В статье рассмотрены проблемы и перспективы функционирования консультативной платформы «3 + 3», нацеленной на разблокирование транспортных коммуникаций на Южном Кавказе. Выявлены возможности и препятствия синхронизации транспортно-логистических интересов региональных и внерегиональных акторов. Цели и задачи инициативы «3 + 3» изучены в контексте реализации трехстороннего соглашения от 10 ноября 2020 г. о прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе. Определены ключевые проблемы, препятствующие полноценному функционированию платформы «3 + 3» (геополитическое противостояние между Россией и Западом, противоречия между Ираном и Азербайджаном и самоисключение Грузии из данной платформы).
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48137/26870703_2024_26_2_22
Как на московском, так и на тегеранском заседании отсутствовала Грузия, не раз заявлявшая на официальном уровне о невозможности и бесперспективности формата «3 + 3» ввиду имеющихся в регионе и вокруг него геополитических противоречий4. Официальная позиция Грузии сводится к тому, что «3 + 3» следует заменить на «3» – формат, включающий в себя исключительно страны региона [Строкань, Домбицкая, 2023]. Причин тому несколько.
Список литературы
1. Варданян Т., 2023. «Перекресток мира»: светлое будущее экономики или темное разрушение? // Безопасность и вызовы. № 5. С. 81-89. https://doi.org/10.52174/25792989_2023_5-81.
2. Жильцов С. С., Савичева Е. М., 2021. Региональная безопасность на Южном Кавказе: энергетическая составляющая // Проблемы постсоветского пространства. № 3 (8). С. 331-340. https://doi.org/10.24975/2313-8920-2021-8-3-331-340.
3. Керимов Ш. И., 2022. Проблемы и перспективы сотрудничества «3+3» на Южном Кавказе // Экономика и управление: проблемы, решения. № 1. Т. 11 (131). С. 86-91. https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2022.11.01.010.
4. Маркаров А. А., Давтян В. С., 2022. Транспортная геополитика на Южном Кавказе в условиях вызовов разблокирования коммуникаций // Геоэкономика энергетики. № 4 (20). С. 56-73. https://doi.org/10.48137/26870703_2022_20_4_56.
5. Логинов В., 2024. Соображения троих: США и ЕС берут Армению на короткий поводок // https://iz.ru/1677722/valentin-loginov/soobrazheniia-troikh-ssha-i-esberut-armeniiu-na-korotkii-povodok , дата обращения 27.04.2024.
6. Пашаева Г., 2023. Консультативная региональная платформа «3+3»: взгляд из Азербайджана // https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/postsoviet/-konsultativnaya-regionalnaya-platforma-3-3-vzglyad-iz-azerbaydzhana, дата обращения 26.04.2024.
7. Родионов Д., 2021. Отложенная война? Иран готов был бомбить Азербайджан, но не сделал этого // https://www.ritmeurasia.ru/news--2021-10-21--otlozhennajavojna-iran-gotov-byl-bombit-azerbajdzhan-no-ne-sdelal-etogo-56971, дата обращения 26.04.2024.
8. Строкань С., Домбицкая А., 2023. Как им обустроить Южный Кавказ // https://www.kommersant.ru/doc/6296366 , дата обращения 26.04.2024.
9. Заявление Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации, 10 ноября 2020 г. // http://kremlin.ru/events/president/news/64384, дата обращения 25.04.2024.
10. Заявление по итогам совместной встречи высокого уровня Армения-ЕССША в Брюсселе в поддержку устойчивости Армении // https://armenpress.am/rus/news/1134103.html, дата обращения 27.04.2024.
11. Заявление МИД России в связи со встречей высокого уровня в формате Армения - США - ЕС https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1942789, дата обращения 28.04.2024.
12. Principles of «Crossroads of Peace» // https://www.primeminister.am/u_files/file/documents/The Crossroad of Peace-Brochure.pdf, дата обращения 28.04.2024.
13. Crossroads of Peace: Armenia’s call for global cooperation in an evolving world // https://www.weforum.org/agenda/2024/01/armenia-crossroads-of-peace-globalcooperation, дата обращения 28.04.2024.
14. Армения представила проект «Перекресток мира» на форуме инвесторов Global Gateway // https://armenpress.am/rus/news/1129139, дата обращения 28.04.2024.
