Актуальность. ВИЧ-инфекция является инвалидизирующим заболеванием. Люди, живущие с ВИЧ (ЛЖВ), с помощью современной антиретровирусной терапии (АРТ) могут значительно продлить свою жизнь и улучшить биологические показатели здоровья. Однако отсутствие специальных реабилитационных мероприятий для ЛЖВ в сочетании с нарастающей коморбидностью, включая нейрокогнитивные расстройства, может привести к прогрессированию патологии, снижению качества жизни. Целью аналитического обзора является изучение направлений и подходов, приемлемых для психологической реабилитации ЛЖВ.
Материалы и методы. В качестве основного метода нами был использован метаанализ. В поисковых системах eLIBRARY. RU, PubMed, APA PsycArticles были выбраны и описаны исследования, посвященные психологической реабилитации пациентов с ВИЧ-инфекцией в период развитой и доступной АРТ - с 2012 по 2023 г. Дополнительно при проведении анализа мы также опирались на собственный многолетний практический опыт психологических вмешательств и психологической помощи ЛЖВ.
Результаты. В общей сложности нами была проанализирована 51 работа, из них 19 написаны отечественными авторами и 32 - зарубежными. В отечественных рецензируемых
Идентификаторы и классификаторы
Несмотря на улучшение качества и продолжительности жизни благодаря широкому доступу к антиретровирусной терапии (АРТ), люди, живущие с ВИЧ (ЛЖВ), сталкиваются с рядом физических, когнитивных, психических и социальных трудностей в связи с ВИЧ-статусом, сочетанными заболеваниями и старением. Понятие реабилитации при ВИЧ-инфекции в методических рекомендациях и практике здравоохранения в Российской Федерации только начинает формироваться [8, 12, 18]. У специалистов, работающих в системе специализированной помощи пациентам с ВИЧ-инфекцией, крайне мало опыта в направлении своих пациентов на реабилитацию, в т. ч. в силу барьеров, связанных непосредственно с ВИЧ-статусом. Отсутствуют принятые на уровне Минздрава РФ регламенты и регулятивные акты, а также апробированные алгоритмы и система долгосрочной реабилитации больных с пожизненными инфекционными заболеваниями, такими как ВИЧ или гепатиты В и С.
Список литературы
1. Беляков Н.А., Рассохин В.В. Коморбидные состояния при ВИЧ-инфекции. Часть III. Соматические заболевания и расстройства. СПб.: Балт. мед. образ. центр. 2018. 252 с. EDN: SNTSLH
2. Золотова Н.В., Стрельцов В.В., Баранова Г.В. [и др.]. Модель психологической реабилитации больных с туберкулезом легких в условиях стационара // Туберкулез и болезни легких. 2018. Т. 96, № 4. С. 12-19. DOI: 10.21292/2075-1230-2018-96-4-12-19 EDN: UPMVBA
3. Кольцова О.В. Психологическая помощь ВИЧ-инфицированным пациентам в Санкт-Петербургском Центре СПИД: история и современность // Журнал инфектологии. 2021. Т.13, № 4, С. 121-126. DOI: 10.22625/2072-6732-2021-13-4-121-126 EDN: VAUUIB
4. Кольцова О.В. Значение медицинской психологии в оказании комплексной клинико-диагностической и терапевтической помощи ВИЧ-инфицированным пациентам // Материалы международной научно-практической конференции. “Зейгарниковские чтения. Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии”. М., 2020. С. 700-702.
5. Кольцова О.В., Сафонова П.В., Рыбников В.Ю., Штерн М.А. Личностные особенности и поддержание непрерывности лечения у ВИЧ-инфицированных пациентов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16: психология, педагогика. 2013. Вып. 4. С. 49-59. EDN: ROMTST
6. Клиническая психология: энциклопедический словарь / под общ. ред. проф. Н.Д. Твороговой. 2-е изд. М.: Практическая медицина, 2016. 608 с.
7. Мамайчук И.И. Психологическая экспертиза в практике медицинского психолога. Часть 1. Психологическая экспертиза в системе здравоохранения и образования: учебн. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2017. 144 с.
8. Медико-социальная реабилитация после инфекционных заболеваний: монография / В.А. Епифанов, Н.Д. Ющук, А.В. Епифанов [и др.]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. 560 с. DOI: 10.33029/9704-5915-7-2020-MSR-I-560
9. Медицинская реабилитация: учебник / под ред. В.А. Епифанова, А.Н. Разумова, А.В. Епифанова. 3-е изд., М.: ГЭОТАР-Медиа, 2023. 688 с. DOI: 10.33029|9704-7488-4-4MRS-2023-1-688.
10. Морозова Е.В. Алексанин С.С. Реабилитационная приверженность и совладание личности с кризисной ситуацией инвалидизирующей болезни // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 204. С. 502-512. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p502-512 EDN: JKDUUC
11. Персонализированная ВИЧ-медицина / под ред. Н.А. Белякова. СПб.: Балт. мед. образов. центр, 2020. 326 с.
12. Психологические аспекты медицинской реабилитации: учебн. пособие / под ред. Е.Е. Ачкасовой, Н.Д. Твороговой. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. 352 с.
13. Степанова Е.В., Леонова О.Н., Бузунова С.А. Анализ установленной группы инвалидности у пациентов с ВИЧ-инфекцией // Эпидемиология и инфекционные болезни. Актуальные вопросы. 2022. № 1. С. 46-52. DOI: 10.18565/epidem.2022.12.1.46-52 EDN: WLJISA
14. Савченко Г.Н., Кольцова О.В. Тренинг жизнестойкости для ВИЧ-инфицированных женщин // ВИЧ-инфекция иммуносупрессии. 2020. Т. 12, № 3. С. 111-119. DOI: 10.22328/2077-9828-2020-12-3-111-119
15. Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторый метод исследования личности. СПб.: Речь, 2009. 224 с.
16. Углева Е.М., Орел В.И. Профиль инвалида с ВИЧ-инфекцией 18 лет и старше с позиций Международной классификации функционирования // Физическая и реабилитационная медицина. 2023. Т. 5, № 1. С. 83-97. DOI: 10.26211/2658-4522-2023-5-1-83-97 EDN: IDHTFU
17. Хохлова Г.Н., Кольцова О.В., Исаева Е.Р. [и др.]. Когнитивный тренинг как технология защиты и восстановления функций центральной нервной системы у пациентов с инфекционной патологией // ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. 2023. Т. 15, № 2. С. 19-36. DOI: 10.22328/2077-9828-2023-15-2-19-36 EDN: PCNEWU
18. Чернявская О.А., Иоанниди Е.А. Тип отношения к болезни людей, живущих с ВИЧ, как предиктор их личностного реабилитационного потенциала // ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. 2015. Т. 7, № 3. С. 75-79. EDN: UMSCQL
19. Шаболтас А.В. Психологические основы превенции ВИЧ-инфекции. 2-е изд., перераб. СПб.: Изд-во С.-Пе-терб. ун-та, 2022. 536 с. EDN: PDOWKE
20. Alebel A., Wagnew F. Essay in Rehabelitation of Patients Living with HIV/AIDS // Rehabelitation Sciences. 2017. Vol. 2, N. 1. Р. 1-5. DOI: 10.11648/j.rs.20170201.11
21. Alford K., Daley S., Banerjee S. [et al.]. Quality of life in people living with HIV-associated neurocognitive disorder: A scoping review study // PLoS One. 2021. Vol. 16 (5). e0251944. DOI: 10.1371/journal.pone.0251944 EDN: ONREVU
22. Becker J.T., Dew M.A., Aizenstein H.J. [et al.]. A pilot study of the effects of internet-based cognitive stimulation on neuropsychological function in HIV disease // Disability and Rehabilitation. 2012. Vol. 34, Iss. 21. Pp. 1848-1852.
23. Chan T., Marta M., Hawkins C. [et al.]. Cognitive and Neurologic Rehabilitation Strategies for Central Nervous System HIV Infection // Review Curr HIV/AIDS Rep. 2020 Oct. Vol. 17 (5). Pp. 514-521. 10.1007/s11904- 020-00515-0. DOI: 10.1007/s11904-020-00515-0
24. Cobbing S., Hanass-Hancock J., Myezwa H. Home-based rehabilitation interventions for adults living with HIV: a scoping review // Afr J AIDS Res. 2016. Vol. 15 (1). Pp. 77-88. DOI: 0.2989/16085906.2016.1159968.
25. Cobbing S., Chetty V., Hanass-Hancock J. [et al.]. Knowing I can be helpful makes me feel good inside, it makes me feel essential: community health care workers’ experiences of conducting a home-based rehabilitation intervention for people living with HIV in KwaZulu-Natal, South Africa // AIDS Care. 2017 Oct. Vol. 29 (10). Pp. 1260-1264. DOI: 10.1080/09540121.2017.1290208
26. Conyers L.M., Boomer K.B. Examining the role of vocational rehabilitation on access to care and public health outcomes for people living with HIV/AIDS.Comparative Study // Disability and Rehabilitation. 2014. Vol. 36 (14). Pp. 1203-1210. DOI: 10.3109/09638288.2013.837968
27. Conyers L.M., Boomer K.B. Validating the client-focused considering work model for people living with HIV and quantifying phases of change of commitment to work // Disability and Rehabilitation. 2017. Vol. 39, Iss. 11. Pp. 1087-1096.
28. Elendu C., Aguocha M.C., Okeke C.V. [et al.]. HIV-related neurocognitive disorders: Diagnosis, Treatment, and Mental Health Implications: A Review // Medicine (Baltimore). 2023 Oct 27. Vol. 102(43). e35652. 10.1097/ MD.000000000003562. DOI: 10.1097/MD.000000000003562
29. Ezeamama A.E., Sikorskii A., Sankar P.R. [et al.].Computerized Cognitive Rehabilitation Training for Ugandan Seniors Living with HIV: A Validation Study //j. Clin. Med. 2020 Jul 7. Vol. 9 (7). P. 2137. DOI: 10.3390/jcm9072137 EDN: YBVGFT
30. Gallagher S., Biro S., Creamer E. [et al.] “It’s a hidden issue”: exploring the experiences of women with HIV-associated neurocognitive challenges using a disability framework // Disability and Rehabilitation. 2013. Vol. 35, Iss. 1. Pp. 36-46. DOI: 10.3109/09638288.2012.687029
31. Gomes-Neto M., Saquetto M.B., Alves I.G. [et al.]. Effects of Exercise Interventions on Aerobic Capacity and Health-Related Quality of Life in People Living With HIV/AIDS: Systematic Review and Network Meta-Analysis // PhysTher. 2021 Jul 1. Vol. 101 (7). pzab092. DOI: 10.1093/ptj/pzab092 EDN: MPRMJI
32. Ibeneme S. C., Uwakwe V.C., Myezwa H. [et al.]. Impact of exercise training on symptoms of depression, physical activity level and social participation in people living with HIV/AIDS: a systematic review and meta-analysis // BMC Infect Dis. 2022 May 16. Vol. 22 (1). P. 469. DOI: 10.1186/s12879-022-07145-4
33. Juengst S., Skidmore E., Pramuka M. [et al.]. Factors contributing to impaired self-awareness of cognitive functioning in an HIVpositive and at-risk population // Disability and Rehabilitation. 2012. Vol. 34, Iss. 1. Pp. 19-25. DOI: 10.3109/09638288.2011.587088
34. Lau B., Sharma I., Manku S. [et al.]. Considerations for developing and implementing an online community-based exercise intervention with adults living with HIV: a qualitative study // BMJ Open. 2022 Apr 15. Vol. 12 (4). e059294. DOI: 10.1136/bmjopen-2021-059294 EDN: WVZECA
35. Mehraeen E., Safdari R., Mohammadzadeh N. [et al]. Mobile-Based Applications and Functionalities for SelfManagement of People Living with HIV // Stud/ Health Technol/ Inform. 2018. Vol. 48. Pp. 172-179.
36. Morandi Dos Santos E.C., Augustemak de Lima L.R., Yoong S. [et al.]. Home-based interventions to promote physical activity for people living with HIV - a systematic review // AIDS Care. 2023 Jan. Vol. 35 (1). Pp. 25-34. DOI: 10.1080/09540121.2022.2091102 EDN: VVTCVI
37. Nhunzvi C., Langhaug L., Mavindidze E. [et al.]. Occupational justice and social inclusion in mental illness and HIV: a scoping review protocol // BMJ Open. 2019 Mar 9. Vol. 9 (3). e024049. DOI: 10.1136/bmjopen-2018-024049 EDN: PNTHDH
38. Nixon S.A., Bond V., Solomon P. [et al.]. Optimism alongside new challenges: using a rehabilitation framework to explore experiences of a qualitative longitudinal cohort of people living with HIV on antiretroviral treatment in Lusaka, Zambia // AIDS Care. 2018 Mar. Vol. 30 (3). Pp. 312-317. DOI: 10.1080/09540121.2017.1363365
39. O’Brien K.K., Ibanez-Carrasco F., Solomon P. [et al.]. Advancing research and practice in HIV and rehabilitation: a framework of research priorities in HIV, disability and rehabilitation // BMC Infect. Dis. 2014. Vol. 14. P. 724. DOI: 10.1186/s12879-014-0724-8 EDN: ZVVOIR
40. O’Brien K.K., Solomon P., Trentham B. [et al.]. Evidence-informed recommendations for rehabilitation with older adults living with HIV: a knowledge synthesis // BMJ Open. 2014 May 14. Vol. 4 (5). e004692. 10.1136/ bmjopen-2013-004692. DOI: 10.1136/bmjopen-2013-004692
41. O’Brien К.К., Bergin C., Solomon P. [et al.]. Cross-cultural applicability of the episodic disability framework with adults living with HIV in Ireland: a qualitative study // Disability and Rehabilitation. 2021.Vol. 43, Iss. 2. Pp. 229-240. DOI: 10.1080/09638288.2019.1621395
42. Oursler K.K., Marconi V.C., Briggs B.C. [et al.]. FIT VET Project Team. Telehealth Exercise Intervention in Older Adults with HIV: Protocol of a Multisite Randomized Trial //j. AssocNurses AIDS Care. 2022. Mar-Apr. Vol. 33 (2). Pp. 168-177. DOI: 10.1097/JNC.0000000000000235 EDN: UQDFTH
43. Sikkema K.J., Ranby K.W., Meade K.S. [et al]. Reductions in traumatic stress following a coping intervention were mediated by decreases in avoidant coping for people living with HIV/AIDS and childhood sexual abuse. Randomized Controlled Trial //j. Consult. Clin. Psychol. 2013 Apr. Vol. 81 (2). Pp. 274-83. DOI: 10.1037/a0030144
44. Scherer M.J. Rehabilitation psychology // I. B. Weiner & W. E. Craighead (Eds.), The Corsini encyclopedia of psychology. NY: Wiley, 2010. Vol. 4. Pp. 1444-1447.
45. Stevens M., Kirsh B., Nixon S. A. Rehabilitation interventions for children living with HIV: a scoping review // Disability and Rehabilitation. 2014. Vol. 36, Iss. 10. Pp. 865-874. DOI: 10.3109/09638288.2013.821184
46. Stevens M.E., Parsons J.A., Read S.E. [et al.]. The relationship between stigma and a rehabilitation framework [international classification of functioning, disability and health (ICF)]: three case studies of women living with HIV in Lusaka, Zambia // Disability and Rehabilitation. 2021. Vol. 43, Iss. 15. Рр. 2149-2156. 10.1080/0963 8288.2019.1693640. DOI: 10.1080/09638288.2019.1693640
47. Stevens M.E., Parsons J.A., Read S.E. [et al.]. The conceptualization of stigma within a rehabilitation framework using HIV as an example // Disability and Rehabilitation. 2019. Vol. 41, Iss. 2. Pp. 235-243. 10.1080/096382 88.2017.1385099. DOI: 10.1080/09638288.2017.1385099
48. Vancampfort D., Mugisha J., Richards J. [et al.]. Physical activity correlates in people living with HIV/AIDS: a systematic review of 45 studies. Review Disability and Rehabilitation. 2018 Jul. Vol. 40 (14). Pp. 1618-1629. DOI: 10.1080/09638288.2017.1306587
49. Vance D.E., McDougall Jr. G.J., Wilson N. [et al.]. Cognitive Consequences of Aging with HIV: Implications for Neuroplasticity and Rehabilitation // Top Geriatr Rehabil. 2014 Jan. Vol. 30 (1). Pp. 35-45. 10.1097/ TGR.0000000000000002. DOI: 10.1097/TGR.0000000000000002 EDN: SRVERH
50. Vance D.E., Cody S.L., Moneyham L. Remediating HIV-Associated Neurocognitive Disorders via Cognitive Training: A Perspective on Neurocognitive Aging // Interdiscip Top Gerontol Geriatr. 2017. Vol. 42. Pp. 173-186. DOI: 10.1159/000448562
51. Wagener M.N., Roelofs P., Miedema H.S. [et al.]. The development of a multidisciplinary, evidence-based guideline for “HIV and employment” // Guideline AIDS Care. 2015. Vol. 27 (2). Pp. 133-141. DOI: 10.1080/09540121.2014.952612
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность. Психологические трудности крайне распространены среди пациентов с опухолевым поражением опорно-двигательного аппарата. Пациенты нередко недооценивают тяжесть своего состояния, что ведет к нереалистичным ожиданиям от лечения и формированию пассивной позиции в лечебном процессе, и это обусловливает актуальность изучения психологического статуса пациентов с опухолевым поражением костей и возможностей психологической помощи данной группе пациентов. Одной из основных мишеней клинико-психологических вмешательств в онкоортопедической клинике является качество жизни пациентов как совокупность переживаний и отношений, ориентированных на осмысление собственного существования, ценности здоровья и возможности личности устанавливать взаимосвязи с внешним миром в соответствии со своими потребностями и индивидуальными возможностями, в т. ч. и в условиях болезни. Цель работы - определение основных направлений психологического консультирования пациентов онкоортопедической клиники в соответствии с имеющимися данными об особенностях их качества жизни (КЖ) и эмоционально-личностной сферы. Методологию составляют анализ эмпирического опыта автора и дескриптивный анализ современной научной литературы, посвященной данной теме. Результаты исследования свидетельствуют о том, что каждая нозологическая группа пациентов в связи с обусловленностью основных параметров качества жизни клинической картиной конкретной формы опухолевого поражения костей нуждается в индивидуальном подходе в рамках психологического консультирования. Важным аспектом психологического консультирования в онкоортопедической клинике является работа с пациентом над видением возможности влиять на свое КЖ в ситуации заболевания и обширного хирургического лечения. Психологическое консультирование при ампутации нижней конечности показано пациентам на всех этапах лечения: в предопреационном периоде, в раннем послеоперационном периоде и на этапе реабилитации. Психологическая помощь в предоперационном периоде включает работу с острыми реакциями, вызванными необходимостью калечащей операции. Ранний послеоперационный этап ставит перед пациентом задачу изменения схемы тела и работы с фантомными ощущениями. Консультирование пациентов с опухолевым поражением позвоночника в предоперационном периоде целесообразно направлять на обсуждение реальной клинической ситуации и формирование корректных ожиданий от хирургического лечения, включая прогноз заболевания, возможный уровень физической и социальной активности, предполагаемые ограничения, ожидаемую интенсивность и распространенность болевых ощущений в послеоперационном периоде и длительность процесса реабилитации.
Заключение. В статье представлены основные направления работы с пациентами онко-ортопедической клиники, сформулированные на основании эмпирического опыта автора и дескриптивного анализа ключевых литературных источников по теме публикации.
Актуальность. Информирование родителей детей с нарушениями развития является одним из важных принципов семейно-ориентированного подхода при организации комплексной помощи детям. Одной из задач детской патопсихологии является работа с семьей ребенка, включающая психологическое образование (просвещение) и психологическую поддержку родителей, воспитывающих детей с нарушениями развития. Цель - выстроить структуру и определить содержание психологической образовательной программы для родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Психологическая образовательная программа для родителей, воспитывающих детей с РАС, направлена на восполнение у родителей недостающих знаний об особенностях заболевания и формах медикаментозной и психолого-педагогической помощи детям с РАС. Программа состоит из семи еженедельных встреч продолжительностью 1,5-2 часа по следующим темам: знакомство; понятие «аутизм» и расстройства аутистического спектра; современные подходы к лечению и реабилитации детей с РАС, роль семьи в лечебно-реабилитационном процессе; особенности формирования и развития психических функций у детей с РАС; особенности эмоционального и коммуникативного развития у детей с РАС; особенности организации обучения и коррекционно-развивающих занятий для детей с РАС; подведение итогов, завершение работы группы.
Заключение. Разработка и проведение психологической образовательной программы для родителей должны рассматриваться как необходимое звено начального этапа оказания комплекса лечебно-реабилитационных мероприятий ребенку с нарушением развития. Такие программы не требует значительных затрат и времени на обучение специалистов. Среди положительных эффектов психологического образования - изменение отношения родителей к болезни ребенка в направлении признания факта наличия у ребенка диагноза и повышение родительской приверженности в отношении рекомендаций мультидисциплинарной команды специалистов.
Актуальность. Известно, что войны каждой следующей эпохи существенно отличаются от войн эпохи предыдущей; современные локальные конфликты стали войной ракет, высокоточного оружия, дронов, электронного противодействия, что меняет и характер ранений. На этом фоне посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), в частности у военнослужащих, возникшее после травматических событий, детерминирует сильный страх, беспомощность, ужас, вину, стыд, гнев, что снижает психологическое благополучие пострадавших людей, влияет на их психосоматическое состояние и создает сложности в плане их медикопсихологической поддержки.
Цель. Изучение влияния посттравматических стрессовых реакций на психологическую разумность у военнослужащих с боевой хирургической травмой (огнестрельные и неогнестрельные ранения, закрытые и открытые травмы, комбинированные поражения различными видами оружия, которые относятся к боевой хирургической патологии). Методология. Экспериментально-психологическое исследование по изучению влияния посттравматических стрессовых реакций на психологическую разумность у военнослужащих с боевой хирургической травмой было выполнено у мужчин в возрасте 35,83 ± 9,26 года, которые к моменту исследования находились на стационарном обследовании, лечении и реабилитации по поводу боевой хирургической травмы в соответствии и требованиями нормативных документов в 2022-2023 гг. в течение 6,28 ± 1,1 мес. (рассмотрение вопросов диагностики и лечения поражения целью данного исследования не являлось). Психометрические измерения выраженности посттравматических стрессовых реакций были проведены по Миссисипской шкале для оценки посттравматических реакций (военный вариант) [12], а психологической разумности - по Шкале психологической разумности [16] в адаптации на русском языке [9].
Результаты и их анализ. Установлено, что в группе пациентов с боевой хирургической травмой при проведении адекватных ситуации мероприятий медико-психологического сопровождения у большинства обследованных пациентов психосоматическая адаптация оценивается как хорошая. Больных с нарушением психологической адаптации выявлено немного; возможно, изменения связаны с преморбидными проблемами. Ведущим параметром психологической разумности явилась «Заинтересованность в сфере переживаний», что подразумевает вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки; то есть обследованные пациенты ощущают изменения в своих чувствах, осмысленнее подходят к пониманию собственного поведения и проявляют интерес к мотивам поведения других людей, что важно с точки зрения последующей социальной адаптации.
Заключение. Психологическая профилактика нарушений психической адаптации в непривычных условиях жизнедеятельности предполагает знание различных аспектов жизнедеятельности для формирования адекватного поведения в изменившихся условиях; это позволяет выделить группы риска, в отношении которых по показаниям необходимо проводить профилактические медико-психологические интервенции. Так, по разным данным, наиболее успешным подходом к решению проблемы считается комплексная стратегия, включающая в себя психофармакологические, психологические и реабилитационные методы воздействия на пострадавших.
Актуальность. Ситуация хирургического лечения обладает высоким стрессогенным потенциалом и создает условия для развития предоперационной тревоги, являющейся фактором риска неблагоприятных состояний в постоперационный период.
Цель: определить психологическое содержание и факторы, влияющие на риск развития предоперационной тревоги у детей младшего школьного возраста. Методология. Было обследовано 20 матерей и 20 детей (10 мальчиков, 10 девочек) в возрасте от 8 до 10 лет с ортопедической патологией. Обследование каждого осуществлялось на 2-3-й день после госпитализации, за 3-5 дней до ожидаемого хирургического вмешательства. Психодиагностическое обследование ребенка включало: наблюдение, направленное на оценку степени выраженности признаков тревоги; структурированное интервью; опросник «Шкала явной тревожности у детей» (Children’s Manifest Anxiety Scale (CMAS)); визуальноаналоговую шкалу боли. Психодиагностическое обследование матери включало: анкетирование; опросник «Оценка уровня тревожности ребенка» (Захаров А. И.); опросник «Диагнос тика отношения к болезни ребенка» (ДОБР); опросник для оценки тревожности «Шкала ситуативной и личностной тревожности» Спилбергера (State Trait Anxiety Inventory (STAI)). Результаты и их анализ. У 80 % детей отмечались поведенческие признаки тревоги (настороженность, скованность, уклонение от контакта, неусидчивость, навязчивые действия, слезливость), адаптация к условиям больницы у значительной доли детей сопровождается нарушениями сна (40 %) и аппетита (60 %). Средние значения по опроснику CMAS соответствуют пограничному уровню (6,6 ± 0,52). На основании наблюдения и опроса была выделена подгруппа (5 мальчиков, 4 девочки) с высоким уровнем предоперационной тревоги. Значимых отличий детей с высоким уровнем предоперационной тревогой по полу, возрасту, составу семьи, наличию/отсутствию сиблингов, возрасту и образованию матери, опыту хирургического лечения, давности заболевания, уровню болевой симптоматики, информированности о лечении выявлено не было. Вместе с тем дети с высоким уровнем предоперационной тревоги отличались более выраженной личностной тревожностью (p = 0,03), чаще упоминали в качестве источника страха возможность врачебных ошибок, а их матери имели более высокий уровень ситуативной тревоги по STAI (p = 0,01) и большую выраженность установок на контроль активности ребенка по ДОБР (p = 0,04).
Заключение. Выраженная предоперационная тревога наблюдается почти у половины детей, ожидающих хирургического лечения, при этом фактором риска предоперационной тревоги выступает личностная тревожность ребенка, а также выраженная тревожная реакция матери и ее установка на ограничение активности ребенка.
Актуальность. Акне - одно из наиболее частых заболеваний, поражающих до 85 % людей в возрасте от 12 до 25 лет и 30-40 % лиц старше 25 лет. Тяжелые формы заболевания встречаются в 5-14 % случаев, что более чем в 1/3 случаев требует серьезного, подчас длительного лечения у дерматолога. Психологический аспект явления и его влияние на повседневное функционирование по-прежнему редко упоминаются. Однако знание взаимосвязи между психологическим статусом и дерматологическим заболеванием необходимо для эффективной терапии акне. Цель исследования. Целью данного исследования является определение влияния гормонального статуса на индивидуальные психологические особенности личности у пациентов мужского пола, больных акне.
Материалы и методы. В исследовании приняло участие 86 человек, из них 58 больных мужского пола в возрасте 15-19 лет с тяжелой и среднетяжелой формой акне (группа больных), группу контроля составили 28 здоровых мужчин. Определялся гормональный статус обследованных (содержание в сыворотке крови кортизола, эстрадиола, пролактина, дигидротестостерона, свободного тестостерона, Т3, Т4). Анализ динамики изменения психологического состояния пациентов, страдающих акне, проводился с применением 16-факторного опросника Кеттелла. Статистическая обработка результатов исследования выполнена использованием пакетов прикладных программ Microsoft Excel.
Результаты. В группе пациентов 16-19 лет изменения в гормональной системе заключались в повышении уровней ДГТС, повышении сывороточной концентрации кортизола, Т3, в сравнении с группой здоровых лиц.
Заключение. При исследовании взаимосвязей между величинами гормонального статуса (эстрадиола, кортизола, СТС и ДГТС) в группе больных акне выявлены значимые сильные корреляционные связи между показателями гормонов (кортизол, Т3 и ДГТС) и психологическими характеристиками личности больных: менее выражены терпимость и эмпатия, решительность, открытость, отмечается снижение настроения.
Актуальность. Существует множество источников, посвященных исследованию выгорания, однако в современной психологической науке еще нет единого представления о механизмах его происхождения. Цель нашего исследования: анализ взаимосвязей между «ингибиторами», «катализаторами» и показателями психического выгорания специалистов социономических профессий. В исследовании приняло участие 229 человек: социальные работники (89 человек) и учителя (140 человек), женщины, в возрасте от 22 лет до 71 года.
Материалы и методы. В работе был использован метод тестирования (опросник «Профессиональное выгорание», опросник волевого самоконтроля и т. д.) с последующей аналитикосинтетической обработкой полученных данных методом корреляционного анализа.
Результаты. Полученные данные о взаимосвязи выгорания с личностными особенностями работников социономических профессий дают основания предположить, что есть определенные точки приложения для воздействия на них в процессе психотерапии.
Заключение. Проведенное исследование может сыграть важную роль в управлении рабочим стрессом и минимизации рисков синдрома выгорания, помочь разработать психотерапевтическую стратегию по совладанию с выгоранием у специалистов социономических профессий.
Актуальность. В современном мире сердечно-сосудистые заболевания лидируют по уровню распространенности и вызываемой ими смертности. Одним из наиболее распространенных сердечно-сосудистых заболеваний является ишемическая болезнь сердца (ИБС). Современное лечение ИБС включает как фармакотерапевтические, так и кардиохирургические методы. Известно, что психологические факторы соучаствуют в этиопатогенезе болезни, могут влиять на течение и прогноз. Для планирования и совершенствования мероприятий психологической реабилитации целесообразно выявление особенностей психологических характеристик, их динамики в послеоперационном периоде. Традиционно исследования психологических особенностей пациентов проводятся в период стационарного лечения и направлены на выявление выраженности и динамики конкретных показателей (например, тревоги, депрессии, копинг-поведения, личностных особенностей и т. д.). Тем не менее в плане целостного понимания особенностей проявлений комплекса изучаемых характеристик, их взаимосвязей и изменений на разных этапах лечения и реабилитации представляет интерес подход, предполагающий изучение факторной динамики психологических показателей. Цель работы - выявление динамики психологических факторов на основе комплекса психологических характеристик (включая психоэмоциональную и когнитивную сферу, совлада-ющее поведение, качество жизни) у пациентов с ИБС после коронарного шунтирования. Материал и методы. Обследовано 254 пациента с ИБС, которым выполнялось коронарное шунтирование (КШ). Этапы исследования: 1) до операции; 2) после операции на этапе стационарного лечения; 3) через 3 месяца после операции. Использовался клиникопсихологический метод и следующие психодиагностические методики: Trail-Making Test (ТМТ-тест), проба «Запоминание 10 слов» (А. Р. Лурия), интегративный тест тревожности (ИТТ), шкала астенического состояния Л. Д. Малковой, Т. Г. Чертовой, опросник выраженности психопатологической симптоматики SCL-90-R, опросники «Способы совладающего поведения» (ССП) Лазаруса (Р. Лазарус, С. Фолкман), «Краткий общий опросник оценки статуса здоровья» (SF-36), личностный опросник «Большая пятерка» (Big five). Результаты и их анализ. Был выполнен факторный анализ полученных данных. Изучена факторная динамика. Фактор «Психопатологические проявления и снижение памяти, внимания» характеризуется тенденцией повышения на 2-м этапе и снижением на последнем этапе исследования. Фактор «Тревожно-фобические проявления»: в динамике выявлены тенденция понижения на 2-м и значимое усиление на 3-м этапе. Фактор «Направленность на совладание с трудностями»: выраженность фактора отчетливо и последовательно снижается от 1-го этапа исследования к 3-му. Фактор «Сниженное качество жизни и неудовлетворительное соматическое состояние»: отмечается значимое усиление выраженности данного фактора ко 2-му этапу исследования и его «падение» к 3-му этапу. Фактор «Невротические проявления тревожно-мнительного типа» наиболее выражен на 1-м этапе, ко 2-му этапу его выраженность уменьшается, но вновь повышается к 3-му. Фактор «Астенические проявления на фоне агрессивных тенденций» не характеризуется выраженной динамикой (отмечено лишь незначительное повышение выраженности данного фактора на 2-м этапе и «плавное» снижение на 3-м).
Заключение. В ходе обработки данных было получено 6 психологических факторов на основе изучаемых психологических характеристик. В результате изучения факторной динамики получены данные, представляющие значимость с практической точки зрения. В частности, для планирования психологических реабилитационных мероприятий особенно значимой является информация о повышении выраженности фактора «Тревожно-фобические проявления» на 3-м этапе исследования (до уровня, превышающего показатели доопераци-онного этапа); последовательное снижение (от 1-го ко 2-му и от 2-го к 3-му этапу) фактора «Направленность на совладание с трудностями». Полученные результаты целесообразно учитывать в процессе реабилитации пациентов с ИБС после КШ.
Введение. Профессиональная деятельность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, относится к экстремальной, нередко сопряженной с запредельными эмоциональными нагрузками, повышающими риск развития психических расстройств. Цель - оценить динамику развития психических расстройств у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, Минобороны России за 13 лет с 2009 по 2021 г. Материал и методы. Объект исследования составили показатели первичной заболеваемости военнослужащих Минобороны России, проходящих военную службу по контракту (офицеры, прапорщики, старшины, сержанты и рядовые). Использовали данные из открытых ежегодных статистических сборников «Показатели состояния здоровья военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, а также деятельности военно-медицинских подразделений, частей и организаций». Показатели психических расстройств военнослужащих оценили на 10 тыс. человек (х10-4). Нозологии соотнесли с группами в V классе болезней «Психические расстройства и расстройства поведения» по Международной статистической классификации болезней и причин смерти, связанных со здоровьем 10-го пересмотра (МКБ-10). Указаны среднегодовые уровни в виде средних арифметических показателей и их ошибок (M ± m). Результаты и их анализ. Уровень первичной заболеваемости психическими расстройствами у военнослужащих по контракту был (25,93 ± 1,12) • 10-4 с долей 0,5 % от всей первичной заболеваемости по 19 классам болезней по МКБ-10. Как правило, отмечалась динамика уменьшения заболеваемости по всем группам нозологий. Уровень первичной заболеваемости военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, психическими расстройствами в 2011-2021 гг. был статистически достоверно меньше (p < 0,001), чем у взрослого населения трудоспособного возраста. 1-й ранг значимости психических расстройств составили показатели невротических, связанных со стрессом, и соматоформных расстройств с уровнем (15,74 ± 0,80) • 10-4 и долей от структуры 60,8 %, 2-й ранг - психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ - (4,35 ± 0,60) • 10-4 и 16,8 %, 3-й ранг - органических, включая симптоматических, психических расстройств (1,56 ± 0,37) • 10-4 и 6,0 % соответственно. Совокупный удельный вес случаев по указанным причинам первичной заболеваемости психическими расстройствами военнослужащих по контракту составил 83,6 %.
Заключение. Проведение целенаправленных, исходя из преобладающих психических расстройств, и дифференцированных (с учетом категории военнослужащих) психопрофилактических мероприятий позволяет не только сохранить психическое здоровье военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, но и продлить их профессиональное долголетие.
Актуальность и цель. Психологическая реабилитация пациентов отделения первого психотического эпизода не теряет своей актуальности в силу молодого возраста, трудоспособности и высокого реабилитационного потенциала данной категории пациентов. Одним из тяжелых и драматичных проявлений болезни является повышенный риск суицидального поведения, связанный не только с психопатологическими переживаниями, но и с психологическим стрессом от факта заболевания, необходимости длительной психофармакотерапии, регулярного наблюдения. Поиск наиболее значимых клинических, социально-демографических и психологических характеристик пациентов с повышенным риском суицидальной активности является целью настоящего исследования. Материал и методы. Исследовано 139 пациентов: 60 (43,2 %) мужчин и 79 (56,8 %) женщин; средний возраст 25,65 ± 0,53 года. Среди этой выборки по результатам анализа медицинской документации были выделены две группы пациентов: с суицидальным риском (74 чел.) и без суицидального риска (65 чел.). Сбор эмпирического материала осуществлялся с помощью авторского структурированного интервью, батареи традиционных патопсихологических проб, опросника депрессивности А. Бека (BDI), тестов-опросников «Мини-мульт» и «Способы совладающего поведения» (ССП). Математико-статистическая обработка данных проводилась с помощью программ SPSS v. 25.0 и Excel 2010. Основные результаты. В группе пациентов с суицидальным риском по сравнению с пациентами без суицидального риска на статистически значимом уровне чаще встречаются следующие клинические и социально-демографические характеристики: молодой возраст (от 18 до 23 лет), невысокий образовательный уровень, диагноз F21.8 «Шизотипическое расстройство личности», сохранная критика к своему состоянию, положительная реакция на госпитализацию в психиатрический стационар, опыт психотерапии до госпитализации, низкая социальная активность и трудности социальной адаптации, конфликтные отношения в семье, наличие психотравмирующих событий, предшествовавших госпитализации, своеобразный внешний вид (тату, самопорезы); также у пациентов с повышенным риском суицида более выражены психологические характеристики: неустойчивость активного внимания, комплекс личност ных и поведенческих черт, измеряемых шкалами «Ипохондрия», «Депрессия», «Истерия», «Психопатия» и «Психастения» (Мини-мульт), «Конфронтация» и «Дистанцирование» (ССП).
Заключение. По результатам проведенного исследования пациентов, перенесших первый психотический эпизод, с наличием и отсутствием риска суицидального поведения, были получены статистически значимые различия по ряду клинических, социально-демографических и психологических параметров. На основании этих данных планируется разработать основные направления психопрофилактической и социореабилитационной работы с пациентами, перенесшими первый психотический эпизод.
Актуальность определяется необходимостью оценки клинических, медико- и клиникопсихологических особенностей пациентов, совершающих пассивный и активный выбор психотерапии, что является в настоящее время одной из самых сложных методологических задач в доказательной психотерапии. Цель - сравнительный анализ клинико-психологических характеристик больных с невротическими расстройствами, активно выбирающих психотерапевтическое лечение и принимающих участие в психотерапии пассивно. Методология. Основными методами, использованными в работе, были клинический и клинико-психологический. В настоящем исследовании описывается сравнительная динамика клинико-психологических характеристик прошедших психотерапевтическое лечение пациентов, активно и пассивно выбирающих психотерапию. Результаты и их анализ. Результаты предшествующих исследований показали, что более эффективным для пациентов являются активный выбор психотерапии как ведущего метода помощи, что подтверждалось снижением выраженности симптоматики и большинства клинико-психологических характеристик. У пациентов, которые пассивно выбирали психотерапию, несмотря на уменьшение страданий и улучшение ряда клинико-психологических характеристик, отмечалось также и снижение уровня «конструктивной агрессии», способствующего уменьшению желания открыто проявлять эмоциональные переживания, формировать и реализовывать свои жизненные цели. У таких пациентов отмечалось усиление отдельных симптомов, способствующих росту межличностной изоляции, снижался уровень интернальности в области отношения к здоровью и болезни. В настоящей публикации приводятся сравнительные данные двух групп - пациентов, активно выбирающих психотерапию, и пациентов, выбирающих психотерапию пассивно.
Заключение. Полученные данные указывают на специфичность динамики клинических и клинико-психологических характеристик и дают основания предполагать позитивное влияние активного выбора психотерапии на ее эффективность, а также говорить о большем адаптационном значении невротической симптоматики, направленной на управление межличностной дистанцией, у пациентов, пассивно выбирающих психотерапию.
Издательство
- Издательство
- ВЦЭРМ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 194044, город Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 4/2 литер а, помещ. 1н
- Юр. адрес
- 194044, город Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 4/2 литер а, помещ. 1н
- ФИО
- Алексанин Сергей Сергеевич (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- medicine@nrcerm.ru
- Контактный телефон
- +8 (812) 3393939
- Сайт
- https://nrcerm.ru/