Дан сравнительно-аналитический обзор публикаций отечественных и зарубежных авторов о ценностных установках информационного поведения студентов с целью оценки степени разработанности этого комплекса вопросов в современном научном дискурсе.
Обзор проведен на базе массива работ, сформированного путем поиска в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU и международной наукометрической базе данных Dimensions. Основными методами исследования выступили теоретический анализ научной литературы, сравнение, систематизация и библиометрический анализ.
В ходе проведенного исследования установлено, что ценностные установки информационного поведения студентов выступают предметом изучения в трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей с начала ХХ века.
В российском научном дискурсе они рассматриваются в границах других вопросов информационного поведения студентов и пока глубоко не анализировались. Активность зарубежных исследователей более высока, и на ценностях и нормах информационного поведения студентов фокусируется ряд эмпирических исследований.
Отмечено, что тема информационного поведения студентов вызывает растущий научный интерес за рубежом. В России тренда роста публикационной активности по этой теме не наблюдается.
Полученные результаты визуализированы в графиках. Теоретическая и практическая значимость исследования определяется высокой актуальностью темы ценностных установок информационного поведения студентов в проблемном поле современного высшего образования.
Идентификаторы и классификаторы
Серьезный вызов системе российского высшего образования содержится непосредственно в одном из ключевых ее авторов — студентах, их ценностных установках и ориентациях.
При получении образования студенты постоянно вовлечены в процессы поиска, отбора, преобразования и передачи информации; при этом качество взаимодействия с информацией определяет успешность их профессионального становления и личностного развития.
Мотивы, которые побуждают обучающихся к поиску информации, практикуемые подходы к ее использованию репрезентируют сложившуюся ценностную модель информационного поведения студентов.
Список литературы
1. Абрамчук О. В., Кожевникова С. Ю. Информационное поведение студентов в процессе обучения в условиях цифровизации общества и экономики // Архитектура университетского образования: построение единого пространства знаний: сб. тр. IV нац. науч.-метод. конф. с междунар. участием. - СПб., 2020. - Т. 2. - С. 14-22. EDN: FEWPPM
2. Головлева Е. Л., Мухаев Р. Т. Информационная политика и информационное поведение: тренды, стратегии, технологии: моногр. - М., 2015. - 107 с.
3. Кисляков П. А. Особенности информационного поведения студенческой молодежи в период пандемии COVID-2019 // Психологические проблемы личности и общества в условиях эпидемиологической угрозы: cб. ст. Всерос. конф. с междунар. участием. - М., 2021. - С. 376-383. EDN: ORTTQK
4. Кулакова Е. В. Информационное поведение специалистов: сущность и пути изучения: автореф. дис.... канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 20 с. EDN: ZNNZHL
5. Лопатина В. А. Информационное поведение студентов как составляющая качества образования // Качество образования: менеджмент, достижения, проблемы: материалы 6-й Междунар. науч.-метод. конф. - Новосибирск, 2005. - С. 661-663. EDN: SBKHNP
6. Макухина А. В. Информационное поведение студентов в условиях трансформации книжной культуры // Городские молодежные культуры: навигаторы, коллаборации, креативность: материалы XLVII науч.-творч. конф. - Самара, 2019. - С. 183-185. EDN: HGIFWN
7. Матвиенко Д. В. Культура информационного поведения пользователей интернет: философско-культурологическое исследование: автореф. дис.... канд. филос. наук. - Краснодар, 2009. - 22 с. EDN: ZNXQGB
8. Носкова Т. Н., Яковлева О. В., Павлова Т. Б., Смирнова-Трибульска Е. Стратегии информационного поведения студентов в условиях непрерывного образования // Открытое образование. - 2018. - Т. 22, № 3. - С. 25-34. EDN: XQZQVF
9. Шандыбина А. А. Организация информации в цифровой среде для удовлетворения информационных потребностей студентов // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2022. - № 2 (18). - С. 185-188.
10. Шершнев Д. С. Формирование информационного поведения у студентов // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 5 (11). - С. 1341-1346. EDN: WHMLAH
11. Шишков И. В., Шишкова А. В. Информационное поведение студента и проблемы конфиденциальности информации в условиях цифровизации образования // Реформы в России и проблемы управления - 2019: материалы 34-й Всерос. науч. конф. молодых ученых. - М., 2019. - Вып. 1. - С. 338-341. EDN: TXVCXP
12. Шишкова А. В. Информационное поведение студентов: этические проблемы и когнитивное благополучие в контексте цифровизации образования // Общество будущего: духовный опыт концептуального поиска России и Китая. - М., 2022. - С. 122-165.
13. Branstetter S. A., Handelsman M. M. Graduate teaching assistants: Ethical training, beliefs, and practice // Ethics & Behavior. - 2000. - N 10 (1). - Pp. 27-50.
14. Chi Young O., Butler B. S. Small worlds in a distant land: International newcomer students’ local information behaviors in unfamiliar environments // Journal of the Association for Information Science and Technology. - 2019. - N 70 (10) - Pp. 1060-1073. -. DOI: 10.1002/asi.24185
15. Chi Young O., Butler B. S. Different geospatial information behaviors of new domestic and international graduate students // Proceedings of the Association for Information Science and Technology. - 2015. - N 52 (1). - Pp. 1-2. -. DOI: 10.1002/pra2.2015.1450520100143
16. Chi Young O., Butler B. S. Myeong L. Information behavior of international students settling in an unfamiliar geo-spatial environment // Proceedings of the American Society for Information Science and Technology. - 2014. - N 51 (1). - Pp. 1-11. -. DOI: 10.1002/meet.2014.14505101068
17. Chuang T. M. Know it Morally vs. Do it Morally: The Ethical Gap of College Students in Informational Norms // The 5th International Conferences On Information Capital, Property and Ethics. - Yokohama, 2013. - URL: https://clck.ru/3AYTmf (accessed: 28.06.2024).
18. Ebiefung R. Knowledge of Information Ethics and Digital Information-seeking Behavior of Undergraduates In a Nigerian University // Library Philosophy and Practice (e-journal). - 2023. - P. 7746. - URL: https://digitalcommons.unl.edu/libphilprac/7746 (accessed: 28.06.2024).
19. Gino F., Schweitzer M. E., Mead N. L., Arie D. Unable to resist temptation: How self control depletion promotes unethical behavior // Organizational Behavior and Human Decision Processes. - 2011. -N 115. - Pp. 191-203.
20. Gorichanaz T. A. Compass for What Matters: Applying Virtue Ethics to Information Behavior // Open Information Science. - 2023. - Vol. 7, N 1. - URL: https://www.degruyter.com/document/doi/ (accessed: 28.05.2024). DOI: 10.1515/opis-2022-0151/html
21. Olafson L., Schraw G., Nadelson L., Nadelson N. Exploring the judgment action gap: College students and academic dishonesty // Ethics & Behavior. - 2013. - N 23 (2). - Pp. 148-162.
22. Yang S. C., Huang C. L., Chen A. S. An investigation of college students’ perceptions of academic dishonesty, reasons for dishonesty, achievement goals, and willingness to report dishonest behavior // Ethics.
23. & Behavior. - 2013. - N 23 (6). - Pp. 501-522. DOI: 10.1080/10508422.2013.802651
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье проанализированы связи между функциональной незрелостью головного мозга у старших дошкольников и степенью интеграции примитивных рефлексов.
Основными методами исследования являлись теоретические - анализ литературных источников; эмпирические - наблюдение и эксперимент, основанный на нейропсихологической диагностике (Ж. М. Глозман), а также на методе диагностики примитивных рефлексов (Салли Г. Блайт); статистические - корреляционный, однофакторный дисперсионный, факторный анализ.
Представлено доказательство предположения о том, что неинтегрированные примитивные рефлексы у старших дошкольников способствуют формированию в онтогенезе различных функциональных дефицитов (слабость нейродинамики, регуляции, пространственных представлений и т. д.).
Статистически доказано наличие связей между различными функциональными дефицитами, такими как дефицит нейродинамических процессов, нарушение реципрокного праксиса, слабость регуляции и т. п. и неинтегрированными примитивными рефлексами.
Определено влияние каждого из трех рефлексов (АШТР, СШТР, ЛТР) на свои группы функциональных дефицитов. Обнаружена зависимость между функциональной зрелостью головного мозга ребенка и степенью интеграции примитивных рефлексов.
Практическая значимость исследования заключается в расширении возможностей нейропсихологической диагностики с последующим выстраиванием на основании полученных данных примерных гипотез вероятных дефицитов и концентрации внимания специалиста на тех сферах, которые были статистически связанны с тремя исходными рефлексами.
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме применения технологии ролевых игр в профессиональной языковой подготовке студентов медицинского вуза.
В современных условиях межкультурного взаимодействия особое значение приобретает языковая подготовка, которая способствует интеграции будущих врачей в международное профессиональное сообщество и обеспечивает доступ к передовым научным достижениям.
Профессиональная языковая подготовка студентов медицинских вузов представляет собой важный и многосторонний процесс, включающий не только овладение медицинскими знаниями и навыками, но и развитие личностных качеств, таких как ответственность, эмпатия и этичность.
Одной из эффективных педагогических технологий в процессе профессиональной языковой подготовки являются ролевые игры, позволяющие студентам развивать не только языковые навыки, но и коммуникативные, аналитические и социальные способности.
Новизна исследования заключалась в том, что представлена авторская классификация ролевых игр, реализуемых в процессе профессиональной языковой подготовки студентов медицинского вуза, а также было выявлено отношение студентов-медиков к применению ролевых игр в данном процессе.
Практическая значимость заключалась в том, что проведенный опрос студентов медицинского вуза показал целесообразность и эффективность применения ролевых игр в процессе профессиональной языковой подготовки.
Автором осуществлен анализ применения ролевой игры отечественными исследователями, рассмотрены психолого-педагогические особенности использования современных ролевых игр в образовательном процессе медицинского вуза на занятиях по иностранному языку.
Проведен онлайн-опрос студентов Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова Минздрава России, в результате которого было выявлено что большинство студентов положительно оценивают применение ролевых игр в учебном процессе, видят их целесообразными и эффективными для развития практических и коммуникативных навыков.
Демографические проблемы современной России определяются рядом факторов: снижением рождаемости, преобладанием однодетной семьи, ростом разводов и неполных семей, социальном сиротством, сокращением мужского населения в результате СВО.
Несмотря на достижения социальной политики государства в отношении стимулирования рождаемости, прироста населения не наблюдается.
Это определяет актуальность исследований в данной области и необходимость поиска средств воздействия на сознание молодежи, от которой и ожидается изменение демографической ситуации, увеличение рождаемости.
Однако это невозможно реализовать без учета системы ценностей молодых людей и понимания того, какое место в ней занимают семья и дети. Сознание студенческой молодежи динамично, противоречиво, подвержено воздействию СМИ. Изменились духовно-нравственные ориентиры молодежи.
С одной стороны, студенты демонстрируют поддержку традиционных ценностей, уважительное отношение к семье и детям, а с другой - отодвинулся возраст вступления в брак, преобладают ценности карьеры, потребления и досуга.
В статье предпринята попытка изучить отношение студентов к многодетным семьям, определить наиболее значимые связи их восприятия с демографическими характеристиками, предложить пути совершенствования демографической политики в отношении данной категории населения.
В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния рефлексии на самоактуализацию женщин зрелого возраста.
Рефлексия как основа саморазвития и самоактуализации индивида, носителя субъектности, способствует преодолению кризиса зрелости, в особенности у женщин, поскольку развитая рефлексивность обеспечивает возможность объективной оценки и переосмысления психологических и социальных результатов, которые были достигнуты, согласование этих результатов с происходящими изменениями, активное использование собственного потенциала для достижения личностной гармонии в новых реалиях, улучшения качества жизни, создания условий для самореализации и самоактуализации.
Представленные результаты эмпирического исследования показывают, что большинство женщин среднего возраста не обладает уровнем рефлексивности, который мог бы способствовать их самоактуализации, при том что эффективность самоактуализации напрямую зависит от выраженности рефлексивных умений.
Результаты проведенного эмпирического исследования могут быть использованы при планировании и осуществлении психотерапевтической работы с женщинами зрелого возраста по преодолению кризисов, повышению активности, развитию самоактуализации.
Статья представляет собой результаты исследования, направленного на изучение системы жизненных смыслов у подростков и юношества.
В ней приводятся аргументы, которыми обосновывается важность изучаемой проблемы: во-первых, подростковый и юношеский возраст является сензитивным для определения индивидуального смысла жизни.
Во-вторых, современная нестабильность морально-нравственных ориентиров создает для подрастающего поколения дополнительные сложности в определении собственной системы ценностей.
В-третьих, психолого-педагогическая общественность понимает и все более проявляет ответственность за будущее, которое напрямую зависит от выработанных подростками и юношеством ценностных ориентаций.
Особую значимость данная проблема приобретает для студентов педагогических направлений подготовки (респондентов юношеского возраста), проходящих педагогическую практику в среднем звене школы (с учащимися подросткового возраста).
