркеров памяти о распаде СССР (по материалам онлайн-платформ TELEGRAM и YOUTUBE) // Союз Советских Социалистических Республик как историко-культурный феномен: национально-государственное строительство: докл. 4-й Международ. науч.-практ. конф., посв. 100-летию образования СССР (Россия, Москва, 20 декабря 2022 г.). М.: Московский Политех, 2022. С. 191-196. EDN: RHCUQF
3. ВЦИОМ: Михаил Горбачев: эпитафия. 31.08.2022. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mikhail-gorbachev-ehpitafija (дата обращения: 24.12.2024).
4. Дмитренко В. П., Есаков В. Д., Шестаков В. А. История Отечества, XX век. 11 кл.: пособие для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2002.
5. Долуцкий И. И. Отечественная история, XX век: учеб. для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. М.: Мнемозина, 1996. Ч. 2.
6. Загладин Н. В., Петров Ю. А. История. Конец XIX - начало XXI века: учеб. для 11 класса общеобразоват. учреждений. Базовый уровень. М.: ООО “Русское слово”, 2014.
7. Измозик В. С., Рудник С. Н. История России. 11 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. М.: Вентана-Граф, 2013.
8. Историческая память о перестройке: учителя-современники и глубинное интервью / Е. Р. Забуга, А. Н. Зубова, И. Д. Кравчук, Е. В. Осипов, И. К. Шимин // Ветер перестройки, 2021: сб. материалов Первой Всерос. науч. конф. Редколлегия: А. Д. Матлин (отв. ред.), А. А. Голдовский, Д. К. Дьяченко, Е. В. Полякова, А. О. Смирнова, П. А. Шашонков. СПб.: ООО “Скифия-принт”, 2022. С. 223-227. EDN: SAOMBK
9. История России XX - нач. XXI века: учеб. для 11 класса общеобразоват. учреждений / Н. В. З агладин, С. И. Козленко, С. Т. Минаков, Ю. А. Петров. М.: ООО ТИД “Русское слово - РС”, 2007.
10. История России, 1945-2008 гг. 11 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / под ред А. А. Данилова. М.: Просвещение, 2009.
11. История России, XX - начало XXI века. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / О. В. Волобуев, В. В. Журавлев, А. П. Ненароков, А. Т. Степанищев. М.: Дрофа, 2010.
12. История России, XX век: учеб. кн. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М.: Просвещение, 1995.
13. История России. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: в 3 ч. Ч. 3 / М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков, А. В. Торкунов. М.: Просвещение, 2016. EDN: WCUFTL
14. Как в России отреагировали на смерть Горбачева // РБК. 31.08.2022. URL: https://www.rbc.ru/politics/31/08/2022/630ef6029a79472c6f86cc97 (дата обращения: 24.12.2024).
15. Левада-центр: Непересмотренная перестройка. Пресс-выпуск 23.04.2019. URL: https://www.levada.ru/2019/04/23/neperesmotrennaya-perestrojka/ (признан в РФ иностранным агентом) (дата обращения: 24.12.2024).
16. Левада-центр: Перестройка: больше пользы или вреда?.. Пресс-выпуск 21.04.2005. URL: https://www.levada.ru/2005/04/21/perestrojka-bolshe-polzy-ili-vreda/ (признан в РФ иностранным агентом) (дата обращения: 24.12.2024).
17. Левада-центр: Эпоха Брежнева и перестройка Горбачева. Пресс-выпуск 27.01.2010. URL: https://www.levada.ru/2010/01/27/epoha-brezhneva-i-perestrojka-gorbacheva/ (признан в РФ иностранным агентом) (дата обращения: 24.12.2024).
18. Левандовский А. А. История России, XX - начало XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2013.
19. Малинова О. Ю. Коммеморация столетия революции(й) 1917 года в РФ: сравнительный анализ соперничающих нарративов // Полис. Политические исследования. 2018б. № 2. С. 37-56. DOI: 10.17976/jpps/2018.02.04 EDN: YTZLUL
20. Малинова О. Ю. Обоснование политики 2000-х годов в дискурсе В. В. Путина и формирование мифа о “лихих девяностых” // Политическая наука. 2018а. № 3. С.45-69. EDN: YPENLN
21. Мединский В. Р., Торкунов А. В. История. История России, 1945 год - начало XXI века. 11-й класс: учеб. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2023.
22. Миллер А. И. Историческая политика в России: новый поворот? // Историческая политика в XXI веке / под ред. А. Миллера, М. Липмана. М.: Новое лит. обозрение, 2012. С. 328-368. EDN: RJNTZB
23. Миллер А. И. Политика памяти в России: роль экспертных сообществ // Символическая политика. Политические функции мифов: сб. науч. тр. Вып. 3. М.: ИНИОН РАН, 2015. С. 210-236. EDN: XSPKQH
24. Овчинников А. В. Национализм: кто виноват и что делать (взгляд из Татарстана)? // Власть. 2011. № 7. С. 22-27. EDN: NYJAFX
25. От Ельцина до Путина: три эпохи в историческом сознании россиян. М.: ВЦИОМ, 2007.
26. Путин В. Распад СССР - крупнейшая геополитическая катастрофа века. 2005. URL: https://regnum.ru/news/444083 (дата обращения: 24.12.2024).
