Компании малого и среднего бизнеса активно внедряют доступные им инструменты цифровизации в повседневную деятельность, но до сих пор малоизученными являются аспекты влияния фактора электронной коммерции на социальную ответственность бизнеса и эффективность интеграции этих двух стратегий на разных рынках. В то же время возникают новые аспекты реализации социальной ответственности и этики бизнеса в рамках электронной коммерции. Целью данной работы является выявление и сравнительный анализ характера взаимосвязи стратегий социальной ответственности и интернет-технологий, используемых малым и средним бизнесом в странах Западной и Восточной Европы. Основная гипотеза и мотивация представленного исследования заключается в тестировании положительных эффектов от интеграции стратегии цифровизации и социализации в развитии малого и среднего бизнеса в странах с разным уровнем экономического развития. В статье предпринята попытка систематизации основных категорий электронного бизнеса, проанализирована динамика его развития и интеграции в малый и средний бизнес в западных и восточных странах Европы. Предпринята попытка оценить зависимость интеграции интернет-технологий торговли компаниями малого и среднего бизнеса как фактор, влияющий на применение социально-ответственной стратегии. Эмпирическая часть исследования проведена на полученных в ходе проектных интервью данных 750 компаний из России, Польши, Хорватии, Испании, Германии и Великобритании. С помощью пробит-модели обнаружена и интерпретирована взаимосвязь социальной ответственности и электронной коммерции. Результаты исследования обеспечивают эмпирическую основу для дальнейшей систематизации эффектов социальной ответственности в рамках развития электронной коммерции. Эмпирическое исследование, проведенное в шести странах с разным экономическим уровнем развития, доказало положительное влияние использования Сети как канала для продаж на применение социально ответственной стратегии малым и средним бизнесом. Практическая значимость проведенного исследования заключается в развитии подхода к систематизации эффектов социальной ответственности в рамках развития электронной коммерции.
Идентификаторы и классификаторы
На современном этапе развития экономики электронный бизнес набирает все большие обороты. Международные эмпирические исследования иллюстрируют постоянный рост объемов интернет-торговли. Интернет-технологии, несомненно, формируют новое значение для бизнеса на современном этапе развития экономики. Цифровизация бизнеса – это экономический и технологический симбиоз, позволяющий расширять свои рынки присутствия, вести активный диалог со стейкхолдерами и оптимизировать бизнес-процессы. Интернет практически стирает географические, коммуникационные и прочие барьеры, наиболее характерные для традиционных форм ведения бизнеса. Глобальные сети в корне изменили стратегию и тактику ведения бизнеса [2].
Список литературы
1. Воробьев К.Ю. Сущность электронной коммерции в системе международных торговых связей // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 3. C. 106-114. EDN: TOBYTR
2. Воронов В.И., Лазарев В.А., Шульга А.Ю. Электронная коммерция и экономика [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://abc.vvsu.ru/ Books/m_elkom/default.asp (дата обращения: 25.08.2018).
3. Дёмина А.В. Электронный бизнес: учебное пособие. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015. 176 с. EDN: YXHHOO
4. Интернет-торговля в России. Итоги 1 квартала 2016 // Ассоциация компаний Интернет-торговли [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. akit.ru/wp-content/uploads/2016/05/E-commerce_1Q2016-FINAL.pdf (дата обращения: 17.07.2018).
5. Лопаткова Я.А., Беляева Ж.С. Восприятие социальной ответственности малого бизнеса в Свердловской области // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2016. Том 15, № 1. С. 46-61. EDN: VTIKMJ
6. Патов А. Социальная коммерция: 7 видов, о которых следует знать [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rusability.ru/internetmarketing/sotsialnaya-kommertsiya-7vidov-o-kotoryih-sleduet-znat/ (дата обращения: 25.08.2018).
7. Перова А.Е., Носов А.Н. Оценка развития электронной коммерции в международной торговле (на примере США, стран ЕС и России) // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 5 (47). С. 140-144. EDN: VXMJJF
8. Сидорова О.В. Электронный бизнес в современной экономике // Проблемы современной экономики. 2010. № 2. С. 51-54. EDN: MWBFZJ
9. Amit R., Zott Ch. Value creation in e-business // Strategic Management Journal. 2001. Vol. 22. P. 493-520. EDN: DSONNV
10. Balaraman P., Kosalram K. E-Commerce Evaluation and E Business Trends // International Journal of Information Engineering and Electronic Business. 2012. Vol. 5. P. 9-16. EDN: ELTZUI
11. Belyaeva Z. Business Environment Challenges and Trends for Contemporary SMEs in Europe // The Sustainable Marketing Concept in European SMEs / Edited by E. Rudawska. Emerald Publishing Limited, 2018. P. 13-28. EDN: VJTTKW
12. Cortado Fr.-J., Chalmeta R., Collins G.N. Use of social networks as a CSR communication tool // Cogent Business & Management. 2016. Vol. 3, Issue 1. P. 1-18.
13. Dobreva K. Global e-commerce trends and statistics (2017-2018) // AmastyBlog. 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://amasty. com/blog/?p=17899.
14. E-commerce Statistics. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.europa.eu/eurostat/statisticsexplained/index.php/E-commerce_ statistics.
15. Evans D., Swartz D., Martin-Keating B. The Failure of E-Commerce Businesses: A Surprise or Not? // European Business Organization Law Review. 2002. Vol. 3, Issue 1. P. 1-26.
16. Gassman O., Frankenberger K., Csik M. The Business Model Navigator: 55 Models That Will Revolutionise Your Business. Pearson, 2015. 505 р.
17. Gilliam С. How Corporate Social Responsibility (CSR) Can Be a Part of Any Modern eCommerce Business Plan. 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tradegecko. com/blog/how-corporate-social responsibility-csr-can-play-a-role-inany-modern-ecommerce-businesses.
18. Global Consumers are Willing to Put Their Money Where Their Heart is When It Comes to Goods and Services from Companies Committed to Social Responsibility. 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. nielsen.com/us/en/press-room/2014/ global-consumers-are-willing-to-puttheir-money-where-their-heart-is.html.
19. Hayes J., Finnegan P. Assessing of Potential of e-Business Models: Towards a Framework for Assisting Decision-Makers // European Journal of Operations Research. 2005. Vol. 160. P. 365-379.
20. Ibarra L., Partida A., Aguilar D. Electronic Commerce as a Business Strategy: Impact in Consumption Habits in Hermosillo, Sonora’s Inhabitants // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 175. P. 275-282.
21. Krätzig S., Warren-Kretzschmar B. Using Interactive Web Tools in Environmental Planning to Improve Communication about Sustainable Development // Sustainability. 2014. Vol. 6, Issue 1. P. 236-250.
22. Li C.-Y., Ku Y.-C. The power of a thumbs-up: Will e-commerce switch to social commerce? // Information & Management. 2018. Vol. 55, Issue 3. P. 340-357.
23. Lopatkova Y., Belyaeva Zh., Kislyak N., Rudawska E. A choice of socially responsible instruments: SME study in 6 countries // The 10th Annual Euromed Academy of Business (EMAB) Conference Global and National Business Theories and Practice: Bridging the Past with the Future. Euromed Academy of Business, 2017. P. 1948-1951.
24. Maric T., Nikoliс I., Maric R., Dzeletovic M. Social Responsibility in E-Commerce: Reflection on Customer’s Satisfaction and Loyalty in Internet Promotion of Tourist Services // Industrija. 2015. Vol. 43, Issue 2. P. 73-88.
25. Online-to-Offline [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ruww.investopedia.com/terms/o/ onlinetooffline-commerce.asp.
26. Orendorff A. Global Ecommerce: Statistics and International Growth Trends. 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.shopify.com/ enterprise/global-eCommerce-statistics.
27. Rahayu R., Day J. Determinant Factors of E-commerce Adoption by SMEs in Developing Country: Evidence from Indonesia // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 195. P. 142-150.
28. Savrul M., Incekara A., Sener S. The Potential of E-commerce for SMEs in a Globalizing Business Environment // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 150. P. 35-45.
