Статья посвящена находкам керамических (красно-и сероглиняных гончарных и лепных) светильников на поселении Полянка. Первых немного (8 целых экз.). Большая часть вторых (13 экз.), скорее всего, выполняла функцию курильниц. Почти все гончарные и до половины лепных происходят из помещений и датируются I в. до н. э. Все они находят многочисленные аналогии на различных античных памятниках Боспора и Северного Причерноморья. Гончарные и отчасти лепные светильники-курильницы наряду с некоторыми другими артефактами и археологическими реалиями являются своего рода индикаторами жилого предназначения того или иного помещения.
Идентификаторы и классификаторы
Прежде всего мы имеем в виду классические гончарные, «фабричные» изделия – как привозные, так и местного производства. Количество их в силу ряда причин, по всей видимости, не покрывало спроса, поэтому «в ходу» всегда были, как правило, весьма простенькие и даже грубоватые варианты лепных ламп. Особенно это касалось убогих жилищ рядового населения так называемой дальней боспорской хоры позднеэллинистического и римского периодов. Слово «жилище» мы употребили здесь вовсе не напрасно, но об этом – потом. (Как, а главное, чем «освещались» сопредельные варвары – отдельный «разговор». Ведь не оливковое же масло они жгли, а достаточно тонкостенные античные светильники на другое и не были рассчитаны…). Все, только что сказанное относительно «убогости» быта, включая жилища, в полной мере относится к обитателям одного из поселений Крымского Приазовья, существовавшего на непростом, а порой и драматическом этапе местной истории: в Ι в. до н. э. Да, речь опять пойдет о «Полянке», самом раскопанном сельском поселенческом объекте этого времени не только на Боспоре, но и во всем (говорим это со знанием дела) Северном Причерноморье. И при всей своей непрезентабельности он по-своему «того стоит».
Список литературы
1. Арсеньева, Т.М. 1988: Светильники Танаиса. М.
2. Журавлев, Д.В. 2010: О боспорских светильниках типа “кувшинчика”. ПИФК 1, 264-276. EDN: OCBPLB
3. Журавлев, Д.В., Быковская, Н.В. 2023: Импортные светильники с волютами из собрания Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника. В сб.: А.В. Махлаюк (ред.), Профессор Е.А. Молев и современные проблемы антиковедения. Материалы научной конференции “Историко-археологический симпозиум памяти профессора Евгения Александровича Молева”, Институт международных отношений и мировой истории ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, 22 января 2022 г. Нижний Новгород, 48-78. EDN: ZAMSTW
4. Журавлев, Д.В., Быковская, Н.В., Желтикова, А.Л. 2010: Светильники второй половины III в. до н.э. - IV в. н.э.: импортные эллинистические светильники. Боспорские светильники эллинистического и римского времени (Из собрания Керченского историко-культурного заповедника. Коллекция светильников. Т. II). Киев.
5. Журавлев, Д.В., Ломтадзе, Г.А. 2022: Столовая посуда и светильники из Резиденции Хрисалиска. ДБ 27, 59-100. EDN: QWADQK
6. Масленников, А.А. 2007: Сельские святилища Европейского Боспора. М. EDN: QZSYMT
7. Масленников, А.А. 2019. Сероглиняная керамика с лаковым покрытием из раскопок поселения Полянка в Восточном Крыму. РА 4, 134-143. EDN: SDZCOK
8. Пуздровский, А.Е. 2007: Крымская Скифия II в. до н.э. - III в. н.э. Погребальные памятники. Симферополь.
9. Синика, В.С., Мельникова, В.А., Тельнов, Н.И. 2014: Лепные курильницы из памятников Северного Причерноморья VI-I вв. до н.э. Stratum plus 3, 65-101. EDN: SEHVEF
10. Чистов, Д.С. 2023: Помещения-ойкосы в античной жилой архитектуре Северного Причерноморья. В сб.: Боспорский феномен: quarta pars saeculi. Итоги, проблемы, дискусси. Материалы международной научной конференции. СПб., 100-109.
11. Chrzanovski, L. Zhuravlev, D. 1998: Lamps from Chersonesos in the State Historical Museum - Moscow (Studia Archaeologica 94). Roma.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлены некоторые наблюдения о методических особенностях раскопок некрополя Фанагории. Последний является максимально сложным памятником для раскопок на Азиатском Боспоре. Столичный статус города стал причиной разнообразия погребальных традиций его жителей. Насыщенное погребениями древнее кладбище формировалось на протяжении тысячелетия и имеет грандиозные размеры. Отмечается наилучшая сохранность археологического ландшафта некрополя в регионе. Курганы представляли собой сложные архитектурные сооружения. Большинство каменных гробниц под ними сильно разрушены. Помимо камня, для постройки усыпальниц под курганами использовался сырцовый кирпич, но большинство гробниц вырубались в грунте. Наиболее сложная методика применяется при раскопках грунтовых склепов. Они имеют сложную конструкцию и грандиозные размеры. Дерево редко сохраняется в глубоких погребениях Фанагории, но современные методы полевой работы позволяют реконструировать деревянные конструкции по отпечаткам предметов в грунте. Некрополь Фанагории является эталонным памятником для изучения античных кладбищ на территории Таманского полуострова.
