В статье рассматривается влияние памяти на формирование личностной идентичности в концепции Карла Ясперса. Исследуется, как Ясперс анализирует категории времени, прошлого, настоящего и будущего, а также опыта и свободы выбора в контексте формирования личностной идентичности. Также осмысляются экзистенциальные аспекты памяти, такие как внутренний опыт и непрерывность времени, и то, как они влияют на процесс формирования личностной идентичности. Статья представляет интерес для философов, психологов и всех, кто интересуется пониманием роли памяти в формировании личностной идентичности.
Идентификаторы и классификаторы
Память остается одним из ключевых аспектов, определяющих личностную идентичность. В данной статье мы рассмотрим концепцию Карла Ясперса относительно памяти и ее влияния на формирование личностной идентичности, а также обратим внимание на экзистенциальные аспекты памяти, такие как внутренний опыт и непрерывность времени, проанализировав, как они связаны с процессом формирования идентичности и экзистенции человека. Цель статьи — продемонстрировать, что экзистенциальная философия Карла Ясперса может стать ресурсом для исследования роли памяти в формировании личностной идентичности. Это позволит увидеть, что человеческий опыт является целостным и связанным, а наше существование во времени зависит от пережитого прошлого и настоящего. Обращение к философии Ясперса необходимо, чтобы понять, как мы можем использовать нашу память и опыт для принятия более осознанных и свободных решений в настоящем, основанных на нашем понимании прошлого. Все это имеет важное значение для понимания нашей личности, идентичности и ценностей.
Список литературы
1. Гадамер X. Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.
2. Губин В. Д. Многолинейные концепции истории К. Ясперса // Губин В. Д., Стрелков В. И. Власть истории. Очерки по истории философии истории: курс лекций. М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2007. С. 294-302. EDN: ECOHHJ
3. Губман, Б. Л. К. Ясперс: трансцендентный источник и открытость исторического опыта / Б. Л. Губман // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. - 2021. - № 3(57). - С. 186-202. DOI: 10.26456/vtphilos/2021.3.186 EDN: FOJSZK
4. Демин И. В. Трактовка всемирной истории в философской концепции Карла Ясперса // Система ценностей современного общества. 2016. № 48. С. 7-11. EDN: WMRHMJ
5. Перцев А. В. Молодой Ясперс: рождение экзистенциализма из пены психиатрии. СПб.: Изд-во Рус. христиан. гуманитар. акад., 2012. EDN: RXIPIN
6. Стрекаловская Е. В. Понятие экзистенции у К. Ясперса // Молодой ученый. 2019. № 32 (270). С. 169-172. EDN: CGLAMM
7. Ясперс К. Всемирная история философии. СПб.: Наука, 2000.
8. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1994. URL: http://www.webbl.ru/zip/psyhiatry/common_psychopathology.rar (дата обращения: 01.05.2023).
9. Ясперс К. Разум и экзистенция. М.: Канон+, 2013.
10. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. EDN: SIPDRX
11. Ясперс К. Философия: в 3 кн. Кн. 1: Философское ориентирование в мире; Кн. 2: Просветление экзистенции; Кн. 3: Метафизика / пер. с нем. А. К. Судакова. М.: Канон+РООИ “Реабилитация”, 2012.
12. Ясперс К. Введение в философию / пер. и ред. А. А. Михайлова. Минск: Пропилеи, 2000.
13. Andersen P. E. The Challenge of Memory: Jaspers on the Problem of History // European Journal of Philosophy. 2019. Vol. 27, Iss. 2. P. 315-330.
14. Kragh T. Existential Reflections on History and Memory: A Reading of Karl Jaspers and Hannah Arendt // Existential Analysis. 2020. Vol. 31, Iss. 1. P. 108-122.
15. Roth M. The Significance of History and Memory in the Philosophy of Karl Jaspers // The Journal of Speculative Philosophy. 2017. Vol. 31, Iss. 2. P. 168-179.
16. Tajfel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology. Cambridge, England: Cambridge University Press, 1981.
17. Turner J. C. Social categorization and the self-concept: A social cognitive theory of group behavior // Advances in group processes: Theory and research / ed. E. J. Lawler. Greenwich, 1985. № 2. P. 77-122.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В последнее время появляется все больше книг, посвященных различным аспектам коллективной памяти, и само содержание этих книг позволяет говорить о том, что в отечественной науке не только происходят усвоение и интерпретация уже ставших классическими теоретических концепций, но и ставятся вопросы об их применимости к эмпирическому материалу. В этом смысле монография Т. Ю. Покровской — яркий пример сочетания теоретических и эмпирических аспектов изучения представлений о прошлом.
Предметом рецензирования является монография Д. С. Артамонова и С. В. Тихоновой «Петр I в медиапамяти». Соавторы монографии исходят из гипотезы, что в XXI в. ключевую роль в конструировании исторической памяти начинают играть медиасредства. Данную гипотезу они обосновывают, исследуя образ Петра I, создаваемый современной медиасредой. Первая глава монографии посвящена анализу трансформации исторической и коллективной памяти под влиянием различных медиасредств и цифровизации. Во второй главе исследуется специфика образа Петра I в медиапамяти. Третья глава посвящена изучению роли образа Петра I в политике памяти и мемориальных войнах. К несомненному достоинству монографии следует отнести удачно выбранный теоретический инструментарий, позволяющий на примере образа Петра I исследовать трансформационные процессы, свойственные современной коллективной памяти.
В статье анализируются этнонациональные истории и их роль в качестве важных составных элементов модернизации посттрадиционных, в частности постсоветских, социумов. В ходе исследования установлена прямая связь между содержанием данных нарративов и задачами модернизации. Доказано, что основным актором конструирования этноориентированных рассказов о прошлом является не отдельный автор, а корпорация, находящаяся в сложных внутренних и внешних отношениях соподчинения и перераспределения ресурсов. Был поставлен вопрос о «корпоративной» идентичности, которая для этноцентричного автора важнее ожидаемой идентичности национальной. Выявлены качественные отличия научных и этноориентированных (но позиционируемых как «академические») текстов. Итогом исследования стала попытка разработки методики изучения нарративов этнонациональных историй.
Статья посвящена проблеме специфики культурной памяти различных поколений населения Калининградской области. Основой для статьи стали результаты социологического опроса жителей региона, проводившегося в 2022 г. Выявление особенностей восприятия калининградцами сюжетов отечественной (общегосударственной) и региональной истории позволит сделать вывод о типичности (или нетипичности) исторических представлений молодежи и других возрастных групп. В статье анализируются ответы респондентов на вопросы о значимых исторических событиях, распаде СССР, об отношении к актуальным проблемам прошлого области и т. д. Делается вывод о близости исторических представлений калининградцев к типичным для российского общества в целом, а также о специфике культурной памяти молодежи.
Целью исследования является анализ современной политики памяти в Грузии в начале 2020-х гг. Автор анализирует роль и место либеральных трендов в современной грузинской общественной мысли как фактор развития и трансформации мемориальной культуры и коллективной исторической памяти. Новизна исследования заключается в изучении актуального (современного) этапа в развитии исторической политики грузинского общества в контексте объективного дефицита междисциплинарных исследований, сфокусированных на анализе мемориальных культур постсоветского пространства, выполненных с привлечением оригинальных источников. В статье также показано, что 1) либеральный сегмент современного грузинского общества вносит значительный вклад в развитие и трансформацию мемориальной культуры; 2) спектр мемориальных практик грузинских интеллектуалов варьируется от исторического ревизионизма до попыток формирования либерального мемориального канона; 3) участие интеллектуалов в мемориальной политике содействует параллельному соразвитию различных форм исторической памяти. Предполагается, что роль грузинского гражданского общества, включая его либеральный сегмент, в исторической политике современной Грузии будет возрастать, а интеллектуальное сообщество будет оставаться среди активных участников политики коллективной памяти.
В статье рассматривается проблема определения современных форм идентичности. В качестве условий ее формирования проанализирован потенциал семейной памяти и прошлого в целом. Определены перспективы исторической идентичности как пути формирования современной идентичности. Утверждается, что в ситуации доминирования и оправданности межпоколенческих разрывов семейную память нельзя считать необходимым условием формирования идентичности, претендующей на публичность и универсальность. Утверждается, что историческая идентичность в условиях сохранения и распространения национальной идентичности также не может стать необходимой и универсальной формой современной идентичности. В заключение выдвигается тезис, что предпочтительным путем формирования идентичности следует считать моральную идентичность.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru