ISSN 1818-6653 · EISSN 2713-1327
Язык: ru

Статья: Метакомпетенция самости как результат профессионального саморазвития будущего педагога начального образования (2024)

Читать онлайн

Введение. В представленном исследовании рассматривается тема профессионального саморазвития будущего педагога начального образования. Результатом этого процесса является метакомпетенция самости. Подробно анализируется понятие «метакомпетентность» в трактовках различных авторов, представлены отличительные особенности метакомпетенции и компетенции. Обосновывается необходимость подготовки новых условий, форм обучения и технологий, которые позволят увеличить вовлеченность обучающихся в образовательную деятельность и профессиональное саморазвитие, поскольку данный процесс является организуемым и рассматривается как системная структура на основе иерархии эволюции самости. Новизна исследования заключается в том, что впервые в научный оборот введено понятие «метакомпетенция самости», рассмотрены теоретические основы данного феномена и его связь со смежными определениями, представлена структура «метакомпетенции самости».

Материалы и методы. Выбор методов исследования определялся целью, достижение которой требовало прежде всего обобщения теоретических основ профессионального саморазвития, компетенций и метакомпетенций, во-вторых, это описание и обоснование взаимозависимости процессов: профессионального саморазвития, самости и метакомпетенции. В этой связи в исследовании применялись такие теоретические методы как анализ, обобщение, систематизация и конкретизация научных данных. При использовании теоретических методов исследования определены сущностные характеристики понятия «самость», содержание и виды метакомпетенций; структура «метакомпетенции самости» в совокупности соответствующих метазнаний, метаумений, метаспособов, метаопыта.

Результаты. В работе представлено авторское понятие «профессиональное саморазвитие будущего педагога начального образования» и на его основе раскрыто определение «самость», поскольку, несмотря на потребность общества в компетентных специалистах, наличие ресурсов и возможностей для профессионального роста, у студентов нет желания осуществлять такую деятельность, что представляет собой серьезную психолого-педагогическую проблему. В исследовании охарактеризованы теоретические основы «метакомпетенции самости» как результата профессионального саморазвития будущего педагога начального образования. Представлена «метакомпетенция самости», включающая в себя метазнания, метаумения, метаспособы, метаопыт и т.д., что являет собой все аспекты образования личности педагога, а также необходимость постоянно совершенствовать и повышать уровень своего профессионализма. Она является прямым результатом процесса профессионального саморазвития потенциальных учителей начальной школы. Рассмотрена её структура, включающая такие компоненты, как самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование, творческая самореализация, а также представлена цикличность процесса профессионального саморазвития педагога начального образования.

Обсуждение и выводы. В данном исследовании введено в научный оборот понятие «метакомпетенция самости», которое включает в себя метазнания, метаумения, метаспособы, метаопыт и т. д., что являет собой все аспекты профессионального образования личности педагога, а также необходимость постоянно совершенствовать и повышать уровень своего профессионализма, структурные компоненты, такие как самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование, творческая самореализация. На основе анализа теоретических источников, практических действий будущих педагогов начального образования делается вывод о том, что личностное и профессиональное развитие будущего педагога начального образования трансформируется в саморазвитие в результате изменения его «самости».

Ключевые фразы: компетенция, метакомпетенция, профессиональное саморазвитие, САМОСТЬ, метакомпетенция самости, педагог начального образования
Автор (ы): Сергеева Бэлла Владимировна
Соавтор (ы): Микерова Галина Жоршовна
Журнал: ВЕСТНИК ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А.С. ПУШКИНА

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.923.2. Развитие личности. Самосознание. Идентичность личности. Я. Я и другие. Я и тело. Внутреннее Я. Я как личность. Я и общество
377.8. Средняя педагогическая подготовка. Учительские институты.Педагогические техникумы
Для цитирования:
СЕРГЕЕВА Б. В., МИКЕРОВА Г. Ж. МЕТАКОМПЕТЕНЦИЯ САМОСТИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // ВЕСТНИК ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А.С. ПУШКИНА . 2024. 4
Текстовый фрагмент статьи