15. В Европарламенте был представлен проект Армении «Перекресток мира» // https://armenpress.am/rus/news/1132814.html, дата обращения 28.04.2024.
16. Встреча с Ильхамом Алиевым и Николом Пашиняном // http://kremlin.ru/events/president/news/67200, дата обращения 25.04.2024.
17. Дели готов работать с Ереваном в рамках МТК «Север - Юг» - посол // https://am.sputniknews.ru/20231205/deli-gotov-rabotat-s-erevanom-v-ramkakh-mtksever-yug--posol-69625720.html, дата обращения 28.04.2024.
18. Заместитель министра иностранных дел Армении Мнацакан Сафарян принял участие в Форуме «Новая региональная реальность и Перекресток мира» // https://www.mfa.am/ru/press-releases/2023/12/05/Safaryan_Forum/12394, дата обращения 28.04.2024.
19. Индия предлагает привлечь Армению к использованию иранского морского порта Чабахар для транспортировки грузов // http://interfax.az/view/847433, дата обращения 26.04.2024.
20. Иран поддерживает реализацию программы «Перекресток мира» // https://wwwmenpress.am/rus/news/1130062.html, дата обращения 28.04.2024.
21. Иран приступил к военным учениям у границы с Азербайджаном и Арменией // https://www.aa.com.tr/ru/мир/иран-приступил-к-военным-учениям-уграницы-с-азербайджаном-и-арменией/2380227, дата обращения 26.04.2024.
22. Лавров назвал формат взаимодействия «3+3» по Закавказью перспективным // https://ria.ru/20231205/lavrov-1913858848.html, дата обращение 25.04.2024.
23. МИД Грузии: Тбилиси не будет участвовать во встрече в формате 3+3 // https://civil.ge/ru/archives/564994, дата обращения 26.04.2024.
24. Москва: Запад активно работает над подрывом формата 3+3 на Южном Кавказе // https://www.golosarmenii.am/article/174670/moskva-zapad-aktivno-rabotaetnad-podryvom-formata-33-na-yuzhnom-kavkaze, дата обращения 27.04.2024.
25. Наличие железной дороги Иран-Нахичеван-Армения может быть очень эффективным для двух стран - глава МИД Ирана // https://www.aysor.am/ru/news/2021/05/26, дата обращения 26.04.2024.
26. Оверчук: РФ финансирует строительство предложенного Пашиняном проекта «Перекресток мира» // https://tass.ru/ekonomika/19548019, дата обращения 28.04.2024.
27. Эксперт об интервью Алиева: это может быть какой-то завуалированный ультиматум (интервью с А. Арешевым) // https://verelq.am/ru/node/139053, дата обращения 26.04.2024.
28. Эрдоган предложил создать «платформу шести» на Южном Кавказе // https://ria.ru/20201210/erdogan-1588641827.html, дата обращения 25.04.2024.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье авторы анализируют ценообразование на рынке жилой недвижимости в Москве и Санкт-Петербурге – крупнейших городах Российской Федерации. Вопрос стоимости жилой недвижимости является одним из важнейших для жителей российских мегаполисов. Мегаполисы являются крупнейшими центрами миграции из других регионов и стран. Население таких городов расширяется значительными темпами, а строительная отрасль наращивает темпы создания новых объектов недвижимости. В подобных условиях крайне важно осознавать зависимость стоимости недвижимости и ключевых экстерналий.
В рамках исследования авторы опираются на работы в сфере оценки стоимости недвижимости и статистическую методологию. Коллективом авторов выдвигаются статистические гипотезы о воздействии некоторых факторов, в частности уровня кумулятивной инфляции, ключевой ставки, устанавливаемой ЦБ РФ, среднего уровня заработной платы в регионе и средневзвешенной ставки по ипотечным кредитам, выданным гражданам, на образование средневзвешенной стоимости квадратного метра жилья в российских городах.
При помощи статистического метода факторного анализа оценивается влияние каждой из факторных переменных на результирующий параметр. Регрессионное моделирование позволяет оценить степень воздействия значимых факторов на стоимость квадратного метра жилой недвижимости. Модели позволяют оценить тренды изменения стоимости недвижимости на первичном и вторичном рынках жилой недвижимости в российских мегаполисах, а также предоставляют возможность рассмотреть дифференциацию в воздействии каждого из факторов между различными типами рынков в разных городах.
Результаты исследования могут быть полезны при построении отраслевых прогнозов и разработке государственных мер поддержки жилищного строительства.
В статье рассматривается экспортный потенциал Киргизии в агропромышленном комплексе. Уникальное географическое положение страны и экологичное земледелие способствуют выращиванию фруктов, обладающих большим полезных микроэлементов. В таких условиях киргизские продукты получают сертификаты соответствия международным стандартам. Финансовые и нефинансовые меры поддержки экспорта со стороны правительства страны и ЕАЭС помогают фермерам в продвижении своей продукции на международных рынках. В свою очередь, в ОАЭ можно наблюдать рост популярности органических продуктов, в том числе сухофруктов. Между странами заключены таможенные соглашения, способствующие стабильному сотрудничеству. Для оценки перспектив торговых отношений между странами авторами был проведен PESTLE и SWOT анализ. В статье представлены рекомендации по продвижению киргизских сухофруктов на рынке ОАЭ.
В статье представлены промежуточные итоги комплексного исследования взаимосвязи глобальной конкурентоспособности стран в зависимости от особенностей их энергетических систем и специализации в рамках международного разделения труда. Логически структура статьи разбита на три части. В первой предпринимается попытка оценить уровень энергетической зависимости крупнейших стран и динамику его изменения, выдвигаются гипотезы относительно причин возникновения ролей на мировом энергетическом рынке и их дальнейшего изменения. Вторая часть посвящена изучению природы роста национальных экономик в первой четверти XXI в. и его взаимосвязи с промышленным развитием и специализацией на отдельных видах продукции, в том числе на топливных товарах и энергоемких товарах обрабатывающей промышленности. В заключительной, третьей части картина мировой торговли энергетическими и энергоемкими товарами рассматривается детально по товарным группам, а в отдельных случаях – и по товарным позициям.
Статья посвящена анализу проблем альтернативной энергетики Китая. Обеспечение экономического роста достигается стабильными и достаточными поставками энергии на нужны промышленности. Геополитическая напряженность порождает развитие национальных энергоресурсов, и прежде всего возобновляемых источников, развитие которых имеет ряд проблем. Детальное изучение 14-го пятилетнего плана (2021–2025) в области энергетики позволило выявить проблемы на пути достижения энергетических целей Китая. Во-первых, главной проблемой альтернативной генерации является высокий уровень «потерь», т. е. необходимость балансировки производства энергии с ее потреблением. Неравномерность производства энергии в течение дня, недостаток аккумуляторов большой мощности, а также линий высокого напряжения для передачи энергии усугубляют данную проблему. Во-вторых, борьба за земельные площади порождает конкуренцию с сельским хозяйством, строительным и промышленным секторами. В-третьих, проблемой альтернативной энергетики являются ее недостаточная эффективность (характеризуемая соотношением производства энергии и установленной мощности, а также плотностью энергии), которая порождает сокращение субсидий и замещение ВИЭ источников на развитие более эффективных, но менее разработанных в настоящее время запасов нетрадиционного газа на территории Китая. Проблема сокращения субсидий отчасти решается внедрением зеленого финансирования, а также финансированием со стороны фондов (АБИИ, Фонд шелкового пути, НБР), которое позволяет реализовывать проекты распределенной генерации путем привлечения средств инвесторов, а также поддерживать перспективные технологии производства энергии. Большей частью недостатки касаются ВИЭ, так что Китай активно развивает прочие направления – атомную генерацию, производство водорода, оптимизирует энергетические потоки между внутренними регионами.
Данная статья посвящена современному состоянию нефтяного сектора в странах Центральной Азии и оценки перспективности их рынков для расширения присутствия российских компаний. Автор выделяет основные факторы, определяющие текущее положение нефтедобывающей и нефтеперерабатывающих отраслей в регионе: общая обеспеченность энергоресурсами в целом и сырой нефтью в частности, права собственности на нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия и действующие нефтепроводы, а также заключенные в течение последних пяти лет международные соглашения в данной области. В статье обоснован вывод, что на сегодняшний день потенциал региона транспортно-логистического коридора и центра добычи и переработки нефти остается в большей степени нераскрытым. В этой связи для российских компаний наибольший интерес представляют меры по установлению контроля над трубопроводами из стран, ориентирующихся на экспорт нефти и нефтепродуктов (Казахстан и, в меньшей мере, Туркменистан) и по усилению присутствия на внутренних рынках тех государств, которые ориентируются на импорт энергоресурсов (Киргизия, Таджикистан, Узбекистан) посредством создания собственной транспортной и перерабатывающей инфраструктуры.
ФРГ многие десятилетия плодотворно сотрудничала сначала с Советским Союзом, а затем и с Россией в сфере энергетики. Как следствие этого сотрудничества были выполнены серьезные инфраструктурные проекты, связавшие нитками газо- и нефтепроводов оба государства, объем поставленного сырья также до недавнего времени оставался внушительным. Обе стороны выигрывали от этого сотрудничества, пока ФРГ с 2014 года не включилась в противостоянии с Россией, а уже после начала СВО в 2022 г. не оборвала все контакты с нашей страной в этой сфере. В статье рассмотрены эволюция энергетической политики ФРГ с момента ее основания, ее основные черты и особенности, объем сотрудничества с Россией. Кроме того, изучены доктринальные основы современной энергетической политики Германии на основе анализа официальных документов этого государства. В статье были использованы отечественные и зарубежные научные труды и статьи, тексты официальных документов ФРГ, а также материалы периодических изданий по выбранной теме. В ходе анализа эволюции энергетической политики ФРГ были сделаны следующие выводы: она изменялась под влиянием научно-технического развития, гибко реагировала на возникающие вызовы, а в ее основе лежал прагматизм. Однако анализ современных доктринальных установок показал, что Германия не суверенна в проведении своей внешней и энергетической политики, место прагматизма заняла идеология, спорная политика энергетического перехода будет продолжена при нынешней коалиции, а его модель будет даже предложена на экспорт.
Статья посвящена анализу энергетического фактора в формировании и развитии современного внешнеполитического курса Саудовской Аравии. На протяжении десятилетий внешняя политика, равно как и вся экономическая система, королевства находится в прямой зависимости от экспорта нефтепродуктов и сырой нефти. До начала периода 2000-х гг. основными импортерами саудовских энергоносителей выступали западные государства, что непосредственно сказывалось на внешнеполитической ориентации Эр-Рияда и зачастую негативным образом сказывалось на реализации национальных интересов и стратегических задач государственного развития. Тем не менее на современном этапе наблюдается процесс формирования многовекторной внешней политики Саудовской Аравии за счет активизации торгово-экономических отношений с незападными государствами. Особое внимание при анализе данного аспекта авторы уделили основным показателям диверсификации ведущих партнеров Эр-Рияда, результатам переговорного процесса по вступлению королевства в БРИКС и развитию сотрудничества в рамках расширенного формата ОПЕК – ОПЕК+.
В статье анализируются предпосылки и основные направления возможных шагов Индии по расширению своего влияния в регионе Центральной Азии. Оценивается значение перспективных транспортных и энергетических проектов в Центральной Евразии для Индии как одного из ключевых и наиболее значимых потребителей энергоносителей из России и центральноазиатских государств. Отдельно рассматривается стратегия расширения индийско-узбекского сотрудничества как наиболее перспективной опорной базы для реализации геополитических и геоэкономических интересов Индии в регионе. Продолжающиеся и углубляющиеся глобальные геоэкономические и геополитические трансформации создают широкое поле возможностей для начинающейся перестройки континентальной энергетической и транспортной систем. В этих условиях от индийского руководства требуются активные шаги в реализации своей внешней политики, чтобы не остаться в стороне от масштабных проектов освоения ключевых пространств континента, включающих в себя ресурсный и транзитный потенциал России и Центральной Азии.
Издательство
- Издательство
- Институт стран СНГ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119180, город Москва, ул Большая Полянка, д. 7/10 стр. 3
- Юр. адрес
- 119180, город Москва, ул Большая Полянка, д. 7/10 стр. 3
- ФИО
- Затулин Константин Федорович (Руководитель)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://i-sng.ru/