Золотокварцевое штокверковое месторождение Джеруй имеет сложное внутреннее строение рудных тел с признаками нелинейности. Статья состоит из двух частей, объединённых общим методическим подходом к существующим принципам разведочных работ и геолого-экономическим (промышленным) оценкам кондиций для разработки месторождения. В первой части статьи рассматривается гипотеза, что месторождение приурочено к купольной структуре гранитоидного батолита, которая привела к образованию дугообразных разломов. Это, в свою очередь, привело к образованию зон разуплотнения в массиве вмещающих пород и аномальных зон трещиноватости, заполненных гидротермальными золотокварцевыми флюидами. Во второй части статьи по контрастности минерализации и содержания золота в рудолокализующих структурах выделены аномальные зоны оруденения, которые морфологически связаны с окварцеванием, и концентрационные зоны, в которых содержание золота значительно выше. Также определена закономерность пространственного размещения рудоконтролирующих штокверковых зон. В целом, месторождение можно представить в виде дискретной системы с входящими закономерно развитыми последовательными подсистемами, которые определяются тектонофизическими условиями формирования и напряженного состояния массива пород на синрудном (дорудном) этапе.
Идентификаторы и классификаторы
Блочные модели запасов золотокварцевых руд подземного рудника не полностью отражают нелинейные закономерности распределения золотого оруденения месторождения Джеруй. Предложенные системы очистных работ с обрушением и этажным обрушением приводят к высоким уровням потерь руды и полезного компонента, до 30%. Обобщённый контур окварцевания охватывает объёмы в сотни метров по простиранию, ширине и падению штокверкового рудного тела. Инвариантные концентрационные и морфологические блоки, вмещающие оруденение и безрудные, некондиционные, во многом объединённые в единый рудный контур запасов, не отражают нелинейный характер распределения руды, золота и безрудных пережимов.
Список литературы
1. Павлов А.М., Мальшин Е.А., Филонук В.А. Геометризация промышленных рудных тел и определение показателей качества отработки запасов в условиях закономерно-прерывистого распределения металла на Зун-Холбинском золоторудном месторождении // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2008. № 12. С. 90-105. EDN: JVYNGL
2. Павлов А.М. Фрактальные свойства геологической среды как показатель сложности условий эксплуатации золоторудных месторождений // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2011. № 6. С. 60-66. EDN: ONBONT
3. Филонюк В.А., Дубовская И.А. О некоторых причинах низкой эффективности геолого-методического обеспечения современных поисково-разведочных и эксплуатационных технологий в золотодобывающей отрасли // Известия Сибирского отделения РАЕН. Геология, поиски и разведка рудных месторождений. 2016. № 3. С. 29-43. EDN: WTQBRT
4. Филонюк В.А. Результаты фундаментальных исследований по проблеме минимизации фактора риска при освоении золоторудных месторождений. // Сборник научных трудов Иргирмет. Иркутск: Иргирмет, 1998. С. 34-50.
5. Никоноров В.В. Рудные месторождения Кыргызстана. Бишкек: Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики, 2009. 482 c.
6. Сатыбалдиев Л.И., Рябко И.И., Ярушевский Г.А. и др. Отчёт по детальной разведке глубоких горизонтов золоторудного месторождения Джеруй с подсчётом запасов по состоянию на 1 августа 1984 г: Отчёт по НИР / Фонды министерства природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики, 1984.
7. Сорокин В.Н., Ломакин Г.В. и др. Изучение закономерностей размещения золотого оруденения Джеруйского рудного узла и разработка поисково-оценочных критериев для выявления новых золоторудных объектов: Отчёт по НИР / Фонды министерства природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики, 1982.
8. Nikishin A.M., Brunet M.F., Cloetingh S.A.P.L., Ershov A.V. Northern Peri-Tethyan Cenozoic intraplate deformations: influence of the Tethyan collision belt on the Eurasian continent from Paris to Tian-Shan // Comptes rendus de l’Académie des Sciences. Série II, Sciences de la terre et des planetes = Earth and planetary sciences. 1997. Vol. 324. pp. 49-57.
9. Копп М.Л. Структуры латерального выжимания в Альпийско-Гималайском коллизионном поясе: Труды геологического института. Выпуск 506. М.: Научный мир, 1997. 306 c.
10. Копп М.Л. Дугообразные структуры растяжения в региональных и глобальных тектонических обстановках: Опыт кинематического анализа // Труды геологического института. 2017. № 616. С. 1-96. EDN: XRDSBV
11. Копп М.Л. Кинематически ассиметричное горизонтальное растяжение и его влияние на региональные и глобальные структурные рисунки // Пятая тектонофизическая конференция в ИФЗ РАН. М.: Институт физики Земли РАН, 05-09 октября 2020 года. С. 101-107.
12. Huston D. L., Mernagh T. P., Hagemann S. G., Doublier M. P., Fiorentini M., Champion D. C., Lynton Jaques A., Czarnota K., Cayley R., Skirrow R., Bastrakov E. Tectono-Metallogenic Systems - The Place of Mineral Systems within Tectonic Evolution, with an Emphasis on Australian Examples // Ore Geology Reviews. 2016. Vol. 76. pp. 168-210. https://www.. DOI: 10.1016/j.oregeorev.2015.09.005 EDN: WQFKAL
13. Петров В.А., Леспинас М., Хаммер Й. Тектонодинамика флюидопроводящих структур и миграция радионуклидов в массивах кристаллических пород // Геология рудных месторождений. 2. Т. 50. С. 99-126.
14. Pirajno F. Hydrothermal Processes and Mineral Systems. Dordrecht: Springer Netherlands, 2009. 1250 p. https://www.10.1007/978-1-4020-8613-7. DOI: 10.1007/978-1-4020-8613-7.ISBN978-1-4020-8612-0 ISBN: 978-1-4020-8612-0 EDN: SQMGEN
15. Pirajno F. A Classification of Mineral Systems, Overviews of Plate Tectonic Margins and Examples of Ore Deposits Associated with Convergent Margins // Gondwana Research. 2016. Vol. 33. pp. 44-62. https://www.. DOI: 10.1016/j.gr.2015.08.013 EDN: WQKRQX
16. Wyborn L.A.I., Heinrich C.A., Jaques A.L. Australian Proterozoic Mineral Systems: Essential Ingredients and Mappable Criteria // 1994 AuslMM Annual Conference. Darwin, August 1994. pp. 109-115.
17. Пэк А.А., Мальковский В.И., Петров В. А. О формировании уникально богатых руд урановых месторождений несогласия бассейна Атабаска (Канада): гипотеза многоэтапного телескопированного отложения руд // Геология рудных месторождений. 2022. Т. 64. № 1. С. 73-92. https://www.. DOI: 10.31857/S001677702201004X EDN: JUTKLU
18. Злобина Т.М., Петров В.А., Прокофьев В.Ю., Абрамов С.С., Котов А.А., Вольфсон А.А., Лексин А.Б. Сейсмогенная природа флюидодинамических структурных парагенезов Уряхского золоторудного поля (Северо-Восточное Забайкалье) // Геология рудных месторождений. 2020. Т. 62. № 4. С. 291-320. https://www.. DOI: 10.31857/S0016777020040061 EDN: CUKCDD
19. Cox S. F. Coupling between Deformation, Fluid Pressures, and Fluid Flow in Ore-Producing Hydrothermal Systems at Depth in the Crust. // One Hundredth Anniversary Volume /j. W. Hedenquist [et al.]. Society of Economic Geologists, 2005. https://www.. DOI: 10.5382/AV100.04
20. Huang Z., Dai X., Dong L. Buckling Failures of Reserved Thin Pillars Under the Combined Action of In-Plane and Lateral Hydrostatic Compressive Forces // Computers and Geotechnics. 2017. Vol. 87. pp. 128-138. https://www.. DOI: 10.1016/j.compgeo.2017.02.013
21. Нарсеев В.А., Левин Г.Б., Лось В.Л. Распределение содержаний полезного компонента, уровни минерализации и рудные столбы. // Проблемы образования рудных столбов. Новосибирск: Издательство “Наука”. Сибирское отделение, 1972. С. 34-38.
22. Нарсеев В.А. Промышленная геология золота. М.: Научный мир, 1996. 243 c.
23. Старостин В.И., Дергачев А.Л., Семинский Ж.В. Структуры рудных полей и месторождений: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 2002. 352 c. EDN: WBIQTD
24. Sibson R., Scott J. Stress/Fault Controls on the Containment and Release of Overpressured Fluids: Examples from Gold-Quartz Vein Systems in Juneau, Alaska; Victoria, Australia and Otago, New Zealand // Ore Geology Reviews. 1998. Vol. 13. 1-5. pp. 293-306. https://www.. DOI: 10.1016/S0169-1368(97)00023-1 EDN: AXOTFN
25. Кочарян Г.Г. Геомеханика разломов. М.: ГЕОС, 2016. 424 c. EDN: YVWLRV
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассмотрены условия безопасного и эффективного функционирования подъёмного комплекса на месторождениях, разработка которых ведётся подземным способом. Представлена актуальность использования проводников как на отечественных горнодобывающих предприятиях, так и на зарубежных подземных рудниках. Описаны основные элементы армировки шахтных стволов для обеспечения надёжности работы шахтного подъёма. Представлены способы определения пространственного положения проводников, а также условия использования автоматических профилировочных станций. Выделены достоинства и недостатки станций. Выявлен наиболее предпочтительный способ профилировки шахтных проводников исходя из их показателей производительности, длительности выполнения «полевых» и камерных работ. Описана процедура измерений и обработки данных для проверки пространственного положения проводников. Сформулированы требования к станции профилирования шахтных стволов.
Актуальность исследования обусловлена сложностью принятия оперативных и стратегических управленческих решений на горнодобывающих предприятиях. Сложность обусловлена наличием множества противоречивых целей и задач, большим количеством факторов, оказывающих влияние на функционирование предприятия, разнообразием критериев оценки вариантов решений. Для принятия решения в таких условиях всё чаще используются методы многокритериального анализа, популярность которых значительно возросла в последние десятилетия. Однако в русскоязычной научной литературе отсутствуют систематические литературные обзоры использования методов многокритериального анализа в горной отрасли. Целью исследования является определение перспектив применения многокритериальных моделей и методов принятия решений - Multi-Criteria Decision-Making (MCDM) в горнодобывающей отрасли на основе обзора современной научной литературы. Выполнен анализ 123 исследовательских и 8 обзорных научных статей, посвящённых использованию многокритериальных методов принятия решений в горной отрасли. Выявлены недостатки существующих обзоров, установлены особенности применения MCDM. Предложена универсальная система параметров (атрибутов в терминах MCDM) многокритериальных моделей в горном деле, которая включает 31 атрибут, сгруппированных в восемь кластеров. Особенностью предлагаемой системы является возможность выполнения комплексного анализа горнодобывающего предприятия и его подсистем (горнотехнической системы, системы вскрытия, системы разработки, системы управления) с учётом особенностей реализации различных многокритериальных методов и моделей. Такое решение позволяет повысить качество выполнения многокритериального анализа и, как следствие, обоснованность принимаемых управленческих решений, учитывающих сложные взаимосвязи технологических процессов, параметров вскрытия, систем разработки. Результаты исследований могут быть использованы специалистами горнодобывающих предприятий, проектных и научно-исследовательских организаций для принятия решений с использованием многокритериальных методов и моделей.
Актуальность совершенствования проектирования карьерных автомобильных дорог вызвана не только высокой стоимостью и материалоёмкостью их строительства (ширина дорог доходит до 35-40 м, а толщина конструкций - до 3.5- 4.0 м), которые могут составлять 25-30% от общей стоимости добычи полезных ископаемых, но и значительными затратами в случае дорожно-транспортных происшествий. Институтом «Промтрансниипроект» в период с 1970 по 2015 годы были проведены экспериментальные и теоретические исследования по определению основных компонентов тензора напряженно-деформированного состояния в различных климатических условиях бывшего СССР. В статье приведена классификация автомобильных дорог на открытых горных разработках, принятая в России: ширина дорог, рекомендуемый расчётный самосвал, нагрузочные характеристики различных самосвалов и коэффициенты их приведения к расчётному самосвалу. Изложены принципы расчёта дорожных конструкций. В результате проведённых исследований разработана методика расчёта дорожных конструкций, которая позволила сократить капитальные затраты на строительство автомобильных дорог на 15-20%. Предлагаемая методика может быть использована при проектировании внутриплощадочных и межплощадочных автомобильных дорог на открытых горных разработках. Для ускорения процесса проектирования необходимо разработать программу для ЭВМ.
Параметры пассажиропотока на маршруте регулярного городского общественного пассажирского транспорта (ГОПТ) являются основополагающими при организации данного вида транспортной работы. В частности, величина пассажиропотока на маршруте определяет количество и вместимость пассажирских транспортных средств (ПТС), а также интервалы их движения и период работы. Основная проблема заключается в том, что величина пассажиропотока не является постоянной и может меняться ежедневно в зависимости от дня недели, месяца года и иных факторов, влияющих на транспортную подвижность населения. В то же время на практике количество ПТС, работающих на маршруте, их вместимость и интервалы движения изменяются в зависимости от типа дня недели (будний/выходной) и сезона (летнее/зимнее расписание). Такой подход к планированию и организации работы ГОПТ зачастую приводит к избытку провозных возможностей по сравнению с имеющейся мощностью пассажиропотока. В свою очередь это ведёт к неоправданному увеличению себестоимости работы ГОПТ. Поэтому создание условий, при которых провозные возможности ПТС будут максимально приближаться к величине пассажиропотока, позволит повысить окупаемость работы ГОПТ. Одним из возможных способов обеспечения соответствия вместимости ПТС фактическому пассажиропотоку является организация работы ГОПТ с использованием составов модульных ПТС. Суммарная вместимость таких ПТС при выполнении каждого рейса на каждом маршруте может увеличиваться (уменьшаться) путём прицепки (отцепки) модулей. Регулирование вместимости модульных ПТС основано на мониторинге пассажиронапряжённости на каждом рейсе каждого маршрута и прогнозировании пассажиронапряжённости для распределения имеющегося парка составов модульных ПТС на эти рейсы. Целью исследования является оценка экономической эффективности ежесуточного прогнозирования пассажиронапряжённости на каждом рейсе каждого маршрута с дальнейшим назначением на рейсы состава модульных ПТС оптимальной вместимости. Результаты расчётов показали, что использование составов модульных ПТС позволяет повысить окупаемость работы на исследуемом оборотном рейсе на 39% (с 79.8% до 110.6%), а также снизить себестоимость выполнения такого оборотного рейса на 41% (с 7.74 у. е. до 4.59 у. е.). Реализация предлагаемой схемы организации работы городского пассажирского транспорта в гор. Гомеле, основанной на использовании составов модульных ПТС, позволит сэкономить порядка 2.38 млн у. е. в год.
Издательство
- Издательство
- ФГБОУ ВО МГТУ имени Г.И. Носова
- Регион
- Россия, Магнитогорск
- Почтовый адрес
- 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, пр-кт Ленина, д.38
- Юр. адрес
- 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, пр-кт Ленина, д.38
- ФИО
- Терентьев Дмитрий Вячеславович (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (351) 2688594
- Сайт
- https://magtu.ru