Конституция СССР 1924 г. является важным правовым документом, сформировавшим новое политико-правовое образование на карте мира, просуществовавшее около 70 лет. Она внесла большой вклад в исторический ход событий как для России так и для всего мира. Ее принятие происходило в стихийных и неспокойных условиях, но несмотря на это смогло заложить основы для, стабильного, существования. Конституция СССР изменила парадигму восприятия не только политического управления, но и иных областей жизни. Она установила свободу, равенство, сотрудничество народа, принцип национального самоопределения. На тот момент такие положения являлись очень прогрессивными даже для международного права. Данный акт с правовой точки зрения не является однозначным. Дискуссии относительно отдельных вопросов ведутся и по сей день.Так, до сих пор не стихают споры касательно правовой природы Договора об образовании Советского Союза. Ряд исследователей считает его международно-правовым документом. Другие же говорят о его внутригосударственном характере, а кто-то вовсе отмечает его двойственный характер. Всё это имеет значение для определения легитимности процедур принятия и расторжения данного документа. Еще одним спорным вопросом является государственное территориальное устройство Советского Союза. Ведь напрямую в Конституции 1924 г. это не было определено, а фактическое устройство страны не подпадало под критерии какой-либо из существующих форм устройства. Предполагалось создание совершенно новой формы управления, тем не менее в настоящий момент преобладающей точкой зрения является, что Союз являлся федерацией с определенным существенными особенностями. В этом аспекте интересно также рассмотрение подходов к суверенитету страны. В статье проводится детальное изучение структуры и содержания данной Конституции, дается оценка роли Конституции в структурировании правовых основ советского государства и ее влияния на политико-правовое развитие страны.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17803/2542-2472.2024.30.2.021-026
- eLIBRARY ID
- 68519886
Первая Конституция СССР 1924 г. внесла посильный вклад в ход истории. Если проанализировать исторические события до ее принятия и после, то можно прийти к выводу о том, что данный документ является краеугольным камнем формирования совершенно нового правового и политического образования: Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Первая Конституция была создана в беспокойных и нестабильных условиях после Октябрьской революции, и впоследствии Гражданской войны. Тем не менее она одновременно с этим, заложила прочные структурные основы советского государства и стала совершенно новым опытом образования и развития страны, смелой сменой традиционных парадигм управления.
Однако не сто́ит концентрироваться на изменения сугубо в политической сфере, так как Конституция оказала куда более широкое влияние, практически на все сферы жизни. Так, она стала отправной точкой кардинальной переоценки правовой связи государства и народа. Она впервые нормативно закрепляет, пусть в самых общих чертах, свободу, равенство, сосуществование народов посредством сотрудничества. Эти идеи в дальнейшем найдут развитие в Конституции 1936 г., раскрывая данные принципы более детализированно. Нельзя не отметить также закладывание основ национального самоопределения.
Список литературы
-
Карр Э. История Советской России: Большевистская революция 1917-1923. Кн. 1, Т. 1-2:. - 3-е изд. - М. : Прогресс, 1990.
-
Кузнецова Е. Ускользающий суверенитет: статус-кво против идеологии перемен : монография. - М. : Аргамак-медиа, 2013. - 240 с.
-
Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. - М. : Унив. тип., 1901.
-
Топорин Б. Н. Новая Конституция СССР - конституция развитого социализма / Новый союзный договор: поиски решений. - М., 1990. - с. 17-22.
-
Хасбулатов Р. И. К истории появления первого Союзного договора Полураспад СССР. Как развалили сверхдержаву. - М. : Яуза Пресс, 2011.
-
Худолей Д. М. Суверенитет или автономия? / Вестник Пермского университета. - Пермь, 2011.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В высших нормативных правовых актах большинства стран особое внимание уделяется такому институту прямой демократии, как выборы, посредством которого граждане осуществляют право на участие в управлении делами государства, определяя векторы его развития. Процедура голосования позволяет учесть мнение каждого при принятии важнейших решений, что, в свою очередь, служит необходимым элементом гармоничного развития общества. Именно активному избирательному праву посвящена данная работа. Авторы статьи анализируют практику проведения выборов на разных этапах эволюции государственности. Так, в работе описывается процедура реализации активного избирательного права в древнегреческих полисах (Афинах и Спарте), Новгородской и Псковской вечевых республиках, на Дону среди казаков, а также в ряде современных стран. После чего делается вывод о многообразии моделей голосования. Также авторами анализируется одна из его новых форм - электронная, которая подразумевает применение цифровых технологий. В настоящее время Российская Федерация успешно использует зарубежный опыт для максимально эффективного функционирования систем электронного голосования на всей ее территории. В этом огромная заслуга Президента и Правительства РФ, Государственной Думы, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК России). В заключение статьи авторы приходят к выводу о том, что благодаря информационным технологиям у граждан появилось право выбора способа голосования, и теперь вне зависимости от места нахождения избиратель имеет возможность выразить свою волю. Это позволяет в полной мере реализовывать один из основных принципов демократического государства.
В статье приводятся и анализируются проблемы, связанные с развитием патентного права. Развитие системы патентов в России позволит оказать положительное влияние на экономический рост и обеспечит определенную автономность в экономической сфере. Актуальность данной проблемы связана с бурным технологическим развитием других государств. Автором приводятся три основные причины слабого развития патентной сферы в Российской Федерации: интеллектуальная миграция, несовершенство правового регулирования патентного законодательства и проблемы, связанные с правовой защитой патента, в частности с судебной защитой патентных прав. Автором анализируется опыт зарубежных стран в решении проблемы оттока человеческого капитала и оценивается возможность применения различных подходов в решении данной проблемы в Российской Федерации. Автор приходит к выводу о том, что данные подходы не могут быть в полной мере использованы в России на данный момент, в связи с чем необходимо кардинальное изменение экономической ситуации в государстве. Несовершенство правового регулирования связано с относительно недавним введением закона, регулирующего патентное право, а также с малым количеством выработанной практики по данному законодательству, поэтому масштабные изменения в законодательстве автором не предлагаются, однако корректировки в некоторых областях патентного законодательства необходимы. Также обозначена проблема судебной защиты патентных прав, связанная с большой нагрузкой судов вследствие большого количества дел, в связи с чем одним из возможных решений проблемы предлагается изменение механизма досудебного порядка урегулирования споров.
На сегодняшний день остро встала перспектива реформы как государственного, так и негосударственного контроля. Для решения этой проблемы требуется применение комплексного подхода. Сюда необходимо включить совершенствование форм и методов контрольно-надзорной деятельности, анализа способов повышения их эффективности. Для обеспечения стабильности и развития в обществе государству необходимо проводить контрольные мероприятия, с применением контрольных функций. Эти функции включают в себя охват таких сфер как, экономические, социальные и политические.
В статье анализируются меры, направленные на поддержку и укрепление семьи, обсуждаемые в процессе разработки Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г., а также особенности их дальнейшей реализации на практике. Отмечается, что серьезные изменения в социально-экономическом и политическом развитии страны, вызванные послевоенными изменениями привычного уклада жизни, предопределили потребность в последовательной и гибкой политике со стороны государства по отношению к семейному благополучию. На протяжении периода времени с 1940-х по 1960-е гг. длилась разработка нового брачно-семейного кодекса. В течение этого времени образовывались различные правительственные комиссии, рабочие группы, рассматривалось несколько вариантов редакций законопроекта. Материалы обсуждения проектов показывают, что законодатели руководствовались прежде всего идеей вовлечения отцов в семьи, а также обеспечения интересов детей и семьи. Так, отныне допускались ранние браки, существенно расширились возможности установления отцовства в судебном и добровольном порядке. Непопулярность реализации данных мер на практике объяснялось неосведомленностью населения о них. Для устранения данной проблемы была проделана существенная работа по изучению нового законодательства, разъяснению его населению и претворению в жизнь. Однако в дальнейшем по-прежнему отмечался рост числа разводов, увеличение злостных неплательщиков алиментов. Анализ практики применения нововведений позволил выявить другие проблемы реализации данных положений. Первопричина, по которой наблюдался «завал» дел о взыскании алиментов и увеличение числа злостных неплательщиков крылась в том, что на протяжении долгого периода времени отсутствовала социальная концепция отцовства. Еще не сформировался опыт выстраивания отношений с отцом, не как с «содержателем», а как с родителем, чьи отношения ценны вне зависимости от регистрации брака и материальной поддержки.
В статье проанализированы первые шаги женщин-юристов к допуску их в российскую адвокатуру. В рассматриваемый период можно было наблюдать различные мнения как по вопросу допустимости участия женщин в качестве адвокатов, так и по вопросу распространения на них норм действовавшего законодательства. В этой связи особую ценность представляет анализ судебных разбирательств, ставших примерами участия девушек в качестве защитников по обвинительному приговору, а также судебные процессы, решения по которым выносились в пользу подзащитных, во многом благодаря профессионализму женщин-адвокатов. Большую роль играют случаи принятия в профессиональное сообщество девушек на какую-либо должность или обоснованный отказ в получении такого права с нормативным обоснованием. Особое внимание уделено преодолению законодательных и социальных барьеров, препятствовавших достижению гендерного равенства в юридическом сообществе. Выявляются главные противоречия между женщинами-юристами и должностными лицами, в частности прокурорами, возражавшими против допуска женщин к участию в суде. Однако автором обращено внимание и на ситуации одобрения действий женщин по защите прав других лиц в гражданских или уголовных процессах со стороны органов правосудия. Достаточно значимым аспектом представляется исследование общественного мнения по поводу судебных разбирательств с участием женщин в качестве защитниц. Автор приходит к выводу о том, что несмотря на рассмотренные сложности именно непрерывная борьба женщин за свои права стала первостепенным фактором последующего закрепления равных для мужчин и женщин возможностей быть адвокатами.
В статье раскрывается авторская позиция относительно IV созыва Государственной думы Российской империи в качестве основного представительного законодательного органа Российской империи, деятельность которого была в высокой степени затронута Первой мировой войной, выявлено влияние Государственной думы Российской империи IV созыва на Февральскую революцию 1917 г., на Октябрьскую революцию 1917 г. и на Гражданскую войну в России. Для выявления вышеупомянутого влияния в статье рассматривается законодательная инициатива Государственной думы Российской империи IV созыва, приводится анализ текстов нормативных правовых актов, принятых Государственной думой Российской империи IV созыва, анализ общей информации о Государственной думе Российской империи IV созыва, носящей экспликационный характер. В статье приводятся ссылки на тексты современников, ученых-специалистов в данной области истории права и государства России. Работа над источниками и анализ информации приводит к выводу, что работа Государственной думы Российской империи IV созыва, как и работа государственных органов того времени, оказала колоссальное влияние на развитие революционных идей в Российской империи, впоследствии выразившихся в радикализации российских социалистических движений и общественной поддержке Февральской революции 1917 г. и Октябрьской революции 1917 г. Тем не менее, вопреки расхожему мнению, такое влияние было косвенным, а сама Государственная дума часто действовала вслепую, пытаясь с одной стороны, сохранить свои позиции, урезываемые имперским правительством, а с другой - не входить в резкие конфронтации с самим императором. Сама же Государственная дума, как оказалось, с началом Революции потеряла авторитет и, по сути, уступила свои позиции новому органу - Временному комитету Государственной думы. Рассмотрим же, как сиюминутное желание власти привело к развалу великой империи и к началу ужасного периода отечественной истории - Февральской и Октябрьской революции и Гражданской войне.
В представленном материале воспроизведены экономические институты, которые выдали поражающие ум экономические результаты в развитии советской государственности: Госплан СССР, всенародное достояние, право на труд. Двигателем советского экономического чуда, который не имел аналогов в мировой экономической и политической истории, был Госплан СССР. Ядром экономических интересов, потребностей является институт права собственности. Право собственности - главный институт в экономической организации государственности. Юридически советскую эпоху начинали конституционные новации, где частная собственность и весь земельный фонд был объявлен общенародным (всенародным, национальным) достоянием. Эта историко-политическая нить воспроизводилась в законодательстве Советского Союза на протяжении всего его существования и была взаимосвязана с результатами работы Госплана СССР: объектами планирования советского экономического развития было прежде всего всенародное достояние, а главными субъектами планового рынка являлись крупнотоварные государственные предприятия, организованный на базе всенародного достояния, создающие высокий доход для развития высоких темпов индустриальной экономики и повышающие жизненный уровень населения. Право на труд в 70-летнем масштабе истории СССР право на труд и его государственная обеспеченность имели безусловный социально-экономический эффект как для граждан, так и для страны в целом. Конституционно гарантированное право на получение работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством действительно обеспечивалось социалистической организацией народного хозяйства. Самую значительную роль в росте трудящихся играли пятилетние планы развития народного хозяйства - т.н. «пятилетки». Автор призывает не забывать достижения экономической системы прошлого, а также подмечает, что колоссальное значение в экономическом движении страны имеет как человеческий фактор в целом, так и роль отдельной личности - главы государства, исторически определяющий вектор для жизнедеятельности всего государственного организма.
В статье представлен историко-правовой анализ особенностей первой советской Конституции, принятой II Съездом Советов СССР 21 января 1924 г. Конституция 1924 г. рассматривается как основополагающий правовой документ нового социалистического государства. Первая Конституция СССР станет политико-правовым базисом для институционализации советских органов государственной власти. В статье анализируются главы Конституции СССР, которые регулировали деятельность главных политических институтов законодательной, исполнительной и судебной власти СССР. Особенное внимание уделяется описанию компетенций съезда Советов СССР, ЦИК СССР, СНК СССР и Верховного суда СССР. После проведения историко-правового анализа демонстрируется несоответствие политических практик положениям Конституции 1924 г. о подотчетности исполнительных органов власти институтам законодательной власти. Делается акцент на том, что ВКП(б) имела существенную роль в государственном управлении, но не была упомянута в Конституции 1924 г. Отмечается, что, несмотря на особенности реализации конституционных норм на практике, признается значимость Конституции 1924 г. в области закрепления компетенций за ветвями власти СССР. Первая советская Конституция разграничила сферы ве́дения исполнительной, законодательной и судебной властей. Разграничение компетенций ЦИК СССР, СНК СССР и Верховного Суда СССР было декларировано в Конституции 1924 г., несмотря на то, что ее разработчики были противниками политико-правовой теории разделения властей. В заключение статьи о Конституции 1924 г. делается вывод о том, что принятие первой советской Конституции поспособствует закреплению компетенций за органами государственной власти и ускорит процесс международного признания СССР.
Автором анализируется проблема многоаспектного понятия отечественного суверенитета, соотношения общеобязательной государственной идеологии и национальной идеи. Для изучения поставленного вопроса с разных сторон применяются важнейшие положения теории государства и права, а также методология историко-правового анализа. Представляется, что суверенитет есть неотъемлемый признак любой державы, прошедшей весь хронологический путь от понимания собственной идентичности до этнического самосознания. С одной стороны, это верховенство государственной власти на неделимых территориях многонациональной федерации. С другой стороны, независимость и неотчуждаемость суверенитета составляют его внешнюю сторону, которая видится в отношениях государства с мировыми сообществами. Передоверяя свою автономию другому, держава рискует потерять свободу. Тем не менее следует помнить, что сущности суверенитета и неограниченной государственной власти сильно отличаются, ибо последняя в демократическом обществе должна основываться на праве и быть им ограничена. Данная мысль прямо сочетается с основой конституционализма, решающего проблему сосуществования морально-нравственных аспектов норм справедливости и власти законодательства. Многовековая история Российской Федерации как цивилизации с обширным материальным и духовным наследием, признающей идеологическое многообразие, доказывает первичность народного суверенитета по отношению к государственному. Отечественная хроника ярко демонстрирует, что в российской действительности и тотальная идеологизация, и отсутствие народных ценностей оказываются нежизнеспособны. Евразийская парадигма нашей державы, подобно маятнику, пребывающей на схождении пути Европы и Азии, заставляет реагировать на идеологические тенденции Запада и вбирать правовые идеалы Востока. Извечные споры, противостояния и рождение мифа обязуют суверена, не отрекаясь от реальности, наравне с народом хранить целостность русской идеи, присутствующей в отечественном самосознании.
В статье представлено авторское ви́дение правоприменения дефиниции «культурный суверенитет» в целях противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности России и характеристика некоторых его свойств. Обеспечение культурного суверенитета рассматривается в качестве ключевой составляющей согласованных действий в сфере стратегического планирования органов публичной власти и институтов гражданского общества по охране суверенитета государства, достижения стратегических целей управления, защиты основ конституционного строя России, аксиологического фундамента государственности и исторически сложившейся конституционной идентичности. Свойства культурного суверенитета раскрываются, по мнению автора, в измеримых с точки зрения стратегического управления результатах государственной политики, требующих реализации комплекса управленческих мер и мероприятий. Свойство культурного суверенитета «защищенность народа и государства от деструктивного идеологического и информационного воздействия» должно выражаться в измеримых результатах скоординированных действий всех структур государства по пресечению деструктивного воздействия на культуру при активном участии в этом процессе гражданского общества. Свойство культурного суверенитета «сохранение исторической памяти и самобытности народа» требует выражения в измеримых с точки зрения стратегического управления результатах государственной политики, в числе которых - снижение количества и активности транснациональных «сообществ идентичности» в стране, не комплементарных с общероссийской гражданской и культурной идентичностью. Свойство культурного суверенитета «проведение общегосударственной политики в соответствии с традиционными российскими ценностями» должно найти свое выражение в конкретных результатах укрепления действующих исторически сложившихся институтов публичной власти с точки зрения их модернизации для достижения стратегических целей обеспечения национальной безопасности и развития на основе конституционного принципа солидарности, формирующей гражданское единство и самосознание. Качество культурного суверенитета России определяется, таким образом, поддержанием духовных сил государства и народа, основных публичных институтов на уровне, необходимом для формирования суверенной политической воли и достижения целей стратегического управления.
Издательство
- Издательство
- МГЮА им. О.Е.Кутафина
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9, стр. 2
- Юр. адрес
- 123242, город Москва, Садовая-Кудринская ул, д. 9 стр. 1
- ФИО
- Блажеев Виктор Владимирович (Ректор)
- E-mail адрес
- msal@msal.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 2448888
- Сайт
- https://msal.ru