В данной статье авторами было рассмотрено развитие белорусско-российских интеграционных процессов в условиях санкционного давления западных государств. Авторы в статье рассматривают динамику взаимоотношений между государствами в период с 2022 по 2023 г. В 2021 г. была подписана программа интеграции России и Беларуси и утверждено 28 дорожных карт в рамках Союзного государства. В рамках реализации программ страны нарастили сотрудничество в различных областях, включая промышленность, финансы, макроэкономику, транспорт и торговлю товарами. Отдельно в статье рассматривается вопрос создания единого рынка энергоресурсов. Отмечается, что первый этап создания единого рынка электроэнергии уже достигнут. Однако вопрос единого рынка газа остается открытым.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48137/26870703_2024_25_1_96
В 2023 г. оборонные и пограничные ведомства Беларуси и России успешно приступили к реализации новых программ Союзного государства: «Развитие пограничной безопасности Союзного государства» (на 2023– 2027 гг.), «Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки сил Республики Беларусь и Российской Федерации» (на 2023–2026 гг.), также завершается согласование и утверждение новой программы «Модернизация объектов тылового обеспечения, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки сил РБ и РФ» (на 2024–2026 гг.).
Список литературы
1. Астратова Г. В., 2023. Союзное государство России и Белоруссии: эффективность развития в новых экономических условиях // Вестник евразийской науки. Т. 15. № 1 // https://esj.today/PDF/61ECVN123.pdf, дата обращения 15.02.2024.
2. Бахлова О. В., 2022. Стратегия интеграционного развития Союзного государства Беларуси и России // Россия: тенденции и перспективы развития. № 17-1. С. 44-47.
3. Сергеев Н. М., Волков Г. Ю., 2023. Союзное государство в современных геополитических реалиях // Постсоветский материк. № 1 (37). С. 24-44. https://doi.org/10.48137/23116412_2023_1_24.
4. Сибирская А. В., Сулейков А. А., 2023. Влияние санкционного давления на экономики стран Союзного государства // Постсоветские исследования. 2023. № 6. С. 695-703.
5. Сизов Ю., 2024. В Москве подписана дорожная карта по сотрудничеству с Беларусью // https://rg.ru/2024/01/30/v-moskve-podpisana-dorozhnaia-karta-po-sotrudnichestvu-s-belarusiu.html, дата обращения 15.02.2024.
6. Александр Червяков: Беларусь и Россия в ответ на санкции усилили интеграцию // https://xn--c1anggbdpdf.xn--p1ai/news/politika_ekonomika/234053, дата обращения 16.02.2024.
7. Аналитик БИСИ: у сотрудничества российских и белорусских регионов огромный потенциал // https://xn--c1anggbdpdf.xn--p1ai/news/politika_ekonomika/233924.
8. Беларусь и Россия подписали Меморандум о сотрудничестве по вопросам создания и развития СЭЗ // https://xn--c1anggbdpdf.xn--p1ai/news/politika_ekonomika/238070, дата обращения 16.02.2024.
9. Беларусь и Россия подписали соглашение о взаимном признании банковских гарантий для госзакупок // https://xn--c1anggbdpdf.xn--p1ai/news/politika_ekonomika/237755, дата обращения 16.02.2024.
10. Беларусь и Россия приступили к подготовке нового пакета интеграционных программ // https://profmedia.by/pub/bnp/news/detail.php?ID=268836, дата обращения 16.02.2024.
11. Беларусь и Россия разрабатывают дорожную карту по сотрудничеству в сфере подготовки кадров для атомной энергетики // https://xn--c1anggbdpdf.xn--p1ai/news/politika_ekonomika/233933, дата обращения 16.02.2024.
12. «Бэлэнерго» и российские производители энергетического оборудования подписали соглашения о сотрудничестве // https://xn--c1anggbdpdf.xn--p1ai/news/politika_ekonomika/237860, дата обращения 16.02.2024.
13. Владимир Путин: Беларусь и Россия идут на рекорд в объеме товарооборота // https://xn--c1anggbdpdf.xn--p1ai/news/politika_ekonomika/234059, дата обращения 16.02.2024.
14. Марианна Щеткина: Оборона и безопасность Союзного государства - важнейший фактор стабильности // https://xn--c1anggbdpdf.xn--p1ai/news/politika_ekonomika/238124, дата обращения 16.02.2024.
15. Минск и Москва договорились, как будут реализовывать «дорожные карты» // https://sputnik.by/20211110/minsk-i-moskva-dogovorilis-kak-budut-realizovyvat-dorozhnye-karty-1057818729.html, дата обращения 16.02.2024.
16. Минэкономики: все союзные программы планируется реализовать до конца года // https://xn--c1anggbdpdf.xn--p1ai/news/politika_ekonomika/238237, дата обращения 16.02.2024.
17. На заседании коллегии Министерства транспорта и коммуникаций подведены итоги работы транспортного комплекса в 2023 году и определены задачи на 2024 год // https://mintrans.gov.by/ru/press-tsentr/novosti/item/13211-na-zasedanii-kollegii-ministerstva-transporta-i-kommunikatsij-podvedeny-itogi-raboty-transportnogo-kompleksa-v-2023-godu-i-opredeleny-zadachi-na-2024-god, дата обращения 16.02.2024.
18. Оборонные ведомства Беларуси и России подписали план сотрудничества на 2024 год // https://xn--c1anggbdpdf.xn--p1ai/news/politika_ekonomika/237864, дата обращения 16.02.2024.
19. ПМЭФ-2023: итоги для Союзного государства Беларуси и России // https://e-cis.info/news/566/109938, дата обращения 16.02.2024.
20. Президент Беларуси одобрил проект межправсоглашения с Россией о судоходстве по внутренним водным путям в качестве основы для переговоров // https://xn--c1anggbdpdf.xn--p1ai/news/politika_ekonomika/234016, дата обращения 16.02.2024.
21. Сергей Алейник: Беларусь и Россия достигли принципиальных договоренностей по ряду наиболее актуальных вопросов // https://xn--c1anggbdpdf.xn--p1ai/news/politika_ekonomika/238333, дата обращения 16.02.2024.
22. Сергей Лавров отметил углубление интеграции в рамках Союзного государства // https://xn--c1anggbdpdf.xn--p1ai/news/politika_ekonomika/238317, дата обращения 16.02.2024.
23. СЭЗ «Минск» и Агентство экономического развития Ленинградской области подписали соглашение о сотрудничестве // https://xn--c1anggbdpdf.xn--p1ai/news/politika_ekonomika/234022, дата обращения 16.02.2024.
24. Татьяна Бранцевич: Беларусь и Россия движутся в сторону углубления промышленной кооперации // https://xn--c1anggbdpdf.xn--p1ai/news/politika_ekonomika/238204/?ysclid=lsrx6pvq81445054802, дата обращения 16.02.2024.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Энергетический сектор традиционно является сосредоточием устремлений различных акторов глобальной внешнеполитической арены. Кроме того, в современных реалиях национальная экономика, ее текущее состояние и перспективы развития тесно связаны с состоянием энергетического комплекса страны и ее возможностью обеспечить надлежащий уровень энергетической безопасности. Ключевые вопросы энергетики, особенно в случае, если они имеют трансграничный характер, зачастую приобретают мощную политическую компоненту, а сами они напрямую относятся к сфере наиболее важных национальных интересов для любого суверенного государства. Автор проанализировал процесс переориентации экспорта российских энергоносителей на азиатские и иные рынки и подвел итоги этого процесса в 2022 и 2023 гг. В работе проанализированы эффекты от введенных против российского ТЭК санкций как для нашей страны, так и для государств Евросоюза, США и других инициаторов принятия ограничений. Также в статье рассматриваются перспективы сотрудничества России и стран незападного блока в области энергетики в среднесрочной перспективе.
В статье рассматривается состояние взаимоотношений Монголии и постсоветских республик Центральной Азии (Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана). Оцениваются основные ограничители монголо-центральноазиатского экономического сотрудничества, а также шаги по усилению различных элементов межгосударственного партнерства, отмечаемые в последнее время. Отдельно оцениваются отдельные попытки Улан-Батора выработать некие новые теоретические подходы к активизации монгольской политики в Центральной Азии в условиях наблюдаемого роста мировой геополитической и геоэкономической напряженности. Очевидно, что в текущих условиях потребности Монголии в расширении круга международных партнерств становятся серьезным вызовом, требующим от властей республики принятия важных политических и внешнеэкономических решений уже в краткосрочной перспективе.
В статье характеризуется современный этап российско-монгольского сотрудничества, выявлены факторы и условия, определившие новый этап двухстороннего взаимодействия после 2010 г. Развитие сотрудничества обусловлено потребностями регионального взаимодействия и решением задач внутренних социально-экономических процессов России и Монголии. Авторы отмечают, что для Монголии расширение торгово-экономических отношений с Россией имеет значение в нескольких аспектах, включая диверсификацию общественного хозяйства, гарантию от однополярной ориентации внешнеэкономической деятельности и решение внутренних социально-экономических проблем. В статье делается акцент на транзитный потенциал Монголии и ее роль в российско-китайских отношениях. Авторы отдельно отмечают, что Монголия сталкивается с проблемами экономического развития, включая низкий уровень ВВП и высокую безработицу. В этой связи правительство Монголии осуществляет стратегии и программы, направленные на экономическое развитие, обеспечение занятости населения и сокращение безработицы и бедности. Активизация отношений двух стран в контексте российских интересов способствует расширению функционального геополитического пространства, преодолевающего конструируемую Западом искусственную изоляцию, увеличивает транзитные возможности нашей страны.
В статье анализируются основные этапы развития энергетического сектора экономики России в контексте влияния внешних факторов. Рассматривается роль строительства новых экспортных трубопроводов в укреплении позиций страны на мировых энергетических рынках. Дается оценка зависимости российской энергетики от иностранного капитала и технологий. Приводятся некоторые практические рекомендации по развитию энергетического сектора России в условиях западных санкций и перехода к низкоуглеродной экономике.
2023 год стал весьма важным как для мирового, так и для российского рынка энергоресурсов. Помимо продолжающихся отголосков пандемии коронавируса и, соответственно, сокращения деловой активности в наиболее крупных экономиках мира, нефтегазовый рынок продолжал претерпевать существенную трансформацию, вызванную в том числе введением в действие ограничительных мер, направленных на российскую углеводородную отрасль. В статье рассматриваются наиболее значимые события, оказавшие влияние на ценовую конъюнктуру нефтяного и газового рынков. Авторами изучаются меры, принятые европейскими странами для избежания энергетического кризиса, дается краткая оценка их эффективности. В рамках исследования также рассматриваются перспективы взаимодействия России с азиатскими странами в сфере нефтегазовых поставок. Особое внимание уделяется взаимодействию с Китаем и Индией.
В статье рассматривается состояние нефтяной отрасли России за период 2022 и 2023 г., так как геополитические изменения переходили из одного года в другой. Автор отмечает, что несмотря на санкционное давление, Россия успешно смогла переориентировать нефтяные рынки в сторону Азии. Наиболее активно развивается экспорт в Индию, легкость перехода была обусловлена в том числе наличием в Индии готового бизнеса: на побережье были построены новые НПЗ, для которых нефть приобреталась с ближайших рынков. В 2022-2023 гг. Индия стала крупнейшим рынком сбыта российской нефти, доставляемой морским транспортом. По поставкам через нефтепроводы, крупнейшим потребителем остается Китай. В этих условиях у российских компаний возникает возможность играть на конкуренции между странами, сокращая скидку на свою продукцию. До 2022 г. крупнейшим покупателем российских нефтепродуктов были США, на 2024 г. первое место занимает Турция. Государство закупает у России большие объемы, а далее аналогичные перепродает в страны ЕС. Несмотря на заявления об ином характере происхождения нефтепродуктов, формально объемы покупки-продажи совпадают. Значительную роль в поставках российских ресурсов морским путем играет теневой флот, который начал работать после введения «потолка цен». Танкеры флота выкуплены с мирового рынка различными компаниями, которые зарегистрированы на оффшорах.
В статье рассматривается состояние газовой отрасли России в период начала введения санкций (2022 г.) по конец 2023 г. Оценивается период адаптации к новым условиям рынка. По мнению автора, риски в газовой сфере в прошедшем году оказались более масштабными, чем в нефтяной. Сокращение добычи газа в первую очередь связано с сокращением закупок природного газа европейскими потребителями. За два года экспорт в страны дальнего зарубежья сократился. За последние два года наблюдается снижение уровня добычи газа, наиболее заметные просадки можно наблюдать у «Газпрома». Это связано не только с сокращением экспорта, но и с наращиванием добычи другими компаниями (НОВАТЭК и «Роснефть»). В настоящее время Россия поставляет по трубопроводам газ в Европу, Турцию и Китайскую Народную Республику. В европейском направлении поставки осуществляются за счет украинской ГТС и по газопроводу «Турецкий поток». Наибольшим потенциалом обладают поставки газа в Китай, в рассматриваемый период времени они выросли в полтора раза. Идет плановое наращивание поставок по газопроводу «Сила Сибири». Автор описывает непростую динамику на внутреннем рынке газа. Отдельно отмечается программа социальной газификации, которая продолжает развиваться.
В статье рассматриваются вопросы положения мирового рынка энергетики начиная с 2022 года.
Издательство
- Издательство
- Институт стран СНГ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119180, город Москва, ул Большая Полянка, д. 7/10 стр. 3
- Юр. адрес
- 119180, город Москва, ул Большая Полянка, д. 7/10 стр. 3
- ФИО
- Затулин Константин Федорович (Руководитель)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://i-sng.ru/