27. Реут О. Ч., Тетеревлева Т. П. Репрезентации перестройки в протестном дискурсе российского сегмента Интернета // Символическая политика: сб. науч. тр. / под ред. О. Ю. Малиновой. Вып. 2. Споры о прошлом как проектирование будущего. М.: ИНИОН РАН, 2014. С. 146-163. EDN: ULCLVJ
28. Садовски Я. Перестройка: эскиз к портрету эпохи в социальной памяти россиян // Slavia Orientalis. 2019. № 1. С. 101-121. DOI: 10.24425/slo.2019.126549 EDN: USQMDA
29. Тощенко Ж. Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния // Новая и новейшая история. 2000. № 4. URL: http://vivovoco.ibmhmsk.su/VV/JOURNAL/NEWHIST/HIMEM.HTM (дата обращения: 24.12.2024). EDN: RGEDNB
30. Фом-мем: историческая память о становлении новой России. М.: ФОМ, 2010.
31. Шумкова Н. В., Федякшина К. В. Эпоха перестройки в исторической памяти современной молодежи (на примере молодежи г. Саранска) // Проблемы методологии и методики мониторинга социально-экономического развития регионов Российской Федерации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием, посв. 15-летию ГКУ РМ “НСЦЭМ”. Саранск: Государственное казенное учреждение Республики Мордовия “Научный центр социально-экономического мониторинга”, 2017. С. 213-217. EDN: ZILGXB
Выпуск
Другие статьи выпуска
Для большей части современных казаков идея великодержавности является центральной для их самоидентификации, выстраиваясь в схему: возрождение казачества способствует возрождению России как великой державы, потерявшей этот статус в результате распада СССР. Значительная часть неоказаков с начала 1990-х определяли свою суть через идею служения Отечеству, которое по умолчанию должно быть великим, подразумевая военно-политическую мощь. В то же время часть казачьих националистов отрицательно относились к обязательному привлечению их к госслужбе, выступая только за этнокультурное возрождение с возможным получением автономии и критикуя имперские великодержавные устремления другой части казачества. Однако именно модель государственного патриотизма оказалась наиболее устойчивой, поддержанной властью и доминирующей в публичном дискурсе.
В ходе исследования об издании региональных советских энциклопедий в 1920-1930-х гг. было выявлено, что их судьба осталась незавершенной в результате разгрома краеведческого движения по всей стране в этот период. На основе архивных документов была рассмотрена история подготовки и издания Уральской советской энциклопедии, публикация которой была прекращена после выхода в свет первого тома. Особое внимание было уделено деструктивной роли цензуры в региональном книгоиздании, которая наиболее ярко продемонстрировала несовместимость советской партийной идеологии и изучения конкретной локальной истории. Особое внимание уделяется обстановке в стране с середины 1930-х, ожесточенной борьбе с инакомыслием, поиску врагов народа и цензуре в книгоиздании региона. Этот случай показывает, что советская партийная идеология и научное исследование не всегда могут сосуществовать и что поиск правды может стать сложной задачей в условиях политической репрессии.
В статье исследуются репрезентации поворотных моментов биографии Л. Д. Троцкого в его байопике 1993 года - первом в России игровом кино, посвященном судьбе некогда «врага № 1». С помощью методов киноанализа Г. Корте выделяются нарративные особенности и визуальные образы в фильме. Затем на материале рецензий обобщаются способы декодирования содержащихся в нем смыслов, а на основе интервью создателей фильма определяется их видение киноленты. Для анализа полученных результатов используется понятийный аппарат А. Ассман: формы репрессивного забвения, то есть уничтожения упоминаний о личности или событии, и селективного забвения, естественного для любого общества избирательного памятования о прошлом. Исторические неточности кинонарратива учитываются как производные техники «палимпсеста» - символического переписывания, порождаемого интерпретациями и реинтерпретациями событий прошлого. Темы, не представленные или слабо артикулированные в фильме, рассматриваются как проявления «скрытого молчания» (В. Виницки-Серуси и Ч. Тигер). В заключение отмечается, что выявленные в кинонарративе методы конструирования образов и клише в репрезентации Л. Д. Троцкого частично «нормализуют» его как историческую фигуру и позволяют назвать фильм элементом перехода к селективному забвению.
Мемификация и хештегирование в их функциональном назначении рассматриваются как следствия распространения технологий визуализации коллективной памяти. Теоретические рамки статьи обусловлены научными подходами М. Хальбвакса, Дж. Олика, С. И. Каспэ. Предложен анализ практик отмены коллективной памяти в цифровом пространстве на примере разбора образно-смысловых (интернет-мемов о традиционных религиях) и лингвистически-смысловых компонентов (хештегов о религии) в цифровом пространстве. Сделаны выводы о том, что оцифровка традиционных символов приводит к формированию совокупности новых форм; гибридизация традиционных символов способствует формированию цифровых повествований и созданию «новой» онтологии религии; распространение цифровых интерпретаций связано с порождением дополнительных сред присутствия религиозного смысла, евангеликализмом как социокультурным источником «культуры отмены».
В статье выявляется связь между традицией и остракизмом как механизмом ее поддержания и сохранения. Достаточно стабильное идейно-смысловое, сакрализированное ядро традиции всегда несет в себе потенциальную возможность активизации остракизма как охранительной реакции социальной системы на критику традиции или на попытку ее изменения или ликвидации. На примере кейсов Л. Н. Толстого и А. В. Кураева* анализируются этапы зарождения и эскалации ценностного конфликта, связанного с противопоставлением между личностью и традицией в лице религии и государства. Отмечается ряд особенностей остракизма как социальной практики, что позволит не только сравнивать аналогичные кейсы, но и прогнозировать их возникновение и предлагать технологии управления ими.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru