Творческое наследие Питера Брейгеля Старшего оказало значительное влияние на формирование иконографии сюжетов, связанных с ведьмами и демонами в XVII в. Наиболее явным примером этого служит творчество одного из самых значительных мастеров столетия, Давида Тенирса Младшего. Иконография Брейгеля связана с широким контекстом: демонологической литературой, народным театром и художественной традицией, восходящей к образности Иеронима Босха. Преемственность Давида Тенирса Младшего к этой традиции наиболее ярко проявляется в различных деталях его композиций. Мастер перенимает как иконографические, так и некоторые стилистические особенности произведений своих предшественников. Это порождает феномен реминисценции традиции искусства XVI в. в следующую эпоху, рассматриваемый в данной статье на примере творчества Давида Тенирса Младшего.
Идентификаторы и классификаторы
- ББК
- 85.14. Живопись
- УДК
- 75. Живопись
Фламандская живопись XVII в. неразрывно существует в прямой связи с предшествующей художественной традицией региона. Творчество Питера Брейгеля Старшего стало одной из узловых точек формирования бытового жанра как в изобразительном искусстве Южных Нидерландов, так и в общеевропейском контексте, оказав колоссальное влияние на самый широкий спектр сюжетов.
Список литературы
- Бабина 2004 – Бабина Н.П. Частная жизнь в искусстве Западной Европы. СПб.: Издательство ГЭ, 2004. 79 c.
- Бабина 2010 – Бабина Н.П. Фламандцы глазами Давида Тенирса Младшего. СПб.: Издательство ГЭ, 2010. 105 с.
- Blauert 1990 – Blauert A. Ketzer, Zauberer, Hexen. Die Anfänge der europäischen Hexenverfolgungen. Frankfurt: Suhrkamp, 1990. 285 s.
- Bode 1924 – Bode W. von. Adriaen Brouwer. Sein leben und seine werke. Berlin: Euphorion verlag, 1924. 189 s.
- Buijsen 1994 – Buijsen E., Grijp L.P. The Hoogsteder Exhibition of Music and Painting in the Golden Age. Zwolle: Waanders, 1994. 388 p.
- Davidson 1979 – Davidson J.P. David Teniers the Younger. Boulder, Colorado: Westview Press, 1979. 142 p.
- Davidson 2012 – Davidson J.P. The Dark Side of European Culture, 1400–1700. Denver: Praeger, 2012. 248 p.
- Duinhoven 2000 – Duinhoven A.M. Boterheks of melkdievegge? Toverij in “Die hexe” // Queeste. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2000. P. 19–37.
- Gottler 2008 – Gottler C. Fire, Smoke and Vapour. Jan Brueghel’s “Poetic Hells”:
- “Ghespoock”. In Early Modern European Art // Spirits Unseen: The Representation of Subtle Bodies in Early Modern European Culture. Leiden: Brill, 2008. P. 19–46.
- Grauls 1957 – Grauls J. Volkstaal en Volksleven in het werk von Pieter Bruegel. Anrwerpen: Standaard-Boekandel, 1957. 223 p.
- Haute 2011 – Haute В. van. “Dulle Griet” in seventeenth-century Flemish painting: a risible image of popular peasant culture // Acta Academica. 2011. № 43 (2). Р. 1–40.
- Jong 1995 – Jong E. de. Kwesties van betekenis. Thema en motief in de Nederlandse schilderkunst van de zeventiende eeuw. Leiden: Primavera, 1995. 284 p.
- Kieckhefer 1989 – Kieckhefer R. Magic in the Middle Ages. Cambridge: Cambridge University press, 1989. 219 p.
- Klinge 1991 – Klinge M. David Teniers the Younger. Antwerp: Koninklijk Museum voor Schone Kunsten, 1991. 335 p.
- Klinge 2005 – Klinge M., Lüdke D. David Teniers der Jüngere 1610–1690. Alltag und Vergnügen in Flandern, exp. cat. Karlsruhe: Staatliche Kunsthalle Karlsruhe, 2005. 388 s.
- Martens 1992 – Martens M.P.J. Lodewijk van Gruuthuse: mecenas en Europees diplomaat ca. 1427–1492. Brugge: Stichting Kunstboek, 1992. 207 p.
- Pleij 1988 – Pleij H. De sneeuwpoppen van 1511. Literatuur en stadscultuur tussen middeleeuwen en moderne tij. Amsterdam: Meulenhoff editie, 1988. 438 p.
- Vanysacker 2000 – Vanysacker D. Het aandeel van de Zuidelijke Nederlanden in de Europese heksenvervolging (1450–1685) // Trajecta No 9. Amsterdam: Amsterdam University press. 2000. P. 329–349.
- Vervoort 2016 – Vervoort R. Bruegel’s Witches. Witchcraft Images in the Low Countries between 1450 and 1700. Bruges: Van de Wiele Publishing, 2016. 135 p. Vlieghe 2011 – Vlieghe H. David Teniers the Younger. Turnhout: Brepols, 2011. 214 p.
- Zika 2003 – Zika С. Exorcising our Demons. Magic, Witchcraft and Visual Culture in Early Modern Europe Leiden: Brill, 2003. 603 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена исследованию развития вопроса о проведении Московского метрополитена в журнале «Коммунальное хозяйство» в 1920-х гг. Автор не только раскрывает причины необходимости проведения метрополитена и приводит проекты его сооружения, но и демонстрирует неоднозначное отношение к его строительству. В выпусках публиковались статьи противников строительства метрополитена, предлагавших свои альтернативы данному мероприятию. Это провоцировало дискуссии в журнале. Автор также акцентирует внимание на определенных событиях, влиявших на содержание публикуемых статей.
В статье рассматривается проблема конструирования визуального образа врага и союзника в Великобритании, Франции, Италии и России посредством сатирических карт в период Первой мировой войны. Особый интерес вызывают карикатуры, публиковавшиеся без визуальных изменений одновременно в странах Антанты и Центральных державах, что свидетельствует об исключительной востребованности данного инструмента пропаганды.
Статья посвящена исследованию политической сатиры в сценарии пьесы публициста и драматурга И. И. Колышко «Поле брани». Автор выявляет политический контекст в пьесе, проводит анализ реакции общественности на основе отзывов и рецензий в периодической печати. Автор приходит к выводу о том, что пьеса И. И. Колышко «Поле брани» не является важной вехой в развитии театрального искусства, однако является таковой для развития общественного мнения. Несмотря на отсутствие высокой художественной ценности и очевидного сходства героев с реальными личностями, пьеса вызывала большой отклик у публики. Общественность начинает вовлекаться в политические события, анализировать и осмысливать их.
Статья посвящена анализу материалов РГАСПИ из фондов архива Коминтерна, связанных с деятельностью Коммунистической партии Гватемалы за период 1920–1930-х гг. Эти документы помогают прояснить обстоятельства одной из первых рабочих забастовок в Гватемале в г. Пуэрто-Барриос в 1924 г., а также саму тактику работы Компартии Гватемалы по организации рабочего движения в стране. В преимущественно аграрном государстве коммунисты уделяли крайне малое внимание к агитации среди крестьян и почти не имели влияния среди крупнейших групп наемных работников.
Исследование посвящено вопросу экономической конкуренции Мексики и США, занимавших лидирующие позиции в экспорте серебра. В отличие от Мексики, имевшей длительный опыт денежных поставок в страны Азии, США требовалось создать новую валюту, которая бы выдержала конкуренцию с проверенным серебряным песо. В данной статье представлен сравнительный анализ точек зрения о ситуации на мировом рынке серебра на основе материалов периодической печати США и Мексики, представленных газетами различной направленности. В рамках изучения мексиканской прессы также привлечены англоязычные издания, выпускавшиеся в этой стране. Исследование фокусируется на 1873 г. как периоде наивысшего экономического напряжения в условиях растущей конкуренции, что было обусловлено появлением торгового доллара США. Анализ последующих экономических волнений и сворачивания программы новой валюты демонстрирует изменчивость позиций периодики по отношению к этому валютному проекту.
Статья посвящена исследованию эволюции национального мифа Бразильской Империи, созданного посредством визуальной коммуникации. Анализ образов национальной мифологии проводится путем исследования деятельности Академии изящных искусств в Рио-де-Жанейро, которая находилась под протекторатом правительства Педру II. В качестве изобразительных источников избраны серии картин, созданные по заказу правительства Segundo Reinado или купленные им впоследствии, они разделены на тематические блоки по содержанию и подвергнуты анализу в контексте строительства национальной идентичности в Бразилии правительством империи. Помимо этого, предлагаются некоторые замечания о теоретико-методологической базе исследования, на основе которой оно произведено. Обосновывается необходимость обращения историка к визуальным источникам для изучения таких ментальных конструктов, как историческая память, национальная идентичность, образ того или иного исторического события в общественном сознании и др.
Статья посвящена рассмотрению этиологических мотивов в первых двух частях памятника индейской литературы «Пополь-Вух», датируемого XVI в. и относящегося к мифологической традиции горных майя-киче. Этиология в мифологических сюжетах призвана объяснить происхождение какоголибо элемента окружающего мира или социальной жизни. Одной из самых распространенных форм этиологического объяснения являются сюжеты, раскрывающие то, как и почему различные животные приобрели свои отличительные черты, повадки и особенности поведения. Рассматриваемые в «Пополь-Вух» мотивы встречаются в двух основных сюжетах: о создании мира парой божественных творцов и о подвигах героев-близнецов Хун-Ахпу и Шбаланке. В первом варианте выделяется роль демиурга, который создает животных параллельно с сотворением земли. В этом эпизоде важной становится формула предписания животным их пищи, места жительства и основных занятий. Таким же способом действуют герои-близнецы во второй части текста, но их деятельность отличается от божественной. В повествование об их проделках и подвигах включены этиологические вставки, в которых различные животные во время столкновения с братьями получают в качестве награды за выполненное задание различные особенности или же теряют их в наказание. В данной статье проанализированы структурные элементы выделенных этиологических мотивов и предпринята попытка определить их роль в общем сюжете «Пополь-Вух».
Журнал «Гуманитарный акцент» рад представить вниманию читателя четвертую латиноамериканскую рубрику, в которую вошли публикации молодых исследователей – студентов Учебно-научного мезоамериканского центра им. Ю. В. Кнорозова, посвященные различным проблемам социальной, экономической и культурной истории региона. Магистральной темой рубрики стала проблема репрезентации и репрезентативности различных аспектов истории стран Латинской Америки. Каждое общество и государство в изучаемом регионе на протяжении своей истории сталкивалось с проблемой репрезентации образов религиозного, культурного или политического характера. В рамках данного выпуска будут рассмотрены такие темы, как этиологические аспекты мифологии коренных народов, репрезентация национального исторического нарратива в академической живописи, позиционирование государства в международных экономических конфликтах и вопрос репрезентативности корпусов архивных источников в изучении отдельных вопросов социально-политической истории. Традиционная обширность тем обусловила и хронологию: от периода доиспанской древности до XX в. География исследований включает в себя Мексику, Центральную Америку и Бразилию.
Издательство
- Издательство
- РГГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- Юр. адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- ФИО
- Логинов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rsuh@rsuh.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2506118
- Сайт
- https://www.rsuh.ru/