Данная статья - вводная к публикуемому в этом номере переводу работы Т. Уолтера и Т. Бейли «Как похороны воплощают понимание семьи: данные массового наблюдения» (“How Funerals accomplish Family: Findings from a Mass-Observation Study”). Рассматриваются методы и методики изучения смерти и похорон представителями различных научных дисциплин. На этой основе обозначается место качественной исследовательской процедуры, примененной в публикации Т. Уолтера и Т. Бейли. Использование ими ритуала похорон для выявления социальных представлений о семье обнаружило доминирование критерия кровнородственной связи. Кроме того, в предпринятом исследовании не было выявлено феномена бесправного горя.
Идентификаторы и классификаторы
Смерть и сопровождавшие ее ритуалы похорон традиционно привлекали внимание исследователей различной специализации в рамках социально-гуманитарных наук.
Список литературы
- Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес; Пер. с фр. В.К. Ронина; Общ. ред. С.В. Оболенской; Предисл. А.Я. Гуревича. М.: Прогресс; Прогресс-академия, 1992. - 526 с. EDN: LGDJEC
Ariès F. Chelovek pered litsom smerti. [The hour of our death.] Transl. from French by V.K. Ronin; Ed. by S.V. Obolenskaiya; Foreword by A.Ya. Gurevich. Moscow: Progress publ.; Progress-Academia publ., 1992. 526 p. (In Russ.). - Варава В.В. Смерть как проблема нравственной философии: На материале русской философской культуры XIX-XX веков: Автореф. дис…. д-ра филос. наук: 09.00.05. Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого. Тула, 2005. - 40 с. [электронный ресурс]. Дата обращения 12.08.2022. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003026712?page=1&rotate=0&theme=white. EDN: NNVMIR Varava V.V. Smert’ kak problema nravstvennoi filosofii: Na materiale russkoi filosofskoi kul’tury XIX-XX vekov: Avtoref. dis…. d-ra filos. nauk: 09.00.05. [Death as a problem of moral philosophy (based on data of Russian philosophical culture of XIX-XX cent.). Abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Philosophical Sciences: 09.00.05.] Tula: Tula State Pedagogical University publ., 2005. 40 p. Accessed 12.08.2022. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003026712?page=1&rotate=0&theme=white (In Russ.). EDN: NNVMIR
- Василюк Ф.Е. Пережить горе // О человеческом в человеке: Сборник / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. С. 230-247 [электронный ресурс]. Дата обращения 30.06.2022. URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=158548. Vasiliuk F.E. Outwearing sorrow. O chelovecheskom v cheloveke: Sbornik. [About humanistic in human being. A collection of articles.] Ed by I.T. Frolov. Moscow: Politizdat publ., 1991. P. 230-247. Accessed 12.08.2022. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003026712?page=1&rotate=0&theme=white (In Russ.).
- Гроф С., Халифакс Дж. Человек перед лицом смерти / Пер. с англ. А. Неклесса. М.: Изд-во Трансперсонального ин-та; Киев: Изд-во АО “Airland”, 1996. - 244 с. Grof S., Halifax J. The Human Encounter With Death. [Russ. ed.: Chelovek pered litsom smerti. Transl. from Eng. by A. Nekless. Moscow: Transpersonal Institute publ.; Kiev: Airland publ., 1996. 244 p.].
- Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии // Одиссей: человек в истории. 1989: Исследования по социальной истории и истории культуры. С. 114-135 [электронный ресурс]. Дата обращения 30.06.2022. URL: http://anthropology.rchgi.spb.ru/forum/gurevich.htm. EDN: QYUJVJ Gurevich A.Ya. Death as a problem of historical anthropology: on new direction in foreign historiography. Odissei: chelovek v istorii. 1989: Issledovaniya po sotsial’noi istorii i istorii kul’tury. [Odysseus: A human in history. 1989: Research on social history and history of culture.] P. 114-135. Accessed 30.06.2022. URL: http://anthropology.rchgi.spb.ru/forum/gurevich.htm (In Russ.).
- Гурко Т.А. Применение понятий теории семейного стресса в зарубежных исследованиях // Социологический журнал. 2022. Том 28. № 3. С. 166-183. DOI: 10.19181/socjour.2022.28.3.9157 EDN: UTWCLC Gurko T.A. The application of ideas of family stress theory in foreign research. Sotsiologicheskiy Zhurnal = Sociological Journal. 2022. Vol. 28. No. 33. P. 166-183. 10.19181/socjour.2022.28.3.9157 (In Russ.). DOI: 10.19181/socjour.2022.28.3.9157(InRuss.) EDN: UTWCLC
- Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании / [Пер. c англ. К. Семенов, В. Трилис]. М.; Киев: София, 2001. - 316 с. Kübler-Ross E. On Death & Dying. [Russ. ed.: O smerti i umiranii. Transl. from Eng. Moscow; Kiev: Sofia publ., 2001. 316 p.].
- Лаврин А. Хроники Харона: Энциклопедия смерти. М.: Московский рабочий, 1993. - 509 с. Lavrin A. Khroniki Kharona: Entsiklopediya smerti. [Charon’s Chronicles: The encyclopedia of death.] Moscow: Moscow worker publ., 1993. 509 p. (In Russ.).
- Мельникова О.М. Методология отечественной археологии: стихия традиции или интуитивный поиск обоснованного выбора? // Вопросы археологии Урала: сборник научных трудов. Екатеринбург; Сургут: Магеллан, 2008. Вып. 25. С. 6-13. [электронный ресурс]. Дата обращения 12.08.2022. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/39614/1/978-5-903594-11-5_2008_03.pdf. Melnikova O.M. Methodology of Russian archeology: chaos of tradition or intuitive search for valid choice? Voprosy arkheologii Urala: Sbornik nauchnykh trudov. [Questions of Ural archeology: A collections of articles.] Yekaterinburg, Surgut: Magellan publ., 2008. Iss. 25. P. 6-13. Accessed 12.08.2022. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/39614/1/978-5-903594-11-5_2008_03.pdf (In Russ.).
-
Минеев В.В. Социальные аспекты смерти (философско-антропологический анализ): Автореф. дисс. … д-ра филос. наук: 09.00.11. Сиб. гос. аэрокосм. ун-т им. акад. М.Ф. Решетнева. Красноярск, 2004. - 33 с. [электронный ресурс]. Дата обращения 12.08.2022. URL: https://rusist.info/book/1139770. EDN: NOEZGR Mineev V.V. Sotsial'nye aspekty smerti (filosofsko-antropologicheskii analiz): Avtoref. diss. … d-ra filos. nauk: 09.00.11. [Social aspects of death (philosophical and anthropological analysis). Abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Philosophical Sciences: 09.00.11.] Krasnoyarsk: Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, 2004. 33 p. Accessed 12.08.2022. URL: https://rusist.info/book/1139770 (In Russ.). EDN: NOEZGR
-
Моуди Р. Жизнь после жизни. Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела / Пер. с англ. М.: Азбука-Атикус, КоЛибри, 2020. - 208 c. Moody R. Life After Life: The Investigation of a Phenomenon - Survival of Bodily Death. [Russ. ed.: Zhizn' posle zhizni. Issledovanie fenomena prodolzheniya zhizni posle smerti tela. Transl. from Eng. Moscow: Alphabet-Atticus publ., FlyBird publ., 2020. 208 p.].
-
Мохов С.В. Смерть как проблема исследования в социальной и исторической антропологии: генезис идей // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. 19. № 3. С. 171-188 [электронный ресурс]. Дата обращения 30.06.2022. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smert-kak-problema-issledovaniya-v-sotsialnoy-i-istoricheskoy-antropologii-genezis-idey/viewer. EDN: WWOXJT
Mokhov S. Death as a research problem in social and historical anthropology: the genesis of ideas. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noi antropologii. 2016. Vol. 10. No. 3. P. 171-188. Accessed 30.06.2022. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smert-kak-problema-issledovaniya-v-sotsialnoy-i-istoricheskoy-antropologii-genezis-idey/viewer (In Russ.). EDN: WWOXJT
13. Мохов С.В., Миленина Д.А. Death studies: особенности формирования дисциплинарного поля (2010-2020) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2021. Т. 24. № 2. С. 212-235 [электронный ресурс]. Дата обращения 30.06.2022. DOI: 10.31119/jssa.2021.24.2.8 EDN: PCPMKM
Mokhov S., Milenina D. Death studies: the formation of an interdisciplinary field (2010-2020). Zhurnal sotsiologii i sotsial’noi antropologii. 2021. Vol. 24. No. 2. P. 212-235. Accessed 30.06.2022. 10.31119/jssa.2021.24.2.8 (In Russ.). DOI: 10.31119/jssa.2021.24.2.8(InRuss.) EDN: PCPMKM
14. Рогозин Д. Социология смерти // Отечественные записки. 2013. № 5. С. 109-118 [электронный ресурс]. Дата обращения 30.06.2022. URL: https://magazines.gorky.media/oz/2013/5/socziologiya-smerti.html. EDN: RWIQAV Rogozin D. Sociology of death. Otechestvennye Zapiski. 2013. No. 5. P. 109-118. Accessed 30.06.2022. URL: https://magazines.gorky.media/oz/2013/5/socziologiya-smerti.html (In Russ.). EDN: RWIQAV
15. Соколова А.Д. Похороны без покойника: трансформация традиционного похоронного обряда // Антропологический форум. 2011. № 15. С. 187-202 [электронный ресурс]. Дата обращения 12.08.2022. URL: download/elibrary_21507870_26837594.pdf. EDN: REDTBP Sokolova A.D. Funeral without the corpse: the transformation of the traditional funeral rites. Antropologicheskii forum. 2011. No. 15. P. 212-235. Accessed 12.08.2022. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21507870_26837594.pdf (In Russ.).
16. Солодников В.В. Семья и семейные группы: к уточнению понятий и перспектив исследования // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2011. № 1 (10). С. 43-56. EDN: NTMGPJ Solodnikov V.V. Family and family groups: to the concepts and research prospect specification. Sovremennaya sotsial’naya psikhologiya: Teoreticheskie podkhody i prikladnye issledovaniya. [Modern social psychology: theoretical approaches and empirical research.] 2011. No. 1 (10). P. 43-56. (In Russ.).
17. Солодников В.В., Солодникова И.В. Социальные представления о семье девушек, не состоящих в браке // Прошлое, память, нарратив: гендерное измерение повседневности. Материалы XV Международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. Пенза, 29 сентября - 2 октября 2022 г. / Отв. ред. Н.Л. Пушкарева, сост. А.И. Громова, А.В. Жидченко. В 2-x ч. М.: ИЭА РАН, 2022. Ч. 2. С. 216-218. Solodnikov V.V., Solodnikova I.V. Social perceptions of family by unmarried young women. Proshloe, pamyat’, narrativ: gendernoe izmerenie povsednevnosti. Materialy XV Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii RAIZhI i IEA RAN. Penza, 29 sentyabrya - 2 oktyabrya 2022 g. [Past, memory and narrative: the gender dimension of daily life. Materials of the XV International conference RARFH and IEA RAS. Penza, Sept., 29 - Oct., 2, 2022.] Ed. by N.L. Pushkareva; Сompilators A.I. Gromova, A.V. Zidchenko. In 2 parts. Part 2. Moscow: Institute of Ethnology & Anthropology of Russian Academy of Sciences publ., 2022. P. 216-218. (In Russ.).
18. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Гендерные тетради; Рос. акад. наук, Ин-т социол., С.-Петерб. фил. / Науч. ред. А.А. Клецин. СПб.: С.-Петерб. фил. Ин-та социол., 1997. С. 94-124. West C., Zimmerman D.H. Doing gender. Gendernye tetrad. [Gender notebooks.] Russian Academy of Sciences, Institute of Sociology, SPb branch. Ed by A.A. Kleotsin. St Petersburg: SPB branch of Institute of Sociology publ., 1997. P. 94-124. (In Russ.).
19. Harris S. R. What Is Family Diversity? Objective and Interpretive Approaches // Journal of Family Issues. 2008. Vol. 29. No. 11. Nov. P. 140-1425.
20. Wall K., Gouveia R. Changing meanings of family in personal relationships // Current Sociology. 2014. Vol. 62. No. 3. P. 352-373 [online]. Accessed 30.06.2022. URL: https://www.ics.ulisboa.pt/docs/publications/ChangingMeaningsOfFamily.pdf.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В коллективной монографии под редакцией Ж.Т. Тощенко «От прекарной занятости к прекаризации жизни» (2022) на обширной базе репрезентативных всероссийских социологических исследований 2014-2021 гг. ставятся две основные цели: а) обосновать предположение о том, что прекаризация имеет выраженную тенденцию к проецированию неустойчивости и нестабильности труда на другие сферы жизни и прежде всего - на социальную и культурную; б) раскрыть потенциал понятия «прекаризация жизни» применительно к формирующемуся протоклассу прекариата. Авторы рецензируемой книги уделяют внимание истокам зарождения и развитию прекариата в обществе. Показано, что прекаризацию не следует рассматривать через призму только трудовой сферы, так как неустойчивое положение человека на рынке труда приводит к деформациям в иных жизненных сферах. Прекаризация проникла в здравоохранение, культуру, образование, политику, экономику, то есть в публичную и приватную жизнь россиян. На вопрос, может ли процесс прекаризации остановиться, однозначного ответа в книге нет, однако отмечается тенденция его роста. Данная монография вносит значимый вклад в изучение проблематики прекариата и прекаризации жизни. Рецензенты кратко приводят основные положения книги, при этом указывают на слабые, по их мнению, и дискуссионные ее стороны, которые требуют дальнейшей проработки.
Авторы коллективной монографии исследуют переводческие практики в ранней российской империи в общем контексте социокультурных трансформаций, охвативших все сферы общественно-политической жизни страны в ХVIII веке. Европа и Россия в эпоху Просвещения представляли собой разные семиотические системы, и именно группа переводчиков, осуществивших трансфер западных идей, теорий и понятий как совокупный актор совершили своего рода «культурную революцию», изобретая новые познавательные перспективы и социально-политический тезаурус. Многие представители русской элиты владели иностранными языками и знакомились с западной литературой в подлиннике, однако настоящий трансфер западной мысли полноценно свершался лишь как акт перевода, как прецедент выражения незнакомых смыслов на «русском». Развитие переводческой традиции в России куда красноречивее свидетельствует об эволюции общественно-политической мысли, чем оригинальные сочинения отечественных авторов того времени. И поскольку перевод в тогдашних условиях всегда сопровождался рождением чего-то лексически и семантически нового, не только в словах, но и в формах мышления, то научная метафора «лаборатории понятий» для обозначения процесса интеллектуального зарождения русского модерна представляется абсолютно оправданной.
Авторы статьи анализируют, как потенциально конфликтные фреймы горя и семьи проявляются в ряде английских похорон. Данные взяты из Директивы массового наблюдения «Посещение похорон» (MassObservation directive “Going to Funerals”) 2010 г., в котором группу корреспондентов попросили написать о последних похоронах, где они присутствовали. В их текстах горе демонстрируется через общепринятое понимание семьи. Опираясь на Рэндалла Коллинза, мы показываем, как похороны делят скорбящих на семью и не семью, и как само это деление осуществляется через внешние проявления и внутренние переживания.
Описания похорон оказались связанными скорее с весьма традиционным представлением о семье, нежели с горем. Семья в описаниях превалировала по сравнению с горем или, по крайней мере, обеспечивала фрейм, посредством которого можно было описать горе.
Способы восприятия семьи вызывали эмоции, которые, в свою очередь, определяли семью. Похороны описываются как определенная - преимущественно семейная - сфера, находящаяся над текучими и варьирующими личными привязанностями. Они рассматриваются как в терминах социологии личной жизни, так и с помощью понятия бесправного(disenfranchised) горя.
Интервью посвящено Геннадию Семеновичу Батыгину (1951-2003) - знаковой фигуре уже для нескольких поколений социологов в России. Его интеллектуальное наследие представлено научными статьями, книгами, учебниками по истории социологии и методологии социологического исследования, изданием коллективных монографий и переводов, одним из лучших в России журналов по социологии. А также системой ценностных установок, норм, правил производства социологического знания, переданных Батыгиным своим ученикам, коллегам в личной коммуникации и воспринятых ими. В интервью приводится опыт работы полевика-социолога под руководством Г.С. Батыгина в социологическом проекте исследования российского предпринимательства 1990-х гг. Рассказывается о взаимодействии с Геннадием Семеновичем как с научным руководителем в работе над кандидатской диссертацией по социологии. Обсуждается влияние профессионального и морального авторитета Батыгина на тех, кому представилась возможность у него учиться, и то, как внеличностный этос науки может находить выражение в личностях и передаваться следующим поколениям. Публикуемые письма Батыгина иллюстрируют уникальный стиль его взаимодействия с аспирантами. Этот стиль отличают: коллегиальность в работе, настраивание аспиранта на изучение специфических правил, усвоение норм социологического ремесла, вовлечение в свободную и одновременно ответственную саморегулируемую профессиональную деятельность.
В статье рассматривается анализ «переплетения» модерных обществ, представленный в социологической и исторической литературе. Выделены различия между подходами к данной проблеме в работах Й. Терборна и Й. Арнасона. Характеризуется анализ динамики коммунистического модерна в работах Арнасона. Основным примером переплетения двух версий альтернативного модерна служит для этого социолога взаимодействие СССР и Китая. Как демонстрирует Арнасон, в 1920-е гг. советская модель государственного строительства служила для различных политических сил в Китае примером успешного воссоздания разрушенной империи. Кроме того, Арнасон выделяет роль связей с Китаем в политической жизни советского государства. В дальнейшем китайские коммунисты еще до своего прихода к власти в стране адаптировали советские методы тоталитарного контроля. После 1949 г. происходили дальнейшая адаптация и радикализация советской модели модерна в китайских условиях. В то же время усилилось противостояние СССР и маоистского Китая, в значительной мере обусловленное имперским наследием обоих государств. Согласно Арнасону, в постмаоистский период в Китае сочетание паттернов капиталистического развития, элементов марксистско-ленинской политической практики и идеологии, а также избирательного возрождения конфуцианского наследия в целом выходит за рамки советской модели. Этот социолог характеризует влияние на китайское руководство примера экономического развития других стран Восточной Азии, исторически принадлежавших к китайскому культурному миру. С позиций своей концепции он рассматривает также противостояние США и Китая в современном глобальном геополитическом контексте.
Статья посвящена проблемам мобилизации ресурсности научно-педагогического сообщества (НПС) в российских вузах, а также возможностям ее концептуализации. Обосновывается особая роль этого сообщества как драйвера развития конкретных вузов, высшего образования, российских регионов и общества в целом за счет переоценки и актуализации всех видов его ресурсов. Показано, что развитие ресурсности НПС и тонкая настройка управления ею становятся одним из основных факторов повышения конкурентоспособности российского высшего образования в сложных современных условиях. Разработка способов мобилизации ресурсности сообщества превращается в важнейшую управленческую проблему высшей школы. Статья направлена на формирование контуров научной концепции мобилизации ресурсности НПС как основы практик университетского управления. Задачами статьи являются рассмотрение таких ключевых проблем, как социологическая трактовка НПС в контексте его ресурсов и возможностей их мобилизации, интерпретация понятия и структуры ресурсности НПС, а также сущности и особенностей мобилизационного подхода к управлению ресурсностью сообщества. Суть такого подхода предлагается раскрывать через понятие управленческой стратегии, направленной на поиск, конвертацию и фокусирование дефицитных ресурсов сообщества в интересах национальной и университетской программы развития высшего образования. В качестве объекта концепции рассматривается НПС как социально-профессиональная и научно-образовательная общность. Предметом выступает традиционная и новая ресурсность сообщества и мобилизационное управление ею. В качестве условия эффективности такого управления показан новый подход к оценке ресурсности НПС, предполагающий комплексную диагностику объективных и субъектных ее аспектов, а также глубокую дифференциацию структуры ресурсов сообщества - социально-демографических, образовательно-педагогических, научно-квалификационных, публикационных, морально-идеологических, символических, коммуникативных, темпоральных и других.
Эпидемия COVID-19 во многих странах, включая Россию, стала в некотором роде катализатором «кризисной цифровизации» - технологического обновления учебного процесса, которое происходило стремительно и отчасти хаотично. Следствием эпидемии стало повсеместное внедрение практики проведения удаленных занятий, что сопровождалось появлением в литературе особого термина «кризисное обучение» (“emergency teaching”). Результаты подобного обучения и кризисной цифровизации в целом оцениваются противоречиво, эффективность внедрения новых технологий ставится под вопрос. В данной статье анализируются установки и практики основных акторов образовательного процесса - учителей - в качестве одной из возможных причин «пробуксовки» цифровых инноваций в школьном образовании. Предполагается, что сопротивление учителей изменениям может являться основной причиной устойчивости и консервативности школы, неуспешности попыток внедрения инноваций. Однако, проводя параллель между современными учителями и луддитами, авторы пытаются оценить не столько сопротивление технологическим изменениям, сколько их социальные последствия для школы и учителей. Статья основана на материалах трехлетнего исследования, включающего несколько серий интервью с российскими школьными учителями, реализованных в качественной исследовательской логике в период наиболее активного распространения COVID в 2020-2022 гг. Исследование выявило возникающие у учителей сложности с интеграцией цифровых практик в кризисный учебный процесс, а также их опасения, связанные с перспективой кризиса учительской профессии. Составными частями этого намечающегося кризиса становится расширение внешнего формального контроля и снижение контроля их собственного, с перспективой (и страхом) утраты творческого начала учительской профессии.
Анализируется роль Л.М. Дробижевой и ее этносоциологической школы в изучении российской идентичности, складывающейся в полиэтничном социальном пространстве России. Раскрываются этапы и периоды, в течение которых Л.М. Дробижева и ее коллеги вели научный поиск механизмов общестрановой консолидации. К числу таких механизмов они относят формируемые государством, элитой, гражданскими активистами, экспертами, СМИ, институтами и общественным мнением, а также стихийно возникающие на уровне повседневности. Представлена трансформация методологических подходов Л.М. Дробижевой к изучению «этнического в социальном и социального в этническом». Раскрывается метод исследования российской идентичности, сформированный на стыке теоретических подходов социально-культурной антропологии и классической социологии. Представлены некоторые результаты проектов по изучению российской идентичности, проведенных в рамках этносоциологической школы Л.М. Дробижевой.
Стратегии адаптации к таким травмирующим событиям, как военные конфликты, во многом определяются оценками этих событий. Цель этой статьи - описать сходства и различия адаптационных стратегий сторонников и противников специальной военной операции (СВО) на Украине. Для ее достижения авторами в апреле 2022 г. были проведены 4 фокус-группы по 6 участников из Самарской области, рекрутированных по полу и возрасту. Установлено, что адаптационные стратегии сторонников и противников СВО имеют ряд сходств и различий. Как сторонники, так и противники приспосабливают повседневные бытовые практики к изменившимся условиям жизни. И те и другие с осторожностью смотрят в будущее, стараются отвлекаться от переживаний с помощью работы и досуга, избегают обсуждений украинской тематики для предотвращения конфликтов. В то же время сторонники СВО легче восприняли связанные с ней трудности, поскольку для них они имеют преимущественно экономический характер, тогда как противники помимо экономических столкнулись с психологическими проблемами из-за несогласия с решением ввести войска на Украину. Показано, что адаптационная стратегия сторонников состоит в том, чтобы заниматься решением собственных повседневных проблем, веря в лучшее и доверяя официальной точке зрения на СВО, абстрагируясь от политических проблем и оставляя решение их власть имущим. Главной адаптационной стратегией противников СВО становится избегание - политических новостей, темы СВО в разговорах, поддерживающих ее людей. Они не чувствуют в себе силы изменить ситуацию, поэтому так же, как и сторонники спецоперации, стараются углубиться в решение собственных повседневных проблем, но делают это не с надеждой на лучшее будущее и верой в возможности своего государства, а с пессимистичным неприятием ситуации, отсутствием привлекательных образов будущего, осознанием несправедливости сложившейся ситуации и чувством несогласия с ней.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru