В статье при помощи социологических методов анализируется степень воцерковленности современного кубанского казачества. В основе данного исследования 2023 г. лежит методология В. Ф. Чесноковой, известная как «В индекс», модернизированная посредством «усиления » индекса с учётом специфики объекта анализа. Работа содержит подробный анализ ответов респондентов (1216 кубанских казаков различных возрастов). Используются методы одномерной и двумерной описательной статистики, респонденты разбиваются на несколько групп в зависимости от уровня их воцерковленности. Авторы устанавливают, что доля воцерковленных респондентов из числа опрошенных казаков Краснодарского края колеблется от 3,78% (при строгом критерии отбора наблюдений) до 10,61% (при ослаблении критерия отбора наблюдений). Проводится анализ мировоззренческих и ценностных установок современных казаков в зависимости от их принадлежности к одной из групп. Исследуются нелинейные зависимости составляющих религиозного поведения. Приводятся историко социальные причины, которые гипотетически могли привести современное казачество к нынешнему уровню воцерковленности.
Идентификаторы и классификаторы
Тема казачества сегодня является дискуссионной для исследо ваний различного толка, увлекает людей своей историей, смыслами, особенностями проявления. Особый интерес эта тема представляет в области социологии религии, так как исторически казачество было неразрывно связано с православием, а постсоветское возрождение казачества проходит под эгидой восстановления традиций при взаимодействии казачьих обществ с Русской православной церковью. Так, Высший церковный совет Русской п равославной ц еркви 9 сентября 2015 г. принял Концепцию Русской православной церкви по духовном у окормлению казачества, которая гласит: «Казачья служба духовно коренится в ясном чувстве принадлежности к Православной Церкви, осознании личной ответственности перед Богом, активном участии в жизни приходской общины. На поддержание такой духовной основы казачьей жизни и направлена деятельность Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества» [1].
Список литературы
1. Концепция Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества. URL: https://www.skvk.org/28279
2. Ратушняк О. В. Казачье зарубежье и церковь // Культурная жизнь Юга России. 2014. №4. С. 67 69.
3. Матвеев О. В. Слово о кубанском казачестве. Краснодар, 1995.
4. Горожанина М. Ю. Просветительска я деятельность РПЦ в казачьих районах Кубани: основные этапы и их специфика // Научный журнал КубГАУ. 2015. №109. С. 1 12.
5. Калюжная Е. П. Православие и культура донских казаков // Преподаватель ХХI век. 2011. №4. С. 352 356.
6. Воцерковленность православных. Индекс воцерковленности православных: мониторинг. URL: https://fom.ru/TSennosti/11587
7. ВЦИОМ. Новости: Великий пост 2022. URL: https://wciom.ru/analytical reviews/analiticheskii obzor/velikii post 2022
8. Дивисенко К. С., Тупахина О. В., Белов А. Э. Практическая составляющая структуры религиозного жизненного мира (на примере православных христиан) // Петербургская социология сегодня. 2014. № 1 1(5). С. 199 216.
9. Островская Е. А. Российская социология религии: религия общества (вступительная статья приглашенног о редактора) // Мониторинг общественногмнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 2(144). С. 1 31.
10. Островская Е. А. Структурированное наблюдение как метод изучения религиозного ландшафта // Мониторинг общественного мнения: экономические и социа льные перемены. 2018. № 2(144). С. 71 115.
11. Пруцкова Е. В. Куличи и / или причастие: типология православных верующих, участвующих в освящении пасхальной пищи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 2. С. 235 252.
12. Син елина Ю. Ю. Динамика процесса воцерковления православных // Социологические исследования. 2006. № 11(271). С. 89.
13. Фурман Д. Е. Религиозность в России в 90 е годы XX начале XXI века. М., 2006.
14. Чеснокова В. Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения
России в конце XX века. URL : http://krotov.info/history/20/1990/chesnokova_00.htm
15. Богачёв М. И. К вопросу о формировании интегрального подхода к концептуализации религиозности // Вестник Свято Филаретовского института. 2016. №18. С. 9 26.
16. Маркин К. В. Межд у верой и неверием: непрактикующие православные в контексте российской социологии религии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 2(144). С. 274 290.
17. Чеснокова В. Ф. Указ. соч.
18. Уфимцева Е. И. Воцерковление православ ной молодежи в современном российском обществе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2012. № 3. С. 39 47.
19. Богачёв М. И. Указ. соч. С. 21.
20. Дивисенко К. С. Тесным путем и в нужном направлении: проблема выявления сильной группы православных верующих // Социологические исследования. 2016. № 10(390). С. 128 138.
21. ВЦИОМ. Новости: Великий пост 2022. URL: https://wciom.ru/analytical reviews/analiticheskii obzor/velikii post 2022
22. Олейников С. В., Хлынин А. П. Религиозна я ситуация в Вооруженных Силах Российской Федерации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2020. № 3(840). С. 195 209.
23. Чеснокова В. Ф. Указ. соч.
24. Кабанов И. В. Стяжи дух мирен. Наставления прп. Серафима С аровского. М., 2013.
25. Чеснокова В. Ф. Указ. соч.
26. Пруцкова Е. В. Религиозность и ее следствия в ценностно нормативной сфере // Социологический журнал. 2013. № 2. С. 72 88.
27. О современных проблемах воцерковления молодежи. URL: https://sedmitza.ru/text/563944.h tml
28. Хабермас Ю. Политические работы. М., 2005.
29. Наумова Н. Ф. Рецидивирующая модернизация в России как форма развития цивилизации // Социологический журнал. 1996. №3 4. С. 5 28.
30. Дугин А. Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию. М., 2010 . С.
31. Маркин К. В. Указ. соч. С. 269.
32. Остапенко А. А. Педагогика со Образности. Очерки и эссе. Краснодар, 2012. С. 46.
33. Рожков А. Ю. «Бог есть, но я в него уже не верю»: детские религиозные / антирелигиозные представления и практики в 1920 е годы // Кул ьтурная жизнь Юга России. 2012. № 4(47). С. 86 90.
34. Маркин К. В. Указ. соч. С. 278.
35. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1994. С. 141.
36. Пруцкова Е. В. Указ. соч. С. 87.
37. Рожков А. Ю. Трансформация ценностных ориентаций сельской молодёжи Кубани в условиях межпоколенческого разрыва (1920 е гг.) // Голос минувшего. 2016. № 3 4. С. 164 182.
38. Уфимцева Е. И. Указ. соч. С. 39.
39. Остапенко А. А. Указ. соч.
40. Остапенко А. А. Базовые смыслы национально ориентированного образования Российской Федерации // Непре рывное образование. 2019. №2(28) С. 6 9.
41. Мациевский Г. О. Современная система казачьего образования на Кубани: этапы развития и особенности // Педагогика и просвещение. 2017. № 3. С. 20 33.
42. Непрерывное казачье образование на Кубани: актуальность, специфика , тенденции развития: сборник материалов по итогам научно практической конференции (с участием представителей субъектов РФ). Краснодар, 14 мая 2021 года. Краснодар, 2021.
43. Патриарх Кирилл: «Воцерковление казаков сегодня это жизненно важный вопрос». URL: h ttps://kapellan.ru/patriarx kirill vocerkovlenie kazakov segodnya eto zhiznenno vazhnyj vopros.html.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Выступление на IX Международной научно-практической конференции «Этнос и общество в контексте межнациональных отношений», 7 декабря 2023 г.
При изучении документов периода Первой мировой войны в Российском государственном военном архиве г. Москвы и материалов организации партизанского движения и деятельности партизанских отрядов был случайно «обнаружен» очень интересный документ, совершенно не похожий на другие, находящиеся в этом деле. Почему-то он сразу привлёк внимание, может быть, каллиграфическим почерком или ярко-синим цветом чернил. Донесение одному из высших чинов военного руководства русской армией позволяет взглянуть на отношение верховного главнокомандующего Германской империей кайзера Вильгельма II и высшего офицерского состава германской армии к России и её высшему военному руководству.
В статье рассмотрены особенности социально-экономической политики Китая с момента прихода к власти Коммунистической партии Китая (КПК) в 1949 г. до 1980 г., когда в стране стали внедряться рыночные реформы. Выявлена историческая обусловленность народной-демократической революции в контексте исследования особенностей становления КПК. Посредством анализа исторических условий становления КПК были рассмотрены предпосылки формирования идеологии маоизма. Охарактеризована специфика национализации частного капитала в Китайской Народной Республике (КНР) в 1950-е гг. На основе исследования экономической политики КНР, проводимой маоистами, были выявлены причины и материальные предпосылки постепенной реставрации капиталистических отношений в стране, нарастание противоречий в экономике и политической жизни Китая во второй половине 1970-х гг. Автором также предприняты попытки охарактеризовать общий исторический контекст указанного периода и сопоставить тенденции в маоистской экономике с экономикой СССР раннего и позднего периодов. В заключение делаются выводы, характеризующие общий экономический, внутри- и внешнеполитический курс Мао Цзедуна и необходимость реформирования экономики КНР.
В статье рассматривается процесс теоретического развития японского коммунистического движения. Основное внимание уделено появлению внутри движения различных течений и фракций, кот орые вступали в противоречие как с руководством Коммунистической партии Японии (КПЯ), так и с линией Коминтерна. За всю довоенную историю Японии внутренние расколы оставались одной из самых основных проблем японского коммунистического движения наравне с по стоянными правительственными репрессиями. Степень ожесточенности последних также оказывала влияние на возникновение и идейное содержание внутрипартийных группировок КПЯ. Тяжесть положения японских коммунистов способствовала росту как легалистских, так и кр айне радикальных тенденций. В первом случае выдвигались требования ограничения деятельности КПЯ парламентской борьбой и исключения из партийной программы всяких революционных положений. Во втором случае же было характерно возникновение откровенно террорист ических настроений, что лишь ещё больше отталкивало рабочий класс от партии. Автором выделяются основные теоретические и практические расхождения между различными фракциями КПЯ, а также предпринимается попытка определить причины их возникновения.
Мексиканское анархическое движение слабо изучено отечественными исследователями. В отечественном научном сегменте теоретическое наследие и практический опыт мексиканских анархистов представлены фрагментарно. В данной работе предпринимается попытка рассказать о главных персоналиях мексиканского анархизма, в первую очередь о публицисте и теоретике Рикардо Флоресе Магоне. Р. Ф. Магон вошел в историю как лидер мексиканского анархо-коммунистического течения, сторонник идей русского революционера П. А. Кропоткина. В статье автор определяет идеологическое сходство кропоткинской анархической философии и теоретических воззрений Р. Ф. Магона. Взгляды Р. Ф. Магона и философию П. А. Кропоткина объединяет критическое отношение к частной собственности, мыслители схожим образом оценивают историческую роль государственных институтов. Вслед за Петром Кропоткиным в своих трудах Рикардо Флорес Магон выступает как поборник антиклерикализма и атеизма. Под руководством Р. Ф. Магона была создана Мексиканская либеральная партия, объединившая под своим началом мексиканских либертариев. Социальной базой для революционной деятельности партии служили крестьяне. В революционных событиях 1910–1920 гг. Мексиканская либеральная партия выступила в качестве оппозиционной силы капиталистическим правительствам. В статье анализируется деятельность магонистов, направленная на установление анархических отношений на подконтрольной им территории, в период Мексиканской революции 1910–1920 гг.
В статье отражен результат исследования предпринимавшихся попыток со стороны государственной власти обеспечить преображение России в соответствии с мировыми достижениями прогресса. Составлявшиеся для этого с 1904 г. и в последующие периоды начала XX в. проекты преобразований основывались на научных рекомендациях и зарубежном опыте. Совершенствование их продолжалось и впоследствии. Анализ вскрывает наличие не только сильных составляющих проводившейся политики, но и допускавшихся упущений. Отмечается отсутствие идеологического обеспечения и иных необходимых для успеха реформ конвенционных сопутствий. Это позволяло революционерам с использованием выделения и абсолютизации недостатков перехватывать инициативу. Позитивные перемены тем не менее намечались.
Издательство
- Издательство
- КУБГУ
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350040, Краснодарский край, г Краснодар, ул Ставропольская, д 149
- Юр. адрес
- 350040, Краснодарский край, г Краснодар, ул Ставропольская, д 149
- ФИО
- Астапов Михаил Борисович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://kubsu.ru/