29. Shemi A.P. Factors Affecting E-commerce Adoption in Small and Medium Enterprises: An Interpretive Study of Botswana. Submitted in Partial Fulfilment of the Requirements of the Degree of Doctor of Philosophy. UK: University of Salford Salford Business School, 2012. 303 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В условиях четвертой промышленной революции важным критерием для выбора того или иного подхода в управлении персоналом становится критерий его адаптивности к изменениям, а также наличие потенциала в самом подходе к обеспечению изменений в организации через систему управления персоналом, построенную на его основании. Исследуются тенденции в развитии применения компетентностного подхода на уровне организации. Анализируются два основных подхода к пониманию понятия «компетенции»: американский и европейский. Обосновывается, что европейский подход сосредотачивается на определении стандарта, некого минимума, которого должен достичь сотрудник, а в американском подходе определено, что именно должен делать работник для того, чтобы добиться наивысшей эффективности. Разрабатываются алгоритмы формирования системы управления персоналом на основе модели компетенций должности на примере подсистем: планирование и маркетинг персонала, развитие организационной структуры, управление развитием персонала. Приводятся критерии эффективности системы управления персоналом для целей исследования, методическая основа выбранного подхода. Подтверждается наличие положительной взаимосвязи эффективности системы управления персоналом и способа ее формирования на основе модели компетенций должности и компетентностного подхода как базового. Цель исследования заключалась в расширении применения компетентностного подхода на уровне управления персоналом организации и повышении эффективности системы на этой основе. Гипотеза исследования в том, что применение компетентностного подхода можно распространить на все подсистемы управления персоналом как базового для формирования целостной системы, а системное применение подхода характеризуется наличием взаимосвязи с эффективностью работы системы управления персоналом. Описываются результаты исследования, проведенного путем эксперимента на базе четырех крупных промышленных предприятий.
Проблема низких доходов характерна для российских граждан, в том числе занятых на постоянном месте работы. К числу наименее защищенных категорий работников принадлежат люди с инвалидностью, поскольку для них шанс устроиться на престижные рабочие места снижается как вследствие объективных причин, так и проявлений предубежденности со стороны потенциальных работодателей. Целью данной работы стал анализ факторов, которые определяют уровень дохода работающих инвалидов: общей ситуации на рынке труда региона, а также вероятности проявлений дискриминации данной категории населения. Информационную базу исследования составили данные социологических опросов населения и инвалидов, проживающих на территории Вологодской области, а также данные российских и зарубежных исследований. Сравнительный анализ уровня дохода работающих и неработающих инвалидов, высказанных респондентами самооценок его покупательной способности, продемонстрировал вспомогательную роль трудовой деятельности в поддержании материального благополучия инвалидов. Показано, что у занятых инвалидов выше оценки желаемого уровня дохода по сравнению с неработающими инвалидами и заметно выше самооценки покупательной способности своего дохода. В то же время у этой группы респондентов независимо от первоначального мотива трудоустройства сохраняется желание и дальше увеличивать свой доход. Сформировалась своеобразная «иллюзия благополучия» лиц с ограничениями здоровья, полностью зависящих от социальной поддержки, поскольку объективно различие в средних величинах душевого дохода работающих и неработающих инвалидов составляет лишь 1635 руб. Сравнительный анализ доходов работающих инвалидов и работающего населения продемонстрировал, с одной стороны, низкую стоимость наемного труда в принципе, с другой - косвенные свидетельства существования дискриминации людей с инвалидностью, дополнительно снижающей уровень оплаты их труда. Социальные выплаты остаются единственным гарантированным источником дохода рассматриваемой категории населения. В такой ситуации можно ожидать окончательного закрепления зависимости благосостояния инвалидов от социальных трансфертов и сжатия возможностей получения ими достойного трудового дохода и профессиональной самореализации через трудоустройство.
В статье рассматривается история и современные тенденции налогового администрирования крупных налогоплательщиков в Российской Федерации. Анализируется мировой опыт налогового администрирования, соответствующий особенностям крупных налогоплательщиков. Выделены следующие этапы развития налогового администрирования в развитых странах: выделение специальных подразделений контролирующих крупных налогоплательщиков в налоговых администрациях; структурирование функций контроля по отраслевому признаку; внедрение принципа совместного соблюдения правил. Проанализированы характеристики и условия внедрения в странах ОЭСР концепции совместного соблюдения правил. Рассматриваются результаты налогового администрирования крупных налогоплательщиков в Российской Федерации. Особое внимание уделяется первым результатам внедрения налогового мониторинга. Выделены этапы развития налогового администрирования в развитых странах и Российской Федерации. Сделан вывод о том, что тенденциями в администрировании крупных налогоплательщиков в Российской Федерации являются централизация, внедрение информационных систем и системы соглашений, что в целом соответствует общемировой практике. Выделено основное отличие российской практики налогового администрирования крупных налогоплательщиков, заключающееся в предоставлении им преференций в обмен на доступ к своей информации и управление. Проведенный анализ показателей подтвердил особый налоговый статус крупнейших налогоплательщиков, так как показал отсутствие прямой зависимости между показателями деятельности крупнейших налогоплательщиков и их налоговыми обязательствами. Показано, что субъективные факторы определяют около 20 % вариации налоговых обязательств крупного налогоплательщика. Сделан вывод о том, что внедрение новых форм контроля в виде налогового мониторинга является эффективным способом государственного воздействия на крупнейшие компании способом обеспечения прогнозируемой социальной политики.
Статья посвящена анализу результатов исследования оценки влияния различных видов фискальных инструментов на поведение экономических субъектов в рамках территорий с особым экономическим статусом Дальнего Востока, а также анализу состояния предпринимательского климата в регионе в связи с принятыми фискальными мерами поддержки территорий Дальнего Востока. Цель статьи - оценить привлекательность фискальных инструментов развития бизнеса в рамках территорий с особым экономическим статусом по результатам проведенного опроса резидентов. Базовыми методами исследования являлись статистические методы, а также инструменты корреляционно-регрессионного анализа. Исследование основывалось на результатах опроса, проведенного среди представителей экономических субъектов Приморского края, осуществляющих деятельность в качестве резидентов в рамках территорий с особым экономическим статусом Дальнего Востока. Опрос проводился магистрантами Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета в весеннем семестре 2018 г. в рамках реализации проекта «Влияние особых институциональных режимов на поведение и результативность компаний (на примере Дальнего Востока России)». Автором проведена оценка привлекательности фискальных инструментов развития бизнеса в рамках территорий с особым экономическим статусом по результатам проведенного опроса резидентов с использованием инструментов корреляционно-регрессионного анализа. Анализ показал, что преференции в рамках территорий с особым экономическим статусом Дальнего Востока являются уникальными и полезными инструментами, способствующими развитию бизнеса. При этом все респонденты отмечают значимость отдельных преференций, например пониженных тарифов по страховым взносам: в течение 10 лет их значение для резидентов составляет 7,6 вместо 30 % для нерезидентов. Предлагаемая резидентам ускоренная процедура возмещения НДС и сокращенные сроки проведения проверок контрольно-надзорных органов не являются актуальными преференциями благодаря эффективной автоматизированной системе налогового администрирования НДС в РФ. Предоставление резидентам статуса негативно повлияет на бизнес в случае более пристального внимания к резиденту проверяющих структур не получила подтверждения.
В статье исследуются транспортные реакции населения на введение дополнительных транспортных платежей в процессе использования личного транспорта. Анализируется методические основы лабораторных экспериментов. Совершенствуется методика лабораторного эксперимента применительно к цели исследования. В качестве метода исследования предлагается проведение лабораторного эксперимента - опрос в студенческой аудитории о вариантах потребительского поведения при необходимости оплаты дополнительных транспортных платежей. Приводятся базовые допущения и варьируемые параметры эксперимента. Основным базовым допущением является наличие собственного автомобиля у всех членов эксперимента. Участники эксперимента на первом этапе зарабатывают денежные средства, на втором этапе при заданном числе необходимых поездок делают выбор, как предпочтительнее осуществить эти поездки. Условиями эксперимента устанавливаются расстояние поездки, величина покилометровой платы за проезд по центру города, стоимость парковки, стоимость бензина, стоимость проезда общественным транспортом. По итогам проведения экспериментов оценивается готовность студентов оплачивать дополнительные транспортные платежи либо использовать общественный транспорт. Варьируемым параметром эксперимента является пол студента. Оценивается разная готовность студентов мужского и женского пола использовать личный либо общественный транспорт при введении дополнительных транспортных платежей. Обосновывается положение, что женщины демонстрируют меньшую готовность пользоваться общественным транспортом, в то время как мужчины более склонны к отказу от личного транспорта. Оценивается разная готовность студентов мужского и женского пола к добровольной оплате дополнительных транспортных платежей. Делается вывод, что женщины как водители демонстрируют большую склонность и законопослушность в вопросе оплаты транспортных платежей, в то время как для мужчин необходим более строгий контроль, поскольку они менее склонны к добровольной оплате транспортных платежей. Цель исследования заключается в оценке поведенческих реакций плательщиков транспортных платежей, которая позволяет дифференцировать эти реакции для жителей разных полов урбанизированных территорий.
