В статье, состоящей из двух частей, рассматривается активная политика занятости в государствах благосостояния и её влияние на положение лиц с инвалидностью трудоспособного возраста. на базе материалов научных исследований и данных опросов населения в странах ЕС и ОЭСР проанализированы тенденции активной политики занятости в отношении лиц с умеренными и серьёзными нарушениями в государствах благосостояния разных моделей за период с 2010 по 2020 г. В первой части статьи раскрыты подходы активной политики к удержанию на рынке труда, к оказанию услуг содействия занятости, к сокращению рисков безработицы, к трудоустройству лиц с инвалидностью. Рассмотрены принципы трансформации пособий по инвалидности, временной нетрудоспособности, безработице, поддержанию доходов и применения персональных мер - стимулов и санкций, которые основаны на повышении ответственности граждан за собственное благополучие. Показана роль фактора дерегулирования сферы занятости в подходах активной политики к расширению предложения рабочей силы и поддержанию спроса со стороны работодателей. Раскрыты приоритеты активных мер содействия занятости, основанные на сокращении издержек и повышении отдач от вложений, их влияние на трудоустройство граждан с разной степенью нарушений. Выявлены результаты активной политики (разрыв занятости и уровень безработицы) и их устойчивость в отношении лиц с умеренными и серьёзными нарушениями.
Идентификаторы и классификаторы
Переориентация политики в отношении лиц с инвалидностью трудоспособного возраста в «новом» государстве благосостояния обусловила движение от социального обеспечения к приносящей доход деятельности на открытом рынке труда [1].
Список литературы
1. Taylor-Gooby P., Gumy J. M., Otto A. Can “New Welfare” address poverty through more and better jobs? Journal of Social Policy. 2014;44(1):83-104. DOI: 10.1017/S0047279414000403
2. Кулагина Е. В. Новая политика государств благосостояния: контекст для анализа положения лиц с инвалидностью // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8, № 4. С. 121-136. DOI: 10.19181/snsp.2020.8.4.7660 EDN: HUSTHB Kulagina E. V. The new welfare state policy: a context for analyzing the situation of persons with disabilities. Sociological science and social practice=Sociologicheskaya nauka i social’naya praktika. 2020;8(4):121-136. (In Russ.). DOI: 10.19181/snsp.2020.8.4.7660
3. Кулагина Е. В. Активная политика занятости в отношении лиц с инвалидностью // Социологическая наука и социальная практика. 2023. Т. 11, № 4. С. 78-111. DOI: 10.19181/snsp.2023.11.4.4 EDN: HRCKWN Kulagina E. V. Active market labour policies towards people with disabilities. Sociological science and social practice=Sociologicheskaja nauka i social’naja praktika. 2023;11(4):78- 111. (In Russ.)]. DOI: 10.19181/snsp.2023.11.4.4
4. Dengler K. Effectiveness of active labour market programmes on the job quality of welfare recipients in Germany. Journal of Social Policy. 2019;48(4):807-838. DOI: 10.1017/S0047279419000114 EDN: FLDWJM
5. Reasonable accommodation and sheltered workshops for people with disabilities: costs and returns of investments. Brussels: European Union. European Parlament. 2015. Available at: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2015/536295/IPOL_STU(2015)536295_EN.pdf (accessed: 13.10.2024).
6. Labour market policy - expenditure and participants. Data 2019. European Commission. Luxembourg: Publications Office of the European Union; 2021. 208 р. DOI: 10.2767/995509
7. Fichtl A. Mini- and midi-Job in Germany. Effects of marginal employment on unemployment. FORES Policy Paper. 2015;(3):01-54. Available at: https://fores.se/publikation/mini-and-midi-jobs-in-germany/ (accessed: 27.10.2024).
8. Employment outlook 2009. Tackling the jobs crisis. Paris: OECD. 2009. 10.1787/ empl_outlook-2009-en. DOI: 10.1787/empl_outlook-2009-en
9. Zwan R. v. d., Beer P. Т. d. The disability employment gap in European countries: What is the role of labour market policy? Journal of European Social Policy. 2021;31(4):473-486. DOI: 10.1177/09589287211002435 EDN: GVCWAG
10. Immervoll H., Kleven H. J. Kreiner C. Th. [et al.]. Welfare reform in European countries: a microsimulation analysis. The Economic Journal. 2007;(117):1-44. DOI: 10.1111/j.14680297.2007.02000.x
11. Employment outlook 2019: The Future of work. Paris: OECD; 2019. 339 р. DOI: 10.1787/9ee00155-en
12. In It Together: Why Less Inequality Benefits All. Paris: OECD; 2015. 336 р. DOI: 10.1787/9789264235120-en
13. Horn A., Kevins A., Van Kersbergen K. Workfare and attitudes toward the unemployed: new evidence on policy Feedback from 1990 to 2018. Comparative Political Studies. 2023;57(5):818-850. DOI: 10.1177/00104140231178743 EDN: KKNIOY
14. Bauer A., King I. The Hartz reforms, the German Miracle, and labor reallocation. European Economic Review. 2018;(103):1-17. DOI: 10.1016/j.euroecorev.2017.12.010
15. Geiger B. B., van der Wel K. A., Tøge A. G. Success and failure in narrowing the disability employment gap: comparing levels and trends across Europe 2002-2014. BMC Public Health. 2017;17(928):1-7. DOI: 10.1186/s12889-017-4938-8
16. Flüter-Hoffmann Chr., Kurtenacker A., Schmidt J. Menschen mit Beeinträchtigungen auf dem Arbeitsmarkt. Erwerbsbeteiligung, Beschäftigungsstrukturen und persönliche Einschätzungen. IW-Analysen 147. Institut der deutschen Wirtschaft. 2021. Available at: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/247354/1/1778326005.pdf (accessed: 13.10.2024). ISBN: 978-3-602-45648-2
17. Bambra C. Form quotas to sanction: the political economy of rehabilitation in UK. In: I. Haarslof, I. Poulser, K. Larsen eds. New dynamics of disability and rehabilitation: interdisciplinary perspectives. Singapore: Palgrave Macmillan; 2019. Р. 69-96. DOI: 10.1007/978-981-13-7346-6
18. Rauch A., Dornette J. Equal rights and equal duties? Activating Labour Market Policy and the participation of long-term unemployed people with disabilities after the reform of the German welfare state. Journal of Social Policy. 2010;39(01):53-70. DOI: 10.1017/S0047279409990419
19. Burchardt T. The dynamics of being disabled. Journal of Social Policy. 2000;29(04):645- 668. DOI: 10.1017/S0047279400006097 EDN: FOHAVH
20. Кулагина Е. В. Социальное обеспечение лиц с инвалидностью: доступность для граждан трудоспособного возраста. Ч. 1 // Социологическая наука и социальная практика. 2022. Т. 10, № 3. С. 115-133. DOI: 10.19181/snsp.2022.10.3.9200 EDN: AXNSZE Kulagina E. V. Social security of persons with disabilities in welfare States: assistance coverage and anti-crisis regulation. Part 1. Sociological science and social practice=Sociologicheskaya nauka i social’naya praktika. 2022;10(3):115-133. (In Russ.). DOI: 10.19181/snsp.2022.10.3.9200
21. Кулагина Е. В. Социальное обеспечение лиц с инвалидностью: доступность для граждан трудоспособного возраста. Ч. 2 // Социологическая наука и социальная практика. 2022. Т. 10, № 4. С. 8-27. DOI: 10.19181/snsp.2022.10.4.9280 EDN: YKZUFE Kulagina E. V. Social security of persons with disabilities in welfare States: assistance coverage and anti-crisis regulation. Part 2. Sociological science and social practice=Sociologicheskaya nauka i social’naya praktika. 2022;10(4):8-27. (In Russ.). DOI: 10.19181/snsp.2022.10.4.9280
22. Кулагина Е. В. Социальная политика в отношении инвалидов в государствах благосостояния и России: переход к независимой жизни и инклюзии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13, № 10. С. 1944-1971. DOI: 10.24891/ni.13.10.1944 EDN: ZOLDSN Kulagina E. V. Social development: Active employment policy for persons with disabilities. National interests: priorities and security=Nacional’ny’e interesy’: prioritety’ i bezopasnost’. 2017;13(10):1944-1971. (In Russ.). DOI: 10.24891/ni.13.10.1944 EDN: ZOLDSN
23. Кулагина Е. В. Социальное обеспечение лиц с инвалидностью в государствах благосостояния: охват помощью и антикризисное регулирование. Ч. 1 // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9, № 3. С. 107-121. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.3.8436 EDN: NWMYLA Kulagina E. V. Social security of persons with disabilities in welfare States: assistance coverage and anti-crisis regulation. Part 1. Sociological science and social practice=Sociologicheskaya nauka i social’naya praktika. 2021;9(3):107-121. (In Russ.). DOI: 10.19181/snsp.2021.9.3.8436
24. Кулагина Е. В. Социальное обеспечение лиц с инвалидностью в государствах благосостояния: охват помощью и антикризисное регулирование. Ч. 2 // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9, № 4. С. 238-249. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.4.8617 EDN: YPKVGG Kulagina E. V. Social Provision of Disabled People in Welfare States: The Scope of Social Benefits and AntiCrisis Regulation. Part II. Sociological science and social practice=Sociologicheskaya nauka i social’naya praktika. 2021;10(4):8-27. (In Russ.). DOI: 10.19181/snsp.2021.9.4.8617
25. Grammenos St. European comparative data on persons with disabilities - Equal opportunities, fair working conditions, social protection and inclusion, health analysis and trends - Data 2020, European Commission. Luxembourg: Publications Office of the European Union; 2023. 217 р. DOI: 10.2767/67323
26. Employment of disabled people: statistical analysis of the 2011 Labour Force Survey Ad Hoc Module. Eurostat Statistical Working Papers. Luxembourg: EU Publishing; 2015. 144 р. DOI: 10.2785/56001
27. Kubin T., Tratt B. Aktuelle Ausbildungs- und Beschäftigungssituation von Menschen mit Behinderung im Handwerk. Ergebnisse einer empirischen Untersuchung. Deutsche Handwerkinstitut. 2023. Available at: https://lfi-muenchen.de/wp-content/uploads/2023/02/Aktuelle-Ausbildungs-und-Beschaeftigungssituation-von-MiB-im-HW.pdf (accessed: 13.10.2024).
28. Bickenbach J., Posarac A., Cieza A. [et al.] Assessing disability in working age population - a paradigm shift: from impairment and functional limitation to the disability approach. World Bank, Washington, DC. United States of America; 2015. Available at: https://documents1.worldbank.org/curated/ru/272851468164970738/pdf/DisabilityAssessment-Report-June-18-2015.pdf (accessed: 27.10.2024).
29. Lo S. H., Ville Is. The “employability” of disabled people in France: a labile and speculative notion to be tested against the empirical data from the 2008 “Handicap-Santé” study. ALTER: European Journal of Disability Research. 2013;7(4):227-243. DOI: 10.1016/j.alter.2013.09.007
30. Berthoud R. Disability employment penalties in Britain. Work, Employment &Society. 2008;22(1):129-148. DOI: 10.1177/0950017007087420 EDN: JQNTNJ
31. Rasmussen M., Balkus R., Wisseman M. [et al.] The disability benefit programme and its alternatives. In: P. A. Kemp eds. Sick societies?: trends in disability benefits in postindustrial welfare states. Geneva: Int. Social Security Ass; 2006. P. 39-50.
32. Sickness, disability and work: breaking the barriers. A synthesis of findings across OECD countries. Paris: OECD; 2010. 166 p. DOI: 10.1787/9789264088856-en
33. Black D., Daniel K., Sanders S. The impact of economic conditions on participation in disability programs: Evidence from the coal boom and bust. The American Economic Review. 2002;92(1):27-50. DOI: 10.1257/000282802760015595 EDN: DTUQSB
34. Morris Z. A., Zaidi A. Estimating the extra costs of disability in European countries: implications for poverty measurement and disability-related decommodification. Journal of European Social Policy. 2020;30(3):339-354. DOI: 10.1177/0958928719891317 EDN: AVMSSK
35. Dingeldey I. Between workfare and enablement - the different paths to transformation of the welfare state: a comparative analysis of activating labour market policies. European Journal of Political Research. 2007;46(6):823-851. DOI: 10.1080/13501760701497923
36. Geiger B. В. Benefits conditionality for disabled people: stylised facts from a review of international evidence and practice. Journal of Poverty and Social Justice. 2017;25(2):107- 28. DOI: 10.1332/175982717X14939739331010
37. Fothergill S. Welfare to work: time for a rethink. People, Place & Policy. 2010:4(1);3-5. DOI: 10.3351/ppp.0004.0001.0002
38. Bartels C. Long-term participation tax rates. SOEPpapers on multidisciplinary panel Data research at DIW Berlin. 2013;609. Available at: https://www.diw.de/documents/publikationen/73/diw_01.c.432991.de/diw_sp0609.pdf (accessed: 27.10.2024).
39. Fothergil S. Welfare-to-work isn’t working. People, Place and Policy. 2013;7(2):61-65. DOI: 10.3351/ppp.0007.0002.0002
40. Aurich-Beerheide P., Brussig M. Assessment of work ability in competing strands of social insurance: the German case. Journal of Poverty and Social Justice. 2017;25(2):163-176. DOI: 10.1332/175982717X14937395831424
41. Grammenos St. European comparative data on Europe 2020 & People with disabilities. Final report. Centre for European Social and Economic Policy (CESEP ASBL) on behalf of the Academic Network of European Disability Experts (ANED). 2013. Available at: https://includ-ed.eu/sites/default/files/documents/aned_2013_task_6_-_comparative_data_synthesis_report_-_europe2020_final.pdf (accessed: 13.10.2024).
42. Schachler V., Schlummer W., Weber R. (hrsg.) Zukunft der Werkstätten - Perspektiven für und von Menschen mit Behinderung zwischen Teilhabe-Auftrag und Mindestlohn. Bad Heilbrunn: Verlag Julius Klinkhardt; Lebenshilfe Verlag der Bundesvereinigung; 2023. 333 р. :26510. DOI: 10.25656/01
43. Bonoli G. The political economy of Active Labor-Market Policy. Politics & Society. 2010;38(4):435-457. DOI: 10.1177/0032329210381235
44. Dwyer P., Scullion L., Jones K. [et al.] Work, welfare, and wellbeing: The impacts of welfare conditionality on people with mental health impairments in the UK. Social Policy & Administration. 2020;54(2):311-326. DOI: 10.1111/spol.12560
45. Jacobi L., Kluve J. Before and after the Hartz Reforms: the performance of Active Labor Market Policy in Germany. Journal for Labour Market Research. 2007;40(1):45-64. DOI: 10.2139/ssrn.900374
46. Gaskarth G. The Hartz Reforms… and their lesson for the UK. Centre for Policy Studies. 2014. Available at: https://cps.org.uk/wp-content/uploads/2021/07/141024133732TheHartzReforms.pdf (accessed: 29.10.2024).
47. Greve B. The labour market situation of disabled people in European countries and implementation of employment policies: a summary of evidence from country reports and research studies. Academic Network of European Disability Experts (ANED). 2009. Available at: https://ec.europa.eu/employment_social/empl_portal/ede/ANED%20Task%206%20final%20report%20-%20final%20version%2017-04-09.pdf (accessed: 29.10.2024).
48. Lindsay C. Houston D. Fit for purpose? Welfare reform and challenges for health and labour market policy in the UK. Environment and Planning. Economy and Space. 2011;43(3):703-721. DOI: 10.1068/a43442
49. Bound J., Burkhauser R. V. Chapter 51. Economic analysis of transfer programs targeted on people with disabilities. In: O. Ashenfelter, D. Card eds. Handbook of labor economics. 3(1). Amsterdam: Elsevier; 1999. P. 3417-3528. DOI: 10.1016/S1573-4463(99)30042-0
50. Jenkins S. P., Rigg J. A. Disability and disadvantage: selection, onset, and duration effects. Journal of Social Policy. 2004;33(03):479-501. DOI: 10.1017/S0047279404007780 EDN: GIWNET
51. Transforming disability into ability. Policies to promote work and income security for disabled people. Paris: OECD. 2003. DOI: 10.1787/9789264158245-en
52. Metzler Chr., Werner D. Die Erwerbssituation von Menschen mit Behinderung. IW-Trends. 2017;44(4):21-38.
53. Geiger B. B., Garthwaite K., Warren J. [et al.] Assessing work disability for social security benefits: international models for the direct assessment of work capacity. Disability and Rehabilitation. 2018;40(24):2962-2970. DOI: 10.1080/09638288.2017.1366556
54. van Oorschot W. Disability benefit reforms in the Netherlands 1980-2006, Retrenchment and reconstruction In: M. Kautto, J. Bach-Othman. eds. Disability and employment - lessons from reforms. Helsinki: Finnish Centre for Pensions; 2010. Р. 35-52.
55. Lillestø B., Sandvin J. T. Limits to vocational inclusion? Disability and the social democratic conception of labour. Scandinavian Journal of Disability Research. 2014;16(01):45-58. DOI: 10.1080/15017419.2012.735203
56. Barr B., Clayton S., Whitehead M. [et al.] To what extent have relaxed eligibility requirements and increased generosity of disability benefits acted as disincentives for employment? A systematic review of evidence from countries with well-developed welfare systems. Epidemiology & Community Health. 2010;64(12):1106-1114. DOI: 10.1136/jech.2010.111401
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье описаны основные вехи творческого пути видного отечественного учёного-обществоведа, члена-корреспондента РАН, доктора философских наук, профессора Анатолия Васильевича Дмитриева. Представлены достижения в предметных областях и направлениях, ставших центральными в его научно-исследовательской деятельности: социологии политики, миграции в контексте конфликтологии, региональной конфликтологии, конфликтных форм социальной коммуникации - скандала и провокации. Кратко аннотированы его ключевые работы, позволяющие составить научный портрет учёного, проблематика научной деятельности которого приобретает в наши дни особую актуальность.
В статье анализируются результаты опроса экспертов - специалистов по проблематике влияния миграции в Россию представителей стран Средней Азии на изменение основных форм и моделей семейных отношений, сам институт брака как в принимающей стороне, так и странах исхода. Обосновывается вывод, что понятие «семья мигрантов» относится к зонтичным понятиям и охватывает различные формы семей и моделей семейных отношений (супружеских, родительско - детских, родственных) на разных этапах семейной миграционной траектории. Среди форм семей мигрантов экспертами выделены: транснациональные, включая дистантные семьи; вторые, или параллельные; смешанные семьи; фиктивные браки/семьи; воссоединённые; семьи, созданные в миграции в России. Влияние миграции на семьи мигрантов из Центральной Азии в России эксперты предлагают рассматривать не как линейное и однонаправленное, такие семьи оказываются в континууме вариантов, включающем нормы поведения и социальные практики в семейных отношениях, принятые как в отправляющих сообществах, так и в России. Выбор моделей семейных отношений, а также степень влияния миграции на изменения в конкретной семье предположительно обусловливается формой семьи, а также длительностью миграционного опыта.
В статье актуализируется тематика развития трудового потенциала Российской Арктики. Проблемой выступает противоречивость вахтовой занятости в трудодефицитных регионах с точки зрения преимуществ и негативных последствий как для индивида, так и для региона. Цель статьи состоит в анализе ряда установок и представлений вахтовых работников как временных трудовых мигрантов о своей трудовой деятельности для определения в этом типе занятости драйверов развития трудового потенциала Российской Арктики. Изучались следующие нематериальные детерминанты выбора занятости вахтовым методом в суровом климатическом регионе: мотивация, удовлетворённость характеристиками рынка труда, рефлексия личностных качеств и ценностей, лежащих в основе решения о регулярной временной миграции. Исследование проведено среди занятых, приезжающих на работу в Арктическую зону России из неарктических субъектов РФ. Эмпирическая база исследования основана на анкетировании 850 вахтовиков и интервьюировании 13 информантов. При обработке количественных данных использованы простые распределения, таблицы сопряжённости и статистические методы. Методы обработки качественных данных: контент-анализ и тематический анализ. Результаты исследования показали, что вахтовые работники мотивированы соотношением уровня заработной платы и стоимостью жизни в регионе постоянного проживания. Информантами отмечается выравнивание с зарплатами «на материке», но приверженность вахтованию сохраняется из-за его безальтернативости по соотношению преимуществ и ограничений. Для вахтовиков значима ценность величины заработной платы, профессионального развития и надёжности компании-работодателя. Самооценка личностных качеств, детерминирующих выбор работы в труднодоступных местах, связывается вахтовиками с открытостью новому опыту, со стрессоустойчивостью и коммуникабельностью. Выявлена прямая зависимость опыта вахтовой занятости и неготовности переехать в Арктическую зону РФ для постоянного проживания. Результаты обосновывают необходимость учёта объёмов вахтовой занятости при подготовке кадрового прогноза для трудодефицитных регионов, а также будут полезны для рекрутинговой деятельности кадровых служб компаний, функционирующих в Арктической зоне РФ и применяющих вахтовый метод организации труда.
Исходным положением анализа, предпринятого в статье, является утверждение о том, что одним из способов передачи социального опыта в границах концепции адаптации можно считать наставничество, которое выступает ресурсом процесса вхождения в пространство социальных и профессиональных отношений. Проблемой для научного социологического анализа выступает выявление наличия и особенностей экологических практик субъектов - наставников - родителей и педагогов - и тех, на кого должен быть ориентирован процесс наставничества. Эмпирической базой анализа являются данные репрезентативного социологического опроса населения России из многолетнего исследовательского проекта мониторингового типа. Данные показывают, что подростки применяют в своей повседневной жизни природоохранные практики, ориентируясь на семейный опыт в большей степени, чем на опыт наставников - педагогов. Слабая эффективность наставничества в направлении формирования практик осознанного экологического поведения связана с тем, что эти практики не реализуются самими педагогами - наставниками. Более того, ситуация с экологическими практиками отражает общее положение с влиянием наставничества на формирование практик адаптации к социальной среде, что, в свою очередь, обусловлено спецификой социального самочувствия самих наставников.
В статье представлены результаты изучения повседневной деятельности работающих родителей в сфере ухода за несовершеннолетними детьми и их воспитания. Использованы данные мониторинговых исследований (1986-2020 гг.) повседневной деятельности и бюджета времени городских жителей. Рассмотрен состав семей с детьми и проанализированы ресурсные характеристики, которые оказались весьма схожими у родителей. Изучены связи затрат времени родителей на уход за детьми и их воспитание с принадлежностью родителей к отцам и матерям, их возрастом, уровнем образования, религиозной самоидентификацией и уровнем доходов в семьях родителей, а также с некоторыми ценностными ориентирами отцов и матерей. Анализ показал, что объективная картина использования работающими родителями время ресурса на занятия с детьми не согласуется с их субъективным мнением о том, что «занятия со своими детьми, их воспитание является самым главным в жизни обоих супругов». При этом большинство работающих отцов и матерей удовлетворены время затратами и на уход за детьми, и на их воспитание как время ресурсами. Характеристики обеспеченности отцов и матерей другими ресурсами не влияют на их удовлетворённость время затратами. Зафиксирована прямая связь между удовлетворённостью время затратами на воспитание детей и удовлетворённостью родителей жизнью в целом. Анализ нравственных ориентиров родителей, являющихся нравственной базой для процесса социализации несовершеннолетних детей в семье, показал, что более половины нравственных качеств, относящихся к добродетелям, являются нормой для подавляющего большинства отцов и в несколько меньшей степени - для матерей. Вместе с тем формируется тенденция размывания представлений родителей о качествах - добродетелях и антидобродетелях как о норме и отступлении от неё. Кроме того, формируется тенденция, при которой немалая часть родителей, судя по оценкам, не видит положительной жизненной перспективы для своих детей с точки зрения их социальной адаптации, если дети в жизни будут руководствоваться теми же добродетелями, что и сами родители. В первой части статьи анализировались состав, ресурсный потенциал и использование время ресурса родителей по уходу за детьми и их воспитанию. Во второй - нравственные ориентиры и результаты социальной адаптации работающих родителей. Нумерация разделов, таблиц и рисунков сплошная в обеих частях.
В практике социологических исследований рост интереса к различным аспектам социального поведения тем выше, чем острее кризисный период и неопределённость реальности. Сегодня приверженность жизненным ориентирам, устойчивость перед вызовами, гибкость в стратегиях социального поведения приобретает статус ключевого конкурентного преимущества в обеспечении стабильности, безопасности и развития российского общества. Актуальность темы обусловлена запросом на разработку новых подходов к анализу социального поведения, которые позволят учитывать не только объективные условия жизни людей, но и их субъективные представления о желаемом будущем. В статье в границах методологии изучения социального поведения обосновывается концептуализация понятий планов и реальности в горизонте ближнего и дальнего планирования жизненных целей. Авторская модель анализа выбора стратегии социального поведения позволяет учесть не только рациональные, но и аксиологические аспекты социального поведения, а также его связь с жизненными стратегиями, мотивацией, убеждениями. Эмпирической базой являются данные, полученные в ходе общероссийских исследований, проведённых Институтом социологии ФНИСЦ РАН (до 2017 года - Институт социологии РАН) в период 2015-2024 гг. Концептуальная модель апробирована через сопоставление представлений о сферах желаемого и реально достигнутого успеха в реализации жизненных целей через характеристику длины горизонта планирования и восприятия своего будущего. Анализ динамики показал, что семья, работа, личное благополучие составляют ядро представлений об успехе и, как следствие, мотивации достижения и формирования образа будущего. Выявлены негативные тенденции: структурный сдвиг в оценке значимости образования, высокий разрыв между планами и реальными перспективами профессиональной реализации. Высота социальных барьеров в сферах рынка труда и достижения материального благополучия остаётся значимой для существенной части респондентов. По характеристике горизонта планирования личного будущего обнаружены устойчивые тенденции: в оценке текущего положения среди имеющих планы на будущее вдвое больше тех, кто оценивает его как хорошее; доля достигших или много добившихся также выше среди имеющих планы, чем среди тех, кто не строит планов вовсе. Дополнительный ракурс анализа через критерий длины горизонта планирования служит значимым измерением проактивности социального поведения, проявленности ценностей и представлений в конкретных действиях. Результаты исследования могут быть полезны для социологов, занимающихся изучением социального поведения, а также для специалистов, работающих в области социальной психологии, социального управления и прогнозирования; могут способствовать разработке новых методов анализа социального поведения, учитывающих его субъективную составляющую.
В статье анализируются динамика и специфика оценок россиян относительно происходящих изменений в различных сферах жизни на данных исследований, проводившихся Институтом социологии ФНИСЦ РАН в разные годы, показано, что наиболее существенные улучшения, по мнению россиян, происходили за последние почти два десятилетия в динамике уровня и качества жизни населения, а также в сфере образования и здравоохранения. В частности, растёт доля позитивного восприятия ситуации с безработицей и расширением возможностей для заработка, с доступностью жилья и дошкольных учреждений. «Осторожный» позитив отмечается в отношении ситуации с социальной справедливостью, уровнем жизни населения, а также среднего и высшего образования. Однако ни в одной из сфер не фиксируется доминирования позитивных оценок, что свидетельствует о сохраняющихся в них отдельных проблемах, актуальных для разных групп населения. Особого внимания заслуживают сферы, связанные с коллективной безопасностью, в отношении которых фиксируется резкий рост негативных оценок. Рассмотрены группы с относительно гомогенными взглядами на динамику ситуации в разных сферах жизни общества, среди которых примерно равными по численности стали россияне с пессимистичным и умеренно оптимистичным видением происходящих изменений. Установлено, что ключевые различия между этими группами и, соответственно, их запросы на изменение ситуации в тех или иных сферах формируются под действием факторов преимущественно субъективного характера, связанных с восприятием собственного благополучия, количеством переживаемых в последний год проблем, а также некоторыми «мы-идентичностями». В частности, выявлено, что запрос на качественные изменения для пессимистов формируется во многом стихийно и под эффектом совокупного негативного воздействия на их жизнь множества факторов. Запросы на дальнейшие улучшения в ключевых сферах жизни у умеренных оптимистов и «нацеленной на стабильность» части общества более дифференцированы и рационализированы.
В статье представлены результаты исследования особенностей социально-политических диспозиций, характерных для умеренного и убеждённого типов патриотических установок. Дополнительно проведён анализ динамики изменения соотношения долей обоих типов патриотизма в 2024 году в контексте СВО в сравнении с ситуацией относительно «мирного» 2020 года. Эмпирическую базу исследования составили данные массового опроса населения РФ, проведённого Институтом социологии ФНИСЦ РАН в феврале - марте 2024 г. по репрезентативной общероссийской выборке. Объём выборочной совокупности - 2000 респондентов. Для сравнения привлекались данные аналогичного опроса 2020 года. Критерием для типологизации разных вариантов патриотизма является количественное различие в мере поддержки суждений гражданского и охранительного характера, образующих пространство патриотических смыслов эмоционального, когнитивного и поведенческого аспектов отношения к России. По итогам анализа данных оценки степени согласия с суждениями гражданского и охранительного смысла были выделены умеренный и убеждённый типы патриотизма, составляющие в совокупности систему патриотических установок россиян. Анализ взаимосвязей каждого типа патриотизма с широким комплексом социально-политических диспозиций показал, что выделенные типы представляют собой целостные симптомокомплексы взглядов на страну, её нынешнее состояние и перспективы развития, существенно различающиеся по своим устойчивым во времени тенденциям. Такой тенденцией для убеждённых патриотов является ориентация на традиционализм, а для умеренных патриотов - на модернизм. Сравнение данных о распространённости того или иного типа патриотизма 2020 г. с аналогичными данными 2024 г. позволило сделать вывод о том, что если в 2020 году система патриотических установок россиян находилась в устойчивом состоянии с доминированием модернистских тенденций, то в 2024 году произошла «перекидка» всей системы патриотических убеждений в иное по качеству, но столь же устойчивое состояние, но уже с доминированием традиционалистских тенденций. В целом делается вывод о том, что система патриотических установок россиян весьма подвижна в плане активизациикак гражданских, так и охранительных смыслов, что в разных социально-политических контекстах приводит либо к увеличению, либо к уменьшению доли сторонников того или иного из исследованных типов в системе в целом.
Данная статья продолжает серию исследований, посвящённых изучению организации коммуникативного пространства в управлении регионами. Эффективность реализации тех или иных управленческих решений может зависеть от множества факторов, в том числе от качественно выстроенного диалога между заинтересованными субъектами социального управления, представляющими интересы различных категорий граждан. В статье представлены результаты поискового исследования, посвящённого выделению типов организации коммуникативного пространства управления в условиях реализации национальных проектов в регионах с различным уровнем социокультурной модернизации. Основная задача заключалась в определении уровней конструктивного (сбалансированного) и деструктивного (рассогласованного) взаимодействия между субъектами трёх уровней - управленческого, ресурсного и базисного. Вторичная концептуализация данных массового опроса населения (n = 6021) и экспертного онлайн-опроса, проведённых в 12 регионах Российской Федерации, выявила типовые признаки организованной коммуникации между конкретными субъектами в каждой из исследуемых областей. Валидность данных экспертного онлайн-опроса, помимо прочего, подтверждается наличием у экспертов опыта управленческой практики, высшего образования и профессиональной компетентности. Авторами были изучены отношения между субъектами управления (региональными органами власти, местным самоуправлением, бизнес-сообществами, общественными организациями, научными организациями и населением) в каждом регионе. Путём оценки сходств и различий коммуникативных связей были сконструированы типы организации коммуникативного пространства управления регионом: 1) сбалансированный конструктивный, 2) с элементами рассогласования, 3) несогласованный (разбалансированный, деструктивный). В ходе анализа было выявлено, что оценка взаимодействия субъектов управления связана с оценкой стиля управления в регионе; согласие представителей экспертного сообщества с управленческим стилем органов власти региона связано с оценкой характера конструктивности отношений региональных органов власти и населения.
В первой части статьи представлены промежуточные результаты анализа развития правового регулирования социально-экономического развития в РФ. Определены симптомы движения управления к проектному и антропоцентричному типу. Проанализированы ключевые нормативные акты, связанные с социально- экономическим развитием РФ за период с 1995 по 2020 гг. Предметом анализа стали целевые фокусы планирования, роль государства в управлении регионами, характер взаимоотношений федеральной, региональной, муниципальной властей и других субъектов развития, системность и комплексность проработки государственной политики, территориальная унификация или разнообразие в региональном планировании. Промежуточные результаты исследования указывают на складывающееся движение государственного управления от функционального к системному типу, изменение программного подхода целедостижения в сторону проектного. Директивность управления сменяется организацией деятельности по результатам. Управление территориями строится на принципах партнёрских отношений, но пока в них доминирует фактор подчинения, что сильно снижает активность субъектов территориального развития и тормозит реализацию национальных проектов, достижение национальных целей.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru