Автор вспоминает о встречах и общении с профессором В. С. Меметовым; о научных конференциях, посвященных проблемам интеллигенции, проходивших в Иваново; о работе Ивановского центра интеллигентоведения.
Затрагивается широкий круг вопросов, связанных с развитием В. С. Меметова как ученого-исследователя и организатора науки. Анализируется сложный комплексный феномен интеллигентоведения как научного направления и школы, вклад ученого в его становление. Указывается, что именно В. С. Меметов пришел к выводу о том, что наличие нескольких трактовок понятия «интеллигенция» объясняется многоликостью объекта изучения. Он подчеркивал, что интеллигенция — очень сложное общественное явление, поэтому изучение этого феномена долж-пока еще слабоизученные вопросы, связанные с деятельностью российской интеллигенции и западных интеллектуалов.
Значительное внимание уделено деятельности В. С. Меметова как организатора науки: проведению научных конференций, редактированию журнала «Интеллигенция и мир», подготовке и изданию коллективных монографий. Особо отмечается роль В. С. Меметова в развитии интеллигентоведения не только как направления научных поисков, но и как учебной дисциплины.
Обосновывается вывод о том, что интеллигентоведение как системное изучение интеллектуального и творческого потенциала личности, как учебная дисциплина, способствующая реализации этого потенциала, заняло свое место в перспективных направлениях науки и педагогической практики. но носить комплексный характер. Ему удалось проанализировать многие
Идентификаторы и классификаторы
Перемены в жизни российского общества, свидетелями которых мы были на протяжении последних почти четырех десятилетий, затронули практически все сферы жизни. Следует напомнить, что именно в такие переломные эпохи интеллигенция играет судьбоносную роль в жизни общества. Естественно, это обостряет внимание к проблемам, затрагиваемым деятельностью интеллектуалов.
Список литературы
1 Валерий Сергеевич Меметов: ученый, педагог, организатор: сб. ст. / ред. В. В. Комиссаров. Иваново: Информатика, 2020. 340 с.
2 Губина Н. М., Раскатова Е. М. Человек, учитель, ученый // Интеллигент и интеллигентоведение на рубеже XXI века: итоги пройденного пути и перспективы: тез. докл. X Междунар. науч.-теорет. конф., посвящ. Валерию Сергеевичу Меметову, Иваново, 22—24 сент. 1999 г. / отв. ред. В. С. Меметов. Иваново: Иван. гос. ун-т, 1999. С. 19—20. 126
3 Золотарев О. В. Основатель интеллигентоведения // Интеллигенция и мир. 2020. № 1. С. 33—40.
4 Зябликов А . В. Человек слова и поступка // Интеллигенция и мир. 2020. № 1. С. 23—27
5 Интеллигенция: вопросы теории и методологии: кол. монограф. / под ред. В. С. Меметова. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2010. 379 с.
6 Интеллигенция и интеллектуалы в изменяющейся социально-политической действительности: кол. монограф. / отв. ред. В. С. Меметов, В. Л. Черноперов. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2014. 276 с.
7 Купцова И. В., Полторак С. Н., Серебрянская Г. В. О мастере и его мастерстве (к 80-летию В. С. Меметова) // Клио. 2019. № 2. С. 181—187.
8 Межвузовские научные центры в интеллектуальном и образовательном пространстве постсоветской России (Материалы круглого стола) // Интеллигенция и мир. 2014. № 1. С. 30—45.
9 Меметов В. С. О некоторых дискуссионных вопросах отечественного интеллигентоведения // Нравственный императив интеллигенции: прошлое, настоящее, будущее: тез. докл. Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 23—25 сент. 1998 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 1998. С. 10—13.
10 Меметов В. С. Проблемы становления новой парадигмы интеллигенции // Генезис, становление и деятельность интеллигенции: междисциплинарный подход: тез. докл. XI Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 20—22 сент. 2000 г. / отв. ред. В. С. Меметов. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2000. С. 8—10.
11 Меметов В. С. Итоги интеллигентоведения в год юбилея великой Победы // Отечественная и мировая интеллигенция в кризисные периоды истории: материалы XXI Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 23—25 сент. 2010 г. / отв. ред. В. С. Меметов. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2010. C. 3—5.
12 Меметов В. С. Современное интеллигентоведение: достижения и сохраняющиеся вопросы // Дискуссионные вопросы современного российского интеллигентоведения: материалы XXII Междунар. науч.-теорет. конф. Иваново, 22—24 сент. 2011 г. / отв. ред. В. С. Меметов. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2011. С. 3—5.
13 Меметов В. С. Ответственность российской интеллигенции в кризисные периоды // Ответственность интеллигенции в контексте времени: материалы XXIII Междунар. науч.-теорет. конф. Иваново, 27—29 сент. 2012 г. / отв. ред. В. С. Меметов. Иваново: Иван. гос.
ун-т, 2012. С. 3—6.
14 Меметов В. С. На пути развития современного интеллигентоведения // Интеллигенция современного мира в ее многообразии: материалы 127 XXIV Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 26—28 сент. 2013 г. / отв. ред. В. С. Меметов. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2013. С. 4—7.
15 Меметов В. С. К итогам 25-летия МЦ и НИИ интеллигентоведения // Интеллигентоведение: теория, методология и социокультурная практика: материалы XXV Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 25—27 сент. 2014 г. / отв. ред. В. С. Меметов. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2014, С. 6—9.
16 Меметов В. С. Интеллигенция/интеллектуалы и меняющаяся социально-политическая действительность // Интеллигенция/интеллектуалы в кризисные и переломные периоды общественного развития: материалы XXVI Междунар. науч.-теорет. конф.: конф. приурочена к 70-летию завершения Второй мировой и Великой Отечественной войн, Иваново, 24—26 сент. 2015 г. / отв. ред. В. С. Меметов. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2015. С. 3—5.
17 Меметов В. С., Будник Г. А., Садина С. С. Интеллигентоведение: из опыта становления вузовского научно-методического курса // Интеллигентоведение: проблемы становления нового вузовского курса: материалы Межгос. заоч. науч.-метод. конф., Иваново, июнь 1999 г. / отв. ред. В. С. Меметов. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2000. С. 3—12.
18 Меметов В. С., Садина С. С. Курс «интеллигентоведение» // Интеллигенция и церковь: прошлое, настоящее, будущее: материалы XV Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 23—25 сент. 2004 г. / отв. ред. В. С. Меметов. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2004. С. 292—300.
19 Олейник О. Ю. О значении научного наследия В. С. Меметова // Интеллигенция и мир. 2021. № 1. С. 1—29. doi: 10.46725/IW.2021.1.1.
20 Раскатова Е. М. Научный метод как искусство жизни // Интеллигенция и мир. 2020. № 1. С. 41—45.
21 Раскатова Е. М., Меметов В. С. «За эти годы сложилось несколько поколений интеллигентоведов…» (Интервью Е. М. Раскатовой с В. С. Меметовым) // Интеллигенция и мир. 2014. № 1. С. 9—29.
22 Сибиряков И. В. Размышления о роли личности в истории интеллигенции (Воспоминания о В. С. Меметове) // Интеллигенция и мир. 2020. № 1. С. 19—22.
23 Соскин В. Л. Современная историография советской интеллигенции России. Новосибирск: Институт истории СО РАН, 1996. 83 с.
24 Усманов С. М., Калинин А. К. Методологические проблемы изучения интеллигенции: между «антитеоретическим консенсусом» и «приближением к универсальности» // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. 2021. № 6. С. 58—64. doi: 10.52452/19931778_2021_6_58.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В СТАТЬЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ПЕРЕПИСКА ГЛАВНОГО РЕЖИССЕРА ИВАНОВСКОГО МОЛОДЕЖНОГО НАРОДНОГО ТЕАТРА Р. М. ГРИНБЕРГ И КОЛЛЕКТИВА ТЕАТРА С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ТВОРЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ МОСКОВСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Статья посвящена деятельности выдающегося ученого, доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента АН СССР, первого начальника Института военной истории Министерства обороны СССР Павла Андреевича Жилина. Публикация состоит из следующих частей: краткая биография П. А. Жилина; предпосылки,предшествовавшие выбору направления его исследовательской деятельности; характер изучения Отечественной войны и роль в ней фельдмаршала М. И. Кутузова. При постановке научной задачи автор статьи предполагает, что общественно-политическая обстановка оказывает влияние на выбор исследовательского направления в области военной истории. На примере П. А. Жилина показано, как правильно выбранная тематика исследовательской деятельности способствовала становлению крупного ученого. Автор считает, что научные труды, посвященные Отечественной войне 1812 г. и личности М. И. Кутузова, соответствовали запросам времени. В статье использованы как общенаучные методы, так и методы исторической науки. С помощью историко-генетического метода прослеживается эволюция взглядов ученого на предмет его исследовательской деятельности. Историко-сравнительный метод позволил сопоставить различия и сходство в интерпретации освещения проблем Отечественной войны 1812 г. разными учеными. К изучению научных трудов П. А. Жилина применен метод контент-анализа. Материал изложен хронологическим способом.
Автор делает вывод, что общественно-политическая обстановка в стане оказывала влияние на ученого. Наиболее ярко это влияние можно проследить по тому, как историк описывал историографию Отечественной войны 1812 г.
Результатом работы автора является подтверждение факта, что общественно-политическая обстановка в стране оказала влияния на ученого в выборе приоритетов в среде исследователей истории Отечественной войны 1812 г., а также личности и полководческого таланта М. И. Кутузова. Автор статьи отмечает, что в своей исследовательской деятельности военный историк П. А. Жилин всегда оставался верен научным идеалам и стремился к объективному описанию событий военной истории Отечества. Именно поэтому труды, написанные Павлом Андреевичем, актуальны и в настоящее время.
Статья посвящена проблеме личностной духовности, которая становится все более актуальной на фоне проявлений жестокости, нетерпимости, равнодушия в современном обществе. Эти негативные явления свидетельствуют о заметном снижении уровня культуры и изменении нравственных ориентиров в сознании людей. Автор подчеркивает, что русская православная культура неразрывно связана с духовностью, с традицией духовно-нравственного становления человека.
Методология исследования опирается на единство философско-культурологического, культурно-исторического и системно-аналитического подходов. Также используется метод исторического анализа культурных ценностей, сопровождающих процесс духовного развития и преображения творческой личности.
Наследие православных художников особенно значимо для сохранения духовных традиций русской культуры. Своим искусством они стараются передать людям ощущение величия русской души, красоты мира, стараются помочь увидеть и осознать истинные ценности бытия.
В статье раскрывается огромный духовно-нравственный потенциал личности потомственного палехского иконописца, народного художника Павла Дмитриевича Корина, все творчество которого отражает глубокий духовный мир русских православных людей и пронизано любовью к русской земле. Персонажи картин П. Корина являются носителями лучших качеств русской души: любовью, милосердием, состраданием, целомудрием, терпением. Творческое наследие Павла Корина имеет не только художественную ценность, но и социокультурную значимость. Оно способствует приобщению молодежи к духовным ценностям православия, формированию нравственных идеалов у подрастающего поколения. Народный художник П. Д. Корин посвятил свой талант живописца служению людям, родному Отечеству, став истинным хранителем традиций великой русской культуры.
В статье рассматривается работа врачей города Иваново-Вознесенска в тыловых военных госпиталях, открытых в период таких вооруженных конфликтов, как русско-турецкая война 1877—1878 гг., русско-японская война 1904—1905 гг. и Первая мировая война. Инициаторами открытия госпиталей выступили органы местного самоуправления — городские думы и городские управы, в которых врачи часто выступали в качестве депутатов и экспертов. В период Первой мировой войны муниципалитеты действовали в тесном контакте с Всероссийским союзом городов. Госпитали были организованы на базе крупнейшего лечебного заведения города — больницы для мастеровых и рабочих, а также в зданиях, которые бесплатно были предоставлены для госпиталей общественными организациями и частными лицами. Автор обратил особое внимание на процесс создания госпиталей, их финансирование, организацию здесь лечения и быта раненых и больных воинов. Большую роль в обеспечении материальной базы госпиталей играли богатые местные промышленники. В статье рассматривается профессиональная
деятельность врачей и другого медицинского персонала, отмечается самоотверженный труд медиков, которым в экстраординарных условиях приходилось одновременно работать сразу в нескольких медицинских учреждениях. В статье приводятся конкретные примеры работы врачей, даются их биографические данные. Важную роль в профессиональной деятельности врачей во время войн играло Иваново-Вознесенское медицинское общество, которое объединяло врачей. Оно организовало курсы по подготовке сестер милосердия для госпиталей, выступило с другими важными инициативами.
Электронные петиции являются формой современного политического участия граждан в жизни общества. Для французского общества подобные петиции стали основным рычагов давления на политиков, но в весьма ограниченных сферах, таких как борьба за права человека или экология. Система онлайн-петиций во Франции является неоднозначным институтом. С одной стороны, специальные платформы для голосований и веб-сайты для онлайн-петиций являются логичной трансформацией сбора общественного мнения из бумажного варианта в электронный. С другой стороны, эта возможность использования онлайн-платформ для петиций является идеальным прикрытием для лоббирования интересов.
В статье рассматривается роль интеллигенции в развертывании общенационального кризиса в Российской империи начала XX в. Указываются основные черты и причины данного кризиса. Определяется необходимость выявить роль интеллигенции в расколе российского общества и раскачке общественного сознания. Автором применяются следующие научные методы исследования: анализ и синтез фактов; индукция и дедукция; системный и структурно-функциональный подходы; сравнительный анализ. Говорится о сущности, структуре и численном составе интеллигенции, ее роли в формировании «нового среднего класса». Подробно рассматривается социально положение, деятельность и общественно-политическая активность российских ученых, профессоров и других преподавателей высших и средних учебных заведений, а также студентов. Анализируется позиция интеллигенции в национальном и религиозном вопросах.
Сделан следующий вывод. В начале XX в. социальный состав российской интеллигенции был всесословным и неоднородным. Различались также политические взгляды и экономическое положение интеллигентов. Интеллигенция была идеологически дифференцирована на разные политические группировки, ведущие друг с другом ожесточенную кон-достижения поставленных целей. Не имея прочной социальной опоры, интеллигенция пыталась привлечь на свою сторону как новые (рабочие, служащие), так и традиционные (крестьянство, городское мещанство) слои, внедряя в их сознание разновекторную идеологию, различные партийные программы. В начале ХХ в. в расколотое традиционное сознание хлынул такой поток информации о путях и методах преобразования России, что оно оказалось не в состоянии его не только осмыслить, но и даже просто «переварить». Раскачка интеллигенцией традиционного сознания в условиях конфронтационности между властью и обществом оказалась чреватой мощными политическими и социальными катаклизмами, приведшими Россию на грань национальной катастрофы.
Статья посвящена вопросу развития школьного образования Англии в эпоху династии Тюдоров. С наступлением Реформации школьная система претерпевает серьезные изменения. Образование начинает освобождаться от церковной схоластики и теперь базируется на идеях гуманизма, которые получают распространение в английских грамматических школах второй половины XVI в. Объектом нашего исследования является организация, характер управления, а также структура учебного процесса школьного образования Англии в эпоху Средневековья и раннего Нового времени. Интерес к данной проблеме неслучаен, так как вопросы обучения и воспитания имеют важное значение для исторической науки и проливают свет на социальные и исторические аспекты городского быта, помогают оценить духовную и нравственную атмосферу средневекового города. Период исследования тоже был выбран неслучайно, так как именно со второй половины XVI в. наблюдаются социальные сдвиги в системе школьного образования и серьезные изменения в культуре. Актуальность данной темы обуславливается еще и тем, что она практически не изучалась в отечественной историографии.
Автор приходит к выводу, что со второй половины XVI в. происходит эволюция школьного образования Англии. Основные тенденции были направлены не только на изменение системы просвещения и появление нововведений в учебных программах, но и на создание новых типов учебных заведений. Не последнюю роль в этих преобразованиях сыграли великие гуманисты эпохи, среди которых был настоятель собора Святого Павла, английский ученый Дж. Колет (теолог, член почитаемого общества Мерсеров).
При династии Тюдоров система образования превратилась в самостоятельную отрасль, которая предоставляла отличную возможность получить образование всем сословиям общества.
Издательство
- Издательство
- ИвГУ
- Регион
- Россия, Иваново
- Почтовый адрес
- 153025, Центральный федеральный округ, г.Иваново, ул. Ермака, 39
- Юр. адрес
- 153025, Ивановская обл, г Иваново, ул Ермака, д 39
- ФИО
- Малыгин Алексей Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@ivanovo.ac.ru
- Контактный телефон
- +7 (493) 2326210