[1] Боярский, П. В. Пути создания науки о памятниках // Памятники Отечества. – 1983. – № 2(8). – С. 36-41; его же. Теоретические основы памятниковедения (постановка проблемы) // Памятниковедение. Теория, методология, практика : сб. науч. трудов / Ред.-сост. П. В. Боярский.– Москва : НИИК, 1986; его же. Введение в памятниковедение. – Москва : Культура и Мировой океан, 1990; его же. Теория и практика исторического эксперимента // Исторический эксперимент: теория, методология, практика : сб. науч. трудов / Отв. ред. П. В. Боярский.– Москва : НИИК, 1990. – С. 9-57.
[2] Боярский, П. В. Теория и практика исторического эксперимента… С. 9-10.
[3] Личный архив автора.
[4] Слово «ладья» («лодья») звучит даже в самом наименовании этого древнего города: «как звучит… Лодейное Поле – город, уезд которого до сих пор считает судостроение одним из первостепенных своих промыслов… известно, что Новоладожский уезд ещё и в наши дни является центром судового промысла для всего Петербургского края» (Загоскин, Н. П. Русские водные пути и судовое дело в допетровской России. – Казань, 1910. – С. 384).
[5] Сорокин, П. Е. Судостроительная традиция Северо-Запада Руси в средневековье // Новгород и Новгородская земля. История и археология : материалы науч. конф. – Новгород, 1993. – Вып. 7. С. 122–128; его же. Водные пути и судостроение на северо-западе Руси в средневековье. – Санкт-Петербург, 1997.
[6] Загоскин, Н. П. Указ. соч. С. 358–360.
[7] Скандинавские саги говорят о городе Альдоге (Ладога) как о древнем складочном месте в торговле Запада с Востоком; весьма важное значение имел город Ладога (Альдаген) и в торговле Новгорода с Ганзейским союзом городов. (Там же.)
[8] «X-XIII вв. – начало славянского расселения на Севере… археологические материалы XI-XIII веков из районов… Белозерье, Каргополье, Важская земля… здесь уже сформировались мощные центры колонизации… Включение этих регионов в состав древнерусского государства ставило под его контроль основные водные артерии Севера… Несомненно, дорога к Белому морю была проложена не позднее начала XI века» (Макаров, Н. А. Восточные славяне: освоение новых территорий. – Москва, 1993. – С. 3-4).
[9] Упоминания о различных типах русских судов в новгородских и псковских летописях в разные периоды истории представлены в указанных выше монографиях П.Е.Сорокина.
[9] Саватеев, Ю. А. Каменная летопись Карелии. – Петрозаводск, 1990. – С. 14-53.
[11] Эш, Г. В. Руководство для любителей парусного спорта. – Санкт-Петербург, 1895. – С. 58.
[12] Андреев, А. П. Ладожское озеро. Ч. 1. – Санкт-Петербург,1875. – С. 35-37.
[13] Там же.
[14] «Со» – совместно (совозводить, совозносить, совозвставать, соучаствовать), совокуплять (соединять, собирать вместе). (Даль, В. И. Толковый словарь живого русского языка. Т. IV. – Москва, 1995. – С. 255.)
[15] Загоскин, Н. П. Указ. соч. С. 405.
[16] Экспертиза была выполнена в декабре 2018 г. комиссией «Дендрохронология» Вологодского отделения Русского географического общества.
[17] Обмеры останков судна и его изучение были выполнены группой специалистов Института Наследия под руководством д.и.н. А.В.Окорокова.