В статье представлены результаты комплексного исследования металлического зеркала с сюжетными изображениями, происходящего из Восточного Закубанья. Плоское зеркало с трапециевидной ручкой относится к типу IV по классификации И. И. Марченко и по внешним признакам датируется концом II - I в. н. э. Зеркала этого типа характерны для материальной культуры меотов Северо-Западного Кавказа. РФА металла показал, что зеркало изготовлено из оловянно-свинцовой бронзы с высоким содержанием олова (>18%) и умеренным содержанием свинца (~5%). Такая технология отражает характерные для региона меото-сарматские металлургические традиции. Выгравированные на зеркале изображения представляют собой композицию из трех сцен: «древо жизни» со стоящими по обеим сторонам копытными животными (центральная сцена), поединок двух всадников (верхняя сцена), охота волка на ланей (нижняя сцена). Стиль изображения и представленные в композиции сюжеты имеют аналогии в памятниках прикладного искусства сарматов и меотов. Выгравированные на зеркале сюжетные сцены отражают религиозные, мифологические или эпические представления древнего населения Северо-Западного Кавказа.
Статья посвящена проблеме определения эмитента так называемой «синдской» монеты. Многие исследователи считают ее чеканкой племени синдов. К ним относится и последняя по времени статья С. А. Коваленко, который в качестве причины выпуска монеты предлагает видеть стремление синдских царей к получению прибыли от ее чеканки. При этом в качестве металла для нее, по его мнению, использовались электровые монеты некоторых малоазийсикх центров (Кизик, Фокея), из которых получали серебро. Эта точка зрения опровергается химическими анализами состава металлов в «синдской» монете. Кроме того, она вступает в противоречие с некоторыми важными фактами. Прежде всего, нужно отметить, что монета чеканилась в Синдике, которая принадлежала греческим городам, которые находились на этой территории. Надпись Теопропида из Нимфея этого определенно подтверждает. Весьма важный момент состоит в том, что среди так называемых«синдских» монет имеется тип (сидящий перед зерном грифон), который имеет прямоеотношение к Фанагории. Уже только один этот факт опровергает мнение о монете, как принадлежащей синдам. К этому следует добавить также то, что монета Синдики имеет совершенно греческих характер. Совокупность разных фактов свидетельствует о том, что в V в. до н. э. на азиатской стороне Боспора Киммерийского существовал союз греческих полисов Синдики. Именно этот союз чеканил монету в момент агрессии Пантикапея против них для финансирования военных действий.
Статья посвящена публикации уникального бронзового кувшин из тайника погребения молодой женщины в раскопанном в 1989 г. кургане у хут. Красный Кут на левом берегу р. Маныч, датирующегося второй половиной II - началом III в. н. э. Кувшин уже неоднократно описывался и рассматривался в 1990-е гг., поэтому в данной статье мы ограничимся основными выводами, а также приведем новые параллели и соображения. Изображения и на ручке, и на тулове кувшина связаны с Троянским циклом, описанием событий, происходивших во время осады Трои, смерти Ахилла и истории жертвоприношения Поликсены Неоптолемом у гробницы своего отца. Если мы принимаем обоснованную здесь датировку рассматриваемого кувшина II в. н. э., а тем более временем Маркоманских войн, то очевидно, что не было большого разрыва между временем изготовления кувшина и его попаданием в погребение, хотя говорить о связи контекста находки с символикой кувшина не приходится - кувшин был спрятан в тайнике погребения молодой сарматки, вероятно, не первой его владелицы, а пути, по которым он попал к кочевникам в окрестностях Танаиса, могли быть различными, в том числе и через Боспор. На фоне других римских бронзовых сосудов из Сарматии рассматриваемый кувшин, безусловно, выделяется. Это была штучная работа высокого качества. Не случайно близкий по форме и технике декора кувшин, предположительно найденный в Тибре, рассматривают как императорский подарок.
Издательство
- Издательство
- ФГБОУ ВО МГТУ имени Г.И. Носова
- Регион
- Россия, Магнитогорск
- Почтовый адрес
- 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, пр-кт Ленина, д.38
- Юр. адрес
- 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, пр-кт Ленина, д.38
- ФИО
- Терентьев Дмитрий Вячеславович (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (351) 2688594
- Сайт
- https://magtu.ru