Целью данного исследования является определение роли информационно-коммуникационных технологий как источника конкурентного преимущества и фактора повышения конкурентоспособности экономик малых стран, в рамках трудов скандинавской школы конкурентоспособности, а также исследование возможностей использования информационных технологий субъектами экономики для достижения конкурентного преимущества. Основным методом исследования является анализ работ ученых скандинавской школы, а также сбор и систематизация практических примеров, приводимых в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Проверяется гипотеза о том, могут ли информационно-коммуникационные технологии служить источником долгосрочного конкурентного преимущества отдельной фирмы. В статье на основе анализа теорий скандинавской школы показано, что информационно-коммуникационные технологии могут являться источником постоянных инноваций, позволяют оптимизировать процессы накопления знаний и улучшения навыков персонала, качественно улучшают взаимодействие по линии «покупатель - поставщик», при этом производство товаров и услуг в сфере информационных технологий обеспечивает значительную прибавку стоимости в цепи производства. Следование малыми странами рекомендациям представителей скандинавской школы конкурентоспособности может частично объяснить, почему множество малых развитых стран смогло занять высокие места в Индексе сетевой готовности. Автором был приведен и проанализирован ряд практических примеров реализации информационно-коммуникационных технологий в качестве конкурентного преимущества частных компаний, учреждений государственного сектора и отдельных специалистов как из развитых, так и развивающихся стран. В заключение отмечается, что выводы теорий скандинавской школы конкурентоспособности могут быть актуальны и в условиях российской экономики. Научная новизна данного исследования заключается в том, что информационные технологии как конкурентное преимущество были рассмотрены с позиций теорий скандинавской школы конкурентоспособности, а также был предложен единый подход для определений конкурентоспособности субъектов экономики в терминах сравнения востребованности («ценности») их продукции (товаров для фирм, услуг для учреждений государственного сектора и навыков для специалистов) конечными потребителями.
Целью настоящего исследования является систематизация и раскрытие сущностей социотехнологических (гибридных) драйверов развития современной цифровой экономики. Показано, что сущность цифровой экономики состоит в применении передовых цифровых технологий и современных социально-экономических моделей поведения для ведения хозяйственной деятельности. Показано, что современные цифровые технологии обеспечивают гармоничное развитие социально-экономической среды. С одной стороны, процессы цифровизации находят широкое применение в области создания современных технологических инноваций, с другой - создают условия для трансформации социально-экономических отношений, являются условием создания социальных инноваций, формируют предпосылки для перехода к цифровому обществу. Таким образом, процессы цифровизации являются неким гибридным драйвером (объединяющим в себе как технологии, так и формируемые на их основе социально-экономические модели поведения) общественного развития. Выделены следующие социотехнические (гибридные) драйверы развития цифровой экономики: большие данные, облачные технологии, цифровые платформы, интернет вещей, концепция умного города, долевая экономика, технология блокчейна. Даны определения указанным гибридным драйверам развития цифровой экономики. Обозначены сущности данных направлений развития, заключающиеся в применении передовых цифровых технологий для наиболее эффективной организации хозяйственной деятельности. Показано, что гибридные драйверы развития цифровой экономики представляют собой вложенные множества, каждое из которых включает в себя другие технологии и модели поведения. Отмечены различные темпы эволюции разных направлений цифровой экономики. Новизна полученных результатов заключается в формировании иерархической системы социотехнологических драйверов развития цифровой экономики. Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в систематизации сущностей драйверов развития цифровой экономики. Практическая значимость исследования заключается в формировании возможных будущих исследований разумного хозяйствования в условиях цифрового общества.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru