СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ТРАЕКТОРИЙ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЕЖИ (2024)
В статье представлен анализ ценностных ориентаций студентов филиала РГППУ в г. Нижнем Тагиле влияющих на формирование их мировоззрения. Мировоззрение молодежи основывается на системе ценностей, которые трансформируются под влиянием социокультурных, социально-экономических, социально-политических условий. В системе ценностей молодежи наблюдается некое противоречие, как например приоритет семейных ценностей и индифферентное отношение к браку; осознание себя гражданином России и недостаточно сформированное чувство патриотизма. В любом обществе ценности оказываются объектом воспитания, в этом отношение социальное образование, имея более широкий контент позволяет не только влиять на формирование отдельные ценности, но и помогает выстраивать их в систему формируя тем самым современную траекторию мировоззрения молодежи.
Идентификаторы и классификаторы
Мировоззрение является путеводителем человека по жизни. Известная британская писательница Агата Кристи однажды сказала: «Странный этот мир, где двое смотрят на одно и то же, а видят полностью противоположное» (Агата Кристи 2022). От восприятия молодым человеком окружающего его социума и действительности зависят его мысли, действия, реакция на людей, их поступки. Соответственно мысли по этому поводу дают возможность говорить о мировоззрении через его синонимы – миропонимание, мироощущение и мировосприятие. Именно от этого зависит образ мышления и жизни.
Список литературы
- Агата Кристи Автобиография // Казанский федеральный университет. Новости. 28 апреля 2022. URL: https://kpfu.ru/library/vremya-chitat/mesto-svidaniya-kniga/agata-kristi-417951.html.
- Бязрова Т. Т. Социальное образование и система ценностей современной молодежи // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. № 8 (12). С. 22-25. EDN: ZHNVTT
- Гатман А. А., Макаров Н. С. Формы и основные направления созидательной активности современной молодежи // Созидательная активность молодежи как стратегический ресурс государства: матер. междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 16-18 ноября 2023 г. / под ред. Г. В. Ковалевой. Санкт-Петербург: ФГБОУВО “СПбГУПТД”, 2023. С.103-105. EDN: GWFYQW
- Жуков В. И. Модернизация современного отечественного социального образования: концептуально-теоретические основы. Москва: Издательство РГСУ, 2007. 212 с.
- Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Ручкин А.В., Симачкова Н.Н., Чупина И.П. Жизненные приоритеты и ценности современной молодежи // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2023 Том 12 № 1А. С. 158-165. EDN: LRZCLB
- Интымакова Л. Г., Чередникова Н. П. Мировоззрение: структура и способы организации // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2008. № 2. С. 32-38. EDN: OYLKSR
- Ищенко Т. В. Место студенчества в социальной структуре общества. Томск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1970. 243 с.
- Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. Москва: Политиздат, 1987. 366 с.
- Котляревич А. Н. Ценности современной российской молодежи: неолиберальный тренд // Культура и безопасность. 2023. №1. С. 5-15. EDN: TUESNS
-
Львов А. А. Дискуссии о мировоззрении в немецкой философии в конце XIX - начале XX столетий // Парадигма: философско-культурологический альманах. 2019. №. 31. С. 67-85. EDN: JEKMZV
-
Махмудова Н. Р., Мухамадиев С. И. Инновационные технологии в образовании // Вопросы науки и образования. 2019. № 11 (57). С. 53-58. EDN: ZKWJWX
-
Окунева Е. С. Прокопьева А. Е. Формирование созидательной активности молодежи в условиях высшего образования // Научное Образование. URL:https://naobr.ru/component/djclassifieds/?view=item&cid=12:publ7&id=1564.
-
Результаты опроса о ценностях и приоритетах в молодежной среде // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Москва. 14 декабря 2022 г. // ВЦИОМ НОВОСТИ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi?ysclid=lr4pxw4o3w154319420.
-
Черникова Е. Г., Пташко Т. Г. Система социального образования студента в условиях педагогического процесса вуза // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. № 4. С. 95-100. EDN: YSELFR
-
Чистякова Е. Ю. Теоретико-познавательный и ценностно-регулятивный аспекты мировоззрения в философии И. Канта // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2017. Т. 40. №. 10 (259). С. 166-169.
-
Чупров В. И. Теоретические и прикладные проблемы социального развития молодежи: автореф. дис. д-ра социол. наук: 22.00.04 / Чупров Владимир Ильич. Рос. АН, Ин-т социал.-полит. исслед. Москва, 1994. 58 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья содержит обсуждение и предложения по внедрению учения В. И. Вернадского о «ноосфере», как ключевого социально ориентированного устойчивого развития человеческой цивилизации в коэволюции: Природа-Общество-Человек; нового этапа развития человечества. При этом мировоззренческой основой такого развития становится глобальное формирование экологически ориентированного, экологического мировоззрения.
В статье рассматриваются различные типы цивилизационных моделей при помощи характеристики культуры, формы организации общества.
Туризмвсовременномобществечащевсеговоспринимается как развлечение, отдых, но заядлые путешественники точно знают, что каждая туристическая поездка - это открытие новых горизонтов знания об окружающем мире. Путешествия могут стать не только источником впечатлений, но могут породить и массу новых интересов и мотиваций к деятельности, как творческой, так и научной.В этом плане Аркаим - удивителен! Он не только привлекает ученых, как центр археологических и историко-культурных исследований, но и как место, дающее людям творческий импульс. Для нас же это древнее городище стало отправной точкой «путешествий с увлечением», когда мы вдруг начали проявлять интерес не только к истории мест, которые посещали, но и обратились к связанным с ними преданиям и легендам. А так как маршруты нашего тревел-проекта «Дамы в шляпках» против«Парней в килтах» пролегли по Шотландскому Нагорью и Уралу, то объектом интереса на сей раз стали сказания о горах, долинах, озерах и их духах-сущностях, которыми так богаты эти два географических пространства на разных концах Европы. Тем более, что переклички в сюжетах мы обнаружили очень интересные. Это не только Хозяйкамедной горы, русалки и шелки (тюлени), которые увлекают за собой удачливых камнерезов, рыбаков и моряков в сады подземные и подводные; но и Великий Полоз, и Кэлпи - духи гор и озер, которые способны показать человеку безграничную силу природы. Писатели давно уже рассказали об этом, однако, совсем другое дело самим ступить на старые тропы. Именно такие путешествия способны поменять взгляд человека на мир, а еще - побудить его к творчеству. Чем закончилось прохождение маршрута для нас - расскажем.
В большинстве существующих теоретических концепций критика не рассматривается в связи с когнитивной проблематикой. Не обладая чётко выраженной методологической базой, критика начинает сближаться с художественным творчеством для адекватной интерпретации произведений. В дальнейшем, став одним из инструментов политического руководства обществом, критика оказалась подвержена влиянию идеологии, утратив какие бы то ни было когнитивные возможности. В ситуации либерализации общественной и литературной жизни одной из важнейших задач критики продолжает оставаться сохранение литературного канона, даже если результаты научной рефлексии вступают с ним в противоречие. Развитие когнитивности литературной критики возможно при пересмотре методологических оснований литературно-критической деятельности. На смену традиционному представлению об изначальной «вложенности» в текст произведения художественного смысла, определяющего его интерпретацию, приходит осознание того, что смысл создается в процессе интерпретации. «Истина» художественного произведения плюралистична, и «текст» когнитивно не равен «произведению».
В данной работе сделано предположение о том, что человеческое мышление прошло четыре характерных фазовых этапа эволюции. На первом этапе мышление соотносилось с масштабом индивида. На втором масштаб мышления менялся от соответствовавшего размеру племени до соотносящегося со всем человечеством. Когда мышление уперлось в границы собственного вида, произошёл следующий фазовый переход, и в состав мышления была включена живая природа. В свою очередь, границы живого определили заключительную метаморфозу, включившую в процедуры мышления неживую природу.
Русское обрядовое ряженье - архаическая традиция, изучение которой в отечественной фольклористике начинается с середины XIX века и продолжается до настоящего времени. Данное исследование рассматривает трансформацию традиции и ее существование на современном этапе. Мы выделяем три формы бытования: сакральная, профессионально-коммерческая и профанная. Первая рассмотрена на примере славянских общин, ревитализирующих сакральный аспект ряженья, проанализированы страницы сообществ в социальной сети ВКонтакте. Вторая представлена группами профессиональных скоморохов, возрождающих мастерство ряженых, окрутников, масок. Третья форма бытования рассмотрена на примере«голой вечеринки», которая отчетливо показывает десакрализацию традиции и симуляцию сакрального в праздничной культуре.
В статье рассматривается взаимоотношение двух базовых понятий - «аномии» и «отчуждения». Некоторые ученые рассматривают аномию и отчуждение как синонимичные понятия. Другие рассматривают аномию как условие возникновения отчуждения. Третья, наоборот, видят в отчуждении причину развития аномии. Цель нашего исследования - описать взаимоотношения между понятиями «аномия» и «отчуждение», представленном в научном сообществе. На основе приведенных концепций мы можем сделать вывод, что аномия и отчуждение в смысловом поле часто присутствуют рядом: аномия и отчуждение являются синонимами; аномия является условием развития отчуждения; отчуждение является условием развития аномии.
В статье рассматриваются особенности формирования и функционирования сакральных пространств и объектов, характерных для казахов и татар сельских населённых пунктов юга Челябинской области. Выделяются мифологические персонажи освоенных и неосвоенных пространств, природные и культурные элементы ландшафта и связанные с ними обряды, и ритуалы. Многообразие форм и проявлений сакрализации объектов приводится на примере поселка Редутово Чесменского района, где зафиксировано традиционное для «народного ислама» создание религиозного мировоззрения и ландшафта, практики, ассоциируемые с национальной идентичностью, сохранением памяти и её воспроизводством.
Фигура библейского Иуды стабильно пребывает в мировой культуре. Объяснения мотивов его предательства есть у многих писателей. Но художественное исследование данного феномена, осуществленное вне историко-географического контекста, не передает сложность неадекватного поведения человека в социальных конфликтах в зоне соприкосновения культур. Таким пространством в XVIII- XIX веках была Сибирь. Отсутствие же в ней действенного контроля провоцировало появление асоциальных личностей. Частично их девиантные проступки объясняются теорией фронтира. В данной статье рассмотрены судьбы оказавшихся в Азиатской России А. Д. Меншикова (первая треть XVIII века) и братьев Завалишиных (вторая треть XIX века). В их образах присутствовали как литературно-мифологические черты, так и качества маргиналов, проживавших на окраинных землях.
Художественное познание мира в качестве основной специфической формы отражения и понимания действительности провозглашает художественный образ, который в эпистемологическом отношении привлекателен тем, что многослоен, многозначен, полиинтерпретируем. Сравнивая два художественных метода познания мира - классицизм и метамодернизм, автор, анализируя балетную постановку «Сны Спящей красавицы», приходит к выводу: познавательный потенциал современного синтетического искусства в меньшей степени образуют элементы классицизма, а в большей - элементы метамодернизма. Однако сама прецедентная природа рассматриваемого балетного спектакля, отсылающего как минимум дважды к классическому искусству, делает его еще и как бы трансклассическим, поскольку метамодернистский смысл этой постановки полностью раскрывается именно в контексте общеизвестного классического сюжета.
Издательство
- Издательство
- ЧЕЛГУ
- Регион
- Россия, Челябинск
- Почтовый адрес
- 454001, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д.129
- Юр. адрес
- 454001, Челябинская обл, г Челябинск, Калининский р-н, ул Братьев Кашириных, д 129
- ФИО
- Таскаев Сергей Валерьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@csu.ru
- Контактный телефон
- +7 (351) 7419767
- Сайт
- https://www.csu.ru/