Статьи в выпуске: 15

"МЫ СОХРАНЯЕМ ИСТОРИЮ, ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ ПЕРЕДАНА ДРУГИМ ПОКОЛЕНИЯМ": НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ В СУДЬБЕ КРАЕВЕДА Б. А. КАНЕЕВА (2024)
Авторы: Корнилова Ирина Валерьевна, Хабибуллин Марс Забирович

Обращение к вехам биографии Биляла Абдрахмановича Канеева интересно в плане освещения отдельных этапов развития краеведения в российских регионах, позволяющих более масштабно и полно воссоздать картину накопления и распространения исторических знаний о Нижнем Прикамье и городе Набережные Челны. Б. А. Канеев вплотную начал заниматься краеведением с 1987 г., с момента создания краеведческого общества в г. Набережные Челны. Стимулом для занятия краеведческой работой послужил, как это ни странно молодой город, судьба которого связана со Всесоюзной ударной комсомольской стройкой и строительством автомобильного завода КамАЗ. История жизни Б. А. Канеева - это история о том, как мальчишеское хобби, которым он будет увлечен на протяжении 60 лет, станет делом всей его жизни. Многолетняя краеведческая, исследовательская и просветительская деятельность Б. А. Канеева, бесспорно, заслуживает уважение и признание. В 2023 г. исполнилось 50 лет, как Б. А. Канеев принял судьбоносное решение и приехал в Набережные Челны на Всесоюзную ударную стройку, которая стала ключевым событием в жизни краеведа.

Сохранить в закладках
ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ ФОНДОВ ОТДЕЛОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2024)
Авторы: Бочарникова Анна Александровна

Статья посвящена обзору документов фондов отделов социального обеспечения Государственного казенного учреждения Астраханской области «Государственный архив Астраханской области». Основное внимание уделено информации, которая отложилась в архивных делах учреждений социального обеспечения, в первую очередь сведениям биографического и генеалогического характера периода Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн.

Сохранить в закладках
ТРАГЕДИЯ ПОДВОДНИКА РУСТЕМА ИЖБУЛАТОВА (2024)
Авторы: Ахметшин Шамиль Камилевич, Насеров Шамиль Абдурахманович

Статья освещает короткую, но насыщенную жизнь одного из первых командиров подводных лодок из татар - Рустема Ахметовича Ижбулатова. Сын генерала Хажиахмета Ижбулатова начал службу в Красном военном флоте с 20-летнего возраста. Несмотря на различные препятствия в служебной деятельности вызванные дворянским происхождением - Рустем Ижбулатов был одним из лучших командиров-подводников Черноморского флота. Обвиненный в участии в «военно-фашистском заговоре» был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу.

Сохранить в закладках
Место и роль женщины в суфийских обществах (согласно трудам Шейха М.-З. Камалова) (2024)
Авторы: Мухаметзянова Лилия Хатиповна, Хасавнех Алсу Ахмадулловна

Исследование базируется на текстологической работе над двумя сочинениями: арабоязычным «Табсырат ал-муршидин мин ал-маша’их ал-халидийин» («Руководство наставников от шейхов халидийской [ветви]») М.-З. Камалова и рукописным сборником на старотатарском языке «Мәрсийәэ дамелла Мөхәммәд-Закир хәзрәт әл-Чистай» («Элегия на кончину дамеллы Мухаммад-Закира хазрата ал-Чистави»), составленным одним из учеников-муридов шейха, пожелавшим остаться неизвестным. Переведенные с арабского языка тексты из первоисточников были подвергнуты научно-сопоставительному и герменевтическому анализу. Наряду с важными вопросами этики и ритуальной практики значительное внимание в «Руководстве наставников…» уделено вопросу места и роли женщин в халидийской ветви накшбандийского тариката. В сопоставительном плане в статье речь идет и о других суфийских сообществах. Сочинения М.-З. Камалова послужили исходной теоретической отсылкой, ключом к пониманию этических установок в ритуальной практике суфийских сообществ Поволжья и Кавказа (вступление женщин в тарикат, общение с наставником, чтение дополнительных намазов, коллективных зикров и т. д.). На основе проделанной текстологической работы в рамках заявленной темы авторы впервые анализируют важные аспекты в этике суфийских сообществ; на основе полученных результатов и выводов исследования выявляют особенности освещения женской темы в суфийской научной литературе, определяют специфику этических норм поведения, гендерных взаимоотношений в ритуальной практике суфийских братств, действовавших в Волго-Уральском и Кавказском регионах. Результаты научного исследования прямо перекликаются с устоявшимися традициями в отношении места и роли женщины в обществе, сложившимися на протяжении столетий на мусульманском Востоке. В качестве основного в исследовании был использован герменевтический метод. Герменевтическая трактовка арабоязычного и арабографичного сочинений, которые легли в основу исследования, способствовала расшифровке суфийских терминов, глубокому проникновению в аллегорию и своеобразие этико-эстетических категорий в контексте общемусульманской культуры. Кроме того, при анализе был применен структурно-семиотический метод, благодаря которому удалось объединить структуру текстов с их семантикой, чтобы раскрыть смысловую составляющую.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О РУССКИХ МИССИЯХ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ: ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ ГЛАЗАМИ РУССКИХ ПОСЛАННИКОВ XVIII В. (2024)
Авторы: Гумаров Фархад Ленарович, Абидулин Алим Маратович

В XVIII в. происходит начало и укрепление дипломатических отношений между Российской и Османской империями и становление российской дипломатической школы как таковой. В данной статье анализируется деятельность дипломатического представительства в Константинополе в этот период. Описывается нелегкая судьба представителей дипломатического корпуса и те риски, с которыми была связана посольская служба в столице Османской империи. Подробно рассматриваются взаимоотношения османских властей с российскими дипломатическими представителями. В основу статьи легли источники личного происхождения дипломатов, их письма и статейные записки. В них упоминаются как особенности вертикали султанской власти, так и вопросы, связанные с финансовой и внешней политикой государства. Отмечаются различные посольские обычаи, принятые в Османской империи. Описание задач и обязанностей входивших в работу российских представителей представлены в контексте происходивших между двумя государствами событий.

Сохранить в закладках
СЕЛО ИЗМЕРИ И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ: КУЛЬТУРНОЕ И ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ (2024)
Авторы: Бурдин Евгений Анатольевич

В статье рассматриваются культурное и природное наследие Измерского археологического комплекса и села Измери (Спасский район Республики Татарстан). Несмотря на огромное количество уникальных памятников археологии, до сих пор отсутствует их комплексное описание и обобщающий анализ на основе серьезного анализа природной среды. Цель статьи - на базе доступного комплекса источников, прежде всего археологических, с привлечением новых сведений, дать общий обзор Измерского археологического комплекса и природно-географических условий, которые благоприятствовали раннему освоению данной местности. Все это позволяет по-новому посмотреть на общие тенденции и отдельные детали исторического процесса. Территориальные рамки работы - современный Спасский район Республики Татарстан. В методологическом плане применялись междисциплинарный подход, а также историко-географический, историко-сравнительный, историко-статистический и проблемно-хронологический методы. В рамках статьи на основе историографических сведений и комплекса различных источников прослежены динамика и особенности объектов культурного наследия в селе Измери и его окрестностях, предпринята попытка объяснить их уникальность с учетом природно-географического фактора. Сделан вывод о том, что наличие на территории Измерского археологического комплекса почти 70 памятников археологии начиная с палеолита и заканчивая золотоордынской эпохой объясняется прежде всего богатейшими природными ресурсами микрорегиона. Здесь находилась граница между плодородными черноземными землями и низменной частью самой большой в Европе Волжско-Камской долины, недалеко от места слияния Волги и Камы. В долине были колоссальные природные богатства, в том числе заливные луга, озера, реки и так далее. Расцвет этой территории пришелся на эпоху средневековья. Уникальность археологического комплекса и разрушительная работа Куйбышевского водохранилища обусловливают необходимость проведения масштабных охранно-спасательных работ и других серьезных мер по спасению культурного наследия микрорегиона.

Сохранить в закладках
ТАТАРСКАЯ АРХЕОГРАФИЯ И АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ КГУ В 1963-1990 ГГ.: ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА М. А. УСМАНОВА (2024)
Авторы: Усманова Диляра Миркасымовна

В статье дан обзор личного архива Миркасыма Абдулахатовича Усманова в части документов, непосредственно связанных с археографическими аспектами его деятельности. Ценность этих документов вытекает из нескольких факторов. Будучи одним из инициаторов и основателей археографических экспедиций, М. А. Усманов как никто другой мог аккумулировать у себя документы, всесторонне освещающие историю татарской археографии во второй половине ХХ столетия. Во-вторых, в частных архивах ученых, как правило, сохраняются разнообразные документы личного происхождения (записные книжки, личная переписка с заинтересованными персонами, фотографии и пр. свидетельства), редко хранящиеся в официальных книго- и архивохранилищах. В-третьих, будучи выдающимся источниковедом М. А. Усманов понимал важность и ценность самых разнообразных документов. Отдельные документы и свидетельства (подчас, казалось бы, даже самые незначительные) составляют в совокупности единый источниковедческий комплекс, без которого, как правило, всесторонняя и всеобъемлющая история невозможна. Публикация приурочена к двум юбилеям: 90-летию М. А. Усманова (1934-2010) и 60-летию Археографической экспедиции Научной библиотеки Казанского университета (1963-1990). В целом, в течение 25 лет персональная судьба ученого и судьба татарской археографии были неразрывно связаны, что зафиксировано в многочисленных документах, сохранившихся в личном архиве ученого. В данной статье будет дан обзор различных документов и свидетельств из личного архива ученого, имеющих отношение к истории восточной археографии в Казанском университете и даже шире, в Российской Федерации.

Сохранить в закладках
"... ЦАРЕВИЧА АЛЕЯ И ПРОЧИХ ПОБЕДИ..." (К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛЕТОПИСНЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ О ЗАХВАТЕ СИБИРА БЕКОМ СЕЙДЯКОМ) (2024)
Авторы: Солодкин Янкель Гутманович

Небольшая глава Основной редакции Есиповской летописи, посвященная вступлению султана Али в Сибир (Искер) и захвату вскоре этого города беком Сейдяком, до настоящего времени не подвергалась специальному анализу. Предположительно восходящая к свидетельствам служилых татар (йомышлы) Тобольска либо местных казаков и стрельцов русского происхождения, эта глава во многом риторична. Впоследствии она часто подвергалась правке, главным образом стилистической. Лишь Погодинский летописец содержит оригинальные данные о количестве сыновей Кучума, убитых по воле Сейдяка, не отличающиеся, однако, достоверностью. В Распространенной редакции Есиповской летописи встречается указание на «иностранных» «агарянских людей», благодаря которым бек из династии Тайбугидов овладел Сибиром, но оно не обнаруживает зависимости от какого-то нового источника и, поскольку об «агарянах» часто идет речь в этой разновидности «Сказания» Саввы Есипова, отражает лишь художественную манеру анонимного книжника XVII в. Возможно, тобольские летописцы, говоря о победе Сейдяка над Али в 1585 г., имели в виду, что наследник Бекбулата, причем, не исключено, по договоренности с Кучумом, заставил ханского сына оставить Сибир.

Сохранить в закладках
"ЗАПОЗДАЛЫЙ ПРИКАЗ" УСМАНОВА (2024)
Авторы: Хамидуллина Гульназ Ленаровна, Низаметдинова Лейсан Димовна

Публикация основана на архивных документах, воспоминаниях и автобиографии Шамиля Хайрулловича Усманова (1898-1937) - революционера, участника гражданской войны, редактора газеты «Красная Армия» (1919-1921), политического деятеля, принимавшего активное участие в латинизации татарского языка и основании радиовещания в Татарстане, писателя и драматурга, чей жизненный и творческий путь, полный исторических событий, открытий, глобальных изменений, триумфа и падения, был оборван в разгар репрессий. В Государственном архиве Республики Татарстан хранится оригинал его пьесы «Запоздалый приказ» (1935 г.), напечатанный на яналифе. Вокруг данного произведения возникло множество противоречий (по истечении почти 90 лет пьеса даже не была полностью переведена на русский язык), и оно стало для автора роковым. Шамиль Усманов стал жертвой предубеждений и подозрений в период 1930-х гг., когда еще молодой Советский Союз был омрачен повсеместными политическими репрессиями. Материалы статьи позволяют погрузиться в подробности трагической судьбы Шамиля Усманова - человека, который не боялся быть первооткрывателем, и узнать о деталях жизни общества советского периода.

Сохранить в закладках
ВСЕСОЮЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ "КОМСОМОЛ - СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ" И УЧАСТИЕ В НЕМ МОЛОДЕЖИ ТАТАРИИ (1969-1975 ГГ.) (2024)
Авторы: Садыкова Римма Барыевна

Трудовое воспитание детей и молодежи в СССР включало разнообразные формы и методы работы. Широкий размах приобрело Всесоюзное движение «Комсомол - сельской школе», инициированное ЦК ВЛКСМ и посвященное 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Комплекс мероприятий в рамках двухлетки был направлен на то, чтобы создать материальную базу для перехода сельских школ на всеобщее среднее образование. Достижение положительных результатов способствовало развитию движения в последующие годы. В публикации на основе архивных документов рассматривается процесс его проведения в районах Татарии в 1969-1975 гг.

Сохранить в закладках
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОСМЫСЛЕНИЯ БОЛЬШОГО ТЕРРОРА (1937-1938 ГГ.) В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ (2024)
Авторы: Гассиева Мадина Александровна

Личность И. Сталина в истории России является спорной и неоднозначной, политические и социально-экономические преобразования в Советском Союзе 30-х гг. персонифицировались в образе вождя и характеризуются по праву как сталинский период правления страной, которые вызывают интерес в науке и имеют также противоречивую оценку. Анализируя советскую эпоху необходимо руководствоваться событиями, которые могли повлиять на ее политику. В данной статье рассмотрены различные мнения исследователей на причины сталинских репрессий в 1937-1938 гг., при этом охарактеризована советская политика и сложная общественно-политическая ситуация, которая сложилась к началу Великой Отечественной войны. Среди основных причин развязывания карательной кампании против мирных граждан страны можно назвать военную угрозу извне, ускоренное развитие экономики и становление нового строя. Массовые репрессии привели к невосполнимым людским потерям, но истинные причины, масштабы и последствия этого феномена не нашли однозначного и обоснованного ответа в современной историографии. При написании статьи автор руководствовался общенаучными методами: анализ, синтез, комплексность, сравнительный подход к изучаемому материалу и его обобщение, а также принципами историзма, объективности и научности. Такой подход не только предоставил возможность объективно рассмотреть историческое прошлое и выработать на этой основе некоторые положения, но и избежать идеологизации исследования. Статистический метод позволил установить причинно-следственную связь событий и их динамичность во времени. Использование автором аналитического метода позволило придать работе уровень теоретических обобщений.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕРОИСПОВЕДНОЙ ПОЛИТИКЕ: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(Б) О БОРЬБЕ С МУСУЛЬМАНСКИМ РЕЛИГИОЗНЫМ ДВИЖЕНИЕМ (1927-1928 ГГ.) (2024)
Авторы: Исхаков Салават Мидхатович

Многие ключевые вопросы советской государственной политики в сфере свободы совести мусульманского населения не освещены в историографии из-за отсутствия тех или иных документов, исходивших из высших органов власти, прежде всего из Политбюро ЦК ВКП(б)-КПСС. Цель данной статьи - рассмотреть на основе ряда впервые вводимых в научный оборот архивных материалов и с применением историко-генетического, сравнительного, нарративного методов исследования религиозную политику Политбюро ЦК ВКП(б) в отношении мусульманского населения СССР во второй половине 1920-х гг., показать, как преломлялась эта политика на низовом уровне ее исполнителями, а также как ее воспринимали представители мусульманского мира в Татарстане. Впервые представлена секретная директива Политбюро ЦК ВКП(б) по борьбе с мусульманским религиозным движением, которая разрабатывалась в течение 1926-1928 гг. Это постановление положило начало тайной политике советского государства в отношении мусульманского населения СССР. В этой директиве содержатся тезисы, которые, с одной стороны, отражают реальную историческую ситуацию, показывающую прочность религиозного сознания мусульманских масс и их стремление сочетать преподавание светских предметов и обучение исламскому вероучению, с другой - содержат разного рода выдумки большевистских идеологов и пропагандистов в отношении ислама, мусульманских священнослужителей и их деятельности. Религиозная политика, основанная на установках большевистских идеологов и решениях высших партийных и государственных органов СССР, которая касалась регулирования различных аспектов деятельности религиозных объединений и права граждан верить или не верить, очень скоро противоречила советской Конституции 1918 г.

Сохранить в закладках
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Г. С. ГУБАЙДУЛЛИНА ПО ПРИВЕДЕНИЮ НОРМ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА В СООТВЕТСТВИЕ С СОВЕТСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ (НАЧАЛО 1920-Х ГГ.) (2024)
Авторы: Мухамадеев Алмаз Раисович, Сафин Артур Рустемович

Статья, подготовленная на основании архивных материалов и соответствующей литературы, имеет своей целью выявить роль и степень деятельности Г. С. Губайдуллина в составе Шариатской комиссии при Народном комиссариате юстиции Татарской Республики в начале 1920-х гг. Учреждение Шариатской комиссии было обусловлено желанием найти компромисс и точки соприкосновения между исламским правом и советскими законами того периода. Анализ работы учреждения показал, что этот видный общественный деятель и ученый являлся активным членом комиссии и ее плодотворным сотрудником. Как человек, знающий исламское право и исторически сложившийся быт татарского народа, он подготовил несколько соответствующих докладов и другие материалы по деятельности комиссии. Выступления касались исторически сложившихся норм права у татарского народа с раннего Средневековья по 1920-е гг., включая кыпчаков, волжских болгар, золотоордынского периода, татарских ханств и более поздних периодов. Как правило, ученый делал акцент на шариатском праве. Указанные материалы были впервые введены в научный оборот автором статьи из фондов Государственного архива Республики Татарстан в их первоначальном виде. Работа Шариатской комиссии фактически не привела к каким-то реальным изменениям в советском законодательстве, что надо считать явлением закономерным. Вместе с тем, несмотря на отсутствие ожидаемых результатов, нельзя отрицать роль комиссии в изучении и выявлении многовековых правовых норм татарского народа. Как сам факт учреждения этой комиссии, так и формы, итоги работы ее членов, получили в советской историографии неоднозначное толкование, как правило, отрицательное. На сегодняшний день ситуация меняется, доклады Г. С. Губайдуллина в составе этой комиссии, как и другие его труды имеют несомненную ценность. Само же учреждение и деятельность Шариатской комиссии можно считать неординарной и смелой инициативой властей Татарской Республики 1920-х гг.

Сохранить в закладках
"ПО ПОЛИТИЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ НЕОБХОДИМО СТРОГО УЧИТЫВАТЬ ОБЫЧАИ И РИТУАЛЬНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ ИХ РЕЛИГИИ..." (МУСУЛЬМАНСКИЕ ВОЕННОПЛЕННЫЕ В ЛАГЕРЕ ПУХХАЙМ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ) (2024)
Авторы: Гилязов Искандер Аязович

История Первой мировой войны, одной из крупнейших трагедий ХХ в., изучена и изучается неравномерно. Она нередко остается словно в тени истории Второй мировой войны. Между тем, Первая мировая война не только стала крупным военным конфликтом, но кардинальным образом изменила ход исторического развития, по-настоящему перекроила политическую карту мира. Одной из недостаточно изученных страниц истории Первой мировой войны продолжает оставаться история плена, в том числе и изучение судьбы российских военнопленных на территории Германской империи. В статье представлена история одного из лагерей военнопленных, расположенного в г. Пуххайме: его создание, численность трудовая повинность, быт военнопленных, соблюдение международных конвенций по правам военнопленных. Особое внимание уделено мусульманским военнопленным, в свете общего стремления Германской империи к розыгрышу «исламской карты» в годы Первой мировой войны. В отличие от так называемых «пропагандистских» лагерей в Вюнсдорфе, в которых мусульманские военнопленные были даже провозглашены «гостями кайзера», в Пуххайме они не получали особых льгот. Тем не менее религиозная принадлежность военнопленных в лагере обязательно учитывалась. Это проявлялось во внимании администрации на соблюдение религиозных обрядов - особенно в дни праздников или при погребении скончавшихся в лагере военнопленных. В статье приведены фотографии, характеризующие внутреннюю жизнь в лагере, а также список российских солдат-мусульман, похороненных на так называемом «русском кладбище» в Пуххайме.

Сохранить в закладках
НАСЕЛЕНИЕ ГОРОДА ТЕТЮШИ ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРЕПИСИ 1646 Г. (2024)
Авторы: Пашина Екатерина Владимировна

Российского государственного архива древних актов, охарактеризован состав населения Тетюшского уезда и города Тетюши в частности. Описание приводится по трем категориям: служилые люди, посадское и слободское население, духовенство. Отдельно повествуется о помещичьем землевладении и вотчинном хозяйстве Тетюшского Покровского монастыря. Исходя из полученных статистических данных, сделан вывод о том, что преобладающим населением в Тетюшах в середине XVII столетия являлись служилые люди, большинством из которых были представители рати, т. е. Тетюши, основанные в 1571 г. в качестве военной заставы на укрепленных засечных чертах, по-прежнему выполняли роль крепости.

Сохранить в закладках