В статье предлагается современное наполнение понятия «смысл жизни» как полноценной гармоничной жизни человека здесь и сейчас при успешном решении им всех возникающих проблем с позиции высокой нравственности, что осознается человеком как высокоценная идея, направляющая его во всех аспектах жизнедеятельности.
Полученные результаты в ходе дальнейшего изучения проблемы могут быть направлены на практическое создание и использование комплекса психолого-педагогических мероприятий для активизации становления оптимальной системы жизненных смыслов, а также на усиление влияния такой системы на психологическое благополучие и нравственное развитие личности обучающихся подростков и юношества.
Формирование готовности будущих педагогов к применению дистанционных образовательных технологий является необходимым условием для удовлетворения потребностей цифровой экономики в кадрах.
Целью исследования является изучение и анализ взглядов студентов, обучающихся по педагогическим направлениям, на потенциал дистанционных образовательных технологий в учебном процессе.
Исследование основано на теоретических (анализ, систематизация, обобщение положений научной литературы по теме исследования) и эмпирических методах (анализ результатов опроса студентов).
Сделан вывод, что в условиях цифровой трансформации образования у будущего педагога необходимо сформировать ИКТ-компетенции, связанные с применением дистанционных образовательных технологий, созданием интерактивного контента, организацией и проведением вебинаров, размещением лекционного материала, осуществлением коммуникации между участниками учебного процесса в цифровой образовательной среде.
Перспективы исследований могут быть связаны с анализом влияния некоторых групп сквозных технологий на учебный процесс с элементами дистанционных образовательных технологий и подготовкой студентов к их использованию в профессиональной деятельности.
В статье рассматривается проблема формирования устойчивого интереса студентов неязыкового вуза к изучению иностранного языка. Отмечается значение иностранного языка в развитии профессиональной компетентности и конкурентоспособности будущих специалистов на рынке труда.
Целью исследования является определение наиболее эффективных методов обучения студентов неязыкового вуза для повышения интереса к изучению иностранного языка. В качестве основополагающего принципа в обучении студентов авторами рассматривается деятельностный подход, в рамках которого предполагается совместная деятельность преподавателя и студента.
В ходе эксперимента авторами были применены эффективные методики для формирования интереса к изучению иностранного языка у студентов, такие как диалоговые техники, составление ментальных карт.
Применение ассоциативного метода при работе с профессионально ориентированной лексикой, а также выполнение проблемных творческих заданий в процессе обучения доказывает их эффективность в повышении интереса к изучению дисциплины.
Практическая значимость использованных методов при преподавании иностранного языка у студентов неязыкового вуза подтверждается экспериментальной работой. Ключевые слова: изучение иностранного языка, устойчивый интерес, профессиональная компетентность, конкурентоспособность, деятельностный подход, эффективные методики, проблемные задания, профессионально ориентированная лексика, ассоциативный метод.
В статье рассматриваются вопросы физической и психологической подготовки спортсменов, занимающихся гиревым спортом на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Теоретическая часть статьи содержит результаты обзора научно-методической литературы, посвященного выявлению ключевых физических и функциональных показателей, объективно отражающих уровень физической подготовленности спортсменов-гиревиков, а также технологию психологической подготовки перед ответственными стартами.
В практической части статьи приводится технология применения подготовительных, специально-подготовительных и соревновательных упражнений, направленных на повышение уровня специальной физической подготовленности спортсменов-гиревиков на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Особое место занимает описание технологии практического применения различных методов и методических приемов, направленных на повышение уровня психологической подготовленности спортсменов-гиревиков 17-18-летнего возраста к демонстрации максимально возможного соревновательного результата.
В статье приводятся результаты контрольного тестирования спортсменов-гиревиков на этапе совершенствования спортивного мастерства, проведенного с учетом утвержденных Федеральным стандартом по виду спорта «гиревой спорт» должных нормативных требований, а также итоги выполнения функциональных проб, отражающих текущее физическое состояние организма занимающихся и степень их готовности к демонстрации максимальных спортивных результатов.
Фактические данные приведенного в статье педагогического исследования подтверждаются результатами анализа соревновательной практики спортсменов-гиревиков на этапе совершенствования спортивного мастерства.
В статье показаны результаты исследования проблемы влияния социокультурной деятельности на профессиональную самоидентификацию и мотивацию курсантов образовательных организаций ФСИН России, определены понятия «социокультурная деятельность», ее значение и влияние на личность курсантов.
Выявлены значимые взаимосвязи, подчеркивающие важность интеграции социальных и культурных аспектов в учебно-воспитательный процесс учебного заведения.
Доказано, что активное участие в социокультурных мероприятиях способствует более осознанному выбору профессии, повышению внутренней мотивации и укреплению профессиональной идентичности курсантов, влияет на успешность их будущей профессиональной деятельности, подчеркивает необходимость усиления поддержки социокультурных инициатив в образовательных организациях ФСИН России.
Обращение к опыту методического сопровождения учителей городских школ Рязани в исследуемый период является актуальным для современной теории и практики методической работы с учителями.
В статье с помощью теоретических методов критического анализа педагогических источников, архивных материалов анализируется практический опыт методической работы с учителями городских школ.
Доказано, что в методическом сопровождении школьных учителей использовались как традиционные, так и инновационные подходы, формы, методы, приемы, которые отвечали актуальным задачам школьного образования первой половины 1950-х годов; выделены достижения и проблемы в методической работе со школьными учителями города.
Критическое осмысление накопленного опыта прошлого позволяет говорить о его значении для современной системы организации методической поддержки школьных учителей, что свидетельствует о теоретической значимости проведенного автором статьи исследования, а введение в научный оборот новых архивных материалов, попытка дать авторскую оценку прошлого опыта методической работы с позиции достижений и недостатков - о его научной новизне.
Результаты исследования могут быть использованы научными работниками, преподавателями, студентами при изучении истории педагогики и образования.
Компульсивное потребительское поведение (компульсивное покупательское поведение, компульсивное покупательское расстройство, ониомания, шопоголизм) - непреодолимое влечение к совершению покупок и навязчивое, часто повторяющееся, слабо контролируемое покупательское поведение, иными словами, одержимость покупками.
Несмотря на возрастающее количество шопоголиков, к настоящему моменту не существует детально валидизированных русскоязычных психологических методик, которые бы оценивали уровень ониомании.
Американский вариант Ричмондской шкалы компульсивного покупательского поведения был разработан в 2008 году Н. Риджвэй, М. Кукар-Кинни и К. Монро из Ричмондского университета. Данный опросник адаптирован на китайском, корейском, португальском и русском языках.
Целью работы являлись перевод, кросс-культурная адаптация и психометрическая проверка экспресс-опросника «Ричмондская шкала компульсивного покупательского поведения» (Richmond Compulsive Buying Scale, RCBC). Общее количество участников исследования составило 2263 человека в возрасте от 18 до 73 лет, из них 45,6 % мужчин и 54,4 % женщин из 56 регионов России. Исследование проходило в три этапа: первый - для семантической адаптации опросника (2020 год), второй - для сбора количественной информации (2020-2022 годы), третий - для определения валидности и ретестовой надежности методики (2022-2024 годы).
На первом этапе использовалось фокусированное групповое интервью (N = 13) и нарративное интервью c элементами экспертного опроса (N = 42) с людьми, осознающими свою ониоманию.
На втором этапе был применен Интернет-опрос (N = 2023), включающий Ричмондскую шкалу компульсивного покупательского поведения, социально-демографические данные и самооценивание уровня ониомании.
На третьем этапе применено психологическое тестирование (N = 170). Для обработки и анализа данных были использованы анализ пригодности шкалы (коэффициент альфа Кронбаха), факторный и корреляционный анализ.
Подсчеты осуществлялись в программе IBM SPSS Statistics 23. Ричмондская шкала компульсивного покупательского поведения, созданная Н. Риджвэй, М. Кукар-Кинни и К. Монро в адаптации О. С. Посыпановой, продемонстрировала простоту применения как специалистами, так и обычными потребителями, высокую внутреннюю согласованность (α Кронбаха = 0,82), достаточную конструктную валидность (корреляция с тестом «Бергенская шкала шопоголизма» r = 0,259 при р ≤ 0,01, N = 170), критериальную валидность (корреляция с самооценкой себя как шопоголика r = 0,102 при р ≤ 0,05, N = 2023), высокую ретестовую надежность (через 2,5 месяца r = 0,809 при р ≤ 0,001, N = 170; через 1 год r = 0,590 при р ≤ 0,001, N = 98; через 2 года r = 0,276 при р ≤ 0,05, N = 51). Результаты показали совпадение факторной структуры с оригиналом и достаточную согласованность русской версии шкалы.
Русскоязычная версия Ричмондской шкалы компульсивного покупательского поведения будет полезна психологам, экономистам, маркетологам, социологам для диагностики нормального и проблемного покупательского поведения, а также психиатрам и психотерапевтам для диагностики аддикции в потреблении.
Данная шкала стала первым детально адаптированным русскоязычным экспресс-опросником для диагностики и социального мониторинга шопоголизма, в том числе в онлайн-варианте.
Актуальность темы исследования состоит в оценке родительским сообществом обеспечения доступности среднего профессионального образования (СПО) в субъектах Российской Федерации.
В научной статье обсуждается проблема доступности СПО с позиции нормативных требований и конституционных гарантий, анализируется мнение родителей (законных представителей) по различным видам доступности образования (правовая, административная, содержательная, географическая, финансовая).
Цель проведения исследования состоит в выявлении «узких мест» в процессах обеспечения доступности образования в образовательных организациях СПО посредством определения возможностей реализации права обучающихся на получение достойного профессионального образования, а также на выявление нарушения прав абитуриентов при приеме в образовательные организации СПО.
В проведенном исследовании использовались такие инструменты и методы, как стратификация, выборочный метод, онлайн-анкетирование, контент-анализ научных публикаций по теме доступности образования в образовательных организациях СПО, аналитическое обобщение мнения родителей (законных представителей) об обеспечении доступности СПО, а также статистической информации по организациям СПО в субъектах Российской Федерации.
Выдвинута и подтверждена гипотеза удовлетворенности родительского сообщества в обеспечении прав детей при приеме в образовательные организации СПО, а также доступности образования.
Новизна исследования заключается в оценке правовой, административной, содержательной, географической и финансовой доступности СПО родительским сообществом, что позволило сформулировать практические результаты для повышения эффективности мероприятий, направленных на соблюдения прав детей в целях получения профессионального образования.
Практическая значимость работы состоит в предложении разработки региональной информационной системы доступности профессионального образования с соответствующими показателями, в проведении ежегодного мониторинга доступности СПО, по результатам которого целесообразна разработка превентивных мер, направленных на защиту прав обучающихся СПО на получение профессионального образования.
В статье раскрыта проблема профессионального выгорания педагогов в образовательных учреждениях, выявлены основные причины и особенности этого явления.
Автор приводит данные различных исследований, направленных на выявление профессионального выгорания и его последствий для педагогов.
Отмечается, что такой педагог перестает радоваться жизни, ощущает эмоциональное истощение, пассивность, хроническую усталость и апатию, часто раздражается, утрачивает интерес к своей профессиональной деятельности, не стремится к творчеству и самореализации.
Проведенное исследование среди рязанских педагогов позволило выявить особенности и причины их профессионального выгорания.
На основе анализа теоретических источников и исследования по данной проблеме автор приходит к выводу о том, что необходима комплексная и целенаправленная работа по профилактике профессионального выгорания у педагогов и преподавателей. В статье даются рекомендации для снижения риска профессионального выгорания.
В ситуации постоянно меняющейся макросреды, а также в связи с усложняющимися жизненными задачами встраивания личности в социум, изучение свойств и особенностей поведения личности, например, виктимности, которые негативно влияют на адаптацию личности в социуме, особенно актуально.
В статье выдвигается предположение, что виктимное поведение личности возможно в различные периоды жизни; виктимность в одном возрастном периоде проявляется ярче, а в другом - в меньшей степени; для каждого возрастного периода характерны определенные модели виктимного поведения; наиболее сензитивным для проявления виктимного поведения является старший школьный (подростковый) возраст. Представлены эмпирические результаты и интерпретация моделей виктимного поведения подростков, юношей и взрослых.
В статье представлены и проанализированы результаты исследования виктимного поведения, характерного на каждом представленном возрастном этапе. Рассмотрены модели виктимного поведения учащихся 4-х, 6-х, 8-х классов, молодежи и взрослых.
Доказано, что виктимное поведение присуще личности независимо от возраста, наиболее подвержены негативному влиянию среды и имеют высокий уровень предрасположенности и проявление виктимности школьники старших классов. Сделаны акценты на некоторых причинах проявления виктимности, предложены пути девиктимизации.
Издательство
- Издательство
- РГУ имени С.А. Есенина
- Регион
- Россия, Рязань
- Почтовый адрес
- 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46
- Юр. адрес
- 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46
- ФИО
- Мурог Игорь Александрович (ректор)
- E-mail адрес
- rsu@365.rsu.edu.ru
- Контактный телефон
- +8 (491) 2281435